Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня





Скачать 182.51 Kb.
НазваниеТема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня
Дата публикации15.10.2013
Размер182.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Панова Оксана Владимировна.
Русский язык.

3 класс.

Школа 2100.
Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Цель урока:

Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (удвоенная согласная на стыке приставки и корня) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи урока:

  1. познакомить с орфограммой удвоенная согласная на стыке приставки и корня и ее графическим обозначением.

  2. развивать умение видеть в словах изученные орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;

  3. развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма ответа;

  4. формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;

  5. развитие коммуникативных навыков через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

  6. воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.

Оборудование:

  1. учебник «Русский язык. 3 класс, часть 1.» (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина),

  2. карточки с графическими схемами,

  3. карточки с заданиями для групп,

  4. «волшебные линеечки» для самооценки

  5. карточки для саморефлексии,

  6. компьютер,

  7. экран,

  8. дискета с заданиями.

Категория детей:

Ученики младшего школьного возраста общеобразовательных школ и гимназий, обучающиеся по Образовательной системе «Школа 2100».

Структура урока:

1. Оргмомент.

2. Пятиминутка чистописания.

3. Вве­дение в тему. Формулирование познавательной цели урока.

4. Орфографическая работа. Актуализация темы.

5. Постановка проблемного вопроса.

6. Открытие новых знаний.

7. Воспроизведение нового правила 1-2 учениками.

8. Практическая часть урока (начало формирования умений).

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

10. Задавание домашней работы.

Ход урока:



п/п

Структура

урока

Время

Ход урока


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


Оргмомент

Пятиминутка чистописания

Вве­дение в тему. Формулирование познавательной цели урока.




Орфографическая работа. Актуализация темы.

Постановка проблемы.

Открытие новых знаний.

Воспроизведение нового правила 1-2 учениками.
Практическая часть урока (начало формирования умений)

Подведение итогов

Домашнее задание.



1 мин

3 мин

1 мин

5 мин

2 мин

7 мин

1 мин

13 мин

1 мин

1 мин



- Здравствуйте, ребята.

- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

_____________________________

мм пп лл рр (запись на доске)

- Как всегда урок свой мы начнём с минутки каллиграфии. Посмотрите на доску и скажите, что общего в предложенных мною элементах? (Согласные, удвоенные)

- Попробуйте разделить эти буквы на две группы. ( одинаковые элементы при написании: м, л и п, р)

- Какая буква может быть лишней? (п – обозначает глухие согласные звуки)

- Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.

- Проверка. В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)

- Приведите примеры слов, в которых встречаются данные соединения.

- Что общего в написании этих слов? (У них есть удвоенная согласная).

- В какой части слова находятся эти удвоенные согласные? (В корне)

- Кто из вас может показать графическое обозначение удвоенной согласной в корне? (один ученик чертит схему на доске)


с с







- Слова удвоенная согласная и корень – это ключевые слова нашего сегодняшнего урока. (Вывешиваю карточки с этими словами на доску). Остальные ключевые слова вы должны будете сами подсказать мне в ходе занятия. В этих словах заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Мы познакомимся ещё с одной новой орфограммой русского языка и её графическим обозначением. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.


(Слайд 1 презентации к уроку).
- Прочитайте слова и подумайте, на какие группы их можно разделить. (Ребята предлагают свои варианты)



Коллекти…, расск…зал, аккор…, масса…, отт…лкнул, подд…ржал

Слайд 1.


- Сколько групп вы можете выделить? (2).


- Какие слова отнесём к 1 группе? (коллектив, аккорд, массаж)


- По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена парная согласная в конце слова).


- Какие слова отнесём ко 2 группе? (рассказал, оттолкнул, поддержал)


- По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена безударная гласная в корне).
- Итак, у нас с вами получилось 2 группы слов:
(Слайд 2).



коллекти… расск…зал

акко… отт…лкнул

масса… подд…ржал

Слайд 2.


- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

- Проверка. Прочитайте слова 1 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.

- Прочитайте слова 2 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.

- Что общего в словах 1 и 2 столбика? (Удвоенная согласная)

Проблемные вопрос.

- В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах? (вызвать слабого ученика, который даст частично правильный ответ – в корне)

- Оцените ответ.

- Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная согласная находится в корне, а другие считают, что не только в корне)


- Значит, на какой вопрос мы с вами попытаемся сегодня
ответить? (Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?)

- Работа в парах. Понаблюдайте за двумя группами слов с удвоенной согласной, сравните их, вчитайтесь в слова. Возможно, вы сможете увидеть что-то интересное в словах каждого столбика, и свои наблюдения графически обозначить.
Проверка.
1) - Что вы можете сказать о словах 1 столбика? (Удвоенная согласная находится в корне.)
- Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова…)
- Как графически обозначили свои наблюдения?


2) - Что вы можете сказать о словах 2 столбика? (В них удвоенная согласная находится и в приставке и в корне).
- Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова… Перед корнем выделяю приставку …)
- Как графически обозначили свои наблюдения.


- Если в наших словах мы выделили приставки рас -, от -, под -, значит, они должны встречаться и в других словах. (Приведите примеры таких слов)
Сообщение нового
- В какой части слова возникла удвоенная согласная в словах 2 столбика? (Между приставкой и корнем.)

- Кто из вас знает, как называется такое место в слове?

- Прочитайте об этом на следующем слайде (Слайд 3).




Стык – это место, где приставка и корень соединяются вплотную.

Слайд 3


- Что вы узнали нового?
- Давайте сделаем вывод: Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?

- Что мы с вами сделали? (Открытие)
- Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу)

- А как она называется? (Варианты ответа).

- Орфограмма называется – удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
Работа в парах.
- А теперь попробуйте найти в парах ответ на следующий вопрос: Всегда ли на стыке приставки и корня возникает удвоенная согласная? (Обсуждение в парах)
- Вывод: Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная.
- Нарисуйте схему слова и обозначьте орфограмму удвоенная согласная на стыке корня и приставки (один ученик чертит на доске, а все - оценивают)



с с





- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3).



Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Слайд 4


- Какие ещё ключевые слова будут отражать тему и проблему урока? (Орфограмма, приставка, стык).
Вывешиваю карточки с ключевыми словами на доску.


- Когда же возникает удвоенная согласная на стыке приставки и корня?
1) стр. 108 №159.
Спиши слова. Объясни графически, почему в них пишется удвоенная согласная буква.

Рассыпать, рассмотреть, рассвирепел, расследование, оттащу, ссохлись.

- Прочитайте задание.

- Начинаем выполнять с комментированием. Образец комментирования даёт учитель на примере первого слова. (Пишу слово рассыпать, выделяю в нем корень –сып, приставку рас-. Так как приставка заканчивается на согласную с, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная сс, подчеркиваю новую орфограмму одной чертой).
- Вывод: когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная.
2) стр. 108 № 160.

- Сейчас мы с вами станем на некоторое время исследователями. Объектами исследования будут слова из упр. 160. Мальчики должны выписать слова с удвоенной согласной в корне, а девочки – слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Орфограмму обозначить.

Массаж, рассмешил, кроссворд, оттолкнул, аттестат, одноклассник, оттаял, ввинтил, оттуда.

- Проверка. Какие слова выписали мальчики? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму?
массаж

кроссворд

аттестат

одноклассник


- Какие слова выписали девочки? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму?
рассмешил

оттолкнул

оттаял

ввинтил

оттуда

- Оцените свою работу:

1 - понятность задания

2 – трудность выполнения

3 - правильность



- Кто выполнил всю работу правильно?

- Кто допустил одну ошибку?

- Кому было трудно? В чем была трудность?
- Вывод. В какой части слова может находиться удвоенная согласная? ( В корне и на стыке приставки и корня)

- Когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная?


3) Работа в группах (задание творческого характера).
- Сейчас вам надо будет подумать, как правильно написать предложенные слова и обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок. Надеюсь, что в выполнении этого задания вам помогут знания, полученные на сегодняшнем уроке. (Каждая группа получает карточку с заданием).




1) Подумайте, как правильно написать слова.
бе(с, сс)полезно

ра(с, сс)писание

бе(с, сс)трашный
2) Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.



Проверка:
- Как записали предложенные слова. Докажите. (Слайд 5).




бесполезно

расписание

бесстрашный

Слайд 5


- Какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. (Шаги появляются по мере называния на слайде 6)


Прочитай слово.

Выдели корень.

Выдели приставку.

Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.

Сделай вывод.

Запиши слово.

Обозначь орфограмму.

Слайд 6.



-

Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Когда удвоенная согласная возникает на стыке приставки и корня?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Вызвало затруднения?

Самооценка.

- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке



человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.



человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.




человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.
- Как вы думаете, каким будет домашнее задание?

- С. 111, Упр. 5 (списать слова и объяснить графически, почему в этих словах написаны удвоенные буквы)

- По желанию составить словарь слов, в которых пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня. (На следующем уроке эти дети могут выступить в роли учителя при проведении словарного диктанта).








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня iconТема : Удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня
Цель: учить писать слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня
Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня iconПочему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня?
Почувствуйте, как он согревает вас, ваши руки, ваше тело, вашу душу. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость....
Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня iconУрок 50 (45). Тема: Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня
Какие элементы общие в написании строчных букв м и л? Что надо соблюдать при написании этих букв? (Наклон, высоту…)
Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня iconУрок по русскому языку
Цель: «Закреплять знания об орфограмме удвоенный согласный в корне и на стыке приставки и корня»
Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня iconТема урока: Зоны корня Цели урока: Образовательные
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения корня, зонами корня
Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Познакомить с новой орфограммой; учить различать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня и слова с удвоенной...
Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня iconРазработка урока биологии в 6 классе. Тема : Строение корня. Цель:...
Функциями, продолжить формирование понятия о тканях и показать на конкретных примерах зон корня определенные виды тканей
Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня iconТема: «приставки на -з-,-с-»
Тренировать умение находить в словах орфограмму «Приставки на –з-,-с-», объяснять различие в написании
Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня iconУчебник Ю. Н. Макарычева Тема урока: «Извлечение квадратного корня из произведения и дроби»
Цели: Познакомить со свойствами арифметического квадратного корня и научить применять их к нахождению значений выражений; развивать...
Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня iconУрок математики. 8 класс. 8 октября 2009 г
Повторение определений квадратного корня, арифметического квадратного корня, свойств корня с использованием презентации «Арифметический...
Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня iconКонспект урока обучения грамоте и письму Тема: Звуки (д),(д). Согласная строчная буква «д»
Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного,...
Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня iconУрока: Образовательные
Внести множитель под знак корня или вынести множитель из-под знака корня (на этом этапе можно обращаться за помощью)
Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня iconУрок по русскому языку: "Состав слова" Приставки и предлоги (3-й класс)
Находить сходство и различие в произношении и правописании приставок и предлогов. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога...
Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня iconУрок биологии, 6 класс Тема урока
Цель: Формирование знаний учащихся о видах корней, типах корневых систем, функций корня в растении
Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Словообразование; выявить связь значения корня, приставки суффикса с лексическим значением слова; Обобщить сведения о морфемах; повторить...
Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня iconТема урока Виды дея-тельности учащихся и учителя
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск