Скачать 84.07 Kb.
|
МБОУ СОШ № 28 города Архангельска. Интегрированный урок математики и истории в 4 классе «Приёмы быстрых устных вычислений. Умножение двузначных чисел на 11. М. В. Ломоносов». Кузнецова Любовь Владимировна, учитель начальных классов. Тема. Приёмы быстрых устных вычислений. Умножение двузначных чисел на 11. М. В. Ломоносов. Цель: познакомить учащихся с приёмами быстрых вычислений. Задачи: закреплять вычислительные навыки через решение примеров, уравнений и задач, способствовать формированию умения применять математические знания в новой ситуации; активизировать познавательный интерес учащихся к жизни и деятельности нашего земляка-помора М.В.Ломоносова; формировать умения работать коллективно и самостоятельно, уважая мнение других; прививать интерес к предмету, к истории своей Родины; создавать условия для снятия умственного напряжения через двигательную активность учащихся и музыкальное оформление. Оборудование: карточки с названиями мер времени, таблицы для устного счёта, индивидуальный лист для учащихся (приложение 3), буклет (приложение 4), задания для «мозаики», презентация о М.В. Ломоносове (приложение 5). Ход урока: 1. Организационный момент.
год, век. На доску прикрепляются карточки. С обратной стороны карточек - буквы, получается М. В. Ломоносов).
2. Этап актуализации знаний.
Логические карточки. Как получили число в центре таблицы?
460+ 340 360-140 900 310
3 297 27х11 - как сосчитать? 27х11=27x (10+1)= 27x10 + 27x1=270+27=297 3. Постановка проблемы.
Показать несколько примеров. Дети называют двузначные числа, учитель мгновенно умножает на 11. ( Удивление! Мотивация. Определение темы, цели и задач урока.)
4. Этап открытия новых знаний.
Например: 26х11=286 73х11=803 43х11=473 85х11=935
а) Если сумма цифр двузначного числа не превышает 10, надо: 1) цифры этого числа раздвинуть; 2) поставить между ними сумму этих цифр. 72 х 11 = 7(7 + 2)2 = 792 б) Если сумма цифр равна 10 или больше 10, надо: 1) мысленно раздвинуть цифры этого числа; 2) поставить между ними сумму этих цифр; 3) к первой цифре прибавить единицу, а вторую и третью оставить без изменения. 94 х 11 = 9(13)4 = (9 + 1)34 = 1034 5. Первичные закрепления (ситуация успеха).
Теперь, когда мы научились быстро считать, отправляемся в путешествие. 6. Физкультминутка.
7. Знакомство с биографией учёного. Презентация «Биография Ломоносова».
А как называется деревня, расшифруем: 3 Мишанинская, 5 Денисовка. Для этого необходимо решить задачу, её ответ нам и поможет. (Задача № 2.) № 2. Задача. Сколько уток. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя другими и три в ряд, сколько всего летело уток? (Решение разбирается на доске. Учащиеся доказывают свой выбор. Ответ: 3).
Михайло - единственный сын крестьянина – помора Василия Дорофеевича Ломоносова, человека состоятельного, который одним из первых оснастил своё судно так, как это делали голландские моряки. А как за быстроходность назвали морское судно, поможет узнать нам ребус. Ч , (Слайд №5. Судно. Ребус. Ответ: «Чайка».) Михайло растёт здоровым и сильным мальчиком, сообразительным, любознательным, с 10 лет он ходит с отцом в море. Учиться мальчик начал поздно, лет с 12. К тому времени он уже освоил рыбный промысел, но дивное устройство окружающего мира не даёт ему покоя. Так хочется учиться! 8. Самостоятельная работа с самопроверкой. Повторение. Первые свои книги мальчик учит наизусть. (Слайд №6. Книги.) Как называются книги, «врата учёности »? («Арифметика», «Грамматика») Кто их авторы, вам необходимо расшифровать. (Смотри индивидуальный лист для учащихся. Задание1) Самопроверка. «Арифметика» Л. Магницкого и "Грамматика" М. Смотрицкого были одними из "врат учености" М.В.Ломоносова. 9. Индивидуальная работа. (Пока класс расшифровывает авторов учебников, двое учащихся складывают математическую мозаику. Им предложены «осколки» мозаики (карточки с заданиями) и лист ватмана с ответами. Необходимо, выполнив задания на карточках, приклеить их на ватман, точно на место ответа. Получится высказывание Ломоносова о математике.) Варианты заданий по усмотрению учителя. 10. Решение задачи.
Решение задачи № 3. Некий человек продавал купцу коня за 150 рублей. Купец посчитал, что такая цена слишком велика для такого недостойного коня, и передумал. Продавец предложил купцу тогда купить только гвозди в подковах, а коня он отдаст бесплатно. «В каждой подкове 5 гвоздей. Дай мне за один гвоздь один рубль, за второй — два рубля, за третий — три и так все гвозди купи». Обрадовался купец такой цене, решив, что заплатит не более 100 рублей за гвозди и коня возьмёт в придачу, и согласился. Но когда пришлось отдавать деньги, понял, что проторговался, обманул его продавец. На сколько рублей обманул купца продавец? (Слайд № 7 со схемой задачи.) Чтение, анализ и решение задачи (фронтальная работа). 1)5х4= 20 (гвоздей) 2)1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12+13+14+15+16+17+18+19+20=210(рублей)- заплатил купец 3)210-150=на 60 (рублей)- переплатил купец. 11. Беседа о вкладе М.В. Ломоносова в науки. Презентация «Биография М. В.Ломоносова»
Курс академии 12 лет, юноша заканчивает за 5. А между тем житиё – бытиё в школе было скудное и суровое « № копейки в день, 1-квасу,1-хлеба1- на прочие нужды». Михайло – лучший ученик. С 11-ю способными к наукам учениками он продолжает обучение в Петербургской академии наук, а затем его отправляют за границу, где он изучает 16 научных дисциплин. (Слайд №10. Марбургский университет. Фрейберг.) В 1741 году он возвращается в Петербург и поступает на службу в Академию. Работать сложно, так как руководит академией группа профессоров иностранцев, которые не могут простить крестьянскому сыну независимости и гениальности. Суровый север, невзгоды закалили М.В. Ломоносова, он работает на благо родине: добивается, чтобы преподавание в Академии велось на русском языке, а не на латыни. М.В.Ломоносов - … (К каждой следующей фразе слайды №11-17.) Химик. Он создал первую в России хим. лабораторию. ( Химия — в XVIII веке была вспомогательной наукой. Ломоносов вывел её в ряд “первейших наук”, создал химическую лабораторию. Нашёл рецепты цветных стёкол, мозаичной массы — смальты, основал мозаичную фабрику.) Физик. Изучал атмосферное электричество. (Физика — 1748 год — открытие закона сохранения материи и движения, теория теплоты, изучение атмосферного электричества.) Астроном. Открыл наличие атмосферы на Венере Метеоролог. Наблюдал за погодой, сделал вариант барометра. ( Ломоносов был пионером в метеорологии, проводил систематические наблюдения погоды, создал различные варианты барометра.) Географ. Руководил созданием «Атласа Российского», составил карту Северного Ледовитого океана и схему морских течений, призывал к освоению арктического мореплавания. (Его считают одним из основоположников российской географии.) Минералог. Ломоносов организовал повсеместный сбор образцов минералов и создал их каталог, работал над «Всеобщей российской минералогией». Художник. Создавал картины из смальты Поэт и филолог. Сочинял оды, создал «Российскую грамматику» - первый свод правил русского языка. Историк. Труд «Древняя российская история» М.В. Ломоносов многое сделал для Российской науки. Немало усилий он приложил к тому, чтобы в России был свой университет.12 января 1755 года Елизаветой был подписан указ об учреждении в Москве Университета, а 24 января он был открыт. Московский Университет стал центром русской культуры. Со времени его основания и до наших дней из его стен вышли ученые, прославившие Россию на весь мир. (Слайд№18. Фото Московского университета.) А.С. Пушкин говорил о Ломоносове: «…Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.» ( Слайд №19. Портрет Пушкина. Обсуждение высказывания.)
Спасибо за урок! (Подарки- буклеты о Ломоносове.) |
Урок математики в 6 классе. Тема Сегодня я хочу представить вашему вниманию урок-объяснения нового материала 6 классе по теме: «Положительные и отрицательные числа».... | Урок математики в 7 классе с использованием технологии деятельностного... Каждому рязанскому школьнику – инновационный урок математики (из опыта работы учителей математики и учителей начальных классов образовательных... | ||
Урок математики и окружающего мира (истории) в 4 классе Тема: "Приёмы быстрых устных вычислений. Умножение двузначных чисел на 11. М. В. Ломоносов" | Урок математики А у нас в классе урок математики. На предыдущем уроке мы составили таблицу сложения на Как вы думаете, какая сегодня цель нашего... | ||
Конспект факультативного занятия в 11 классе по теме «Перспективная начальная школа» и дополняющие учебник «Математика». Данный урок математики в 3 классе обеспечивает формирование умения... | Урок математики в 1 классе Данный урок проведён в 1 классе и записан как методическое пособие для студентов окпэиП | ||
Урок математики в 4 классе Оборудование: учебник математики Л. Г. Петерсон, ребус, карточки со словами и числами | Урок математики в 6 классе Автор: Никандрова Надежда Витальевна, учитель математики мбоу «Большевыльская сош» Аликовского района | ||
Урок математики в 6 классе по теме: «Раскрытие скобок» Составила: Ломакина Л. И., учитель математики первой категории моу нагорненская сош | Урок математики в 8 классе 8вида Цели урока: Применить знания математики при решении занимательных и взятых из жизни задач | ||
Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | Урок математики во 2 классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.... Открытый урок математики во 2 классе с умеренной и тяжелой умственной отсталостью | ||
Урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение... Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок математики проводится в системе уроков математики в 1 классе. Тип урока – комбинированный | ||
Урок – сказка «Золушка». Вид: Урок закрепление пройденного материала. Тип Урок математики в 4 классе, по программе «Школа России», авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др | Урок математики в 6 классе. Тема: о вреде курения языком математики.... Ребята, сегодня мы завершаем изучение темы: «Сложение, вычитание и умножение дробей» |