Скачать 173.76 Kb.
|
Урок «Право и войны».(Слайд №1) --- 11 класс Интегрированный урок по обществоведению и всемирной истории. Урок исследование по методике проблемной последовательности (педагогика сотрудничества)
Цель: воспитание уважения к праву и непримиримого отношения к войне. Мотивация: способствовать становлению правовой культуры учащихся; Задачи: обучающая: углубить знания учащихся о сущности понятий « право», « война»; сформировать у учащихся отношение к войне, как глобальной проблеме современного мира. развивающая: совершенствовать умение анализировать политические и общественные явления; раскрывать причинно-следственные связи в изучении кризиса международных отношений и рассмотреть возможные альтернативный путь развития во избежание войн. воспитательная: воспитание историко-познавательных, ценностно-мировоззренческих компетенций гражданина Республики Беларусь. Методическое обеспечение: учебник по всемирной истории 11 класс, учебник по обществоведению 10класс; дополнительная научно-популярная литература. ТСО: мультимедийный проектор. Методы обучения: методика проблемной последовательности, фрагменты методики французских педагогических мастерских; интерактивные технологии, многомерные дидактические технологии. Инструментарий: ЛСМ Ход урока Слово учителя. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок-исследование, он пройдет в форме интегрированного занятия по обществоведению и всемирной истории, на котором мы изучим одну из глобальных проблем человечества: война и мир. Несмотря на трагический опыт 20 века, расходы на военные нужды по-прежнему увеличиваются. Запаса оружия достаточно для того, чтобы несколько сотен раз уничтожить всё живое на земле. И это происходит в условиях, когда десятки миллионов людей умирают от голода. Я думаю, что эта проблема не оставляет вас безразличными, и вы будете активными участниками учебной деятельности со своими взглядами и гражданской позицией. Для более успешной работы мы будем работать по методике французских пед. мастерских. Исследовать проблему урока будут правоведы, политологи. Каждый из вас имеет возможность высказаться и получить оценку. Следить за этом будут наши эксперты, которые анализировать и оценивать вашу работу. Ребята, рассмотрите ЛСМ нашего занятия и определите основные этапы нашей учебной деятельности. ЛСМ « Структура урока»( Слайд №2) Теперь мы должны определить целеполагание урока (карточка 1). Определим актуальность нашей темы. Определить актуальность исследования данной темы с позиции предлагается экспертам: Мы, поколение 21 в, растущее при планетарной глобализации и развитой науки, понимаем, что война и военные действия приведут к непоправимым последствиям: достаточно одной ядерной бомбы, чтобы пострадала не только оккупированная страна, но и все человечество, высокие информационные технологии, примененные не в мирных целях, могут нанести огромный материальный урон странам. Именно поэтому мир нуждается в создании мощной организации, контролирующей международные отношения , работа которой опиралась на такое право, которое невозможно было бы ни изменить, ни интерпретировать, ни обойти. Конечно, современное право осознает эту проблему, и разрешение на военные действия дается только Советом Безопасности ООН. Но ярким примером нарушения международного документа является введение американских войск в Ирак. Почему так произошло? Я думаю, нужно обратиться к психологическому аспекту. На мой взгляд, международному обществу не хватает таких качеств, как политическая активность, умение признавать права других. А социальное развитие на прямую связано с политикой. Право и политика сосуществует нераздельно. Их связь выражается в законах. Спасибо приступаем к следующему этапу нашего урока. Определяем сущности основных понятий урока. Понятие права у нас исследовали правоведы, им слово (выступление о сущности, становлении, назначении, функции, взаимосвязь права и политики, права и государства.). Группа правоведов: Где бы человек не находился, он постоянно вступает во взаимопонимание с другими людьми, коллективом, нередко с государством. Такие различные отношения возникают между организациями, учреждениями, предприятиями. Все эти отношения регулируются определенным правом. Право – совокупность правил, норм поведения, исполнение которых контролируются органами государственного принуждения. Даже если общество разделено на классы, то нормы права затрагивают как высшие, так и низшие его слои. Существуют выражения: «Пусть свершится правосудие, даже если погибнет мир» Суть его кроется в том, что справедливость должна быть выше всего. К сожалению, в далеком и недавнем прошлом у нашего народа сформировалось скептическое отношение к правам, т.к. их часто приравнивали к власти. Существует даже поговорка: «Закон – что дышло, куда повернешь – туда и вышло». Однако следует помнить, что все права упорядочивают общество, не дают придти миру в дикое, варварское состояние. Учащиеся группы правоведов при помощи ЛСМ истолковывают сущность, этапы становления, функции и назначение права. Слайд №3 Слайд «Знаешь ли ты?», Слайд «Войны 20 века». Заключение эксперта. И так, ребята, мы с вами исследовали и раскрыли сущность основных понятий. Хотелось бы привлеч ваше внимание к международному гуманитарному праву. Слайд. Связь права, мира и войны исследовалась задолго до первой мировой войны, ещё Суворов в 1778году определи сущность МГП. Это нашло отражение в международных пактах и конвенциях. Слайд. Выступление Станкевич. Спасибо, теперь определяем сущность понятия «война». Слово политологам. Выступление учащихся.
Война – социальное явление. Она была порождена человеческим обществом много веков назад. Время идёт, и с течением времени война эволюционирует, приобретает новые формы и методы. Но главная суть войны всегда была, есть и останется прежней. По Ушакову, война́ — конфликт, борьба между государствами или классами. Вольтер считал: «Подобно тому, как главным физическим злом является смерть, так и главным моральным злом является война». И это так. Война убивает не только физически, но и морально. Она - зло, безумство. Война не приносит никому пользы, кроме того, кто её начал и победил. Война – насилие, насилие над человеком, потому что человеку тяжело убивать себе подобных. Война является главной и характерной чертой общества. Наш мир является результатом насилия и поддерживается насилием. Человек не может не думать о войне, не бояться её, не готовится к ней. Современная политическая пословица говорит: «Хочешь мира – готовься к войне». Поэтому уже в мирное время люди улучшают обороноспособность, увеличивают военную мощь своей страны. Граница любого государства – это результат какой-то войны, а очертания границы государства даёт нам понятие о мышлении победителей. Итоги войн: Отрицательные:
Положительные:
2.Война как война. Теория о том, что войны возникли лишь с рождением цивилизации, имеет «ахиллесову пяту». Существуют свидетельства, что войны произошли ещё 12 тыс. лет до нашей эры. С того периода, когда ещё не сформировалось ни государство, ни человечество, ни территории, за которых можно было воевать. Согласно исследованию Welsen Colege, начиная с 3600г до н. э. по сей день в мире произошло около 12600 войн, на которых погибло около 3 миллиардов человек. Для сравнения, к 2001 году численность населения Земли составило примерно 6,2 млрд.…. Военный психолог Барбара Еренрейх писала «Чтобы вести войну, нужно иметь важное психологическое составляющее. Во-первых, это должна быть человеческая агрессия, которая может быть обусловлена только генетически. Во-вторых, это желание готовиться к войне: изобретать оружия, строить укрепления, готовить армию, увеличивать ядерный потенциал…» Заставить людей воевать не так уж и легко. Даже в самых сильных армиях всегда были дезертиры. Со стороны государства для искоренения дезертирства вводились жандармерии и загранотряды. К примеру, в 17в., сильнейшая армия Европы – армия Пруссии, старалась не вести боёв около леса, чтобы солдаты не сбежали… Дезертиры существуют во всех армиях и в любое время.. Социолог Хэнк Ховелинг считал, что войны подобны эпидемиям. Если в узкой группе людей появились военные намерения, то под правильным влиянием и в правильных условиях, это «заразит» и остальных. Хэнк писал «Главная причина войны – сама война» Даже те люди, которые не участвуют в военных действиях, то именно страх, беспокойство и влияние других людей побуждают их на это. Учащиеся группы политологов при помощи ЛСМ истолковывают сущность, причины, характер и последствия воин. Слайд № 4 Истолкование слайдов № 5,6. Слово эксперта. Как сказал один учёный: «Цель войны – добиться лучшего экономического состояния государства, в противном случае эта война проиграна для обеих сторон, и в ней нет ни победителей, ни проигравших». доказательством этого в истории может служить Первая Мировая война, когда выигравший блок Антанты должен был восстанавливать экономику Германии, чтобы та в последствие смогла им репарации. Мы привыкли к войне, как к боевым действиям. Однако в идеальной войне, основанной на непрямых действиях, может не произойти ни одного столкновения. Тогда работает принцип гуманности: из двух альтернатив выбирай самую гуманную. Многие историки осуждают такой принцип. Но благодаря ему, Юлию Цезарю в период Гражданской войны в Риме удалось сохранить римское государство единым. Как бы то не было, у историков, учёных останется своё отношение к войне. Однако у простых людей оно всегда будет ассоциироваться с такими словами как смерть, уничтожение. Лиддел-Гарта вывел аксиому: «Самым ценным на земле остаётся человеческая жизнь, в том числе – и на войне». Как мы знаем, аксиомы не требуют доказательств. Я думаю, что все с этим буду согласны. И так, ребята, мы с вами исследовали и раскрыли сущность основных понятий. Хотелось бы привлечь ваше внимание к международному гуманитарному праву. Слайд №7 Физкультминутка. Слайд №8 Связь права, мира и войны исследовалась задолго до первой мировой войны, ещё Суворов в 1778 году определи сущность МГП. Слайд№9. Это нашло отражение в международных пактах и конвенциях. Толкование Слайд№10. А теперь мы должны с вами ответить на глобальный вопрос человечества - почему мир не избежал второй мировой войны? Была ли попытка регуляции международных отношений посредством права? 1.Работа с историческим источником. Слайд№11. Учитель предлагает учащимся прочитать следующий текст исторического источника: Статья 1 Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно заявляют от имени своих народов, что они осуждают метод обращения к войне для урегулирования международных конфликтов и отказываются в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики. Статья 2 Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов независимо от характера их происхождения, которые могут возникнуть между ними, должны осуществляться только мирными средствами. Статья 3 Настоящий договор будет ратифицирован Высокими Договаривающимися Сторонами, указанными в вводной части договора, в соответствии с конституциями этих стран и он войдет в силу в отношениях между ними, как только все документы о ратификации будут депонированы в Вашингтоне». Пакт Бриана-Келлога? 2.Беседа по вопросам. Как вы думаете, на чем основывалась вера в торжество «эры пацифизма»? Какую концепцию миропорядка предложили авторы Пакта Бриана-Келлога? Ответы учащихся Работа с историческим источником. Учитель предлагает учащимся прочитать следующий текст исторического источника (Слайд№12.): Из работы испанского философа X. Ортега-и-Гасета «Восстание масс» Вот величайшая опасность, угрожающая сейчас цивилизации: подчинение всей жизни государству, вмешательство его во все области, поглощение всей общественной спонтанной инициативы государственной властью, а значит, уничтожение исторической самодеятельности общества, которая в конечном счете поддерживает, питает и движет судьбы человечества. Массы знают, что, когда им что-либо не понравится или чего-нибудь сильно захочется, они могут достигнуть без усилий и сомнений, без борьбы и риска; им достаточно нажать кнопку, и чудодейственная машина государства точно сделает, что нужно. Эта легкая возможность всегда представляет для масс сильное искушение. Масса говорит себе: «Государство — это я» — но это полное заблуждение... Но человек массы действительно верит, что он — государство, и все больше стремится под всякими предлогами пустить государственную машину в ход, чтобы подавлять творческое меньшинство, которое мешает ему всюду, во всех областях жизни. Вопросы к документу: В каких случаях возрастает роль государства? Почему в Италии и Германии в 1920—1930-е гг. произошла абсолютизация власти государства? Какие это имело последствия? Беседа с учащимися по выяснению причин нацистских диктатур.
Ответы учащихся: Просмотр фильма. Работа с историческим источником. Учитель предлагает учащимся прочитать следующий текст исторического источника:
Остающаяся территория преобладающе Немецкого характера будет установлена вышеупомянутой международной комиссией немедленно и будет занята Немецкими войсками к 10-ому октября.
начнется 1-ого октября...
Прочтите следующий документ: Оставался один болезненный момент - по крайней мере, для жертв - сообщить чехам, с чем они должны расстаться и в какие сроки. Гитлера и Муссолини эта процедура не интересовала, они ушли, перепоручив сделать это союзникам Чехословакии -представителям Франции и Англии. Эта сцена живо описана Масариком в его отчете министерству иностранных дел Чехословакии. В половине второго утра нас проводили в зал заседаний, где находились господин Чемберлен, месье Даладье, сэр Гораций Вильсон, месье Леже (генеральный секретарь французского министерства иностранных дел), господин Эштон-Гуэткин... Атмосфера была гнетущей, вот-вот должны были зачитать приговор. Французы нервничали, заботясь о сохранении собственного престижа. Господин Чемберлен в длинной вступительной речи ссылался на соглашение, а затем вручил его текст доктору Мастны...» Чехи начали задавать вопросы. Господин Чемберлен все время зевал, даже не пытаясь прикрывать рот. Я спросил Даладье и Леже, ожидают ли они какого-либо ответа от нашего правительства или заявления по поведу соглашения. Даладье - очевидно, от растерянности - молчал. Леже объяснил, что главы четырех правительств не располагают временем, и поспешно добавил с нарочитой небрежностью, что ответа не требуется, что план принят и что нашему правительству необходимо в этот же день, самое позднее в три часа дня, прислать своего представителя в Берлин на заседание комиссии и что человек, которого правительство пришлет, должен быть в Берлине и в субботу, чтобы уточнить детали, связанные с эвакуацией из первой зоны. Он заметил, что атмосфера во всем мире все более накаляется. Он говорил с нами довольно резко, и это француз... Господин Чемберлен не скрывал скуки. Нам передали вторую карту с небольшими поправками. После этого с нами было окончено и мы могли удалиться». Я помню этот роковой вечер - победный блеск в глазах Гитлера, спускавшегося после встречи по широким ступенькам Фюрерхауса, напыщенность Муссолини, одетого в сшитую по специальному заказу форму, позевывание Чемберлена и его состояние блаженной сонливости по возвращении в отель «Регина Палас». В тот вечер я записал в своем дневнике: «Даладье казался сломленным и подавленным. Он заехал в «Регину», чтобы попрощаться с Чемберленом... Кто-то спросил, вернее, начал спрашивать: «Месье президент, вы удовлетворены соглашением?» Он обернулся, словно хотел что-то ответить, но был слишком утомлен и подавлен, чтобы говорить, и предпочел уйти молча...» Ширер У. Из книги «Взлет и падение Третьего рейха» Вопросы учащимся(Слайд № 14): -Определите сущность исторического документа и под каким названием это событие вошло в историю?
Подведем итог: почему Лига Наций не стала Ноевым ковчегом и не спасла мир от Второй Мировой войны? В заключительном слово эксперты истолковали причины Второй Мировой войны Домашнее задание (Слайд№15): Мы закончили изучение политической сферы общества домашнее задание: повторить параграф 25-30 и подготовиться к тематическому контролю. По всемирной истории параграф 22 и опережающее задание с целью подготовки и проведения викторины по событиям. Второй Мировой войны. Вопросы викторины:
войска в мае 1940 г.?
Авторы урока: Учитель обществоведения ГОУ «Негорельская СШ №1» Непогода Тамара Николаевна Учитель истории ГОУ «Негорельская СШ №1» Третьякова Екатерина Афанасьевна |
Разработка урока в 10 классе по теме: «Загрязнение окружающей среды... Оборудование. Карта «Экологические проблемы мира», учебник Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение,... | Конспект урока, 3 класс Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни.... | ||
Рабочая программа Предмет: литература Учебник: Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 4 ч. / авт сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв,... | Учебник Дополнительная литература Методические пособия, используемые... Планирование составлено на основе программы, автор программы: под ред. М. Г. Ахметзянова: «Программа средней школы. Русская литература.... | ||
Институт Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни.... | Конспект урока Тема Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни.... | ||
Государственный университет Высшая школа экономики Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни.... | Тесты по истории России: 7 класс: к учебнику Данилова А. А., Косулиной... Учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец ХVI хviii век. Учебник для 7 кл. – М.: Просвещение, 2009 | ||
Учебник: Русская литература ХХ века. 11 класс: учебник для общеобразовательных... | Конспект физкультурного занятия на тему: «Морской круиз» Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни.... | ||
Программа дисциплины «Экономико-математические модели контроллинга на промышленном предприятии» Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват учр. Базовый и профильный уровни.... | Литература 6г класс Учебник стр. 181 упр 2 \старый учебник \ текст Robin goes to the future. Part 11 \читать, понимать\ | ||
Учебник: А. В. Перышкин. Физика 9 класс М: Дрофа 2010 г. Дополнительная... Плановых контрольных уроков 6, самостоятельных 10, лабораторных работ 4, тестов 3 | Система уроков изучения рассказа А. И. Куприна Учебник: М. А. Снежневская, О. М. Хренова, Э. Э. Кац Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Мнемозина, 2008 | ||
Учебно-тематический план по предмету «Литература» для 9 класса рассчитан... Учебник: «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В. Я. Коровина, В. И. Коровин... | Урока Учитель: Башлай Наталья Александровна Учебный предмет: литература... Умк: Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова;... |