Тема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных





Скачать 87.76 Kb.
НазваниеТема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных
Дата публикации07.09.2014
Размер87.76 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
МБОУ «СОШ №55» г. Чебоксары

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Написание удвоенной буквы Н в прилагательных"

Цель: На примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -Н- объяснить учащимся, почему в прилагательных пишется удвоенная буква Н; учиться применять знание этой орфограммы.

Задачи:

1.Закрепить навыки правописания существительных с удвоенным согласным Н.

2.Объяснить, почему в прилагательных пишется удвоенная буква Н.

3.Продолжить развивать навыки работы с обратным словарём.

4.Упражняться в применении открытых знаний.

5.Развиватьумение работать сообща, подчиняясь правилам работы в группе.

6. Привлечение внимания детей к птицам, остающимся на зимовку в городах.
Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация к изучению нового материала, блокноты для самооценки, пальчиковые куклы зайца и синицы.
Ход урока
I. Организационный момент

1.Чтение стихотворения :

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты .

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

2.Проверка готовности рабочего места.

-Проверьте, ребята, всё в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки,

а также карандаши, линейки, словари и блокноты для самооценки?

Слайд 1 (Смайлики)

-Итак, начнём урок. Хочу напомнить, что мы будем оценивать каждое выполненное задание смайликом. Если мы поняли задание и выполнили его правильно рисуем весёлый смайлик, если нет- грустный.
II.Сообщение темы урока

Слайд 2.(Слова)

- На экране слова: Сторонник, сонник, обезьянник, пенный, осинник, рябинник, малинник.

-Что скажете? (Все эти слова на удвоенную букву Н)

-Какое из данных слов лишнее? Почему? (Пенный- прил., ост. сущ.)

-Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (О написании удвоенных согласных в прилагательных)

Слайд 3.(Название темы)

-Тема урока: Написание удвоенной буквы Н в прилагательных. (Читают самостоятельно.)

-Также вспомним и закрепим правило написания удвоенного согласного Н в существительных;

-вспомним приёмы эйдетики для запоминания непроверяемой безударной гласной в словах из словаря;

-поработаем с обратным словарём.
III. Проверка домашнего задания.

-Проверим домашнее задание. Какое задание было задано? (Составить ребусы со словами из словаря )

-Покажите друг другу ребусы, молодцы. Попробуем отгадать ребус … . У остальных ребусы повесим в классе и отгадаем их позже.
IV. Словарная работа

-Я тоже приготовила ребус, отгадайте.

1. Слайд 4. (40а)

. 1.) -Прочитайте, какое слово спряталось.?(«сорока»)

Слайд 5.(Фото сороки, слово)

-Прочитаем хором, правильно поставив ударение. Какая орфограмма здесь?

-С помощью какого приёма эйдетики можно запомнить правописание этого слова? (По схожести звучания: в слове «спрятались» слова «сор», «сорок»О под ударением – значит, и в слове «сорока» непроверяемое безуд .гл. О)

-Составьте предложение, используя приём эйдетики. (Сорок сорок выносили сор из избы)

Слайд 6.(загадка с рисунком воробья)

2.)Загадка

-О ком говорится?

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет.

Крохи подбирает,

По ночам кочует- коноплю ворует.(воробей)

Слайд 7.(рис. воробья, + слово)

-Прочитайте хором, назовите орфограмму (непровер. безуд. гл О в 1 сл.,п ровер безуд гл.О во 2 сл.-воробушек)

-Найдите способ запоминания (Вора бей)

Слайд 8.(рис.синицы. + слово)

5)-О какой птичке говорю: у неё жёлтая грудка, на шее чёрный галстук, на голове чёрная шапочка. (Синица)

-Почему её так назвали?

Инсценировка (Кукольный спектакль) “Синица”.

Заяц: Никак не пойму, почему вас синицами называют? Сколько смотрю, а синих перьев так ни разу и не видел.

Синица: А ты лучше послушай, как я разговариваю, и сразу догадаешься. Син-син-син.

Заяц: Теперь понятно за что вас синицами назвали!

Применим приём эйдетики для запоминания опасного места.(син-син-син синица)

2.Работа по картине. Беседа о зимующих птицах.

Слайд 9. (Птицы зимой на кормушке. Слова: друзей, кормят, пернатых, детей)

-Эти птицы живут у нас зимой. А какие еще птицы зимой остаются с нами? (ворона, голубь, галка…)

-Зимой птицы нуждаются в заботе человека. Почему? (Трудно достать корм)

- А как мы им можем помочь? (Можно сделать кормушки)

а). Кормушки для птиц бывают самые разные.

б). Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки, не повреждайте стволы деревьев.

в). Начинайте подкармливать птиц поздней осенью и продолжайте делать это до весны.

г). Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

д). Не бросайте возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм.

е). Следите, чтобы в кормушке не было снега.

ё). Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов – этот корм птицы не съедят. Птицам нужны семена подсолнечника, арбуза, дыни, кусочки несоленого сала, крошки белого хлеба.

3. Составьте предложение из данных слов: друзей, кормят, пернатых, дети.

4.Слайд 10.(Ребус слова «малина»)

-Угадайте ещё одно слово из словаря.(малина)

Слайд 11. ( рисунок, + слово)

-Прочитай те хором. Что мы здесь должны запомнить?

-Примените приём эйдетики. (В этом слове «спряталось» слово МАЛ, мАленькая малина)

-Подберите родственные слова. (Малинник, малиновое )

-Итак, мы рассмотрели на примере нескольких слов из словаря способы запоминания правильного написания слов с непроверяемыми гласными в корне слова. Какой вывод мы можем сделать?)

Вывод:

Чтобы запомнить слово с непроверяемой гласной в корне слова, можно применить приём эйдетики: придумать такой образ - подсказку, чтобы трудное написание в слове легко вспомнилось, чтобы мы знали какую букву в нем надо писать. Для этого можно

- подобрать слова – подсказки,

-придумать мини – рассказ, предложение,

-составлять и отгадывать ребусы, загадки,

- посмотреть, на что похожа буква, которую нужно запомнить.

Слайд 12.

Приёмы эйдетики:

1.Подбор созвучных слов. «Ква-ква! Хорошая квартира!»- квакает лягушка.

2.В слове спряталось другое слово. Ягода-год.

3.Увидеть сходство формы буквы и предмета. На что похожа буква?

3.Составление ребусов.

-Оцените свою работу на этом этапе урока смайликом.
V. Чистописание

1.Чтение стихотворения

На доске буквосочетание-

Это значит сей час …(минутка чистописания)

-Какие правила необходимо помнить на минутке чистописания?

(Соблюдать высоту букв, расстояние между буквами, наклон; следить за осанкой.)

2...нн..нн..

мАлиННик
VI. Актуализация знаний.

1.-Как вы думаете, почему мы выделили некоторые буквы крупным шрифтом?(а –непроверяемое безударное гласное, НН- орфограмма на правописание удвоенной буквы Н в существительных.)

2.Словообразовательный анализ

-Как образовалось это слово ?

-Покажите образование слова «малинник».

(малина +ник+ =малинник)

-Какой частью речи является это слово? (сущ.)

-Напомните ,в каких случаях в существительных пишется удвоенная буква Н ?

(Если у слова корень оканчивается на букву Н, а суффикс начинается на букву Н, то в существительном на границе корня и суффикса пишется две буквы Н)

3.Работа в парах.

-Приведите примеры: поверитесь к друг другу, договоритесь между собой: пусть один из вас подберёт сущ., корень которого оканчивается на Н, а другой - образует из него сущ. с удвоенной согл. Н. (осень - осенник, рябина-рябинник, осина- осинник, сон-сонник)
VII. Динамическая пауза. «Открывай скорее книжку…» (Проводят дежурные)
VIII. Объяснение новой темы.

1.Работа с обратным словарём

-Мы тоже откроем книгу, обратный словарь на букву Й. Среди слов на –НЫЙ найди слова с удвоенной буквой согласного.(с.169.диванный-пустынный, чтение слов по- цепочке)

-Прочитайте 1-ое слово. (Диванный) От какого слова оно образовалось?(Диван)

-Покажем образование этого слова. (Учитель на доске, дети в тетрадях.)

Диванный ---диван.

Диван + н + ый = диванный

-Рассмотрим следующее слово.

Туманный --- туман.

Туман + н + ый = туманный

-Кто сформулирует правило: в каких случаях в прилагательных пишется удвоенная буква Н?

Правило: Если у слова корень оканчивается на букву Н, а суффикс начинается на букву Н, то в прилагательных на границе корня и суффикса пишется две буквы Н.

-Как вы думаете, похоже ли это правило на правило написания удвоенной буквы Н в сущ.?

Следовательно, мы можем объединить эти правила в одно общее? Кто попробует? (Кузьмин А.)

Правило: Если у слов корень оканчивается на букву Н, а суффикс начинается на букву Н, т о в сущ. и прил. на границе корня и суффикса пишется 2 буквы Н.

2.Слайд 13.(Правило написания удвоенной согл.Н в прил.)
IХ. Первичное закрепление.

1.Выплнение упр.125с.131(учебник)

-Объясните, в каких прилагательных и почему вы напишете две буквы Н? (Лимонные, сонные, апельсинные, лунные)

2.Проверка с объяснением. (Класс своё согласие и несогласие показывает знаками «+», «-«)

-Оцените свою работу , нарисовав смайлик.

3. Работа в группах.

-Поработаем в группах.

Правила работы в группах:

1)Выбрать командира;

2)Работать дружно;

3)Не перебивать друг друга, выслушать мнение каждого члена группы.

4)Работать тихо.

4.Слушаем задание. На доске даны слова: троллейбус, сонник, осенний, аллея, обезьянник, экранный, шоссе, осинник, каменный, он, группа, рябинник, блинный, класс, малинник, бетонный.

Задача 1группы – выписать существительные с удвоенной согласной Н.

Задача 2группы- выписать прилагательные с удвоенной согласной Н.

Задача 3 группы –выписать слова из словаря с удвоенной буквой.

-Повторите задачи.:1гр., 2гр., 3гр. Приступите к работе.

5.Проверка. (Команды поочерёдно выходят к доске напоминают задачу группы и зачитывают ответы. Оставшиеся группы оценивают ответы знакам и «-», «+».)

Дополнительные вопросы командирам: Что такое имя сущ.? Имя прилагательное?

-Какое слово осталось не выписанным? Почему? («Он.» Местоимение 3 лица.)

-Назовите другие местоимения 3л. (Она, оно, они).

-Не забудьте оценить свою работу смайликом.

6. Игра «Поймай слово».

-Я буду называть существительные. Ваша задача внимательно послушать и хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите сущ., от которого можно образовать прилагательное с удвоенной буквой Н. Проверим как вы поняли: осень, рука.

-Начинаем игру: Весна, старина, птица, длина, камень, апельсин, лимон, сон, окно, корова, конь, пустыня, зима, экран, туман, собака, блины, пена, луна.

- Не забываем о самооценке.
IХ. Итог урока.

-Подведём итоги. Какая была тема урока? Цель урока?

-Удалось ли нам достичь этой цели?

-Когда мы пишем удвоенную букву в прилагательных?

-Как мы достигли цели? (Работали с обратным словарём, разбирали слова по составу, делали словообразовательный анализ слова, выполняли упражнения для закрепления)

- Сегодня активно работали и отвечали правильно …

Слайд 14. (смайлики)

-Посмотрите в блокнотики и скажите, какой смайлик вы поставили себе за урок?

-Встаньте те дети, которые поставили себе улыбочку. Молодцы! Значит, вы поняли тему, удовлетворены своей работой на уроке. Я рада за вас.

-А теперь встаньте те, у кого грустное лицо. Значит, вы недостаточно хорошо поняли тему. Не огорчайтесь, у нас ещё будут уроки на эту тему . Вы обязательно поймёте.

-Урок окончен. Спасибо за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Познакомить с новой орфограммой; учить различать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня и слова с удвоенной...
Тема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных iconУрок русского языка Тема: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Целью нашего урока является следующее: знать условия выбора одной и двух н в прилагательных, уметь находить орфограмму в суффиксах...
Тема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных iconУрок русского языка в 6 классе. Тема урока: Правописание суффиксов к и ск в прилагательных
Проследить закономерность образования прилагательных с суффиксами к и ск, и их написание
Тема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных iconТема: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных
Познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; формировать...
Тема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных iconТема урока : «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Рассуждать, устно и письменно, объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных
Тема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных iconТема урока: Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
Обучающая: познакомить учащихся с правилом написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных, показать значение суффиксов...
Тема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных iconТема урока: Буквы
Цель урока: Познакомить учащихся с условиями выбора о и е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц; формирование умения сопоставлять...
Тема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных iconУрок 41 (2 ч.). Тема: Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и...
Тема: Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах – географических названи­ях. Написание...
Тема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных iconНаписание с прописной / строчной буквы прописные буквы в особом стилистическом употреблении
С прописной буквы могут писаться некоторые нарицательные существительные в контекстах, где им приписывается особый высокий смысл:...
Тема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных iconТема: «Написание большой и строчной буквы в словах»
Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8)
Тема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Согласные звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф. Написание строчной буквы ф. Чтение и письмо...
Тема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Буквы н и нн в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных»»
Тема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных iconУрок обучения грамоте Тема: Буква Ё. Звуки буквы Ё. Написание слогов и слов с буквой Ё
Оборудование: Учебник «Букварь» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, пропись «Мои волшебные пальчики»
Тема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных iconТема урока: Обобщение знаний об употреблении имен прилагательных,...

Тема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Домашние и дикие животные. Написание заглавной буквы в кличках диких и домашних животных
Тема: Написание удвоенной буквы н в прилагательных iconУрок русского языка 6 класс тема: Различие на письме суффиксов прилагательных к и ск
Повторение на уроке: предложение, лексическое значение слова, способы образования прилагательных, разряды прилагательных, употребление...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск