Исследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме





Скачать 231.8 Kb.
НазваниеИсследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме
Дата публикации09.10.2014
Размер231.8 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Военное дело > Исследование
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил ей между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ей между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?». И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…».

Задумаемся, уважаемые коллеги, над следующими цифрами:

Учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков.

Ученик за 10 лет посещает почти 10 тысяч уроков.

Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".

·        Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

·        Исходной научной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и образования.


Деятельность учителя на уроке (педсовет)

Цели и задачи педсовета:

  • Актуализация методического потенциала учителей;

  • Активизация рефлексивной деятельности через осмысление педагогами собственной деятельности;

  • Исследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме; 

  • Выявление и ранжирование позиций учителей по отношению к учебно-воспитательному процессу и условиям его комфортности; 

Представление наработанного педагогами практического материала, соответствующего данной проблеме. Посещая уроки учителей нашей школы, администрация, как правило, выделяет следующие положительные моменты:

  • соответствие материала по сложности и типу класса;

  • оптимальный темп урока;

  • общая эрудиция учителей;

  • культура и выразительность речи учителей;

  • сотрудничество с учащимися.

  Но вместе с тем есть и негативные моменты:

  • недостаточная мотивировка учащихся;

  • стандартность форм работы на уроке;

  • недостаточное внимание к созданию ситуации успеха на уроке.

  Негативные моменты ставят проблему, которую необходимо решить педагогическим коллективом.

  Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности.Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.

  Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?

  Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».

  Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.



Наиболее типичные ответы



1. Деятельность учителя

!!!


Урок, который

Есть сегодня

Нужен мне

Ругается по мелочам.

Многие учителя специально нас заводят в тупик, чтобы 2 поставить.

Сегодня меня не устраивает два урока, потому что там учитель говорит ненужные вещи вместо того, чтобы объяснять новый материал.
Учителя заставляют очень много писать, читают много лекций, заставляют читать и тут же пересказывать.

Нам очень часто задают изучать темы и параграфы самостоятельно, ничего не объясняя.

Чтобы учителя учили нас, как правильно учиться, потому что в дальнейшей жизни будет легче.

Задают много писать.

В школе есть разные учителя, но все они пришли в школу, чтобы нас учить. Учителя учат детей, наверное, потому, чтобы мы получали знания. А не просто «помучить» нас.

Некоторые учителя объясняют новую тему. Некоторые учителя каждый день дают проверочные задания, не объясняя тему. Много задают.

Иногда нам задают учить новую тему дома, не объясняя на уроке.

Иногда работаем в группах.

Дают задания на весь урок и мы работаем письменно, а в это время они занимаются проверкой тетрадей и заполнением журнала.


Чтобы поменьше писать, сидеть в группах на уроках, меньше контрольных и меньше рисовать контурных карт.

Чтобы был очень добрый учитель, чтобы работали группами и на ПК.

Я хочу, чтобы на любом уроке было побольше шуток, различных игр на тему (можно на новую), и чтобы мы отдыхали, т.к. на некоторых уроках очень болит рука от писания.

Поменьше, чтобы спрашивали домашнее задание, побольше объясняли сами. На дом задавали мало. Лучше, чтобы вообще не спрашивали домашнее задание. Спрашивали с места, а не у доски.

Чтобы учитель не разжевывал тему до мельчайших деталей, а только самое основное.

Мне нужно, чтобы учитель объяснял более легко, потому что некоторые учителя как будто объясняют не школьникам, а каким-то супер-профессионалам.. Конечно, если бы я была учителям, я бы тоже иногда ругала учеников, но не до такой же степени, чтобы обзывать их «тупыми» и «бездарностями».

Учителя еще кричат и ставят 2 за то, что ты болтаешь, но невозможно же просто сидеть и молчать! И еще. В школе, по моему мнению, нужно всего два-три-четыре урока, а то нагрузка очень большая. Я, например, приходя домой, не хочу ничего делать. И вообще, когда в классе шумно, на каких-либо уроках, бывает виноват учитель. Ученику просто скучно и не интересно сидеть на уроках. И еще. Неплохо было бы, если бы учителя не ставили двоек.

В том, что некоторые дети получают тройки и двойки, виноваты родители. Некоторые из них просто не обращают на детей никакого внимания. И этим способствуют плохому учению. А некоторые очень строгие и. если мы принесем плохую оценку, то дома тебя ждет большая разборка. И психика детей нарушается. Они просто начинают бояться всего и всех, становятся замкнутыми. Это первая категория. А вторая – это когда дома на тебя орут и кричат и даже применяют силу. Оценки не становятся лучше, а даже и хуже. А о поведении даже и говорить не стоит. К этим детям надо относиться по-другому: внимательнее и позитивнее, а не орать и не тыкать в лицо «какой же ты бездельник».

Объясняли материал понятно и в группах.

Уже на уроке объясняли, что не понятно.

Не хочу работать в группе. Поменьше творческих заданий.

Задавались по устным предметам только устные задания.

2. Деятельность учащегося

Многие сами себя плохо ведут, а потом обижаются на учителей.

Сейчас мы очень много пишем, особенно под конец четверти. Все учителя хотят, чтобы мы все успели, но мы же не железные.

Пытаются понять. Дома допоздна делают уроки.


Надо чтобы ученики думали как себя вести.

Чтобы в классе не было двоечников и кличек.

Я хочу, чтобы учителя подшучивали над нами, чтобы они были добрыми, чтобы они хорошо относились ко всем ученикам абсолютно.

Ученикам надо меньше болтать и издеваться над учителем. Заниматься чем угодно, но тихо и молча.

Ребята по группам. Все должно быть более доступно для нас.

Чтобы разрешали, если что не понятно – спросить у товарища.

3. Изучение нового материала

Учителя плохо объясняют новый материал а хотят, чтобы дети учились хорошо. Некоторые дают 5 минут на новую тему, а потом спрашивают.

Конспекты пишут, слушают учителя.

Мне не нравится разбирать параграфы самостоятельно. Темы очень сложные и не понимаю и не хочу ничего не понимать, если мне не нравится урок.

Сами читаем материал и начинаем работать по этому материалу. Задают лабораторные работы на дом

Не очень понятно, под запись.

Кто как

Некоторые задают на дом новую тему и по ним на каждую тему мы пишем проверочную (каждый день)


Учитель, который понятно и ясно объясняет.

На ПК

Я хочу, чтобы изучение нового материала было хоть чуть-чуть интереснее, как-нибудь объяснять что ли веселее.

Хочу, чтобы проходило в игре команд.

Слушать объяснения учителя, на устных предметах больше практики, поменьше писать лекции.

Хотелось бы, что бы нам задавали поменьше на дом и в классе объясняли материал.

Чтобы учителя рассказывали самую суть и самое главное.

4.Взаимоотно-шение учителя и учащихся.

Учителя очень строго обходятся с нами, ругают бывает обзываются.

Учителя и ученики ведут себя не очень хорошо! Мы учителям почти постоянно отвечаем, перебиваем.

Многие учителя выделяют любимчиков. Много придираются. Ученики не любят многих учителей, потому что они строгие и злые.
Как они с нами, так и мы с ними.

Мы огрызаемся, орем на них, как они орут на нас.
Учитель все время стоят над душой и мешают учебному процессу, лазит в портфели и копаются в нем и кричат на меня.

Учителя с учащимися чаще всего конфликтуют.

Хочу, чтобы были добрее, и как-нибудь заинтересовывали класс.
Хочется, чтобы все учителя доверяли ученикам.


5.Взаимодействие между учащимися.

Ученики, бывает, не уважают друг друга и обижают.


Ведут себя прекрасно, молчим, слушаем, вникаем.

Хочу, чтобы все давали списывать.

Я хочу, чтобы учащиеся не мешали заниматься на уроке друг другу, а наоборот, помогали и поддерживали.


Что нужно делать на уроке, чтобы учебный материал было легче изучать:

- урок должен проходить в темпе;

- чтобы на дом меньше задавали, мало задавали учить;

- проводили различные игры;

- чтобы смешили;

- задавать не больше 2-х параграфов;

- проводить игры по темам (можно по новым);

- давать ученикам отдыхать;

- шутить и понимать наши шутки;

- иногда слушать наши высказывания;

- проводить небольшие разминки;

- интереснее преподносить материал, чтобы ученики были заинтересованы


1. Деятельность учителя


Урок, который

Есть сегодня


Нужен мне

Неинтересно спрашивают домашнее задание, иногда бывает очень трудно понять, что говорит учитель

На сегодняшний день объясняют урок немного скучно, а иногда слишком заумно.

Я бы хотела, чтобы весь материал изучался в классе и не задавали д/з.

Лучше, чтобы было так: объясняли материал на телевизоре или компьютере в виде программы, но если ученик все равно не усвоил материал, то можно было бы записать на диск и дискету для усвоения материала дома.

Учитель должен давать исправлять оценки ученикам. Ведь сейчас разрешают исправлять только «2» на «3», а хочется «3» на «4».

2.Деятельность учащегося

Сидеть на уроке и слушать учителя и если спросят ответить на заданный вопрос.(3)

Сначала ученики отвечают д/з, затем слушают учителя.(4)

Разговаривают с одноклассниками.(2)

Половина учащихся осваивает новую тему, а другая половина занимается, чем попало

Учащийся должен быть активным на уроке, а для этого нужен интересный, нужный (!) ему материал.

Мне хотелось, чтобы урок был интересным и забавным. Носить меньше учебников и делать меньше д/з.(2)

Сидит на уроке, смеется, смотрит учебные фильмы на компьютере

3. Изучение нового материала

Некоторые – объяснение на доске, некоторые – устно рассказывают.(2)

Изучение нового материала проходит неинтересно, даже скучно. Изучение нового материала это : или длиннющая, почти всегда непонятная лекция, либо 40-минутная «писанина», которую мало кто читает дома.(2)

Учитель рассказывает, мы самостоятельно ищем в учебнике ответы на вопросы.

Изучение нового материала с помощью компьютеров (4) и меньше задавать на дом.

В нашей школе меня не устраивают профильные классы, которые будут у нас в 10 классе. Не всем нужен тот материал, который преподают в школе. Например, зачем 100% гуманитарию изучать, как решать неравенства под квадратным корнем?

Я считаю, школа должна давать те знания, которые пригодятся во взрослой жизни.

Надо, чтобы материал был написан легче и проще, поподробнее.

Учебники не нужны

4. Взаимоотношение учителя и учащихся


Очень плохие: некоторые ученики хорошо учатся, а некоторые плохо и возникает такая ситуация, когда спрашивают ученика, который хорошо учится и он отвечает плохо, но ему все равно ставят хорошую оценку, а плохому ставят плохую оценку. Это несправедливо.

Деловые.

У учеников мало уважения к учителю.(2)

На данный момент взаимоотношения очень сложные. Мне очень неприятно, когда учитель называет учеников по фамилии. Мне кажется, что это грубо и неправильно. Мне не нравится само настроение учителей. Очень редко можно видеть счастливые, жизнерадостные лица учителей, когда ты входишь в класс.

Сложные, и ученик не всегда выполняет команды учителя (не делает домашних заданий).

Учитель всегда прав, а ученик подстраивается под учителя.(3)

Если у тебя расхождение во мнениях, то некоторые учителя начинают не соглашаться.

Надо чтобы учитель не кричал на учеников.2

Я хочу, чтобы учителя не думали, что я списываю и ставили оценки за мою работу, несмотря на то, что я троечница.

Не знаю (2)

Чтобы у учителей не было «любимчиков», чтобы все были равны.(2)

Если ты входишь в класс и видишь, что за столом сидит неприступное, всегда недовольное чем-то лицо – это начинает угнетать.

Меньше задавали на дом и учить наизусть.

Учитель должен уважать ученика. Даже если у них расхождения во мнениях. Ведь иногда взрослые неправы.


5. Взаимоотноше-ния между учащимися

Взаимоотношения нормальные 7

Взаимоотношения плохие, все дерутся и ругаются.

Ученики помогают друг другу в учебе.3 (списывают) 2


Хочу, чтобы не было всякой злобы, агрессии, а была дружба, тогда и взаимоотношения будут нормальные.2

Анализ и интерпретация результатов анкетирования учащихся

«Урок, который есть сегодня. Урок, который нужен мне»
Цель исследования:

- выявить, насколько педагогами на уроках используются современные активные и интерактивные методы преподавания, с которыми они познакомились на курсах;

- определить, влияет ли обучение одного педагога на курсах на изменение ситуации в школе в целом.

Объект исследования: деятельность педагогов и учащихся на уроках.

Предметы исследования:

- деятельность учителя на уроке;

- деятельность учащегося на уроке;

- организация процесса изучения нового материала;

- взаимоотношения между учеником и учителем на уроке;

- взаимоотношения между учащимися на уроке.

Этапы работы:

1) разработка анкеты для учащихся;

2) проведение пилотажных исследований;

4) анализ и интерпретация данных пилотажных исследований.
Введение

В ходе исследования учащимся предлагалось заполнить таблицу, состоящую из двух колонок:

1. Урок, который есть сегодня;

2. Урок, который нужен мне1.
Анализ и интерпретация результатов

Результаты анкетирования учащихся школ, где не все педагоги прошли обучение на курсах показали, что учащиеся, не имеющие представления о методике преподавания, тем не менее, в своих анкетах выводят описание традиционного урока. Значительная часть респондентов отметила, что:

« в начале урока учитель спрашивает то, что было задано на дом» (33,6%),

«после этого объясняет новую тему» (44,2%),

«в конце урока задает домашнее задание» (25%).

Причем, данная схема не устраивает учащихся. По разным причинам:

- для современных детей, имеющих возможность самостоятельно получить огромный объем информации, такие уроки проходят неинтересно: учащиеся на уроке очень часто «клюют носом», «не слушают учителя потому, что это не интересно», «разговаривают на посторонние темы» (29,2%);

- приходится «много писать под диктовку», иногда «переписывать текст учебника» (17,2%);

- изучение нового материала через лекции (13,2%) или самостоятельное изучение учебника без комментирования и обсуждения (18,1%) является «скучным и непонятным».

Помимо этого, учащиеся отметили, что большинство учителей объясняют материал плохо и непонятно (28,7%).

Свою деятельность и взаимоотношения между собой на уроке учащиеся описывали следующим образом:

«некоторые учащиеся во время урока играют в сотовые телефоны (5,7%), общаются между собой (28,3%), другие слушают учителя, но им мешают ученики, которые не хотят ничего делать (18,6%).

Но в то же время 32,3% учащихся отметили, что на уроке надо сидеть тихо, слушать учителя, не разговаривать. Очевидно, это основное занятие учащихся на уроках.

Так как учитель дает учебный материал скучно и неинтересно, учащиеся начинают отвлекаться и разговаривать на уроке. Примечательно то, что учащиеся сами тоже видят причину своего плохого поведения в том, что на уроках им неинтересно:

Мы на уроках себя плохо ведём, потому что нам не интересно (5,6%)

Учитель, требуя дисциплины, повышает голос, чтобы навести порядок в классе, а учащиеся, в свою очередь, «дают отпор», так как, по их мнению, учитель ведет себя несправедливо по отношению к ним. Отсюда и происходит непонимание между учителем и учениками, доходящее до нарушения прав ребенка:

Учителя «очень строго обходятся с нами, ругают, бывает, обзываются» (24,1%).
Таким образом, ученики выделили основные проблемы современного урока: традиционный тип проведения урока, перегруженность домашними заданиями, самостоятельное изучение (хотя, судя по ответам, самостоятельно учиться их не учат).
Учащимися высказывались пожелания, чтобы уроки проходили интереснее:

- хочется чего-нибудь нового, чтобы было интересно (7,9%);

- чтобы новый материал объясняли более понятно, легко и интересно (25,2%).

Есть желание работать активно на уроке: в группах (3,9%), разнообразить учебный процесс различными КВНами по конкретной теме, докладами, сообщениями, марафонами, турнирами (7%), иметь больше обсуждений на уроке, чтобы проводились уроки самоуправления (2,2%).

Интересно, что при этом 16,8% опрошенных не желают что-либо менять в учебном процессе.

Также следует обратить внимание на то, что учащиеся сильно загружены не только на уроках, но и дома:

- хочется, чтобы нагрузка на уроках была чуть-чуть поменьше, а то просто не успеваем сделать все уроки, и приходится сидеть ночью – доделывать уроки (32,3%).

Что касается отношений учителя и ученика на уроке, то ребята хотят, чтобы они были более демократичными. Учащиеся хотят видеть перед собой учителя, который относится ко всем ученикам одинаково, не выделяет «любимчиков» (9,2%), хотят, «чтобы учителя иногда шутили» (2,6%). Ученики хотят видеть в учителе друга, а не начальника, как признаются некоторые.

Отношения между учеником и учителем напоминают отношения между начальником и подчиненным (2,2%).

В целом, исходя из ответов учащихся, можно сделать вывод, что ученики хотят изменить взаимоотношения по схеме «начальник-подчиненный» на хорошие, дружественные, уважительные, доверительные отношения, отношения на равных. (27,4%)
Таким образом, выявились проблемы взаимоотношений учителя и ученика, которые требуют повышения организационной культуры, коммуникативной и психологической компетентности учителя.

Выявление стиля деятельности учителей-предметников

Цель наблюдения - определение профессионального стиля деятельности педагога и выявление роли педагога в стимулировании познавательной активности учащихся.
Критерии, на основании которых делаются выводы о степени

профессиональной подготовки учителя.

В анализе урока или учебного занятия основным показателем служит умение педагога создать на уроке учебно-познавательную атмосферу. Какими методами учитель создает в классе атмосферу заинтересованности к изучаемому материалу? В качестве второго критерия выступают методы обучения, предпочитаемые учителем.

Но достигают ли усилия педагога поставленной цели? Как реагируют учащиеся на предлагаемые им задания? Ответить на эти вопросы поможет третий критерий, который фиксирует деятельность и активность учащихся на уроке. Далее вступает в силу обратная связь – как реагирует и контролирует учитель действия учеников? Это контроль и коррекция деятельности учащихся. В этом ряду необходимо обратить внимание на речь учителя; способствует ли она оптимальному ведению урока или затрудняет учебную деятельность. В связи с этим пятый критерий – речь педагога и ее значение на уроке.

Шестой критерий – взаимоотношения учителя и учеников – связан и с предыдущим, и со следующим, седьмым: воспитывающая сторона урока. Три последние критерия, несомненно, взаимоопределяют друг друга, но выделение их дает возможность рассмотреть воспитывающую сторону урока с различных сторон. Последний, восьмой критерий подводит итог сделанному на уроке: результативность занятия, что определяется тем, как усвоен материал занятия, какими учебными умениями и навыками овладели учащиеся, каков воспитывающий эффект урока.

Но одно лишь выделение различных критериев для анализа урока не дает полное представление о роли учителя в активизации познавательной деятельности учащихся и не может служить динамической характеристикой профессионального стиля учителя. Вот почему наряду с критериями предлагается определять стиль деятельности учителя по четырем уровням: пассивный, относительно активный, активный и творческий. Не вызывает сомнения тот факт, что названия предложенных стилей деятельности учителя соотносятся с уровнями познавательной активности учащихся. Такой взаимообусловленный подход дает возможность проследить зависимость между усилиями педагога и ответной реакцией со стороны учащихся.

Соотношение четырех уровней, характеризующих профессиональный стиль деятельности учителя, и восьми основных дидактических критериев дают в итоге тридцать два варианта для составления матричного анализа урока, а также деятельности учителя и учащихся (см. табл.).

Выводы. Относительно активный стиль (который, к сожалению, чаще всего выявляется при анализе уроков в школе) отличается интересными приемами, находками. Но весь этот педагогический потенциал зачастую используется стихийно или от случая к случаю. Не хватает стабильности, мастерства в ежедневной подготовке и проведении занятий.

Активный педагогический стиль присущ, как правило, учителям-стажистам, но бывает и так, что молодые специалисты демонстрируют высокий уровень профессионализма по тем или другим критериям. Уроки педагогов данного уровня и стиля отличается четкостью требований, стабильностью, что облегчает работу учащимся. Вот почему и контрольные срезы, проводимые у этих учителей, показывают достаточно высокие знания учащихся. Возможно, что даже у действительно хороших педагогов найдутся уроки, которые будут отнесены к относительно активному уровню. Однако на основании только одного посещенного урока делать заклюю профессиональном стиле просто некорректно. Таблица позволяет судить о характерных для педагога учебных методах, привычных действиях, сложившихся с учащимися отношениях. Если из урока учитель не «набирает» выше 16 баллов, уровень его профессиональной активности действительно невысок и необходимо обратить самое серьезное внимание на методическую подготовку уроков этого педагога.

учитель русского языка и литературы Е. П. М-на достаточно серьезно относится к своим педагогическим обязанностям, ей присущ активный стиль деятельности в подготовке и проведении уроков. Наиболее сильными сторонами педагога является умение установить доброжелательные отношения с учащимися, создать рабочую атмосферу урока. Как несомненное достоинство необходимо отметить владение голосом, речевой деятельностью, которая становится еще одним организующим фактором урока. Все это отражается на достаточно активной познавательной деятельности учащихся.

8. Рефлексия (“Все в твоих руках”)

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…


Методический глоссарий.

Термин

Определение

Урок

Вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, методы и средст­ва обучения

Цель

Заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащими­ся в конце урока

Содержание учебного материала (СУМ)

Фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися; материальная основа урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников

Метод обучения

Вид деятельности учителя и ученика, обеспечивающий формирование знаний, умений и навыков, необходи­мых для решения учебно-воспитательных задач

Методиче­ский прием

Деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения зна­ний и умений

Форма орга­низации по­знавательной деятельности (ФОПД)

Целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отли­чающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и вы­бором звеньев учебной работы и режимом - времен­ным и пространственным

Фронтальная ФОПД

Одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познава­тельной задачи

Групповая ФОПД

Выполнение познавательной задачи определенной группой учащихся

Коллективная ФОПД

Общение учащихся в процессе обучения в динамиче­ских парах и парах сменного состава

Структура урока

Совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную

действенность

Как формулировать цели уроков разных типов?


Тип урока

Примеры формулирования целей

Урок знакомства с новым учебным материалом

-учащиеся должны иметь представление о...

- учащиеся должны иметь общее понятие о...

- учащиеся должны распознавать...

Урок усвоения нового материала

- учащиеся должны понимать содержание...

-учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях...

- учащиеся должны уметь выявлять закономерности...

Урок формирова­ния новых умений

- учащиеся должны уметь применить знания в стан­дартной ситуации

-учащиеся должны уметь самостоятельно выпол­нить задание...

- учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания…

Урок закрепления нового материала

- учащиеся должны знать...

- учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать)

- учащиеся должны уметь воспроизводить получен­ные знания...

Урок системати­зации и обобще­ния учебного ма­териала

-учащиеся должны знать...

- учащиеся должны уметь систематизировать учеб­ный материал...

Урок проверки и оценки знаний

В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень)

-учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре... -учащиеся должны уметь воспроизводить по образцу...

- учащиеся должны уметь воспроизводить по пред­ложенному алгоритму...

-учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию...

- учащиеся должны владеть компетенцией...


Ошибки при формулировании цели урока:

Суть ошибки

Как нельзя формулировать

Подмена цели содержанием

«Познакомить учащихся с... »

Подмена цели методом обучения

«Рассказать учащимся о...» «Показать учащимся...»

Подмена цели процессом деятель­ности

«Учащиеся решают задачи по теме...» «Учащиеся выполняют работу...»


Алгоритм подготовки к уроку.

1. Определить и сформулировать тему урока.

2. Определить место данного урока в системе уроков.

3. Определить и сформулировать целевые установки для себя и в действиях учащихся.

4. Спланировать учебный материал:

- отобрать содержание учебного материала по теме;

- определить уровень его усвоения учащимися (знакомство ре­продуктивный, творческий);

- выявить связи данного учебного материала с другими пред­метами;

- определить целесообразность использования дополнительной литературы.

5. Подобрать учебные задания, исходя из планируемого уровня усвоения учебного материала учащимися в соответствии с принци­пом «от простого к сложному»:

• задания на узнавание нового материала;

• задания на его воспроизведение;

• на применение в знакомой ситуации;

• на применение в измененной ситуации;

• на применение на творческом уровне.

6. Сгруппировать отобранный материал, определить последова­тельность его предъявления.

7. Найти адекватные целям и содержанию учебного материала методы обучения и формы организации деятельности учащихся

8. Спланировать контроль за деятельностью учащихся, ответив себе на вопросы:

-что контролировать;

- как контролировать;

- как использовать результаты контроля.

9. Подготовить оборудование для урока: учебно-наглядные по­собия, аудио- и видеоматериалы, приборы и т. д. Особое внимание уделить роли классной доски (что и как на ней разместить).

10. Продумать формы подведения итогов урока.

11. Продумать домашнее задание и инструктаж по его выпол­нению.
Так, к примеру, выяснилось, что наибольшее затруднение в обучении учитель испытывает при овладении содержанием новых программ и учебников, планировании самообразования, внедрении передового опыта, в осуществлении дифференцированного подхода к обучению, в оснащении кабинета новыми наглядными пособиями. При воспитании учащихся труднее всего дается индивидуальная работа, внедрение инновационных форм.

Предлагаем коллектив разбить на тематические группы. Каждая группа работает над определенной системой вопросов.
I группе «Цель урока» необходимо теоретически и примерами с уроков коллег ответить:

1) Что такое цель урока? Что такое задача урока?

2) Мы на уроке ставим цель или задачу? В каком случае?

3) Какие бывают цели?

4) Как перевести цель в результат?

5) Критерии достижения цели.
II группе «Содержание урока» предлагается ряд вопросов и подкрепить свои доводы примерами из практики:

  1. Что такое содержание урока?

  2. Как мы определяем, чему учить?

  3. Как сделать содержание урока интересным?

  4. Что такое интерес?

  5. Чем определяется логическая структура содержания урока?


III группе «Методы преподавания» предлагаются вопросы больше практического содержания:

  1. Что такое метод? Что такое прием?

  2. Есть ли система методов?

  3. От чего и как зависит выбор метода?

  4. Существует ли связь методов и содержания? Докажите.

  5. Существует ли связь методов и средств? Докажите.

  6. Как вы определяете правильность выбранных методов? Покажите на примере из практики.


IV группе « Средства преподавания»:

  1. Что такое средство преподавания?

  2. Есть ли система средств? Есть ли, то какая?

  3. От чего зависит выбор средств преподавания на уроке?

  4. Существует ли взаимосвязь методов и средств? Докажите.

  5. Существует ли взаимосвязь средств и содержания? Докажите.

  6. Как вы определяете правильность выбранных средств? Покажите примером из практики.


V «Коллектив» предлагаются вопросы:

1) Что такое коллектив класса во время урока?

2) Виды совместимости коллектива во время урока.

3) Формы организации коллектива во время урока. Приведите примеры

из практики.
VI группе «Результат урока» предлагаются вопросы:

  1. Что такое результат урока?

  2. Как определить результат на уроке? Из опыта работы.

  3. Взаимосвязь цель и результата на уроке. Примеры.

  4. Взаимосвязь содержания и результата на уроке.

  5. Учет особенностей личности и коллектива, их влияние на результат урока.

Как определить результат деятельности учителя в целом? Ваши варианты.

1 См. образец анкеты выше в приложении № 4.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме iconПлан работы творческой группы учителей русского языка по проблеме...
За 2007-2011 учебные годы по проблеме: «Внедрение инновационных процессов в систему работы учителей русского языка и литературы»
Исследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме iconАнализ работы методического объединения учителей математики и информатики. 2009-2010 учебный год
Мо учителей математики и информатики в 2009-2010 учебном году работало по проблеме «Внедрение уровневой дифференциации обучения,...
Исследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме iconМоделирование напряженного состояния режущей части инструмента при врезании в заготовку
Целью данной работы является получение трехмерной конечно-элементной модели косоугольного резания и исследование напряженного состояния...
Исследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме iconСправка о наличии учебно-методического и наглядно-дидактического оснащения ноу оош «альма матер»

Исследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме iconЛитература по теме. • Чей опыт предполагается изучить по данной теме
В лицее №2 им. Абдуллаева С. Г. 28 декабря было проведено заседание методического объединения учителей информатики по теме: «Компьютерное...
Исследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме iconПлан заседаний методического объединения учителей гуманитарного цикла
Анализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла за 2010 – 2011 учебный год
Исследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме iconПриказ «08» ноября 2010г. №253 с. Шелаболиха Об итогах методического...
Кипринской средней школы учителей физики, в Селезневской средней школе учителей иностранного языка. Тема методического дня «Активизация...
Исследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме iconАнализ работы районного методического объединения учителей русского...
Работа методического объединения учителей русского языка и литературы в 2009-2010 учебном году была направлена на повышение методического...
Исследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме iconСправка по итогам работы районного методического объединения учителей...
Работа школьного методического объединения учителей начальных классов строилась в соответствии с планом работы на 2012-2013 учебный...
Исследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме iconОтчет о работе методического объединения учителей английского языка за 2009-2010 учебный год
Учебные планы учителей методического объединения английского языка соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта,...
Исследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме iconПлан работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год
Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,...
Исследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме iconАнализ работы школьного методического объединения учителей русского...
П в состав методического объединения учителей русского языка и литературы входят три педагога: С. А. Копенко, Л. А. Тарабрина, В....
Исследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме iconТема «Религиозные обряды казахов аула Каразюк»
Исследование данной проблематики тесно связано с процессами, которые проходили в России в этот период. Исходя из этого исследование...
Исследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов...
В течение этого учебного года было проведено пять заседаний методического объединения учителей начальных классов. Учителя принимали...
Исследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме iconАвтореферат Магистерской диссертации Самара 2010 Работа выполнена...
Исследование Напряженно – деформированного состояния свёрл с смп, разработка практических рекомендаций по режимам резания и условиям...
Исследование состояния профессионального, методического и дидактического уровней учителей по данной проблеме iconИсследовательская работа Математическое искусство
Целью данной работы является исследование становления и развития имп-арта, исследование основных приемов создания невозможных фигур,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск