Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня





НазваниеУрок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня
Дата публикации22.08.2014
Размер84.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Русский язык

УДВОЕННЫЕ БУКВЫ СОГЛАСНЫХ

НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ

Урок 50 (45).

Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня.

Цель:

– развитие умений анализировать слова с удвоенной буквой согласных, находить орфограмму-удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня, графически её обозначать, отличать эту орфограмму от орфограммы-буквы удвоенного согласного в корне.

Символы:

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.


– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

3 5

1. Чистописание.

Образец есть в тетрадях и на доске (строчные м и л одиночные и двойные).

– Какие элементы общие в написании строчных букв м и л? Что надо соблюдать при написании этих букв? (Наклон, высоту…)

– Одинаковая ли высота у данных букв?

– Отметьте точкой на образце место, откуда начинаем писать букву.

– Напишите буквы. (Ученики по образцу пишут до конца строки.)
2. Актуализация изученного.

– Вспомните слова с удвоенной буквой согласного н. (Ванная, Анна, Инна…)

– В какой части слова находятся буквы удвоенных согласных? (В корне.)

– Какие ещё знаете орфограммы в корне?

– Что такое корень?

– Какая часть слова стоит перед корнем?

– Какую орфограмму в приставках вы знаете? (Буквы безударных гласных в приставках.)
3. Словарная работа.

Игра «Обгонялки».

– Я задумала слово, приготовила подсказки для вас. Кто первый догадается, что это за слово, тот запишет его на доске.

1. а) В этом слове 4 слога, 10 букв, но 9 звуков, один из которых долгий [м].

б) В нём спряталась единица массы.

в) Этим словом называют раздел науки о языке.

г) Так назывался учебник, который обиделся на Витю Перестукина за то, что он не знал правила о безударных гласных. (Грамматика.)

2. а) В этом слове 3 орфограммы.

б) В нём спрятался кросс, но слово к спорту не относится.

в) Часто этот род загадок встречается на последних страницах газет, журналов. (Кроссворд.)

3. а) Этим именем звали красивого юношу.

б) Он был так влюблён в себя, что никого и ничего не замечал, а всё время смотрел на своё прекрасное лицо, отражённое в воде. В наказание боги его превратили в цветок. (Нарцисс.)

4. а) Литературный жанр, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героев.

б) В этом произведении мало героев, оно небольшое по объёму. (Рассказ.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Открытие новых знаний.


3 4 1 3 3

– В какой части слова находится удвоенная буква согласного в записанных словах? (В корне.)

– А теперь запишите слова рассказ и рассвет.

– Как вы думаете, в какой части слова находятся буквы согласного?

– Как это можно доказать? (Подобрать однокоренные слова.) Выполните работу.

– Какой возникает вопрос? (Удвоенная буква согласного – это одна и та же орфограмма или разные? Почему появляется удвоенная буква согласного? Как правильно написать букву согласного в слове?)

Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

Поиск решения. 4 5

1. Коллективная работа на доске.

– Понаблюдаем над словами рассказ и рассвет. Попробуйте объяснить, почему в этих словах пишется удвоенная буква согласного с.

– Что для этого мы уже знаем? (При подборе однокоренных слов выяснили, что в этих словах есть приставка и корень.)

– Предположите, откуда появились две буквы рядом. (На одну с оканчивается приставка, а с другой с начинается корень.)

2. Работа по учебнику.

– Найдите рассмотренные нами слова в упр. 158.

– Какие ещё слова здесь приведены? Попробуйте определить, почему в них также пишется удвоенная буква согласного с.

– Как вы думаете, это орфограмма? Почему?

– Как она называется? Найдите нужную информацию в учебнике и прочитайте её. (Могут прочитать в названии параграфа/темы или выбрать из правила.)

– Что значит стык? (Место, где вплотную соединяются приставка и корень.)
3. Работа над правилом.

– Прочитайте ещё раз правило в рамке на с. 128. Подтвердились ли ваши предположения?

– Как обозначается орфограмма?

– Только ли буква с может быть удвоенной на стыке приставки и корня?
4. Ответ на проблемный вопрос урока.

– Вспомните начало урока. Какая орфограмма встретилась нам в игре «Обгонялки»?

– А в словах рассказ и рассвет – та же орфограмма? (Нет.) Докажите, что это другая орфограмма. (Она находится не в корне, а на стыке частей слова, её можно проверить, а в корне проверить нельзя.)

– Что же нужно, чтобы найти орфограмму-букву согласного и правильно её написать? (Сначала выделить части слова, потом вспомнить правило.)


П. Дополнительно:

– Бывают ли в словах утроенные согласные? (Нет.)

рас + ссориться = ?

– Как поступить, чтобы «не обидеть» приставку и корень? Одна из трёх букв пропадает, остаётся одна в приставке, одна в корне. Это слово – исключение из правила. (Рассориться.)



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.



ΙII. Развитие умений – применение знания.

1 3 5 1 3

Работа в учебнике.

1. Упр. 159 – развивается умение объяснять графически написание удвоенной буквы согласного на стыке приставки и корня.

– Что значит объяснить орфограмму графически? (Сделать необходимые обозначения, чтобы было понятно написание: подчеркнуть последнюю букву приставки и первую букву корня, обозначить части слова.)

– Рассмотрите образец.

Ученики выполняют самостоятельно. Проверка коллективная.

– Какие буквы удвоенных согласных вы подчеркнули? Какая буква «удваивается» чаще?
2. Игра «Исследователи-лингвисты».

– Объектами исследования лингвистов будут слова из упр. 160.

Мальчики должны выписать слова с удвоенной буквой согласного в корне. А девочки – слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня. Чья исследовательская лаборатория работает лучше?

Взаимопроверка.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




ΙV. Итог урока.


4 4

– Запишите ключевые слова, которые отражают тему и проблему урока. (Орфограмма, удвоенная буква согласных, приставка, корень, стык.)

– Нарисуйте схему слова. Обозначьте орфограмму-удвоенную букву согласного на стыке корня и приставки:





– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?




V. Домашнее задание.



Упр. 5, с. 131.






Деятельность учеников:

Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги.

Мотивировать слитное – раздельное написание (по- – это приставка, так как ... поэтому пишется слитно; по – это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел).

Различать приставки по- и па-, про- и пра-.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня iconТема : Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня
Цель: учить писать слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня
Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня iconПочему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня?
Почувствуйте, как он согревает вас, ваши руки, ваше тело, вашу душу. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость....
Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня iconТема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня
Цель урока: формирование умения обозначения на письме удвоенных согласных звуков буквами
Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня iconУрок по русскому языку
Цель: «Закреплять знания об орфограмме удвоенный согласный в корне и на стыке приставки и корня»
Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня iconТема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных
Цель: На примере словообразовательного анализа слов с основой на -н и с суффиксом -н- объяснить учащимся, почему в прилагательных...
Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Познакомить с новой орфограммой; учить различать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня и слова с удвоенной...
Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня iconУрок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях»
Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная...
Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня iconУрок обучения грамоте в 1 а классе по умк «Школа 2100» Тема: Буква...
Цель урока: Познакомить с буквой Ь, рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласного в позиции на конце и в середине...
Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок литературного чтения в 1 в классе "Буква е – показатель мягкости согласного звука"
Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Буква мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного»
Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня iconРазработка урока биологии в 6 классе. Тема : Строение корня. Цель:...
Функциями, продолжить формирование понятия о тканях и показать на конкретных примерах зон корня определенные виды тканей
Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня iconТема: «приставки на -з-,-с-»
Тренировать умение находить в словах орфограмму «Приставки на –з-,-с-», объяснять различие в написании
Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня iconУрок математики. 8 класс. 8 октября 2009 г
Повторение определений квадратного корня, арифметического квадратного корня, свойств корня с использованием презентации «Арифметический...
Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня iconТема урока: Зоны корня Цели урока: Образовательные
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения корня, зонами корня
Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Буква е – показатель мягкости предшествующего согласного. Прописная Е. Музыкальные инструменты: арфа, флейта. Голоса инструментов...
Урок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня iconУрок по русскому языку: "Состав слова" Приставки и предлоги (3-й класс)
Находить сходство и различие в произношении и правописании приставок и предлогов. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск