Панова Оксана Владимировна. Русский язык.
3 класс.
Школа 2100. Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
Цель урока:
Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (удвоенная согласная на стыке приставки и корня) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.
Задачи урока:
познакомить с орфограммой удвоенная согласная на стыке приставки и корня и ее графическим обозначением.
развивать умение видеть в словах изученные орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;
развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма ответа;
формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
развитие коммуникативных навыков через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.
Оборудование:
учебник «Русский язык. 3 класс, часть 1.» (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина),
карточки с графическими схемами,
карточки с заданиями для групп,
«волшебные линеечки» для самооценки
карточки для саморефлексии,
компьютер,
экран,
дискета с заданиями.
Категория детей:
Ученики младшего школьного возраста общеобразовательных школ и гимназий, обучающиеся по Образовательной системе «Школа 2100».
Структура урока:
1. Оргмомент.
2. Пятиминутка чистописания.
3. Введение в тему. Формулирование познавательной цели урока.
4. Орфографическая работа. Актуализация темы.
5. Постановка проблемного вопроса.
6. Открытие новых знаний.
7. Воспроизведение нового правила 1-2 учениками.
8. Практическая часть урока (начало формирования умений).
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
10. Задавание домашней работы.
Ход урока:
№
п/п
| Структура
урока
| Время
| Ход урока
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
|
Оргмомент
Пятиминутка чистописания
Введение в тему. Формулирование познавательной цели урока.
Орфографическая работа. Актуализация темы.
Постановка проблемы.
Открытие новых знаний.
Воспроизведение нового правила 1-2 учениками. Практическая часть урока (начало формирования умений)
Подведение итогов
Домашнее задание.
|
1 мин
3 мин
1 мин
5 мин
2 мин
7 мин
1 мин
13 мин
1 мин
1 мин
|
- Здравствуйте, ребята.
- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.
_____________________________
мм пп лл рр (запись на доске)
- Как всегда урок свой мы начнём с минутки каллиграфии. Посмотрите на доску и скажите, что общего в предложенных мною элементах? (Согласные, удвоенные)
- Попробуйте разделить эти буквы на две группы. ( одинаковые элементы при написании: м, л и п, р)
- Какая буква может быть лишней? (п – обозначает глухие согласные звуки)
- Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.
- Проверка. В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)
- Приведите примеры слов, в которых встречаются данные соединения.
- Что общего в написании этих слов? (У них есть удвоенная согласная).
- В какой части слова находятся эти удвоенные согласные? (В корне)
- Кто из вас может показать графическое обозначение удвоенной согласной в корне? (один ученик чертит схему на доске)
с с
- Слова удвоенная согласная и корень – это ключевые слова нашего сегодняшнего урока. (Вывешиваю карточки с этими словами на доску). Остальные ключевые слова вы должны будете сами подсказать мне в ходе занятия. В этих словах заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Мы познакомимся ещё с одной новой орфограммой русского языка и её графическим обозначением. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.
(Слайд 1 презентации к уроку). - Прочитайте слова и подумайте, на какие группы их можно разделить. (Ребята предлагают свои варианты)
Коллекти…, расск…зал, аккор…, масса…, отт…лкнул, подд…ржал
Слайд 1.
|
- Сколько групп вы можете выделить? (2).
- Какие слова отнесём к 1 группе? (коллектив, аккорд, массаж)
- По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена парная согласная в конце слова).
- Какие слова отнесём ко 2 группе? (рассказал, оттолкнул, поддержал)
- По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена безударная гласная в корне). - Итак, у нас с вами получилось 2 группы слов: (Слайд 2).
коллекти… расск…зал
акко… отт…лкнул
масса… подд…ржал
Слайд 2.
|
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
- Проверка. Прочитайте слова 1 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.
- Прочитайте слова 2 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.
- Что общего в словах 1 и 2 столбика? (Удвоенная согласная)
Проблемные вопрос.
- В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах? (вызвать слабого ученика, который даст частично правильный ответ – в корне)
- Оцените ответ.
- Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная согласная находится в корне, а другие считают, что не только в корне)
- Значит, на какой вопрос мы с вами попытаемся сегодня ответить? (Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?)
- Работа в парах. Понаблюдайте за двумя группами слов с удвоенной согласной, сравните их, вчитайтесь в слова. Возможно, вы сможете увидеть что-то интересное в словах каждого столбика, и свои наблюдения графически обозначить. Проверка. 1) - Что вы можете сказать о словах 1 столбика? (Удвоенная согласная находится в корне.) - Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова…) - Как графически обозначили свои наблюдения?
2) - Что вы можете сказать о словах 2 столбика? (В них удвоенная согласная находится и в приставке и в корне). - Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова… Перед корнем выделяю приставку …) - Как графически обозначили свои наблюдения.
- Если в наших словах мы выделили приставки рас -, от -, под -, значит, они должны встречаться и в других словах. (Приведите примеры таких слов) Сообщение нового - В какой части слова возникла удвоенная согласная в словах 2 столбика? (Между приставкой и корнем.)
- Кто из вас знает, как называется такое место в слове?
- Прочитайте об этом на следующем слайде (Слайд 3).
Стык – это место, где приставка и корень соединяются вплотную.
Слайд 3
|
- Что вы узнали нового? - Давайте сделаем вывод: Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?
- Что мы с вами сделали? (Открытие) - Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу)
- А как она называется? (Варианты ответа).
- Орфограмма называется – удвоенная согласная на стыке приставки и корня. Работа в парах. - А теперь попробуйте найти в парах ответ на следующий вопрос: Всегда ли на стыке приставки и корня возникает удвоенная согласная? (Обсуждение в парах) - Вывод: Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная. - Нарисуйте схему слова и обозначьте орфограмму удвоенная согласная на стыке корня и приставки (один ученик чертит на доске, а все - оценивают)
с с
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3).
Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
Слайд 4
|
- Какие ещё ключевые слова будут отражать тему и проблему урока? (Орфограмма, приставка, стык). Вывешиваю карточки с ключевыми словами на доску.
- Когда же возникает удвоенная согласная на стыке приставки и корня? 1) стр. 108 №159. Спиши слова. Объясни графически, почему в них пишется удвоенная согласная буква.
Рассыпать, рассмотреть, рассвирепел, расследование, оттащу, ссохлись.
- Прочитайте задание.
- Начинаем выполнять с комментированием. Образец комментирования даёт учитель на примере первого слова. (Пишу слово рассыпать, выделяю в нем корень –сып, приставку рас-. Так как приставка заканчивается на согласную с, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная сс, подчеркиваю новую орфограмму одной чертой). - Вывод: когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная. 2) стр. 108 № 160.
- Сейчас мы с вами станем на некоторое время исследователями. Объектами исследования будут слова из упр. 160. Мальчики должны выписать слова с удвоенной согласной в корне, а девочки – слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Орфограмму обозначить.
Массаж, рассмешил, кроссворд, оттолкнул, аттестат, одноклассник, оттаял, ввинтил, оттуда.
- Проверка. Какие слова выписали мальчики? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму? массаж
кроссворд
аттестат
одноклассник
- Какие слова выписали девочки? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму? рассмешил
оттолкнул
оттаял
ввинтил
оттуда
- Оцените свою работу:
1 - понятность задания
2 – трудность выполнения
3 - правильность
- Кто выполнил всю работу правильно?
- Кто допустил одну ошибку?
- Кому было трудно? В чем была трудность? - Вывод. В какой части слова может находиться удвоенная согласная? ( В корне и на стыке приставки и корня)
- Когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная?
3) Работа в группах (задание творческого характера). - Сейчас вам надо будет подумать, как правильно написать предложенные слова и обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок. Надеюсь, что в выполнении этого задания вам помогут знания, полученные на сегодняшнем уроке. (Каждая группа получает карточку с заданием).
1) Подумайте, как правильно написать слова. бе(с, сс)полезно
ра(с, сс)писание
бе(с, сс)трашный 2) Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
|
Проверка: - Как записали предложенные слова. Докажите. (Слайд 5).
бесполезно
расписание
бесстрашный
Слайд 5
|
- Какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. (Шаги появляются по мере называния на слайде 6)
Прочитай слово.
Выдели корень.
Выдели приставку.
Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.
Сделай вывод.
Запиши слово.
Обозначь орфограмму.
Слайд 6.
|
-
Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Когда удвоенная согласная возникает на стыке приставки и корня?
- Что было для вас самым интересным на уроке?
- Что было сложным? Вызвало затруднения?
Самооценка.
- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке
человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.
человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.
человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной. - Как вы думаете, каким будет домашнее задание?
- С. 111, Упр. 5 (списать слова и объяснить графически, почему в этих словах написаны удвоенные буквы)
- По желанию составить словарь слов, в которых пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня. (На следующем уроке эти дети могут выступить в роли учителя при проведении словарного диктанта).
|
|