Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня?





Скачать 57.87 Kb.
НазваниеПочему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня?
Дата публикации22.08.2014
Размер57.87 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Военное дело > Вопрос
Урок разработала учитель 3 «Б» класса

МОУ СОШ №8 ст. Котляревской Майского района КБР

КОСИЧЕНКО ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА
Тема: Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня?

Цель: научить писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня;

  • продолжать знакомить с основными правилами правописания приставок;

  • формировать умение применять на практике правила правописания приставок.

  • развивать орфографическую зоркость, логику, познавательную активность, внимание, память, речь, творческую фантазию.

  • воспитывать интерес к русскому языку, умение думать и

размышлять, прививать навыки самостоятельной работы;

  • воспитывать любовь к матери.

Оборудование: таблицы, проектор, экран.

Построение урока:

Орг. момент:

а) Приветствие гостей (3-ий слайд)

б) Ну - ка проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать только лишь оценку 5 ?

2. Эмоциональный настрой: (слайд 4) Закройте глаза. Положите цветок добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас, ваши руки, ваше тело, вашу душу. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Откройте глаза, возьмите за руки своего соседа по парте и пошлите друг другу добрые мысли. Улыбнитесь друг другу.

3. Сообщени темы и цели урока. (слайд 5)

Сегодня мы будем исследователями. А исследовать будем нашу речь. (слайд 6)

Откройте тетради:

Я тетрадочку открою, уголочком разверну.

Я от вас, друзья не скрою - ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

(7-ый слайд)

-Из слов составить предложение и у нас получится девиз нашего урока.

Сегодня у нас всё получится.

4. Калиграфическая разминка. (8-ой слайд) На доске: п пп ип по пе пи ... - составляем паровозик до конца строки. Найдите самую красивую букву и подчеркните.

5. Орфографическая разминка. (найти знакомые орфограммы)

Проходит мать, и показалось мне

Пред нею горы головы склонили. Кайсын Кулиев.

-Что хотел сказать этими словами К.Кулиев?

(Что к матери у всех народов относятся всегда с должным уважением)

Кайсын Кулиев – горец. Какой вы представляете себе мать, описанную поэтом? (гордая, красивая, добрая, мягкая, женственная)._

6.Беседа о матери: (9-ый слайд)

-Какой праздник приближается?

7. Чтение стих-я «Не забывайте Матерей!» (10-ый слайд)

8.Поэтическая минутка: (11-ый слайд)

Тот бережёт свой дом, а эта – платье,

Та, украшенье тонкого литья,

А я…Боюсь богатство потерять я,

Моё богатство –это мать моя.

9. Работа над пословицей (12-ый слайд)

Мама в доме,что солнышко на небе.

-Как вы понимаете эту пословицу?

Чтение пословиц (13 слайд)

10.Чтение сочинений о мамах:

а)Чтение слов со слайда (14-ый слайд)



б ) Чтение сочинений

11. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: (15-ый слайд)

а) – Прочитайте слова, появившиеся на экране. (16 слайд)

(походка, пробел, навес, подсказка, заколка, птица, отлёт,

досрочно, надпись, освещение)

– Найдите лишнее слово. (Птица)

– По какому признаку вы его исключили?

– Что такое приставка? Для чего служит?

б) – Разбейте оставшиеся слова на 2 группы.(17 слайд)

( приставки с «а»;

приставки с «о») (Слайд)

– Как пишутся гласные в приставках?

в) – Назовите приставки с буквой «а»;

г) – Назовите приставки с буквой «о»;

-Какая часть слова стоит перед корнем?

- Какую орфограмму в приставках вы знаете?

-Что вы знаете о приставках про-, и пра-?

-Что такое корень?

Мы с вами уже побывали в 3-х царствах принадлежащих согласным.

Какие это царства? (парные согласные, с непроизносимыми согласными и удвоенными) (слайды 18-20)

д) Разгадайте кроссворд (20-ый слайд)

- Какие это слова?

ФИЗМИНУТКА (21-35слайды)

12.СЛОВАРНАЯ РАБОТА

-Вспомните слова с удвоенной согласной

  • 1. Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный …(класс, сс-верхнее соединение).

  • 2. Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна).

  • 3. Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, …(грипп).

  • 4. Вдоль дороги, по бокам, липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее.Этот путь зовут …(аллея – нижнее соединение).

В ФОРМЕ ИГРЫ «ОБГОНЯЛКИ»:

-Я задумала слово и подготовила подсказки. Кто первый догадается, что это за слово, тот запишет его на доске и разберёт его.

А) В нём спряталась единица массы и есть один долгий звук мм

(килограмм)

Б) Этим словом называют раздел науки о языке.

(грамматика)

В) В нём спрятался кросс, но слово к спорту не относится. Род загадок- на последних страницах газет и журналов.

(кроссворд)

Г) этим именем звали красивого юношу.

(Нарцисс)

Д) Литературный жанр, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героев. Оно небольшое по объёму.

(рассказ)

-В какой части слова находится удвоенная согласная? (В корне)

- Какие ещё знаете орфограммы в корне?

-Что такое корень?

13.ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА

- В КАКОЙ ЧАСТИ СЛОВА УДВОЕННАЯ СОГЛАСНАЯ?

- А в слове рассказ?

- Всегда ли удвоенные согласные находятся в корне?

14. Поиск решения:

1.Коллективная работа

Определим в слове рассказ его части.(слайд 36)

-Чтобы найти корень подберите однокоренные слова (сказать, сказ, сказочка). Значит –сказ-.

Если в слове рассказ приставка рас-, то она встречается и в других словах. (расписание, распределение)

_ Почему в слове рассказ пишется удвоенная согласная? (Одной буквой с заканчивается приставка рас-, другой с начинается корень –сказ)

- Как вы думаете, это орфограмма?

Как она называется? Прочитайте на стр.108 (слайд 37)

- Что значит стык? (Место. Где вплотную соединяются приставка и корень)

- А может в русском языке только одно такое слово?

Наблюдение по учебнику

Упр.158-комментированно рассориться

Первичное закрепление (слайд 38)

А) Упр.159

- Что значит объяснить графически?

Б) Игра «Исследователи – лингвисты»

Объектами исследования будут слова из упр.160

Мальчики должны выписать слова с удвоенной согласной в корне

Девочки – слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня

Чья исследовательская лаборатория работает лучше?(проверка)

Ребусы

-записать и назвать орфограммы

15.ИТОГ УРОКА:

Определите главную мысль урока. Ответьте на вопрос, заданный в формулировке темы урока.

- Выделите ключевые слова, которые отражают тему и проблему урока. (Орфограмма, удвоенная согласная, приставка, корень, стык)

16. Домашняя работа

Стр.111. Упр.5

Рефлексия.

- Вот и закончился наш урок.

- Что нового узнали об удвоенных согласных?

-Кому было трудно на уроке? Кому легко?

- Кому понравилось быть исследователем?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? iconТема : Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня
Цель: учить писать слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? iconУрок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня
Какие элементы общие в написании строчных букв м и л? Что надо соблюдать при написании этих букв? (Наклон, высоту…)
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? iconТема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня
Цель урока: формирование умения обозначения на письме удвоенных согласных звуков буквами
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? iconУрок по русскому языку
Цель: «Закреплять знания об орфограмме удвоенный согласный в корне и на стыке приставки и корня»
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? iconТема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных
Цель: На примере словообразовательного анализа слов с основой на -н и с суффиксом -н- объяснить учащимся, почему в прилагательных...
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Познакомить с новой орфограммой; учить различать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня и слова с удвоенной...
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок (обучение грамоте и письму) "Звук [ш], буква ш. Строчная согласная буква ш". Урок 48-49
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? icon¬ (Первая буква имени гласная → Четвертая буква имени согласная)?...
А представляет собой двоичную запись числа 226, столбец значений аргумента в – числа 154, столбец значений аргумента с – числа 75....
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? iconПочему князь Василий появляется самым первым?
Почему после встречи с Тушиным кн. Андрей подумал: «Все это было так странно, так не похоже на то, на что он надеялся…»?
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? iconКонспект урока обучения грамоте и письму Тема: Звуки (д),(д). Согласная строчная буква «д»
Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного,...
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? iconРазработка урока биологии в 6 классе. Тема : Строение корня. Цель:...
Функциями, продолжить формирование понятия о тканях и показать на конкретных примерах зон корня определенные виды тканей
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? iconУрок математики. 8 класс. 8 октября 2009 г
Повторение определений квадратного корня, арифметического квадратного корня, свойств корня с использованием презентации «Арифметический...
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Буква б согласная. Обозначает звуки [б], [б']. Звук [б]-согласный, звонкий, твёрдый; звук [б']- согласный, звонкий, мягкий
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? iconТема: «приставки на -з-,-с-»
Тренировать умение находить в словах орфограмму «Приставки на –з-,-с-», объяснять различие в написании
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? icon¬ (Первая буква согласная)  ¬
Во всех задачах для обозначения логической операции «или» в запросе используется символ |, а для логической операции «И» – символ...
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня? iconТема урока: Зоны корня Цели урока: Образовательные
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения корня, зонами корня


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск