Когда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» всего тридцать пять





НазваниеКогда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» всего тридцать пять
страница1/5
Дата публикации03.10.2014
Размер0.84 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5
Когда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» — то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» — всего тридцать пять километров от Бийска, бывший районный центр. И в ту пору, когда родился 25 июля 1929 года у Марии и Макара Шукшиных первенец Василий, село было большое, в районе и крае известное.

Происхождение фамилии Шукшин в некоторых словарях объясняется так: «Шукша — льняная костра, то есть волокна, остающиеся после трепания и чесания льна. Вероятно, слово применялось и в переносном, более широком значении: остаток, излишек. Отсюда прозвище последнего, поздно родившегося ребенка».

Возможно, и был последышем какой-либо далекий от нас Шукшин, но Василий Шукшин был ребенком ранним. Отцу его было тогда шестнадцать лет, матери — восемнадцать. А еще через три года гуляла родня на новых крестинах — родилась сестра Василия — Наталья.

Работали молодые супруги в недавно организованном колхозе не покладая рук, обзаводились помаленьку хозяйством, подумывали о новом доме — уж очень ветха, тесна и темна была старая покосившаяся избушка, куда поселили молодых после свадьбы, а дети-то растут... Но... пришла беда — отворяй ворота... Не стало Макара Шукшина.

Иван Расторгуев, герой «Печек-лавочек», говорит в начале фильма, взвешивая «за» и «против» поездки на юг всей семьей:«...я вон отца-то почти не помню, а вот помню, как он меня маленького в Березовку на коне возил». Только рассказы матери питали в дальнейшем память об отце и не давали угаснуть образу его...

Девичья фамилия Марии Сергеевны — Попова, а, если помнят читатели, у Шукшина есть цикл рассказов «Из детских лет Ивана Попова», частью публиковавшийся в «Новом мире» (1968) и полностью вошедший в книгу «Земляки» (1970). Эти рассказы Шукшина, даже в деталях, даже в отдельных словах, совпадают во многом с теми, какие поведала пишущему эти строки Мария Сергеевна в начале лета 1975 года.

От века известно, какая она «сладкая», сиротская доля. Но жить-то все равно надо. Без кормильца, с двумя малыми ребятами, впору было по миру пойти в старое время. Но время было уж иное: и родственники — у Поповых большая была семья, а где десять, там и двенадцать — помогали, и колхоз. А еще полегчало Марии Сергеевне, когда ради детей она снова вышла замуж. В дом пришел отчим, Павел Николаевич Куксин. «Я невзлюбил отчима...— рассказывал Шукшин устами Ивана Попова (теперь знаю: это был человек редкого сердца — добрый, любящий... Будучи холостым парнем, он взял маму с двумя детьми...)»

Но тем и прекрасно детство, что оно детство, и какие там невзгоды всерьез и огорчения надолго, когда можно сидеть на берегах Катуни с удочкой, плавать на острова, где «покойно и прохладно, где кусты ломятся от всякой ягоды: смородины, малины, ежевики, черемухи, облепихи, боярки, калины...»

«Здравствуй, матушка-Катунь!»— кричит, ошалев от восторга, от наконец-то состоявшейся долгожданной встречи с родной рекой Игнатий Воеводин в фильме «Ваш сын и брат». Эту картину, как и первую шукшинскую «Живет такой парень», да и как «Печки-лавочки», без реки Катуни и представить невозможно. А Сростки что без Катуни? Да и вообще, Катунь и Шукшин ныне так же рядышком в нашем сознании, как Островский, Некрасов и Волга, Шишков и угрюмая река Нижняя Тунгуска...

Перед самой войной произошло событие, невероятное для одиннадцатилетнего Василия Шукшина. Их семья переезжает в Бийск. В город. Ну, пока не насовсем — отчим, хоть у него ни грамоты большой, ни специальности, решил попробовать стать мастеровым — была у него к этому делу тяга. Василию от друзей-товарищей, от приволья катунского ехать конечно же не хотелось. Марию Сергеевну предполагаемый переезд попросту пугал. Но наконец и она решилась — хотелось ей выучиться на портниху, а в городе есть курсы.

Этот переезд настолько врезался в память Шукшина, что с рассказа «Первое знакомство с городом» он и начал впоследствии цикл «Из детских лет Ивана Попова». Нет нужды пересказывать эту исполненную иронии и грусти новеллу. Читатель найдет ее и прочитает.

Воспроизведем на бумаге живую речь В. М. Шукшина, записанную на магнитофонную ленту в апреле 1967 года бывшим режиссером Бийской студии телевидения Федором Клиндуховым. Между ним и Василием Макаровичем состоялась беседа о том, как лучше снять документальный телевизионный фильм о Бийске. Шукшин щедро давал рекомендации для фильма, речь зашла и о том, какую роль сыграл этот первый город в его жизни.

Говорит Василий Шукшин:

— Нелегко сразу сказать, какую роль сыграл в моей жизни этот город. Повторяю, он напугал меня. Очень уж много людей! И все куда-то спешат. И никто друг друга не знает. У нас в селе все друг друга знали. А это был большой, новый мир.

С легким провесом прошел я впервые по скрипучему, качающемуся наплавному мосту... Это было первое чудо, какое я видел. Понемногу я стал открывать еще другие чудеса. Например, пожарку. Каланча вконец заворожила меня. Я поклялся, что стану пожарным. Потом мне хотелось быть матросом на пароходе «Анатолий», еще — шофером, чтоб заехать на мост, а он бы так и осел под машиной. А когда побывал па базаре, то окончательно решил стать жуликом — мне показалось, что в таком скопище людей и при таком обилии всякого добра гораздо легче своровать арбуз, чем у нас в селе, у тетки Семенихи из огорода (Уголовного кодекса я тогда не знал). Потом все-таки пожарный одолевал — очень правилась сияющая каска.

Потом началась война, и мы уехали опять в село. Отец (отношения с отчимом стали со временем самые дружественные.— В. К.) ушел на фронт.

Лет через пять я снова попал в город — как студент автомобильного техникума. Я был взрослее и немножко смелее, но и тогда он пугал меня. Слишком много надо было понимать заново. Слишком далеко раздвигался горизонт, и жизнь оказывалась большая, сложная.

Таковы были его первые впечатления от города. Но жизнь еще только начиналась, и все в ней — самое-самое трудное, горькое, счастливое,— все было еще впереди.

Как ни тянула лямку мать, ей бы одной не выдюжить, но прокормить троих в такую тяжелую годину. А хоть и мал еще Василий, но все же — мужик, единственный теперь в семье. Зимой в школе учится и по дому помогает, а летом... Вслушайтесь в этот вот рассказ Василия Шукшина, переданный от имени Ивана Попова:

«Год, наверно, 1942-й. (Мне, стало быть, тринадцать лет.) Лето, страда. Жара несусветная. И нет никакой возможности спрятаться куда-нибудь от этой жары.

Мы жнем с Сашкой Кречетовым. Сашка старше, ему лет пятнадцать-шестнадцать, он сидит «на машине» — жнейке (у нас говорили — «жатка»). Я — гусевым. Гусевым — это вот что: в жнейку впрягалась тройка, пара коней по бокам дышла (водила или водилины), а один, на длинной постромке, впереди, и на нем-то, в седле, сидел обычно парнишка моих лет, направляя пару тягловых — и, стало быть, машину — точно по срезу жнивья.

Оглушительно, с лязгом, звонко стрекочет машина, машет добела отполированными крыльями...

Жара жарой, но еще смертельно хочется спать: встали чуть свет, а время к обеду. Я то и дело засыпаю в седле, и тогда не приученный к этой работе мерин сворачивает в хлеб — сбивать стеблями ржи паутов с ног. Сашка орет:

— Ванька, огрею!

Бичина у него длинный — может достать. Я потихоньку матерюсь, выравниваю коня... Но сон, чудовищный, желанный сон опять гнет меня к конской гриве, и сил моих не хватает бороться с ним.

— Ванька...— Сашка тоже матерится.— Я сам с сиденья валюсь! Потерпи!

— Давай хоть пять минут поспим? — предлагаю я.

— Еще три круга — и выпрягаем.

Три огромных круга!..»

Неудивительно, что после такой работы позже всех возвращавшаяся Мария Сергеевна наблюдала такую картину: «...Приду, а мои лежат у крыльца, спят и кобель с ими. Перетаскаю насилу их в избу...»

Работал Вася Шукшин гусевым, а то на табачной плантации. Возил на быке с Катуни воду поливать табак. Однажды набрал в бочку воды, поехал, а хомут возьми и развяжись. Бык из двухколески выпрягся и пошел себе дальше. Спрыгнул мальчик с сиденья, и вот мучение — заведет быка в оглобли, а хомут никак не свяжет. А воду на плантации ждут, что тут делать? Разорвал рубашку и завязал-таки хомут.

Не знаю, помнил ли эту историю Василий Макарович, а у мамы его она всегда была на памяти. Правда, есть в цикле «Из детских лет Ивана Попова» рассказ «Бык», но там совсем иной случай рассказан, разве что бык по характеру тот же — упрямый и своевольный... За рубашку Вася конечно же получил «взыскание» от матери, но не такое уж и строгое. Жалела, любила безмерно своих «детушек-сиротинушек» Мария Сергеевна. Тем более что одни они теперь остались. Шли, шли в Сростки похоронки. Получили их сестры Марии Сергеевны Вера, Анна, пришла весть, что погиб смертью храбрых брат ее Иван... А в 1942 году стало известно — не дождаться им уже с фронта Павла Николаевича Куксина...

Роль матери в формировании характера и мировоззрения будущего писателя, актера и режиссера — величайшая. Это ведь только на первый взгляд — что вся ее материнская педагогика сводилась к тому, чтобы накормить, одеть, обуть, уберечь от болезней. Седьмая в огромной, насчитывающей двенадцать детей семье крестьянина Сергея Федоровича Попова, она сызмальства была приучена к труду, как основе жизни, переняла высокие нравственные качества русского народа, доброту его, совестливость, «нутряное» чутье на правду и ложь. И все это в свою очередь передавала детям. Отнюдь не случайны, при всей внешней веселости, очень показательны такие вот строки из письма Шукшина матери, отправленного вскоре после поступления во ВГИК:

«Недавно у нас на курсе был опрос: кто у кого родители, то есть профессия, образование родителей студентов. У всех почти писатели, артисты, ответственные работники и т. п. Доходит очередь до меня. Спрашивают, кто из родителей есть? Отвечаю: мать...

—Образование у нее какое?

—Два класса,— отвечаю. – Но понимает она у меня не менее министра...»

Зима 1942 года выдалась суровая. В школе ребята занимались в холодных классах, сидели в верхней одежде, писали на газетах. В перемены выбегали на Чуйский тракт — по нему шли из Монголии на Бийск караваны верблюдов. Погонщики давали подросткам клочки шерсти. Из нее потом вязали носки и перчатки и отправляли в школьных посылках на фронт.

В такое-то лихое время и вспыхнула в подростке Шукшине особенно неуемная страсть к чтению. Читать он всегда любил, еще до школы научился, а тут — прямо-таки ничего больше и не надо. Проглатывал без разбора все подряд, что только в библиотеке доставал. Библиотекарша в таком «сверхскоростном» чтении усомнилась, и книги сразу обменивать перестала, а продлевала их на более продолжительный срок. Тогда «...я наловчился,— пишет Шукшин в рассказе «Гоголь и Райка» из того же биографического цикла «Из детских лет Ивана Попова»,— воровать книги из школьного книжного шкафа... Приоткроешь створки — щель достаточная, чтоб пролезла рука: выбирай любую! Грех говорить, я это делал с восторгом...». Но вскоре пропажу обнаружили, замок сменили. К тому же мать начала самым активным образом бороться с этой книгоманией. Вначале ее радовало, что сын так много читает, но тут выяснилось, что хорошей учебе это никак не способствует, к тому же нашлась «умная» соседка, которая ей поведала, что бывает — зачитываются. В результате — из библиотеки его выписали, друзьям строго-настрого наказали книг для него не брать. А.заметила после этого Мария Сергеевна у сына на столе опять литературу — книги изорвала, а самому ему устроила примерную взбучку. Конечно, это его не остановило: вкладывал книжку в обложку задачника и читал, но ведь и «задачник» хоть и подолгу, но все же строго определенное время изучать можно было. К тому же опять у него «накладка» вышла. «Керосину нальет, в картошку потихоньку фитилечек вставит,— рассказывала Мария Сергеевна,— и под одеялом закроется, чтоб не видно, и читает по ночам. Ведь одеяло прожег!»

«На мое счастье,— писал потом в рассказе «Гоголь и Райка» Шукшин,— об этой возне с книгами узнала одна молодая учительница из эвакуированных ленинградцев (к стыду своему, забыл теперь ее имя). Она пришла к нам домой. (Наши женщины, все жители села очень уважали ленинградцев.) Ленинградская учительница узнала, как я читаю, и разъяснила, что это действительно вредно. А главное, совершенно без всякой пользы: я почти ничего не помнил из прочитанной уймы книг, а значит, зря угробил время и отстал в школе. Но она убедила и маму, что читать надо, но с толком. Сказала, что она нам поможет; составит список, я по этому списку буду брать книги в библиотеке. (Читал я действительно черт знает что, вплоть до трудов академика Лысенко — это из ворованных. Обожал всякие брошюры: нравилось, что они такие тоненькие, опрятные; отчесал за один присест — и в сторону.)

С тех пор стал я читать хорошие книжки. Реже, правда, но всегда это был истинный праздник. А тут еще мама, а вслед за ней Таля тоже проявили интерес к книгам. Мы залезали вечером на обширную печь и брали туда с собой лампу. И я начинал... Господи, какое это наслаждение! Точно я прожил большую-большую жизнь, как старик, и сел рассказывать разные истории моим родным. Точно не книгу я держу поближе к лампе, а сам все это знаю...»

Наталья Макаровна, сестра Шукшина (теперь ее фамилия Зиновьева) назвала мне имя той ленинградской учительницы — Анна Павловна Тисаревская (или Писаревская, как утверждает бывший сросткинский киномеханик А. Куксин, проживающий ныне в Гудермесе). Этой широко образованной, интеллигентной женщине было в ту пору около сорока лет, волосы она зачесывала на пробор. У нее было двое детей. Наталья Макаровна запомнила имя дочери — Лариса. По окончании Великой Отечественной войны Анна Павловна возвратилась в Ленинград. (Все мои поиски этой женщины, сыгравшей столь большую роль в жизни Шукшина, или ее детей были пока безуспешными. А как бы нам надо узнать о ней побольше. Ведь она и сочинения Василия Макаровича читала, и, по рассказам Марии Сергеевны, советовала ему попробовать свои силы на литературной стезе. Да и про этот первый список литературы совсем неплохо было бы узнать подробнее.)

Книги были действительно светом в окошке, и, сидя за ними, Василий забывал обо всем, мог даже не выйти на улицу на зов друзей-товарищей. «Он врос тогда в эти книги» — как точно заметила Наталья Макаровна. Но этаким букой Шукшин никогда не был и книжным, романтичным юношей так и не стал и не мог стать: главной школой для него была и осталась навсегда жизнь, со всеми ее составляющими.

В статье 1968 года «Монолог на лестнице», размышляя в числе прочих вопросов о сельских клубах, об «организованном» веселье, Шукшин привел такую картину из своей молодости: «В войну нам было по двенадцать — шестнадцать лет. Никакого клуба у нас не было. А многие уже работали. Как ни трудна жизнь, а через шестнадцать лет не переступишь. Собирались на вечеринки. С девушками. Была балалайка, реже — гармонь. Играли в фантики, крутили шестерку... Целовались. И у каждого (кто повзрослей) была среди всех, которая нравилась. Когда случалось поцеловаться с ней при всех — обжигало огнем сердце и готов был провалиться сквозь землю. Но — надо! И этого хватало потом на всю неделю. И ждешь опять субботу — не приведет ли случай опять поцеловаться с желанной. Неохота говорить тут о чистоте отношений — она была. Она всегда есть в шестнадцать лет. Было весело — вот что хочется сказать. А кто организовывал? Никто. Лежала на печи бабка и иногда советовала «палачу» с ремнем: «А ты огрей ее хорошенько, раз она капризничает. Огрей по толстой-то!.. Ишь какая!» И еще подсказывала: «А ишо вот так раньше играли: садитесь-ка все рядком...» И работалось. И ждалось».

Но вечеринки, первые ухаживания за девушками — это уже 1944 год, начало 1945-го. А до этого — целых две попытки стать на ноги, «выйти в люди», скорее обучиться какой-либо профессии, с тем чтобы стать настоящей опорой семьи.

Нужда в такой опоре острее острого почувствовалась уже весной 1942 года. Вначале было томительное ожидание радости, праздника. Вот-вот должна была отелиться кормилица и поилица семьи Шукшиных корова Райка.

Бог даст — будет телочка, загадывали они, а телочку, как в прошлом году, можно сдать в колхоз, и тогда им дадут муки, много жмыха и чайник меда. Телочка родилась, но до конца загад не исполнился. Всего-то две недели оставалось до пастьбы, сена уже не было, а у Райки теперь — молоко, ей больше и больше корма надо. Как быть, малой-то вязанки, выпрошенной Марией Сергеевной у соседок, не хватало?.. Стали выпускать корову за ворота, чтобы она подбирала на улице: может, где клочок старого сена вытащет или повезут возы на колхозную ферму и оставят на плетнях... Но где-то, видно, забрела Райка в чужой двор, пристроилась к стожку... «Стожки еще у многих стояли: у кого мужики в доме, или кто по блату достал воз, или кто купил, или... бог их там знает. Поздно вечером Райка пришла к воротам, а у ней кишки из брюха висят, тащатся за ней: прокололи вилами...»

Помните? Точно такую историю из своего детства срывающимся на надрыв, плачущим почти голосом рассказывает Любе Байкаловой в «Калине красной» Егор Прокудин? И корову там зовут так же — Райка. А до «Калины» Шукшин поведает ее, эту историю, в том же упоминавшемся нами рассказе — «Гоголь и Райка». Книжная трагедия, жуткая сказка о мертвой панночке и семинаристе Хоме, прочитанная вслух на ночь, окажется куда менее страшной, чем реальная трагедия их жизни — потеря кормилицы.

Вот и поехал осенью, вместо учебы в седьмом классе, Вася Шукшин к дяде Павлу, крестному, в Огундай — это вверх по Чуйскому тракту, к горам, километров триста. Поехал учиться на бухгалтера, перенимать профессию у крестного. Ничего из этой попытки не получилось («бухгалтерия совершенно искренне не полезла мне в голову!..»), мы же с вами, читатели, должны быть благодарны за эту поездку и Марии Сергеевне, и дяде Павлу, ибо получили, как позднейший результат ее, рассказ Шукшина «Племянник главбуха» (из ранних) и «Рыжий» — одну из последних новелл-зарисовок. К тому же припомним, что не так уж и мало шукшинских героев работают бухгалтерами или счетоводами, да и в «Калине красной» бухгалтерская профессия при знакомстве Прокудина с Любой и стариками Байкаловыми прекрасную ноту дает...

А откуда пошли бесконечные, начиная с Пашки Колоколышкова, шукшинские шоферы, механизаторы, трактористы со всеми доскональными тонкостями их ремесла — с жиклерами, карбюраторами, коленчатыми валами и т. п.? Конечно, много шоферов встречал Шукшин на Чуйском тракте, и трактористов немало знал. Но дело, как мне представляется, еще и в том, что в 1943 году Василий Макарович (после семилетки) поступил в Бийский автомобильный техникум и около года в нем проучился. Такая вторая была у них с матерью мысль после несостоявшейся бухгалтерии: выучиться Василию на автомеханика. Не вышло — к тогдашнему расстройству Марии Сергеевны и... к нашему счастью, вправе добавить мы сегодня.

Но почему же, собственно говоря, не вышло? «Автомобильный техникум бросил из-за непонимания поведения поршней в цилиндрах. Нам лекцию говорят, а мне петухом крикнуть хочется. Я это здорово умел — под петуха. В Сростках петухи наиредкостные...» Если это объяснение, данное Шукшиным в году 1970-м одному из ближайших товарищей, писателю Юрию Скопу (статья в «Литературной газете» называлась «В Сибири — добро сибирское»), тогда нас вполне удовлетворяло, то ныне вряд ли мы можем принять его на веру, как говорят, «на все сто». Скорее всего, у Шукшина было в тот момент хорошее настроение, и он не хотел омрачать его не очень-то радужными воспоминаниями, к тому же стеснялся быть многословным, показаться наивным и в конце концов оказаться неправильно понятым. Это, кстати говоря, очень характерная черта характера Шукшина, на этом сходятся все хорошо знавшие его. Он чаще молчал, слушал, а на незнакомых людях вообще нередко замыкался, боясь «брякнуть» что-либо невпопад. Отсюда — одна из до сих пор, к сожалению, бытующих вокруг Шукшина легенд о нелюдимости его, угрюмости и т. п. Добавим, что эта черта характера — молчаливость, скупость слов и жестов, под которыми — даже среди хорошо знакомых, хороших, но почему-либо не очень пока близких людей — скрывалась натура горячая, даже пылкая, но бесконечно совестливая и стеснительная,— эта черта не врожденная, а выработавшаяся за годы мытарств и — ох какого тяжкого — ученья.

Разумеется, как поршни себя ведут в цилиндре — это не так просто усвоить. По еще труднее подростку преодолеть тоску по дому — дому! — а не только по знаменитым сросткинским петухам (хотя, конечно, эти петухи — тоже символ дома). Тем более тоска, что вокруг все чужие и поддержки, кроме как от двух-трех ребят-земляков, ждать неоткуда. До сих пор кое-где живуч (особенно среди подростков небольших городов) этот мерзкий обычай того свойства, что будто нельзя обойтись без подтрунивания, легкого издевательства над деревенскими ребятами — «дярёвня»,— будто тем самым утверждается некий приоритет над другим. А в то время этот гнусный обычай прямо-таки процветал. И какой болью отозвалось такое отношение горожан к сельским жителям в сердце подростка Васи Шукшина, какой болью и тревогой оно отзывалось у писателя Шукшина всякий раз, когда потом приходилось ему наблюдать такое, сколько сил и здоровья потратил он, чтобы искоренить подобные взгляды и отношения, про то, наверное, он один и знал до конца.

«Городские ребята не любили нас, деревенских, смеялись над нами, презирали. Называли «чертями» и «рогалями». Что такое «рогаль», я по сей день не знаю, и как-то лень узнавать. Наверное, тот же черт — рогатый. В четырнадцать лет презрение очень больно и ясно сознаешь, и уже чувствуешь в себе кое-какую силенку — она порождает желание мстить. Потом, когда освоились, мы обижать себя не давали. Помню, Шуя, крепыш парень, подсадистый и хлесткий, закатал в лоб одному городскому журавлю, и тот летел — только что не курлыкал. Жаренок в страшную минуту, когда надо было решаться, решился — схватил нож... Тот, кто стоял против него — тоже с ножом,— очень удивился. И это-то — что он только удивился — толкнуло меня к нему с голыми кулаками. Надо было защищаться — мы защищались. Иногда — так вот — безрассудно, иногда с изобретательностью поразительной».

Мы мало что знаем из предыстории Егора Прокудина по кличке Горе (киноповесть «Калина красная»): ушел в город после войны, когда в деревне совсем невмоготу стало (корове Райке прокололи брюхо вилами), а потом на вокзале его тоскующего («Горе у меня») подобрал «изящный молодой человек» по кличке Губа. А почему бы, собственно говоря, не предположить, что Егор пытался учиться или работать в городе, долго сносил обиды и унижения, а потом, как Жаренок, «в страшную минуту, когда надо было решиться, решился...», и случилось непоправимое. Куда ему идти? Кто виноват? Война-то война, но не все же она одна в конце концов списывает.

Случайность? Чье-то подлое высокомерие, равнодушное презрение чересчур много возомнило о себе, переступило грань, забыло, что не всегда уничижение паче гордости, и в результате — сломанная, исковерканная жизнь, трагедия потенциально хорошего человека и гражданина.

Всего же хуже из такого вот «взаимоотношения» подростков городских и деревенских было то, что многие сельские ребята после «обработки» начинали как бы подлаживаться под городских: мы, мол, тоже не лыком шиты. И получалось: ни богу свечка ни черту кочерга. Правда, человек еще молодой тем самым приглушал что-то очень сокровенное и главное внутри себя, может быть, талант, данный свыше, приглушал и если не прислушивался чутко к сердцу, не слушал живую душу свою, то и губил, рубил его под корень.

Шукшин — и неизвестно: потеряли мы здесь или выиграли — тоже приглушал в себе нечто до поры до времени. Долго приглушал. Но не настолько, чтобы угас душевный огонь, которому суждено было заполыхать и правдой и страстью народной жизни.

Техникум он покинул еще и вот почему. И возможно,— да скорей всего так оно и было — эта-то причина и есть главная. Рассуждением, рациональным логическим построением тут ничего, конечно, объяснить нельзя, но представить себе, почувствовать можно.

Почему бы нам не поверить, что Шукшин уже тогда чувствовал, хотя бы и неосознанно, иную планиду, брезжило где-то там, в потаенных уголках души, что иная судьба, может статься, ждет его. Интуитивное, пророческое нечто и медициной ведь признается.

—Ты знал? — спросил он в откровенную минуту у Георгия Буркова, пермяка, когда сидели за полночь в тесной каюте теплохода «Дунай» во время съемок фильма «Они сражались за Родину», пили кофе, беседовали.— Знал тогда, в молодости, что в Москве будешь, в театре играть будешь, в кино играть?..

—Ну, как. Так — вроде чего-то подмывало, верилось. Рассказывал уже тебе — в ГИТИС три раза не принимали, так и не приняли. А все равно — получается, вроде как знал... А ты?

—А я знал.

Правда, это «знал» относилось, пожалуй, к более поздним, послевоенным странствиям Шукшина, но все же... Мы знаем, но рассказам матери, что уже в это время Шукшин тайком «кропает» стихи. А где-то к концу войны делает попытку писать небольшие юмористические рассказики. И не только писать, но и напечатать иные из них. Мария Сергеевна припомнила название одного из журналов, куда посылал свои первые опыты Василий Шукшин: «Затейник». Я проверил в Ленинской библиотеке: действительно, выходил в сороковых (и ранее) годах такой журнал. Но как ни листал я годовые комплекты, как ни силился — так хотелось весь белый свет удивить и еще одну из легенд вокруг Шукшина, что-де случайно в литературу пришел, развеять — ничего за подписью «В. Шукшин» не нашел.

Мария же Сергеевна еще такую историю с первыми писаниями сына вспомнила:

— Послал он в Москву один пакет, другой, третий. Ничего. А потом случайно узнала, что были, были ответы-то. Но не к нам домой приходили, а к однофамильцу нашему, дальнему родственнику, деду-сторожу. Вася полностью подписывался: «Шукшин В. М.». А тот тоже В. М., только не Макарович, а Максимович. А откуда почтальону думать, что такие хорошие конверты из Москвы мальчонке-то идут. Дед же грамоту разумел слабо, ну и на самокрутки пускал — с бумагой худо было. Один пакет сама видела, насилу отбила, да уж скурил половину, ирод. Я уж Васе не сказывала, да к тому времени он уже поехал из колхоза. Долю искать...

О странствиях, жизни Шукшина в 1946 —1948 годах, как и о последующей службе его на флоте, мы знаем очень немного. Знаем, что был он разнорабочим, учеником маляра, грузчиком (на строительстве литейного завода в Калуге), восстанавливал железные дороги, работал слесарем-такелажником на тракторном заводе (это во Владимире). Еще работал несколько месяцев (видимо, в командировке) в Подольске.

Завеса над тем временем (Шукшин не очень-то любил вспоминать этот период своей жизни) приоткрылась немного в ноябре 1973 года, когда в журнале «Сибирские огни» был опубликован откровенно «личный» цикл «Внезапные рассказы». Тут и «Сны матери» и несколько «больничных» новелл, своеобразных «писем» Шукшина из больницы, нас же сейчас интересует рассказ «
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Когда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» всего тридцать пять iconКонкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация...
Ведь шукшинский юбилей – очень хороший повод привести в порядок свой двор, свой дом, свою душу» (Александр Карлин, губернатор Алтайского...
Когда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» всего тридцать пять iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Догнан. Я побывал там однажды. Когда кто-нибудь там поест, они берут деньги, которые им дают, и они посылают с них десятину в церковь....
Когда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» всего тридцать пять iconВ аш малыш после школы вынужден проводить какое-то время без взрослых,...
Ваш малыш после школы вынужден проводить какое-то время без взрослых, и это вызывает у вас беспокойство: "Как он там один? Не случилось...
Когда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» всего тридцать пять iconСочинение: «Мама это первое слово, которое мы произносим в своей...
С какой нежностью, теплотой пишут ученики о своих мамах, подчеркивая их красоту, умение разговаривать, внимательно слушая ребенка...
Когда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» всего тридцать пять iconЗанимайтесь физкультурой, будете здоровы!
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...
Когда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» всего тридцать пять iconПо дисциплине «Теория и организация афк»
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...
Когда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» всего тридцать пять iconУчебные, учебно-методические и библиотечно-информационные ресурсы
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...
Когда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» всего тридцать пять iconДальневосточный государственный университет одобрено методической «утверждаю»
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...
Когда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» всего тридцать пять iconНазвание, том, часть
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...
Когда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» всего тридцать пять iconО чем чаще всего говорят, когда вспоминают школу?
Урок был и есть и в ближайшем будущем, по-видимому, останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся в школе....
Когда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» всего тридцать пять iconОсновную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к...
Австралии, но знает, что там есть кенгуру, утконосы и эвкалипты. Человек может мысленно путешествовать во времени, обращаться к тайнам...
Когда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» всего тридцать пять iconТема: Лирические образы в музыке
Когда мы говорим "образ" – это означает, что мы воображаем себе что-то, и это что-то состоит из 2-х составляющих
Когда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» всего тридцать пять iconКонспект лекций по гражданскому праву. Вещное право. Тема Общие положения
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...
Когда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» всего тридцать пять iconКонспект лекций по гражданскому праву. Вещное право. Тема Общие положения
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...
Когда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» всего тридцать пять iconПрограмма практики по специальности 032102. 65 Физическая культура...
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...
Когда писали и пишут, что Шукшин родился в «глухом алтайском селе Сростки» то это дань расхожей публицистике. Какое там «глухое» всего тридцать пять iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
У нас было пять уроков. И на каждом меня вызывали. И по каждому предмету я получил двойку. Всего пять двоек за день! Четыре двойки,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск