"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе"





Скачать 60.18 Kb.
Название"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе"
Дата публикации17.08.2014
Размер60.18 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Интегрированный урок

"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе"

(Прокопенко О.Г, Колосова В.Ф.)

Ход урока.

I. Организационный момент:

Здравствуйте, садитесь. Ребята, сегодняшний урок наш не совсем обычный – его будут вести сразу три учителя (литературы, истории, информатики), да и предмет, о котором мы будем говорить, - тоже неординарный. Через 6 лет, в 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения. Итак, страницы подвига.

Как вы думаете, что испытывает человек, который должен его совершить?

(2 – 3 ответа)

- Вот как на этот вопрос ответил поэт Виталий Коротич:

Слайд 1.

- Звучит стихотворение "Идя на подвиги" в исполнении ученика-1:

Идя на подвиги,

Не алчут орденов,

Не бредят

Благодарностью державы,

Не узнают примерный вес чинов,

Достойных стать

Эквивалентом славы.

Идя на подвиги,

Не ведают о том,

Насколько щедрость родины огромна,

И называют чрезвычайно скромно

Все то, что станет подвигом потом.

Слайд 2.

Учитель истории:

Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение неприятеля, "двунадесяти языков" наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали могучий народный подъем. И поэтому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов – России верные сыны.

Слайд 3.

Учитель литературы:

Образы защитников Отечества неоднократно вдохновляли писателей и поэтов.

Вот как это было воплощено в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”:

- С анализом стихотворения выступает ученик-2.

Слайд 4.

Учитель истории:

Отечественная война выявила славную плеяду выдающихся полководцев и военноначальников. Одним из них был главнокомандующий 1-ой армией Барклай де Толли.

- Сообщение ученика – 3 о Б.Де Толли.

Слайд 5.

Учитель истории:

Огромной любовью солдат пользовался любимец еще А.Суворова, главнокомандующий 2-ой армией князь Петр Багратион.

- Сообщение ученика –4 о Багратионе.

Слайд 6.

Учитель литературы:

Таким любимцем солдат показан в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого Андрей Болконский. “Наш князь” называли его солдаты.

-Сообщение ученика –5 об Андрее (по роману Л.Толстого “Война и мир”)

Слайд 7.

Учитель истории:

Дохтуров, Милорадович, Раевский, Ермолов, братья Тучковы и легендарный атаман Платов… Эти имена теперь стали легендой, легендой о доблести, мужестве, беспримерном героизме.

Сообщение группы учеников о Дохтурове, Ермолове, Тучкове.

Слайды 8-9-10.

- Звучит анализ Стихотворения “Генералам 12 года” М.Цветаевой :

ГЕНЕРАЛАМ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА.

Сергею

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце оставляли след, -

Очаровательные франты

Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу, -

Цари на каждом бранном поле

И на балу.
Вас охраняла длань господня

И сердце матери, - вчера

Малютки-мальчики, сегодня –

Офицера!
Вам все вершины были малы

И мягок самый черствый хлеб,

О, молодые генералы

Своих судеб!
Ах, на гравюре полустертой,

В один великолепный миг,

Я видела, Тучков-четвертый,

Ваш нежный лик.
И вашу хрупкую фигуру,

И золотые ордена...

И я, поцеловав гравюру,

Не знала сна...
О, как, мне кажется, могли вы

Рукою, полною перстней,

И кудри дев ласкать – и гривы

Своих коней.
В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век...

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег.
Три сотни побеждало – трое!

Лишь мертвый не вставал с земли.

Вы были дети и герои,

Вы все могли!
Что так же трогательно-юно,

Как ваша бешеная рать?

Вас златокудрая Фортуна

Вела, как мать.
Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие –

И весело переходили

В небытие.

26 декабря 1913

Феодосия

Слайд 11.

Учитель истории:

Однако всех их объединяет фигура главного героя 1812 года – фельдмаршала М. И.Кутузова.

Сообщение ученика-6 о Кутузове.

(Историческое и литературное (по роману Л.Толстого “Война и мир”)

Слайд 12.

Учитель истории: Гибельной для захватчиков стала “малая война”,

под которой Кутузов понимал военные действия ополчений , армейских и крестьянских партизанских отрядов. Инициатива принадлежала Барклаю де Толли. Над французскими войсками поднялась “дубина народной войны”- крестьяне уходили в леса и по-своему боролись с неприятелем .Такими были Фёдор Потапов и старостиха Василия Кожина.

Сообщение ученика – (по истории. Ф. Потапове и В. Кожиной). Сообщение ученика - (по литературе о Долохове).

Слайды 13-14-15.

Учитель истории:

Героем партизанской войны стал Денис Давыдов – гусар, храбрец, поэт.

Сообщение ученика-8 о Давыдове.

Слайд 16.

Учитель литературы:

Денис Давыдов стал прототипом Денисова в Романе Толстого “Война и мир”. Именно в его отряд попал младший из Ростовых – Петя. Его гибелью автор подчёркивает антигуманистическую идею войны: она не щадит даже совсем юного, почти мальчика, героя.

Сообщение ученика-9 о Пете Ростове. (По роману Л. Толстого “Война и мир”.)

Слайд 17.

Учитель литературы: Величайший гуманист Толстой, создавая в романе образы героических защитников Отечества, выражает не менее главную и дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, убивая её детей, равно любимых: и русских, и французов. Вот таким он изображает после сражения Бородинское поле.

Сообщение ученика – 10 о Бородинском поле. (По роману Л.Н.Толстого “Война и мир”.)

Слайд 18.

Учитель литературы: Блестящие офицеры, не жалевшие жизни своей во имя Родины… Поистине подвиг их незабвенен и будет звучать в веках. Вот кем их видит поэт – исполнитель Булат Окуджава. (Песня “ Кавалергарда век не долог…” звучит в исполнении группы учащихся.)

Слайд 19.

Учитель истории: По окончанию войны у Тверской заставы была сооружена деревянная триумфальная арка, через 20 лет она была заманена каменной. Теперь это главное украшение святого места – Поклонной горы, на которой слились два великих подвига воедино: подвиг героев России войны 1812 года и героев СССР Великой отечественной войны 1941 – 1945 годов. О славе и доблести нашей армии говорят величайшие памятники: Музей российского оружия и Музей-панорама Бородинской битвы. О героях 1812 года напоминают сегодня названия улиц, перекрестков и проездов, расположенных вблизи Кутузовского проспекта, в них увековечены имена Барклая, Давыдова, Кожиной и др.

Слайды 20-30.

Заключение

Учитель литературы:

- Ребята, вы сегодня приняли участие в таком непростом разговоре. Наверное, стоит все-таки понять, что героями не рождаются, ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос "что ближе, дороже – ты сам или Родина" человек находит свой ответ.

Слайды 30-34-35.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе\" iconОбластные краеведческие чтения «Год славы России 1812-й», посвященные...
Важнейшим направлением в работе Белгородского государственного историко-краеведческого музея и его филиалов (бгикм) было проведение...
\"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе\" iconРабочая программа
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
\"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе\" iconКонспект урока по истории России в 10 классе «Отечественная война 1812 года»
Цель: способствовать формированию знаний о предпосылках, ходе и последствиях Отечественной войны 1812 г., ее народном характере,...
\"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе\" iconКонспект открытого бинарного урока (русский язык и литература) 9...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
\"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе\" iconКалендарно-тематическое планирование по истории 6 класс
Активизация работы по военно- патриотическому воспитанию молодежи на примере подвигов Героев Отечественной войны 1812, Великой Отечественной...
\"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе\" iconКонспект учебного занятия по теме «Рукопашный бой»
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
\"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе\" iconПлан-конспект урока отечественная война 1812 года
Рассказать о ходе Отечественной войны 1812 года, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный...
\"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе\" iconТесты по следующей тематике: Зачет I. «Ратные страницы истории Отечества»
Активизация работы по военно- патриотическому воспитанию молодежи на примере подвигов Героев Отечественной войны 1812, Великой Отечественной...
\"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе\" iconНародный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Марковская средняя общеобразовательная»
\"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории
\"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе\" iconКонспект урока по теме: «Изображение Отечественной войны 1812 года...
«Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Взгляд Толстого на историю»
\"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе\" iconНачальная общеобразовательная школа №992 «излучина» Конспект развивающего...
Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы...
\"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сформировать представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, о героях Отечественной войны 1812 года: М. И. Кутузове, П....
\"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе\" iconУрок истории в 8 классе
Рассказать о ходе Отечественной войны 1812 года, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный...
\"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе\" iconМетодические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий,...
«Русской Илиадой» назвали ее современники. Ей посвящено наибольшее число исследований по сравнению с любым другим событием тысячелетней...
\"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе\" iconКалендарно-тематическое планирование по спецкурсу «Историческое краеведение» Класс
Начало 19 века (1812-1813), познакомить с участниками симбирянами участниками Отечественной войны 1812 года


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск