Занимайтесь физкультурой, будете здоровы! (Раздел: физическая культура)
Степанова Татьяна Михайловна,
учитель физической культуры
ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат» Пояснительная записка 1.Характеристика класса. В 7 классе обучается 12 человек. Из них 7 мальчиков, 5 девочек. Возраст обучающихся: 1 чел-1997 г.р, ;
9 чел. -1998 г.р.; 2 чел.-1999 г.р. 8 чел. обучаются в школе и проживают с родителями, 4 чел. – воспитанники школы-интерната (родители лишены родительских прав). Дети с нарушениями интеллекта в силу особенностей психофизического развития имеют различные нарушения моторики и физического развития. 2 чел. – дети-инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата. Обучающиеся распределены по медицинским группам. 10 чел.-подготовительной группы, 2-специальной. Все занимаются вместе. Учитывается нагрузка и дифференцированный подход к детям-инвалидам и физически слабым детям. В результате обследования обучающихся класса выделено 6 групп по уровню физического развития и моторики, которое подразделяется на высокое, хорошее, выше среднего, среднее, ниже среднего, плохое. Высокое -2 чел., выше среднего -3, среднее -5, ниже среднего-2 чел. Все любят уроки физической культуры. Предпочтение отдают спортивным играм-баскетболу и футболу. Команда класса - победитель в школьных соревнованиях по баскетболу. Я являюсь классным руководителем этого класса. В общем, в классе сложился дружный коллектив, очень активный в общественной жизни класса и школы. Стараются быть победителями во всех мероприятиях школы.
2.По какому направлению представлена работа. Работа представлена по трем направлениям: оздоровительное, образовательное, воспитательное.
3.Тема урока: Сюжетно-игровой урок «Занимайтесь физкультурой, будете здоровы!»
4.Тип урока. Урок с образовательно-познавательной направленностью.
5. Программа, используемая в работе, авторы её, раздел его. Программа создана на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5 – 9классов, под редакцией В.В. Воронковой по предмету «Физическое воспитание». Издательство М.: «Просвещение», 2008 г.
6. Количество часов в неделю. 3 часа в неделю, 102 часа в год.
7. Место урока. Спортивный зал.
8. Этапы урока:
1. Вводная часть урока (организационно-подготовительная);
2. Подготовительная часть урока;
3. Основная часть урока (закрепление полученных знаний);
3. Заключительная часть урока (подведение итогов урока, домашнее задание).
9. Методики, применяемые на уроке. 1. Методика адаптивной физической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья;
2. Методика общеразвивающих упражнений.
10. Активные формы обучения. Урок-соревнование.
План-конспект урока
по физической культуре для 7 класса.
Тема: Сюжетно-игровой урок «Занимайтесь физкультурой, будете здоровы!»
Цель: воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями, культуры общения и взаимодействия в учебной и игровой деятельности.
Задачи:
укреплять здоровье, физическое развитие и повышать работоспособность обучающихся;
развивать физическую деятельность обучающихся, путём овладения физической культурой как частью общей культуры человека.
закреплять общие учебные умения, навыки и способы деятельности, которые формируются в процессе освоения обучающимися содержания учебного предмета «Физическая культура».
формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; проводить игры различной направленности: с элементами бега, прыжков, построения, метания мяча;
формировать навыки правильной осанки в статических положениях и в движениях;
усваивать обучающимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре;
воспитывать уважение к друг другу, помогать в выполнении заданий слабым детям, соблюдать дисциплину на уроке, способность адекватно оценивать собственные способности.
Место проведения: спортивный зал.
Этап
урока
|
Время
|
Цель этапа
|
Деятельность учителя
| Деятельность
обучающихся
|
Оборудование
|
Вводная часть урока
|
3
мин.
|
Организовать
обучающихся
к началу урока
Создать мотивацию урока, объяснить, для чего это нужно.
| Построение
Учитель даёт команду: «Всё внимание на мои слова! Закрыли глаза! Делаем глубокий вдо-о-х через нос! Дыхание спокойное и ровное! Воздух содержит в себе колоссальный запас энергии. Вы-ы-дох через рот! Сейчас с помощью небольших порций воздуха мы заполним своё тело этой энергией, которая поможет выполнять все физические упражнения на уроке с радостью и огромным желанием.
И так, приготовились.
Сообщение темы урока.
Ребята, сегодня у нас сюжетно-игровой урок
и называется он «Занимайтесь физкультурой, будете здоровы!»
Наше здоровье – это та главная жемчужина, которую необходимо охранять и укреплять. Однако порой мы не знаем, как это сделать, или не обращаем на это внимание. Хотя здоровье зависит от самого человека, от его образа жизни и стиля поведения. Сегодня я предлагаю вам стать ловцом жемчуга, приоткрыть тайну жемчужины здоровья. На станциях вы найдете ответы. Ну как, вам захотелось раскрыть тайну жемчужины? Всем хочется быть здоровыми? Тогда начинаем.
|
Выполнить
3 раза
|
|
Подготовительная часть урока
|
10-15
мин
|
Подготовить организм учащихся к основной части урока.
|
Строевые команды:
1) команда «Равняйсь! Смирно!» 2) повороты направо, налево.
Ходьба:
1) друг за другом.
Ходьба с заданием:
1) на носках, руки вверх; 2) на пятках, руки за голову; 3) на внешней стороне стопы, руки за спиной; 4) быстрой ходьбой, руки согнуты в локтях.
Бег:
1) друг за другом.
Бег с заданием:
1) с прямыми ногами вперёд; 2) захлёст голени назад; 3) с высоким подниманием бедра;
4) змейкой.
Ходьба:
1) друг за другом.
Перестроение через середину по одному к обручам, которые лежат на полу, в обручах набивные мячи для общеразвивающих упражнений.
|
|
Обручи – 12 шт.,
внутри круга
набивные мячи
(1 кг) – 12 шт.
|
Подготовительная часть урока Основная
часть урока
|
|
|
Станция № 1 «Общеразвивающие упражнения»
Утренняя гимнастика (зарядка) выполняется ежедневно в домашних условиях (при открытой форточке) или на свежем воздухе. Ежедневная утренняя гимнастика воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Движение – это кладовая жизни!
Общеразвивающие упражнения
с набивными мячами
И.п.: стоя в обруче, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, мяч в руках перед собой.
1-4-перебрасывать мяч перед собой из рук в руки;
5-8-поднять руки вверх, перебрасывать мяч вверху
из рук в руки.
И.п.: стоя в обруче, ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч на ладони левой руки.
1-передать мяч перед собой из левой руки в правую;
2-и.п.: мяч на ладони правой руки;
3-4-тоже, в другую сторону.
И.п.: стоя в обруче, левая нога вперед, мяч в левой руке перед собой.
1-подбросить мяч перед собой левой рукой;
2-поймать мяч левой рукой; 3-4 – смена и.п.
|
Один из обучающихся
(по желанию)
читает текст.
Выполнить
4 раза
Выполнить
в правую сторону
3 раза;
в левую сторону
3 раз.
Выполнить
6 раз
Выполнить
6 раз
|
Фишка № 1
заданием и текстом о зарядке. .
|
Подготовительная часть урока
|
|
|
И.п.: стоя в обруче, ноги на ширине плеч,
мяч на ладони в левой руке перед собой.
1-подбросить мяч вверх левой рукой перед собой:
2-поймать мяч правой рукой;
3- подбросить мяч вверх правой рукой перед собой;
4-поймать мяч левой рукой.
И.п.: стоя в обруче, ноги на ширине плеч, руки прямые вперед, мяч в руках.
1-подбросить мяч вверх двумя руками;
2-поймать мяч.
И.п.: стоя в обруче, ноги на ширине плеч,
мяч в обеих руках перед собой.
1-подбросить мяч перед собой высоко;
2-присесть;
3-встать;
4-поймать мяч.
И.п.: стоя в обруче, ноги на ширине плеч,
мяч в левой руке. Вращение мяча вокруг туловища.
1-6-в правую сторону;
1-6-в левую сторону.
И.п.: стоя в обруче, ноги на ширине плеч,
мяч в левой руке.
1-поднять левую ногу, согнутую в колене, передать мяч под коленом в правую руку;
2-и.п.: мяч в правой руке; 3-4 – то же, передать мяч под коленом правой ноги.
|
Выполнить
6 раз
Выполнить
6 раз
Выполнить
6 раз
Выполнить
в каждую сторону
по 6 раз Выполнить
6 раз
|
|
|
|
|
И.п.: выпад вперед правой ногой
(нога находится впереди обруча),
мяч в левой руке.
1-передать мяч под коленом в правую руку;
2-левую ногу отставить назад за обруч, мяч передать под коленом в левую руку.
И.п. о.с.: мяч зажат в области голеностопа.
1-выпрыгнуть вверх, подбросить ногами мяч вверх, поймать мяч руками. Перестроение в колонну по одному.
Дети уносят обручи и мячи с площадки.
|
Выполнять
выпад левой
4 раза;
выпад правой
4 раза
Выполнить
6 раз
|
|
Основная часть урока
|
20-25
мин
|
|
Учитель: «Первую тайну жемчужины здоровья мы узнали. А теперь пойдём дальше!» Станция № 2 «Прогулка по городу»
Большое значение для жизни человека имеет режим дня – это правильное чередование трудовой деятельности с физическими упражнениями, с играми, при условии регулярного питания и отдыха.
Здоровому всё здорово! Задание. У каждого в руках баскетбольный мяч «домики» - автомобильные покрышки, расположенные в разных местах площадки. У учителя тоже мяч (для показа). По первому свистку, игроки выбегают из своих «домиков» и выполняют ведение мяча в ходьбе, по второму, ведение мяча бегом, передвигаясь между «домиками». «Домики» надо обходить, выполняя ведение дальней от них рукой. По третьему сигналу (свистку) игроки должны взять свой мяч в руки и быстро занять свободный домик. Станция № 3 «Строители башни»
Подвижные игры помогают человеку бегать, прыгать, метко и далеко метать, а также стать более ловким и сильным, быстрым и сообразительным.
Быстрого и ловкого болезнь не угонит!
|
Один из обучающихся
(по желанию)
читает текст
Выполняют задание:
1. Ведение баскетбольного мяча шагом;
2. Ведение баскетбольного мяча бегом.
Один из обучающихся
(по желанию)
читает текст
Один из обучающихся
(по желанию)
читает текст
|
Фишка № 2
с заданием и
текстом
о режиме дня
Автомобильные покрышки -8 шт., баскетбольные мячи – 8 шт. Фишка № 3
с заданием и
текстом
о подвижных играх
|
Основная часть урока
часть урока
|
|
|
Задание. Игра-эстафета. Игроки делятся на две команды и строятся по одному. Около каждой команды лежат автомобильные покрышки, их должно быть столько, чтобы хватило на каждого игрока. В 15 м от места находится фишка – это финиш. По сигналу учителя игрокам надо последовательно, перекатить покрышки до фишки и сложить друг на друга, построив, таким образом, башню. Команда, игрокам которой удастся сделать это раньше других, выигрывает. Станция № 4 «Точно в цель»
Систематические и правильно организованные занятия физическими упражнениями накладывают заметный отпечаток на весь внешний облик человека. Чтобы иметь хорошее телосложение, надо регулярно заниматься физическими упражнениями. Это увеличивает силу мышц и оказывает благотворное влияние на состояние костей и суставов.
Здоровье дороже богатства!
|
Участники катят
автомобильные покрышки 15 м
Один из обучающихся
(по желанию)
читает текст
Обучающиеся выполняют броски в автомобильные покрышки, стараясь в них попасть.
|
Автомобильные покрышки
для одной команды – 6 шт.,
для другой – 6 шт, 2 фишки Фишка № 4
с заданием и
текстом
о физических упражнениях
|
Основная часть урока
Основна
|
|
|
Задание. Играющие делятся на две команды. Участники команд строятся в колонну по одному перед башней, сложенной из автомобильных покрышек, на расстоянии 3 м. У каждого участника по волейбольному мячу. По сигналу игроки по очереди стараются забросить мяч внутрь башни. Игрок, успешно выполнивший задание, отходит в сторону, а тот, кто бросил мяч мимо цели, должен подобрать его и встать в конец своей колонны для повторной попытки. Команда, закончившая первой, побеждает. Станция № 5 «Бег в упряжке»
Человек с давних времен пользуется солнцем, свежим воздухом и чистой водой для укрепления своего здоровья. Под воздействием закаливающих процедур улучшается деятельность нервной и дыхательной системы, работа сердца и сосудов. Не зря говорят:
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие
друзья!» Задание. Игра-эстафета. Игроки делятся на две команды и строятся по одному. Первые одевают «упряжку» на пояс. По команде учителя игроки бегут и тащат за собой автомобильную покрышку 15 м (до фишки) и возвращаются назад, передавая эстафету следующему участнику команды. Команда, закончившая первой, побеждает.
|
Один из обучающихся
(по желанию)
читает текст
Обучающиеся
выполняют бег
по прямой
с высокого старта
|
Автомобильные покрышки
для одной команды – 6 шт.,
для другой – 6 шт,
волейбольные мячи – 12 шт.
Фишка № 5
с заданием и
текстом
о закаливающих процедурах
Автомобильные покрышки
по одной для каждой команды, 2 фишки
| Заключительная часть урока
Закл
|
|
|
Станция № 6 «Тропинка здоровья»
Занятия физической культурой и вредные привычки (наркомания, алкоголизм, курение) несовместимы. Ясно одно, что сознательное отношение человека к собственному здоровью должно стать нормой поведения. Поэтому говорят:
«Бросай курить, вставай на лыжи, здоровьем будешь не обижен!» Задание. Используя автомобильные покрышки и перевернутые скамейки, сделать мостик. Пройдя по нему, первый находит в конце мостика сюрприз. Обучающиеся открывают коробочку, а в ней оценки.
Учитель предлагает поставить себе оценку за урок. На стене 12 солнышек для каждого обучающегося. Туда они прикрепляют свои оценки.
|
Один из обучающихся
(по желанию)
читает текст
Обучающиеся проходят по мостику, удерживая равновесие. Оценки помещают на своё солнышко.
Обучающиеся образуют круг
|
Фишка № 6
с заданием и
текстом
о вредных привычках
Автомобильных покрышек – 6 шт., скамейки – 3 шт., солнышек – 12 шт.,
оценки:
«3», «4», «5»
| Заключительная часть урока
|
3-5
мин
|
Снизить двигательную активность учащихся Подвести итоги урока, оценить умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку.
|
Обучающиеся образуют круг. Подведение итогов урока. Учитель: «А сейчас, внимание. Хлопните в ладоши один раз те, кто считает, что зарядку нужно делать каждое утро, два раза – те, кто считает, что нужно соблюдать режим дня, и потопайте ногами те, кто считает, что для здоровья полезно много смеяться. И, наконец, можете хлопать, топать, громко смеяться, если считаете, что уроки физической культуры помогают сохранять и укреплять здоровье. Занимайтесь физкультурой, соблюдайте режим дня, закаляйте себя, не поддавайтесь вредным привычкам. Будьте здоровы! ». Домашнее задание.
День начинать с зарядки.
Учиться вращать обруч.
|
Обучающиеся образуют круг
|
|
|