Скачать 97.32 Kb.
|
Тема: «Образ Отечественной войны 1812 года». (урок истории в 8 классе) Выполнила: Шарафутдинова Роза Фанисовна, учитель МБОУ СОШ с.Айдарали Стерлибашевского района РБ Тема урока: «Образ Отечественной войны 1812года». Цели урока: Обучающие: - создать образ Отечественной войны 1812года; - создать условия для формирования представлений о войне 1812 года; - показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итог войны); - рассмотреть выдающихся личностей войны и на этой основе составить портрет человека войны 1812 года. Развивающие: - развивать умения работать с документами, схемами, иллюстрациями; доказывать; делать выводы. Воспитательные: - воспитывать чувство патриотизма и национальную гордость. Оборудование урока: карта «Отечественная война 1812 года»; схема «Бородинского сражения»; презентация. Ход урока. I Вступительное слово. Учитель. - Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сегодня услышим. Тема урока- Отечественная война 1812 года (слайд -1). Учитель: - Сегодня на уроке мы узнаем:
II. Выдающиеся полководцы войны. - В 1812 году над Россией нависла новая беда - война с Францией. Французской армией командовал император Наполеон Бонапарт. - Наполеон Бонапарт - кто он? (Слайд 2) Ученик: Рассказ о полководце Наполеон Бонапарте. Наполеон… Его имя, безусловно, знакомо каждому из нас. Этот человек замахнулся на господство над всем миром, и едва не добился своей цели. Великий деятель, настоящий француз, блестящий полководец и знаменитый император - Наполеон Бонапарт до сих пор будоражит умы историков, психологов и даже обычных людей. Он необычен, эксцентричен, нелинеен - в нём много привлекательного, но немало и отталкивающего. Кто такой Наполеон ? Наполеон Бонапарт появился на свет 15.08.1769 на Корсике в дворянской семье. Окончив военную школу, он был быстро делать карьеру и в 1796 году, уже был командующим французской армией в Италии. В 1798 Наполеон был разбит османцами в попытке нанести удар по британским торговым маршрутам с Индией, и оказался совсем в бедственном положении, когда его флот был уничтожен британцами в битве на Ниле. Франция в то время столкнулась с новой коалицией - Австрия и Россия в союзе с Великобританией. Наполеон вернулся в Париж, где правительство переживало серьезный кризис. В результате военного переворота в ноябре 1799, первым консулом стал именно Наполеон - биография его значительно улучшилась. В 1802 году он был действующим консулом, а спустя два года, императором. Он руководил централизацией власти, созданием Банка Франции, восстановлением католицизма в качестве государственной религии и правовой реформой. В 1810 году завершил свой бездетный брак с Жозефиной и женился на дочери австрийского императора в надежде иметь наследника. Через год у него родился сын. Одна из самых ярких людей в истории, Наполеон Бонапарт был мастерским солдатом, несравненным великим тактиком и превосходным администратором. Он был также абсолютно безжалостным диктатором, и на склоне лет и карьеры задумывался, что многое сделал не так. Конечно, в его блистательном восхождении многое сыграли обстоятельства - время, место, но талант его бесспорен. Как и Цезарь, он не прятался в тылу, а был в середине боя, сражаясь вместе со своими солдатами, и вдохновляя их личным примером и личной храбростью. Чтобы узнать, каким человеком был Наполеон, биография его вполне достаточна, изучая ее, можно легко понять, что это был великий солдат и предводитель. Учитель: - В это время почти все европейские страны были охвачены войной. Во Франции пришел к власти и провозгласил себя императором Наполеон Бонапарт. Он мечтал о мировом господстве. Уже многие покоренные страны лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно почувствовать себя мировым господином, ему нужно было завоевать Россию. К началу 1812 года “Великая армия” Наполеона насчитывала 1 миллион 200 тысяч человек. Состояла она не только из французов, но из представителей народ, уже завоеванных Наполеоном. В поход на Россию он взял 600 тысяч человек. Во главе войск стояли умные, опытные, проверенные в боях военачальники. Наполеон был уверен в скорой победе. Своим маршалам Наполеон говорил: “Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги. Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову. Если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце”. Тревога за судьбу Отечества охватила весь народ. В этот трудный для России час главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Голенищев- Кутузов. (Слайд 3) Рассказ о личности - М.И. Кутузове. - М.И. Кутузов... "Одно упоминание этого имени заставляет сильнее биться русское сердце". М. И. Кутузов не только выдающийся военачальник, каковым его знают все. Он был также одним из крупнейших русских дипломатов, блестяще сочетавшим в себе военные и дипломатические таланты. Дипломатическая деятельность его продолжалась свыше двух десятилетий и отличалась большим разнообразием выполняемых им важных поручений. В 1792 - 1794 годах М. И. Кутузов был направлен со специальной миссией в Турцию, где с большим успехом выполнил возложенные на него задачи. В 1797 1798 годах он вел в Берлине важные переговоры с Пруссией, а через год - со Швецией о демаркации русско-шведской границы. Качества тонкого дипломата Кутузов проявил и в 1805 году, в период борьбы с наполеоновской Францией. Особенно ярко дипломатические способности Кутузова раскрылись в период пребывания его на посту главнокомандующего Молдавской армией. В это время при активнейшем участии Кутузова был заключен знаменитый Бухарестский мир 1812 года, значительно укрепивший положение России накануне вторжения в ее пределы наполеоновских полчищ. Выдающиеся дипломатические способности Кутузова вновь проявились в Отечественную войну 1812 года и в первые месяцы европейского похода русской армии, когда военные действия в силу их возросшего масштаба и общеевропейского характера неизбежно переплетались с действиями дипломатическими. Михаил Илларионович родился в семье генерал- поручика. Его отец был военным инженером, и сын пошёл по стопам отца, окончив инженерно-артиллерийскую школу. Боевое крещение он получил на русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Здесь, служа под командованием Суворова и Румянцева, он участвовал во многих сражениях, проявлял себя храбрым офицером. Ум и воинская доблесть Кутузова были признаны и товарищами и начальством уже в первые годы его военной службы, которую он начал 19 лет. Он воевал в войсках Румянцева, под Ларгой, под Кагулом, и тогда уже своей неслыханной храбростью заставил о себе говорить. Он первым бросался в атаку и последним прекращал преследование неприятеля. В конце первой турецкой войны он был опасно ранен и лишь каким-то чудом (так считали и русские и немецкие врачи, лечившие его) отделался только потерей глаза. Екатерина велела отправить его за казенный счет для лечения за границу. Эта довольно длительная поездка сыграла свою роль в его жизни. Кутузов с жадностью набросился на чтение и очень пополнил свое образование. Во время второй турецкой войны, при осаде Очакова (1788), Кутузов снова был тяжело ранен. Зимой 1790 года, участвовал под началом Суворова в штурме Измаила – одной из самых мощных турецких крепостей. Его солдаты дважды брали крепостной вал, и дважды турки сбрасывали их в ров. Победной стала только третья атака. Кутузов во главе колонны овладел бастионом, и первый ворвался внутрь города. Отличился также в боях под Бабадагом и Мачным. В 1792 году, командуя левофланговой колонной В армии генерала Каховского, Кутузов содействовал победе над поляками при Дубенке. В 1793 году успешно выполнил в Константинополе дипломатические поручения Екатерины I. В 1795году назначен генерал-директором сухопутного шляхетского корпуса. Кутузов тем не менее продолжал быть в не милости и в начале Отечественной войны оставался не у дел. Но сложившаяся обстановка в 1812 году все таки потребовала присутствия Кутузова, так как он пользовался большим уважением в армии, и имел огромный военный опыт. И в итоге Александр I, под воздействием общественного мнения назначает Кутузова главнокомандующим русской армии, вместо «ненавистного немца» Барклая-де-Толи, который в отличие от Кутузова не пользовался уважением в русской армии. Учитель: - Итак, рассмотрев два портрета личностей войны 1812 года какие выводы можно сделать? Выводы: Две сильные личности, которые попытаются добиться своего господства во всех отношениях, прежде всего в сражениях. III. Основные военные действия. Учитель:- Весной 1812 года Наполеон завершил подготовку к вторжению в Россию. Задание: определите по учебнику количественный состав двух противоборствующих армий и сделайте вывод. Армия французов - 640 тыс. чел. Русская армия - 300 тыс. чел. Вывод: двойное превосходство сил противника. Задание: в атласе по карте «Отечественная война 1812 года» определите расположение русских армий, командующих и направление, которое они защищают. Учащиеся: -1 армия – М.Б. Барклай де Толи, направление Санкт-Петербург; - 2 армия – П.Н. Багратион, направление Москва ; - 3 армия – А.П. Тормасов, направление Киев. 1.Сражение под Смоленском продолжалось с 4 по 6 августа. 7августа русские войска оставили разрушенный и горящий город. Вопрос: В чём причина поражения? Учитель: - В России всегда существует вопрос: Кто виноват? Кто виноват, что армия отступает, и какие проклятья слышатся в его адрес? Барклай- де- Толи (командующий русской армией) – «изменник» , «немец». А страна ищет нового героя, спасителя земли русской. Таким героем становится М.И. Кутузов. Суворов говорил о нем: «Хитер, хитер! Умен, умен! Никто его не обманет». Наполеон называл его «старым лисом». Вопрос: определите стратегическую тактику М.И. Кутузова? 2.Бородинское сражение. Задание: откройте карту-схему, найдите следующие объекты 1. Ставки – М.И.Кутузова, Наполеона. 2. Смоленские дороги: старую и новую. 3. Села – Семеновское, Шевардино. 4. Батарею Раневского. Учитель: - Накануне сражения по обычаю надели чистое белье, заботливо чистили ружья, точили штыки. Ночью священники пронесли по лагерю чудотворный образ Смоленской Божьей Матери – заступницы Русской земли. За образом со слезами на глазах шел Кутузов, с ним весь штаб. На пути иконы Смоленской Божьей Матери на коленях стояли тысячи солдат и офицеров. Вопрос: Бородино – это победа или поражение? Вывод:- Бородино – это одна из ярких страниц истории Отечества, наверное, и вы испытывали какие-то чувства, изучая данный вопрос. - А сейчас мы с вами создадим « ромашку чувств»: У вас на столе в конверте есть лепестки, они разного цвета. Вот если вы испытали чувство - гордости, восхищения, то возьмите оранжевый лепесток; - разочарования, то возьмите лепесток синего цвета; - сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите лепесток зеленый; - никаких, то лепесток коричневый. На большом столе лежит сердцевина ромашки, приклейте к ней свой лепесток. Вывод: Вы люди неравнодушные, у вас есть гражданская позиция, а главное в вас живет чувство патриотизма, а также сострадание и милосердие. Учитель: - Из- за больших потерь Кутузов приказал войскам отступить к Москве. Нелёгкий выбор встал перед русским командованием: давать ли под стенами Москвы ещё одно сражение или оставить Москву неприятелю, но сберечь войско? Полководец принял нелёгкое решение отступить. Никто не понимал- как полководец мог сдать Москву в руки неприятелю. Французский император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало во многих городах Европы. Но напрасно … Наполеон вошёл в Москву. Улицы были пусты. 2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней. Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ и, впоследствии, война была французами проиграна. Русские войска освободили свою землю. -Обратите внимание на обмундирование солдата Отечественной войны. Сколько материальных затрат нужно было сделать стране, чтобы обеспечить всю армию в несколько тысяч человек? _ А в следующем слайде показан героико-патриотический дух солдата войны 1812 года. Наряду с солдатами и сами полководцы вставали в первые ряды армии. Делая тем самым пример для своих солдат. - Проанализируем документ и ответим на вопрос: С каким чувством покидали Москву французы? Документ: «Мы прошли самую скверную и бесплодную дорогу; лошади павшие на дороге тут же съедались». Офицер Бонне. «Холод увеличивается, истощение солдат, еще ничего неевших такого, что многие падают в обморок; другие почти не в состоянии нести оружие, но, тем не менее, желают боя чтобы согреться, а может быть, надеются чтобы найти смерть, которая избавит их от этой долгой агонии». Офицер Ложье «Нет сомнения , что недостаток продовольствия способствовал деморализации войск, подрывая их силы, и что обильная горячая пища парализовала бы действия холода». Офицер Тирион «К столь многочисленным бедствиям следует присоединить еще сонмы казаков и вооруженных крестьян, которые окружают нас. с каждым днем становиться все холоднее, и вскоре мороз должен соединится с голодом, чтобы уничтожить нашу армию, эту армию, и которая была столь прекрасною при переходе через Неман!» Офицер Франсуа . Учитель: -В декабре 1812 года Кутузов доложил императору Александру I: «Война кончилась за полным истреблением неприятеля». 25 декабря 1812 г. царский манифест возвестил об окончании Отечественной войны. -Победа русского оружия привела к окончательному поражению Франции. Русские войска вошли в Париж. Победоносное окончание войны подняло авторитет Александра I и России еще выше. IV. Итог урока. - На следующих уроках мы продолжим знакомиться с событиями Отечественной войны 1812 года. Проанализируем литературные источники, обратившиеся к этой теме. А сегодня, главное , чтобы вы образно представляли себе эту историческую дату. V. Домашнее задание: Работая с параграфом учебника и вопросами к нему, сформулируйте основные итоги войны. |
Урок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь» Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа | Урок по истории в 10 классе моу «Юркинская средняя общеобразовательная школа» Обобщить знания учащихся по истории Отечества с древнейших времен до конца 15 века | ||
Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | Урок- презентация по истории в 10 классе Тема: «нэп: за и против» Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, помочь развить познавательный интерес у старшеклассников к одному из сложных... | ||
Анализ урока английского языка «Хэллоуин» в 5 классе. Урок был проведен... Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интегрированный урок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино"-это правда истории или... | ||
Конспект Урока истории в 11 классе, курс базовый. Урок разработан... Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне | Урок в 6 классе «Россия с древнейших времен до конца XVI века» Повторение и обобщение материала по истории России, пройденного в 6 классе. Выяснение уровня знания материала и степени его усвоения... | ||
Урок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели" Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л.... | Урок истории в 10 классе на тему «Отечественная война 1812 года» Уважаемые коллеги, я, Хасаншина Гулюзя Ахметовна, учитель истории и обществознания Государственного бюджетного общеобразовательного... | ||
Урок математики и истории в 4 классе М. В. Ломоносова; формировать умения работать коллективно и самостоятельно, уважая мнение других; прививать интерес к предмету, к... | Конспект факультативного занятия в 11 классе по теме «Перспективная начальная школа» и дополняющие учебник «Математика». Данный урок математики в 3 классе обеспечивает формирование умения... | ||
Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей в революции» Цели урока: показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации... | Урок до звонка. Не дифференцирует домашнее задание Объект: преподавание предметов «Алгебра» в 7 классе, «Геометрия» в 8 классе, «Физика» в 9 классе и «Информатика» в 11 классе (выборочно... | ||
Урок истории в 8 классе по теме Творческое название: Выдающиеся представители татарского национального движения XIX – XX веков | Урок по обществознанию в 10 классе Подготовила учитель истории и обществознания моу «сош №1 Р. п. Новые Бурасы» Дрюпина Ирина Георгиевна |