Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война»





Скачать 104.8 Kb.
НазваниеУрок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война»
Дата публикации26.09.2014
Размер104.8 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Староянашевская основная общеобразовательная школа

Яльчикского района Чувашской Республики»
План-конспект открытого урока
«Покорение Рейхстага»

(Повторительно-обобщающий урок в 9 классе по теме

«Великая Отечественная война»).


МАКАРОВА РЕНА ВАСИЛЬЕВНА
Должность автора: УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

МОУ «Староянашевская ООШ

Яльчикского района ЧР»
д. Старое Янашево

2010 год
Интерактивная игра «Покорение Рейхстага».

(Повторительно-обобщающий урок в 9 классе по теме

«Великая Отечественная война»).

Цели: 1) изучить ход событий Великой Отечественной войны, ее итоги, основные этапы, познакомить с ключевыми персоналиями.

2) развитие умений и навыков работы с различными источниками: обработка информации, представление полученной информации в различных видах; развитие коммуникативных способностей, умение работать в группах, проявляя терпимость, объективность, критичность в подготовке и представлении точек зрения.

3) на примере борьбы русского народа с фашизмом привить учащимся патриотизм и гордость за свою Родину.

Планируемые результаты. Учащиеся узнают о Великой Отечественной войне, вспоминают главнейшие события войны, выявляют причины победы, поражения. Отрабатывают умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, тезисах, презентациях и т.д.), совершенствуют умение работы с различными источниками, анализируют полученную информацию и делают выводы. Учатся объективному оцениванию деятельности людей.

Подготовительная работа.

1. Из учеников класса формируются 3 группы. Самостоятельно выбирают одно из предложенных опережающих заданий.

А. Подготовить краткую историческую справку о прославившихся участниках или об исторических событиях войны. Вид оформления полученной информации выбрать самостоятельно (таблица, схема, электронная презентация и др.)

Оборудование урока: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, уроки Отечественной истории. XIX-XX века; компьютерный учебник истории России XX век, 3 часть; карта «Великая Отечественная война»; учебники.

Оформление доски: таблички с названиями секторов; рисунок крепости, который символизирует здание Рейхстага.

Тип урока: применение и совершенствование знаний.
Ход урока.

Звучит 1-ый куплет песни «Священная война» и показываются фрагменты из компьютерного учебника (История России XX век, 3 часть «Начало войны»

Вступительное слово учителя. Наш повторительно-обобщающий урок посвящен Великой Отечественной войне.

Эпиграф урока. «Люди! Это не должно повториться!» (Виктор Астафьев).

2010 год – год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, победы над фашизмом, над злом, ненавистью, агрессией. Солдаты Великой Отечественной войны верили, что об испепелённых годах войны будут знать дети, внуки, правнуки. Ныне живущие и все грядущие поколения. Так выполним их волю. Снова и еще раз вспомним военные дороги наших отцов, дедов и прадедов. Вспомним, как это было. Постараемся выяснить, почему же Виктор Астафьев предостерегает людей: «… Это не должно повториться!».

Урок будет проходить в форме игры «Покорение Рейхстага». Класс разделен на 3 группы. Задача участников игры – дойти от Москвы до Берлина, выполняя при этом различные задания и набирая как можно больше очков. За каждый правильный ответ команды будут получать по одному оловянному солдатику, которые будут символизировать как пополнение сил своей команде. Команда, которая наберет наибольшее количество очков, завоюет право водружения знамени Победы над Рейхстагом. Работу организуем по секторам: секторы «Периоды войны», «Исторические события», «Исторические места», «Наш край в годы войны», «Подвиг солдата» (названия секторов написаны на доске). В конце работы каждого сектора будем подводить итоги. Команде, получившей наибольшее число очков, дадим красную фишку, команде, получившей поменьше очков – синюю фишку, а команде, получившей наименьшее число очков – желтую фишку. А в конце урока сделаем общий итог нашей работы. В ходе работы секторов по мере необходимости ребята будут выступать по своим опережающим заданиям. Вы получили задание: подготовить краткую историческую справку о прославившихся участниках войны или об исторических событиях. Вид оформления полученной информации выбрали самостоятельно, можно в виде тезисов, таблицы, презентации.

Итак, желаю удачи!

1-ый сектор «Периоды войны».

Вначале давайте вспомним, на какие периоды делится Великая Отечественная война.

Перед вами имеются листочки, на них напишите хронологические рамки и краткую характеристику одного из периодов. 1 группа напишет рамки и характеристику 1 периода, 2 группа - 2 периода, а 3 группа – 3 периода. Задания обсуждайте в группе и готовьте устное выступление. Один ученик из группы выступит.

( Подведение итогов работы сектора). За правильные ответы ученики получат соответствующие магнитные фишки, которые прикрепим на крепости, которая будет символизировать у нас здание Рейхстага.

2-ой сектор «Исторические события».

Если посмотреть на карту, то расстояние по прямой от Москвы до Берлина – чуть больше 1600 км. Поездом – немного. Самолетом – еще меньше. Перебежками да по-пластунски под шквальным огнем орудий советские солдаты преодолели это расстояние за четыре года. И мы попробуем пройти этот путь.

На первые 3 вопроса ответит 1 группа. Сами прочитайте, обсуждая в группе, дайте правильный ответ.

1. 14 июля 1941 года под городом Оршей по наступающим фашистским войскам впервые нанесла удар батарея реактивных минометов. Как ласково назвали установку реактивной артиллерии? («Катюша»)

2. В ходе какой битвы был развеян миф о непобедимости немецкой армии?

1) Битвы под Москвой; 3) Сталинградской битвы;

2) Курской битвы 4) Битвы за Смоленск

3. Одним из важнейших событий 1944 года было:

1) поражение германских войск под Сталинградом;

2) поражение германских войск на Курской дуге;

3) полное снятие блокады Ленинграда;

4) объявление СССР войны Японии.

4. Крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны произошло в ходе

1) битвы за Москву;

2) Сталинградской битвы;

3) битвы за Кавказ;

4) Курской битвы.

5. 5 августа 1943 года в Москве был дан салют в честь
1) разгрома врага под Харьковом;

2) прорыва блокады Ленинграда;

3) освобождения Орла и Белгорода;

4) успешного форсирования Днепра.

6. 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный при форсировании неприступной, по мнению немцев, системы управления («восточный вал»). О какой битве идет речь?

1) Берлинская операция 3) Форсирование Днепра

2) Сталинградская битва 4) Освобождение Киева

Мы завершили работу 2-го сектора, все команды получили соответствующие фишки. Прежде чем приступить к работе третьего сектора, давайте послушаем выступление Артемьевой А. об узнике концлагеря Маутхаузена нашего односельчанина Прокопьева П.С.

Мы преклоняемся перед подвигами советских людей, которые находили силы вести борьбу с врагом вдали от Родины, в логове фашизма. Концлагеря являлись настоящими «фабриками смерти». Всего через концлагеря прошли 18 миллионов человек, из которых погибло 11 миллионов. Через все испытания прошел и наш односельчанин Прокопьев Петр Сидорович. Послушайте воспоминания Петра Сидоровича. (Рассказ ученика)

Вывод: Жизнь Прокопьева П.С. – символ беззаветной любви к Родине, воинской доблести, гражданского долга.

3-ий сектор «Исторические места».

  1. Крепость, построенная в 1833-39 годах, героически оборонялась в 1941 г с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость. (Брестская крепость)

2. Этот город называли «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьезное сопротивление. Назовите этот город

1) Смоленск 3) Ленинград

2) Курск 4) Брест

3. В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов И.В.Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов (18 вражеских танков). Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы?

1) Москва 3) Севастополь

2) Одесса 4) Ленинград

4. Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 года после 250-дневной обороны?

1) Москва 3) Севастополь

2) Одесса 4) Ленинград

5. «Дорога жизни» - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединила блокадный Ленинград с Большой землей. По какому озеру она проходила? (Ладожское озеро)

6. 58 суток сержант Павлов и его бойцы (24 воина 6 национальностей) отбивали атаки вражеской пехоты, танков и самолетов, ведя оборону в одном из домов города. В каком городе находится этот «Дом солдатской славы», «знаменитый дом Павлова»?

1) Сталинград 3) Ленинград

2) Москва 4) Курск

7. 12 июня 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение (с обеих сторон участвовало до 1200 танков). Около какой деревни оно состоялось? (д. Прохоровка)

8. . В декабре 1941 года началось контрнаступление советских войск под

1) Киевом 3) Сталинградом

2) Ленинградом 4) Москвой

9. «Тайфун» - кодовое название разработанного германским командованием плана взятия

1) Москвы 3) Киева

2) Сталинграда 4) Курска

(Итоги работы 3 сектора).

Первый мощный удар боевых действий получила Брестская крепость, которая в течение месяца оборонялась как смогла. Среди защитников Брестской крепости из нашей деревни был Шадриков Г.Г.. Выступление о своем дяде подготовила Шадрикова Инна. (Рассказ ученика)

Физкультминутка

Массаж кисти:

- массаж указательного пальца (улучшает работу желудка);

- массаж среднего пальца (улучшает работу кишечника и позвоночника);

- массаж безымянного пальца (улучшает работу печени);

- массаж мизинца правой руки (улучшает работу сердца).

Массаж ушей:

- массаж ушковых раковин (улучшает настроение);

- массаж мочка уха (улучшает работу головного мозга).

4-ый сектор «Наш край в годы войны».

На всем протяжении огромного фронта – на земле, в воздухе, на воде и под водой, в больших городах и маленьких безвестных деревнях – развернулась героическая борьба с фашизмом.

1. Сколько человек из Яльчикского района ушло на фронт? (7242 человека)

2. Сколько человек ушло на фронт из нашей деревни? (237человек)

3. Сколько человек из нашей деревни не вернулись с поле боя. (97 человек)

4. Назовите фамилии защитников Брестской крепости из нашего района. (Шадриков Г.Г. и Алексеев И.А.)

5. Кто из уроженцев Чувашии в годы Великой Отечественной войны первым был удостоен звания Героя Советского Союза? (летчик-истребитель Б.М.Васильев)

6. Кто из видных руководителей партизанского движения на территории Польши был известен под псевдонимом «Чуваш» (Я.Н.Николаев)

7. Кто из нашего района внес 105 тысяч рублей на покупку самолета для Героя Советского Союза А. Кочетова? (Абдулла Гаязов)

8. Как был назван танк, построенный на средства пионеров-учащихся школ Чувашии? («Пионер Чувашии»)

9. Из какого города был эвакуирован электроаппаратный завод в город Чебоксары? (Из Харькова)

(Итоги 4 сектора).

Исход войны во многом зависит и от рядовых солдат, и от тех, кто работает на фабриках и заводах, производя все необходимое для армии, и от тех, кто трудится на полях, обеспечивая солдат продовольствием. Без совместных усилий и сплоченности народа СССР не выстоял бы в Великой Отечественной войне. Борисова Алина проделала большую исследовательскую работу о самоотверженном труде тружеников тыла нашей деревни. Послушаем ее. (Рассказ ученика)

Вывод: А деревня, хотя и по минимуму, но удовлетворяла нужды армии и тыла. Кроме того, не следует забывать о сильной духовной связи, которая существовала в годы войны между фронтом и тылом. Эта связь помогала и тем, кто воевал, и тем, кто трудился в тылу, исполнять свой долг перед Родиной и отдавать все свои силы во имя Победы.

5-ый сектор «Подвиг солдата».

История знает примеры мужества, стойкости, самоотверженности русских людей. Но массовый героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны – явление, которому нет равных в мире. Свою Родину советские люди защищали от гитлеровских захватчиков, не щадя жизни, показывая чудеса храбрости, силы духа.

1. Летчик, Герой Советского Союза, 26 июня 1941 года направил подбитый самолет в скопление танков противника. (Николай Гастелло)

2. Советский летчик-истребитель, Герой Советского Союза, 7 апреля 1941 года одним из первых совершил ночной таран, сбив бомбардировщик врага. (Виктор Талалихин)

3. Гвардии рядовой, Герой Советского Союза, 23 февраля 1943 года в бою за деревню Чернушки закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота гитлеровцев. (А.Матросов)

4. Советский разведчик, Герой Советского Союза, в совершенстве владел немецким языком, под видом немецкого обер-лейтенанта выполнял сложные, дерзкие диверсионные задания на Украине (Николай Кузнецов).

5. Советский летчик, Герой Советского Союза, после ампутации обеих ног вернулся к полетам и еще сбил 7 самолетов, прототип героя «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого (Александр Маресьев).

6. Командир разведывательной группы, которая в 1942 году несколько недель удерживала дом в центре Сталинграда против превосходящих сил противника. (Я.Ф.Павлов).

7. В каком городе поставлен памятник советскому воину-освободителю с девочкой в руках? (Берлин).

8. Всю страну облетели слова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва!» (В.Г.Клочков)

9. Мужественный защитник Брестской крепости. (Майор Гаврилов).

Установите соответствие между героями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и описанием совершенных ими подвигов.

(Итоги сектора).

Викторова Елена расскажет нам о летчике-герое Викторе Талалихине.

Мы не должны забывать о подвиге советских людей, всеми силами старавшихся приблизить День Победы. (Из электронного учебника фрагмент «Итоги и цена Победы», в конце звучит песня «День Победы»

Общие итоги работы секторов. Давайте посчитаем сначала количества красных, синих, желтых фишек каждой команды и узнаем, кто же из нас вышел победителем и завоевал право водружения Знамени Победы над Рейхстагом. Молодцы, ребята. Участники победившей команды получат «5» за сегодняшний урок, а также ученики, которые выступили сегодня на уроке.

А теперь вернемся к нашему эпиграфу, который у нас прозвучал в начале урока. Почему же Виктор Астафьев предостерегает людей. (Ученики отвечают).

Вывод учителя: На этом уроке мы выяснили, какой ценой завоевана наша Победа. Великая Отечественная война – сколько трагизма и эмоций мы вкладываем в эти слова. Война оставила неизгладимый след в истории нашей страны. Около 40 миллионов советских людей погибло в Великой Отечественной войне.

Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвертый житель страны погиб.

Я прошу встать тех, чьи родные и близкие погибли в годы войны. (Я была уверена, что так и будет). С каждым годом все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. Будьте же внимательны к ветеранам. В нашей деревне их всего - 5 .

Рефлексия урока.

- Расскажите, что вам особенно запомнилось? Что понравилось на уроке?

- Какие чувства вызывала у вас эта тема?

- Что еще можно было делать?

Домашнее задание:

Написать мини-эссе по теме: «Герой Великой Отечественной войны».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» icon«Великая Отечественная война: 65 лет памяти»
«Великая Отечественная война: 65 лет памяти» : результаты областного исследования / Волгогр обл юнош б-ка; инновац метод отд.; сост....
Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» iconТема урока: Великая Отечественная война глазами современников и потомков....
Арм (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа
Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место в учебной теме 10 урок из 12 в теме «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг»
Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» iconКонспект урока по русской литературе в 8 классе. Тема урока : «Была...
Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не...
Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» iconКредит и его основные формы
Открытый урок – презентация по истории 11 класс. Тема: «Великая Отечественная Война» Учитель Анникова О. В
Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Финансы и кредит»
Открытый урок – презентация по истории 11 класс. Тема: «Великая Отечественная Война» Учитель Анникова О. В
Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» iconУрок посвященный 70 летию снятия блокады Ленинграда
Великая Отечественная война, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и мужество народа
Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» iconДомашнее задание на 12 января 2013 года
Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не...
Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» iconУрок истории России в 9-м классе "Великая Отечественная война. Сталинградская...
Изучить этапы Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны, показать...
Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» iconДомашнее задание для классов, находящихся на карантине с 05. 02. 13 по 11. 02. 13
Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не...
Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Великая Отечественная Война, Вторая Мировая война, битва за Москву, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, фашизм
Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» iconПоложение о конкурсе рефератов «великая отечественная война: путь к общей победе»

Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» iconПоложение о конкурсе рефератов «великая отечественная война: путь к общей победе»

Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» iconКонкурс сочинений «Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории моей семьи…»

Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» iconВеликая Отечественная война Советского Союза небывалая в истории...
Да, Война – страшное слово. Война…Как много говорит это слово. Война – это страдание матерей, сотни погибших, сотни сирот и семей...
Урок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война» iconУроку. Рабочий лист (для групп 1-2) Тема урока
Великая Отечественная война (1941—1945) — война Советского Союза против нацистской Германии и её европейских союзников (Болгарии,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск