№ п/п
| Наименование темы, раздела
| Всего часов
| Теория
| Содержание
| Практика
| Содержание
| Формы контроля
|
1.
| Вводное занятие
| 1
| 1
| Правила поведения и техники безопасности на занятиях по морской практике.
Беседа с курсантами о флоте и об особенностях флотской службы.
| -
|
| Опрос
|
2.
| Назначение шлюпки, типы шлюпок
| 3
| 3
|
| -
|
|
|
2.1.
| Назначение шлюпок
| 1
| 1
| Урок проходит в форме лекции обо всей широте возможных применений шлюпок на флоте.
| -
|
| Зачет
|
2.2.
| Типы шлюпок
| 1
| 1
| Урок проходит в форме лекции о всех типах шлюпок используемых на флоте. Термины: ял, бот, баркас, тузик, шлюпка
| -
|
| Зачет
|
2.3.
| ТТХ шлюпок
| 1
| 1
| Лекция «Тактико-технические характеристики шлюпок, используемых на флоте». Термины: осадка, мореходность, водоизмещение, парусность.
| -
|
| Зачет
|
3.
| Морские узлы. Тросы.
| 9
| 3
|
| 6
|
|
|
3.1
| Виды тросов
| 1
| 1
| Уроки проходят в форме лекций с визуальной демонстрацией. Изучение видов тросов, их особенностей, назначения и применения. Термины: ходовой и коренной концы, свивка, каболка и т.д.
|
|
| Зачет
|
3.2
| Незатягивающиеся узлы и петли
| 2
| 1
| Особенности, назначение и применение узлов: беседочный (булинь), проводник простой, проводник восьмерка (фламандская петля), простой штык, шлюпочный узел.
| 1
| Изучение и отработка способов вязки узлов: беседочный (булинь), проводник простой, проводник восьмерка (фламандская петля), простой штык, шлюпочный узел.
| Зачет
|
3.3
| Узлы для связывания двух тросов
| 2
| 1
| Особенности, назначение и применение узлов: прямой, рифовый, рыбацкий узел, академический, встречный.
| 1
| Изучение и отработка способов вязки узлов: прямой, рифовый, рыбацкий узел, академический, встречный.
| Зачет
|
3.4
| Затягивающиеся узлы и петли
| 2
| 1
| Особенности, назначение и применение узлов: выбленочный (стремя), удавка, бегущий булинь, схватываюший, кандальный узел (пьяный).
| 1
| Изучение и отработка способов вязки узлов:
Выбленочный (стремя), удавка, бегущий булинь, схватываюший, кандальный узел (пьяный)
| Зачет
|
3.5
| Специальные узлы
| 2
| 1
| Особенности, назначение и применение узлов: талрепный, топовый, гачный (двойной гачный).
| 1
| Изучение и отработка способов вязки узлов:
талрепный, топовый, гачный (двойной гачный).
| Зачет
|
4.
| Устройство корпуса шлюпки
| 16
| 16
|
| -
|
|
|
4.1
| Набор шлюпки
| 2
| 2
| Понятие набора шлюпки. Набор включает в себя: Киль; Форштевень; Ахтерштевень; Привальные брусья; Транцевый брус; Шпангоуты, кормовая и носовая килевые деревянные кницы; резен-киль.
|
|
| Опрос, зачет
|
4.2
| Обшивка
| 2
| 2
| Понятие обшивка шлюпки. Виды обшивки.
Обшивка: доски обшивки борта; ширстрек; доски обшивки кормой плоскости; шпунтовые пояса.
|
|
| Опрос, зачет
|
4.3
| Крепеж
| 2
| 2
| Основные элементы конструкции шлюпки:
Носовая и кормовые металлические угловые кницы; кницы; носовой и кормовой рымы; галсовый гак; степс; подуключины; утки; вант-путансы; киповые планки; гнезда для нагелей; наметка; пластины для крепления наметки; обойма для флагштока; рулевой стержень.
|
|
| Опрос, зачет
|
5.
| Снабжение шлюпки.
| 2
| 2
| Средства снабжения шлюпки – набор обязательных и рекомендуемых средств: гребное вооружение, парусное вооружение, спасательные средства; индивидуальные спасательные средства; носовой и кормовой швартовые; отливные черпалки, отпорные крюки, аптечка, сигнальные средства.
| -
|
| Опрос
|
6
| Средства визуальной связи
| 8
| 3
|
| 5
|
|
|
6.1
| Флажный семафор
| 3
| 1
| Знакомство с флажным семафором, его предназначение. Изучение азбуки и специальных знаков.
| 2
| Практические занятия по передаче отдельных знаков семафорной азбуки.
| Зачет
|
6.2
| Азбука Морзе
| 3
| 1
| Знакомство с азбукой Морзе, его предназначение. Изучение азбуки и способов передачи
| 2
| Практические занятия по передаче отдельных знаков с помощью фонаря.
| Зачет
|
6.3
| Международная жестовая и знаковая сигнализация
| 2
| 1
| Изучение международных сигналов бедствия и способов их подачи
| 1
| Отработка подачи сигналов с помощью специальных и подручных средств.
| Зачет
|
7.
| Морские узлы.
| 8
| 2
|
| 6
|
|
|
7.1
| Незатягивающиеся узлы и петли
| 2
| 1
| Особенности, назначение и применение узлов: двойной беседочный, австрийский проводник, штык со шлагом, рыбацкий штык, двойной проводник (заячьи уши).
| 1
| Изучение и отработка способов вязки узлов:
двойной беседочный, австрийский проводник, штык со шлагом, рыбацкий штык, двойной проводник (заячьи уши). Повторение ранее изученных узлов
| Зачет
|
7.2
| Узлы для связывания двух тросов
| 2
| 1
| Особенности, назначение и применение узлов: грейпвайн, встречная восьмерка, шкотовый, брам-шкотовый.
| 1
| Изучение и отработка способов вязки узлов:
грейпвайн, встречная восьмерка, шкотовый, брам-шкотовый. Повторение ранее изученных узлов
| Зачет
|
7.3
| Затягивающиеся узлы и петли
| 2
| 1
| Особенности, назначение и применение узлов: удавка со шлагом, задвижной штык, скользящая восьмерка
| 1
| Изучение и отработка способов вязки узлов: удавка со шлагом, задвижной штык, скользящая восьмерка. Повторение ранее изученных узлов
| Зачет
|
7.4
| Специальные узлы
| 2
| 1
| Особенности, назначение и применение узлов: стопорный, бочечный, монтажный, сваечный.
| 1
| Изучение и отработка способов вязки узлов:
стопорный, бочечный, монтажный, сваечный. Повторение ранее изученных узлов
| Зачет
|
8.
| Командные слова при гребле
| 5
| 1
|
| 4
|
|
|
8.1
| Командные слова при гребле (теория)
| 1
| 1
| Изучение всех возможных команд при движении шлюпки на вёслах: «Отваливай» «Весла», «На воду», «Суши весла», «Весла по борту», «Весла в воду». «Табань», «Весла под рангоут» ,«Навались», «Легче гресть», «Весла на укол», «Весла на валек».
| -
|
| Зачет
|
8.2
| Командные слова при гребле (практика)
| 4
|
|
| 4
| Практическая отработка выполнения всех команд: «Отваливай» «Весла», «На воду», «Суши весла», «Весла по борту», «Весла в воду». «Табань», «Весла под рангоут» ,«Навались», «Легче гресть», «Весла на укол», «Весла на валек». Отработка слаженной работы всего экипажа.
| Зачет
|
9.
| Устройство корпуса шлюпки
| 3
| -
|
| 3
|
|
|
9.1
| Набор шлюпки
| 1
| -
|
| 1
| Практическое занятие по ориентированию в устройстве набора шлюпки, знать наименование и местонахождение всех его частей.
| Опрос, зачет
|
9.2
| Обшивка
| 1
| -
|
| 1
| Практическое занятие по ориентированию в видах и устройстве обшивки шлюпки, знать наименование и местонахождение всех её частей.
| Опрос, зачет
|
9.3
| Крепеж
| 1
| -
|
| 1
| Практическое занятие по ориентированию в деталях крепежа шлюпки, знать наименование и местонахождение всех крепежных деталей.
| Опрос, зачет
|
10.
| Средства визуальной связи
| 6
| 2
|
| 4
|
|
|
10.1
| Флажный семафор
| 3
| 1
| Изучение азбуки и специальных знаков
| 2
| Практические занятия по передаче отдельных слов из уже изученных знаков
| Зачет
|
10.2
| Азбука Морзе
| 3
| 1
| Изучение азбуки и способов передачи
| 2
| Практические занятия по передаче отдельных слов с помощью фонаря
| Зачет
|
11.
| Морские узлы.
| 3
| -
|
| 3
|
|
|
11.1
| Незатягивающиеся узлы и петли
| 1
| -
|
| 1
| Зачетное занятие на скорость и правильность вязки узлов.
| Зачет
|
11.2
| Узлы для связывания двух тросов
| 1
| -
|
| 1
| Зачетное занятие на скорость и правильность вязки узлов.
| Зачет
|
11.3
| Затягивающиеся узлы и петли
| 1
| -
|
| 1
| Зачетное занятие на скорость и правильность вязки узлов.
| Зачет
|
12.
| Устройство корпуса шлюпки
| 3
| -
|
| 3
|
|
|
12.1
| Набор шлюпки
| 1
| -
|
| 1
| Зачетное занятие на наименование и местонахождение всех частей набора шлюпки.
| Зачет
|
12.2
| Обшивка
| 1
| -
|
| 1
| Зачетное занятие на наименование и местонахождение всех частей обшивки.
| Зачет
|
12.3
| Крепеж
| 1
| -
|
| 1
| Зачетное занятие на наименование и местонахождение всех крепежных деталей.
| Зачет
|
13.
| Боцманская практика
| 8
| 1
|
| 7
|
|
|
13.1
| Такелажные работы
| 4
| 1
| ТБ на занятиях боцманской практикой.
Изучение способов выполнения работ
| 3
| Практические занятия, направленные на овладение основными навыками такелажных работ: сплесни, коуши, марки, огон, кноп, бензели.
| Опрос.
Контроль качества выполняемых работ
|
13.2
| Столярные работы
| 3
| -
|
| 3
| Практические занятия, направленные на овладение основными навыками столярных работ: замена частей шлюпки, проконопачивание щелей и т.д. Научится использовать инструмент.
| Контроль качества выполняемых работ
|
13.3
| Покрасочные работы
| 1
| -
|
| 1
| Практические занятия направленные на овладение основными навыками покрасочных работ: подготовка поверхностей к покраске, грунтовка, способы наложения краски
| Контроль качества выполняемых работ
|
14.
| Средства визуальной связи
| 3
| -
|
| 3
|
|
|
14.1
| Флажный семафор
| 1
| -
|
| 1
| Зачетное занятие на правильность приема и передачи слов
| Зачет
|
14.2
| Азбука Морзе
| 1
| -
|
| 1
| Зачетное занятие на правильность приема и передачи сигналов
| Зачет
|
14.3
| Международная жестовая и знаковая сигнализация
| 1
| -
|
| 1
| Зачетное занятие на знание международных сигналов и умение их подавать
| Зачет
|
15.
| Правила поведения на шлюпке и водной базе.
| 1
| 1
| Беседа «правила поведения и ТБ на шлюпке и водной базе»
| -
|
| Опрос
|
16.
| Итоговое занятие
| 3
| 1
|
| 2
|
|
|
16.1
| Прохождение по водному маршруту
| 2
| -
|
| 2
| Занятие проводится в форме гребной гонки с выполнением различных заданий по темам учебного года
| Соревнование
|
16.2
| Подведение итогов
| 1
| 1
| Подведение итогов прохождения водного маршрута. Обсуждение, награждение. Планы на будущий учебный год.
| -
|
|
|
№
| Раздел программы
| Форма занятий
| Методы и приемы
| Использование наглядности, ТСО
| Форма контроля
|
|
| Урок
| Беседа на темы:
1. Цели и задачи изучения морской практики.
2. Правила поведения в кабинете и клубе.
3. Уставы.
4. Значение дисциплины на флоте.
5. Наша страна - Великая морская держава.
| Уставы, инструкция по ТБ
| Опрос
|
| Назначение шлюпки, типы шлюпок
| Урок
| Лекции на темы:
Типы шлюпок.
Назначение и применение шлюпок.
ТТХ шлюпок.
Принципы классификации шлюпок.
| Компьютер, запись видеосюжета
| Опрос
Зачет
|
| Морские узлы. Тросы.
| Урок
| Беседа «Морские узлы и их назначение».
Демонстрация способов вязки узлов, практическая работа.
Лекция «Практическое применение разных видов узлов».
| Плакаты и стенд «Морские узлы», приспособления для вязки узлов, штерты разного диаметра
| Зачёт
|
| Устройство корпуса шлюпки
| Урок
| Лекции:
Устройство шестивесельного яла.
Особенности устройства шлюпок.
Визуальная демонстрация элементов шлюпки
| Макет шлюпки Ял-6
Плакаты и стенд «Устройство корпуса шлюпки».
| Зачёт
|
| Снабжение шлюпки.
| Урок
| Лекция «Предметы снабжения шлюпок»
| Макет шлюпки Ял-6
Плакаты и стенд «Снабжение шлюпки»
| Зачёт
|
| Командные слова при гребле
| Урок и практические занятия
| Лекция «Командные слова при гребле».
Визуальная демонстрация выполнения команд.
Практическая отработка команд на макете.
| Макет шлюпки Ял-6
| Зачёт
|
| Правила поведения на шлюпке и водной базе.
| Урок
| Беседа «ТБ на шлюпке и водной базе»
| Инструкция по ТБ
| Зачёт
|
| Боцманская практика
| Практические занятия
| Ремонт шлюпки и снаряжения. Беседы «Материалы, применяемые для ремонта шлюпки», «Организация окрасочных работ и соблюдение мер предосторожности при их выполнении».
| Шлюпка, инструмент, строительные материалы
| Контроль качества выполнения работ
|
| Средства визуальной связи
| Урок и практические занятия
| Беседы «Флажный семафор и его применение»,
«Азбука Морзе и способы передачи сигнала», «Жестовая и знаковая сигнализация».
Практическая отработка навыков приема и передачи сигналов
| Плакаты по темам, флажки, фонарь, подручные средства
| Зачет
|
| Итоговое занятие
| Соревнование
| Крейсерская гонка
| Шлюпка со снаряжением, буи, секундомер, мегафон
| Соревнование
|