На уроках английского языка





Скачать 260.83 Kb.
НазваниеНа уроках английского языка
страница1/2
Дата публикации02.09.2014
Размер260.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
  1   2
Слезкина Л. Б., учитель английского языкаc:\users\admin\desktop\журнал иностранцы\слезкина\img_0981.jpg

языка МБОУ «СОШ № 3 г. Нарьян-Мара»

Использование технологии модульного обучения

на уроках английского языка.




  1. Возникновение модульной технологии. Отличие от других систем. Научная актуальность данной технологии.

Модульная технология зародилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х годов. В России она стала известна с 1972 года. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Традиционная для современных российских школ организация учебно-воспитательного процесса страдает двумя серьезными недостатками. Во-первых, многопредметность. Особенно в средней и старшей школе, где количество изучаемых предметов значительно. Во-вторых, частотность учебных предметов. На изучение некоторых отведен всего один час в неделю, что делает усвоение материала малоэффективным. Деля урок на части, каждая из которых имеет свои задачи, учитель часто не успевает в рамках урока формировать необходимые умения и навыки. “Учителю приходится думать не о развитии способностей учащихся, а о прохождении программы с помощью учащихся”.

В чем же принципиальные отличия модульной технологии от других систем обучения?

Во-первых, модульная организация учебно-воспитательного процесса позволяет избежать постоянного применения комбинированного урока в 5 - 11 классах. Особенно в старших классах, где разнообразие деятельности не только не эффективно, но часто недопустимо.

Во-вторых, создатели модульной технологии предлагают считать временной единицей учебно-воспитательного процесса не урок, а учебную неделю или учебный цикл, включающий в себя определенное количество уроков, обязательно не менее двух (этот цикл и называют модулем). В законченных самостоятельных информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью, представляется содержание обучения. Дидактическая цель содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме (как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д.).

В-третьих, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и личное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу.

В-четвертых, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное сугубо целенаправленное управление.

В-пятых, наличие у каждого ученика модуля с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными детьми. Здесь нет проблемы недостаточного индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.

Нововведением является и рефлексия. Школьники должны оценить свою работу на уроке, определив, что эта работа дала им, и свое состояние после урока.

В чем же заключается актуальность данной технологии (ведь она далеко не нова)?

1.     В модульной технологии сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.

2.     Применение этой технологии полезно учителю своей постепенностью, что облегчает и детям работу на этапе её освоения. Модульная технология позволяет избежать шока у учащихся, потому что постоянная рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса.

3.     Технология предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.

4.     Технология интегрировала многое из того, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии заимствован также рефлексивный подход.

5.     Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, таким образом, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения технологии неизбежно приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся. 

IV.      Суть модульной организации образовательного процесса.

1.     Определение модуля.

МОДУЛЬ - это функциональный целевой узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения. Это своеобразная программа обучения, преимущество которой состоит в том, что она индивидуализирована по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Модуль включает в себя:

  законченный блок информации («учебное содержание»);

  целевую программу действий ученика («функциональность»);

  рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации («технология»).

Самое важное в построении модуля - структурирование деятельности ученика по этапам усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. И здесь заложена большая возможность осуществлять проблемное обучение.

Главным признакоммодуля является его самостоятельность, его смысловая законченность (своя цель, пути решения, результат, анализ результата). Но одновременно, модуль является частью определенной системы (анализ требует следующего шага).  Поэтому в модуль входят и связи его с другими модулями, элементами системы. Модуль внутренне самостоятелен, но внешне подчинен, он важное звено, без которого система не может действовать.

2.     Деятельность учителя и ученика.

В чем особенности деятельности ученика и учителя при модульной организации обучения?

Модульная технология является гуманистической технологией, т.к. ребёнок в ней является не объектом обучения, а субъектом. Развитие в процессе самостоятельной работы дает больший результат, чем попытки привить “сверху” необходимые умения и навыки. Причём в отношении между учеником и учителем устанавливаются субъект - субъектные отношения, где учитель - партнёр в учении, а не “даватель” знаний. Ученик учится сам, а учитель лишь осуществляет мотивационное управление его учением. Ученик свободен, его интересы не ущемляются, результаты работы основаны в первую очередь на основе его самооценки. Следовательно, модульная технология - личностно - ориентированная технология, где в центре образовательной системы стоит личность ребенка, она же и является основной целью образовательной системы.

При модульной технологии приемы организации самостоятельной индивидуальной и групповой работы школьников приводятся в систему.Каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Ученик имеет возможность в большей степени самореализовываться, что способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм.

На модульных уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава, а также всем классом. Форма посадки детей - свободная. Каждый из них имеет право выбора: будет он работать один или с кем-нибудь из товарищей.

В результате изменения деятельности учителя на учебном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью школьников. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения требует от учителя хорошего знания своих учеников. Опыт наших коллег показал, что учителя в процессе овладения технологией модульного обучения значительно выросли профессионально. Поэтому считается, что процесс овладения теорией и практикой модульного обучения - это путь профессионального самосовершенствования учителя, возможность для его самореализации.

3.     Контроль.

Важным элементом модуля являются контрольные задания. Они тоже носят дифференцированный характер и призваны играть роль способа диагностики достижения цели и уровня усвоения. Самоконтроль осуществляется на заключительном этапе урока, его цель – анализ учащимся уровня усвоения материала урока. Нужно ли ему что-то доработать дома или за урок он уже подготовился к следующему уроку и контрольному заданию? На следующем уроке – контрольный тест по данному материалу.

Инструментом диагностирования могут быть тесты, а могут быть и другие формы. Для каждого планируемого уровня усвоения должны быть свои уровни контроля. Для I уровня – тесты на различение, опознание и классификацию. Для II уровня – на подстановку, конструирование и тест “типовая” задача. Для следующих уровней - задания более обобщенные.

4.     Оценка и анализ.

Выполнив задания теста, ребенок определяет свой уровень знаний, оценивает свою деятельность на уроке.

Для мотивации учения и определения степени достижения цели не менее важна рефлексия, т.е. самоанализ.

Возможен, например, такой вариант рефлексии:

3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;

2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;

1 балл - я не все понял, но мне было интересно;

0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал.

Этот вариант простой и понятный для учеников 5-7 классов. В старших классах он, несомненно, будет усложняться. Рефлексия такого рода позволяет определить только внешнюю сторону результатов работы. Она не укажет на причины успеха изучения темы или, наоборот, неудачи. Она не поможет определить, какие способы работы были наиболее эффективными, понятными для ребят. Поэтому рефлексия должна обязательно дополняться анализом работы.

V. Условия перехода на модульное обучение. Условия для обеспечения эффективности модульной технологии.

Для перехода на модульное обучение необходимо создать в ОУ определенные условия.

Первое условие связано с мотивацией учителей. Здесь большую роль могут сыграть методические объединения, кафедры, которые должны сопоставить уровень удовлетворенности детей и родителей образовательными услугами школы и теми потребностями, которые остаются неудовлетворенными. Второе условие связано с готовностью школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности: сформированность минимума знаний и общих учебных умений. Третье условие - это материальные возможности школы в размножении модулей, ибо они только тогда сыграют свою роль, когда каждый ученик будет обеспечен этой программой действий.

VI.      Система действий учителя при переходе на модульное обучение.

Какова же система действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение?

Прежде всего необходимо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, учителю прежде всего необходимо выделить основные научные идеи курса.

Затем надо структурировать учебное содержание этих блоков в учебные модули.

После составления программы, которая должна иметь название, формируется комплексная дидактическая цель (КДЦ). При формировании модулей из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ), т. е. каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение КДЦ. Однако в модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ): на их основе выделяются учебные элементы. Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент.

 

VII. Плюсы и минусы модульной технологии.

Таким образом, к преимуществам данной технологии можно отнести:

  • направленность на формирование мобильности знаний;

  • гибкость метода и критичность мышления обучаемых;

  • вариативность структуры модуля;

  • дифференциацию содержания учебного материала;

  • обеспечение индивидуализации учебной деятельности;

  • разнообразие форм и методов обучения;

  • сокращение учебного времени без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся;

  • эффективную систему рейтингового контроля и оценки усвоения знаний учащихся;

  • обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке;

  • первоочередное формирование навыков самообразования;

  • снижение учебной нагрузки (дети могут работать без домашних заданий при условии полного усвоения материала в рамках учебного модуля);

  • значительное повышение интереса учащихся к предмету;

  • повышение качества обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;

  • расширение возможностей для исследовательской и проектной деятельности.

Среди недостатков, на которые нужно обратить внимание при переходе на модульное обучение, можно выделить следующие:

  • “фрагментарность” обучения, под которым понимается большой удельный вес самостоятельной работы учащихся вплоть до “самообучения”, что можно расценивать как “предоставленность учащихся самим себе” и отсутствие полноценного процесса обучения;

  • длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование;

  • необходимость иметь современное оборудованное оборудование;

  • сужение подготовки учащихся; формирование лишь частных, конкретных умений в ущерб обобщенным;

  • высокий уровень материальных затрат и трудоемкость изготовления модулей.


ПРАКТИКА:
На уроках английского языка в своих классах использую элементы модульной технологии:

- при активизации лексики;

- при контроле (различные варианты и уровень сложности контрольной работы);

- при оценивании (на доске или на экране вывожу баллы и подводим итог, кто сколько заработал);

- при работе с текстом

Одной из проблем, стоящих перед учителем, является проблема самостоятельного чтения учащихся. Зачастую самостоятельное чтение носит эпизодический характер. Систематически и целенаправленно читают лишь немногие.

Одной из причин этого является то, что учащиеся относятся к чтению как к учебной задаче. При чтении иноязычного текста они сталкиваются с трудностями: не знают значение многих слов, им приходится обращаться к словарю, что делает чтение утомительным, неинтересным. Кроме того, у слабых и части средних учеников недостаточно сформированы механизмы чтения, так как школьники стремятся понять значение каждого слова в тексте, не умея отделить главное от второстепенного, не имеющего смысловой нагрузки.

Чтобы приучить ребят к самостоятельному чтению на иностранном языке, проблему необходимо решать в 2-х направлениях:

  • формировать мотивацию данного вида речевой деятельности, прививать интерес к чтению;

  • научить школьников преодолевать языковые трудности при чтении, извлекать информацию из текста.

Необходимо придерживаться следующих правил:

1. Самостоятельное чтение должно быть посильным для учащихся.

2. Систематическое проведение уроков чтения позволяет сохранять у учащихся интерес к читаемому материалу, обеспечивает периодичность чтения про себя.

3. На уроках необходимо использовать различные формы и приёмы обучения, виды упражнений, чтобы чтение из учебной деятельности превратилось в увлекательное занятие.

4. Чтение должно стать естественно-мотивированным, чтобы у учащихся формировалась привычка и потребность к самостоятельному чтению литературы на английском языке.

Чтобы повысить мотивацию к домашнему чтению, при подготовке к урокам чтения необходимо разрабатывать такие виды упражнений, которые помогают ученикам реализовать себя.

Например, учащимся раздаются по одной карточке с фрагментом из текста и 3-4 рисунка. К данному фрагменту ученик должен подобрать правильно рисунок. Такую работу ребята тоже выполняют с огромным желанием и интересом. Помимо таких упражнений учащиеся выполняют до-текстовые и после-текстовые задания.

  1. Найдите предложения, которые характеризуют персонажей.

  2. Найдите в тексте ответы на поставленные вопросы.

  3. Согласитесь или не согласитесь.

  4. Расскажи о себе, представив, что ты – персонаж из текста.

  5. Расскажи о персонаже с позиции его соседа (друга, недруга…)

  6. Прочтите и составьте план текста.

  7. Прочтите главу текста и составьте вопросы, не нарушая логической последовательности хода событий.

  8. Перескажите текст по ключевым словам. Ключевые слова записывают на карточки и раздают ученикам.

Слабоуспевающим ученикам можно дать карточки с большим количеством ключевых слов, что облегчает их работу над пересказом.

Как сделать урок современным и наглядным?

Огромная работа строится с применением проектной методики. Я уверена, что такой подход даст хорошие результаты, и знания учащихся будут достаточно богатыми и прочными. Главная цель этой методики, на мой взгляд, - целенаправленная работа над устной речью, работа, которая сфокусирована на конечную цель, – это осуществление проекта с применением всех четырёх видов речевой деятельности. Проектная методика – это целенаправленное обучение. Это результат работы, итог в целом на протяжении определённого промежутка времени. Ученики вовлечены, погружены в работу над осуществлением своего проекта. Работа над проектом позволяет ученику работать самостоятельно, творчески, даёт возможность пополнять знания, приобретать навыки публичного выступления. Работа над проектом проводится по восьми этапам:

1. Определи тему.

2. Определи конечный выход.

3. Построй проект.

4. Соотнеси языковые навыки и

стратегии.

5. Собери информацию.

6. Накопи и проанализируй

информацию.

7. Представь конечный продукт

(результат).

8. Оцени проект.

Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты стоящих перед ним задач, эстетически реализуя усвоенные им средства и способы работы. Применяя в своей работе проектную методику обучения, я создаю комфортные условия учащимся для саморазвития и возможность своим ученикам реализовать себя и на других предметах. Результатом работы, завершающим итогом является спектакль «Встреча с литературными героями», литературная конференция, конкурс творчества «По страницам прочитанных произведений» и многое другое, что может помочь ребятам проявить свой творческий потенциал. В нашем случае, с коррекционными классами, выступление перед классом с пересказом.

В своей работе я использую следующие основные, на мой взгляд, варианты чтения:

1. Индивидуальное чтение, т. е. когда каждый ученик работает над своим, выбранным им самим или подсказанным учителем в соответствии с его интересами, текстом. Текст должен всегда вызывать личностную заинтересованность учащегося.
2. Общеклассное чтение, т. е. когда весь класс читает общий для всех текст с различными по объему заданиями и установками на чтение в зависимости от языковых возможностей учащихся.

3. Комбинированный путь организации домашнего чтения. В этом случае, наряду с индивидуализированным чтением, периодически (раз в 2 недели, месяц) можно проводить чтение или чтение на уроке общего для всех учащихся текста, что может иметь двойную целевую направленность:

а) собственно чтение;

б) чтение как средство последующего развития речи.

Наличие двух названных целевых установок и двух этапов в организации домашнего чтения обусловливает и два подхода к контролю чтения:

1) контроль как средство проверки понимания информации, заложенной в тексте;

В этом случае контроль направлен на усвоение содержания текста, операции контроля помогают осмыслению событий и той обстановки, в которой протекают события, описанные в тексте, раскрытию характеров действующих лиц. Систему приемов контроля понимания текста на этом этапе можно представить в виде следующих заданий:

1) озаглавьте главные смысловые части текста;
2) найдите предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста;
3) прочитайте те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя;
4) найдите предложения, подтверждающие или отрицающие  определенное мнение;
5) перечислите последовательно всех действующих лиц;
6) назовите по порядку все места действий, названные в тексте;
7) обозначьте содержание отдельных мест текста схематическими рисунками;
8) закончите рассказ одной - двумя фразами на иностранном языке;
9) переведите на родной язык предложения или отдельные места текста;
10) ответьте на вопросы.
2) контроль-обсуждение как средство развития устной речи на основе содержания текста.

При втором подходе к организации контроля чтения понимание текста - лишь часть задания, подготовка к следующему этапу - к беседе по прочитанному. И здесь система упражнений должна быть всячески ориентирована на выяснение взаимоотношений действующих лиц, на вскрытие и оценку мотивов их поступков.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроках английского языка iconУроках английского языка Тема Современная школа. Девочки и мальчики
Развитие коммуникативных и информационных компетенций на уроках английского языка
На уроках английского языка iconЭкспериментальная группа по внедрению Информационных технологий в...
Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка с помощью Интернет технологий
На уроках английского языка iconМетоды активного обучения на уроках английского языка Учитель английского...
Изучение английского языка, также как и изучение любого другого предмета, требует нелегкой систематической работы, тем более, что...
На уроках английского языка iconПрименение икт на уроках английского языка
Нигманова Галина Васильевна, г. Томск, маоу гимназия №56, учитель английского языка
На уроках английского языка iconНа уроках английского языка
Пантилеева Екатерина Сергеевна, мбоу «Красномаяковская сош» учитель английского языка
На уроках английского языка iconБуркова Екатерина Николаевна учитель английского языка высшей квалификационной категории
Техника графических способов представления информации на уроках английского языка
На уроках английского языка iconМетодическая разработка по теме «Использование краеведческого материала...
Актуальность использования краеведения на уроках иностранного языка
На уроках английского языка icon«Страна удивительных открытий»
Моу «Жужгесская сош» состоялся семинар учителей английского языка по теме «Использование интернет -ресурсов на уроках английского...
На уроках английского языка icon«Проектная деятельность на уроках английского языка»
...
На уроках английского языка iconСовременные образовательные технологии: использование игровых технологий...
В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению английского языка, который признан языком профессионального общения...
На уроках английского языка iconПолезные интернет-ресурсы для учителей английского языка
Справочник по грамматике английского языка. А также: Форум для изучающих английский язык Репетиторы английского языка Курсы английского...
На уроках английского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Из опыта работы учителя английского языка Бирючинской Е. В. «Проблемно-диалогические технологии на уроках английского языка»
На уроках английского языка icon«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика»
Обобщение опыта работы Топчиевой Валентины Васильевны, учителя английского языка моу сош №2 ст. Григорополисской Новоалександровского...
На уроках английского языка iconУрок английского языка в 11 классе. Тема: «Великие люди России»
Я познакомилась с проектами и хочу поделиться опытом, как я на уроках английского языка отметила 300-летие со дня рождения М. В....
На уроках английского языка iconТрофимова Елена Владимировна, учитель английского языка Баскаковской...
...
На уроках английского языка icon«Опыт работы на интегрированных уроках» учителя английского языка Прмановой Г. Т
Выступление на педагогическом совете «Инновационные технологии в образовании» на тему «Опыт работы на интегрированных уроках» учителя...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск