Эффективность урок





Скачать 262.61 Kb.
НазваниеЭффективность урок
страница1/2
Дата публикации10.10.2014
Размер262.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
  1   2
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА КАК ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ.

Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как средства повышения качества образования. При этом очень важно определить основные положения в оценке качества и определить проблемы, мешающие этому движению. Слово «эффективность» в переводе означает - результат, какого либо действия.  Урок является основным компонентом школьного образования.

Что мы знаем об уроке? Каким должен быть эффективный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя соединяются? Как в эффективном уроке соседствует традиционное и новое?

Эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:

Ø Знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока.

Ø Умение планировать, проводить и анализировать урок.

На уроке как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, педагогические навыки, его научная подготовка, методические умения, способность организовать работу школьников.

Реальная эффективность урока - его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался педагог, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Современный урок- это урок, соответствующий требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школы образовательной среды, условиях. Вопрос качества, а значит и эффективности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию, учителя, учащихся и их родителей. Что влияет на эффективность урока?  Дистерверг однажды сказал: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший - учит ее находить» в образовательном процессе учитель равноправный партнер с учащимися, участник коллективного процесса познания. Ученик целостная личность; субъект учения; участник учебного сотрудничества; по большому счету не ученик, а учащийся, т. е. учащий себя посредством учителя. Его субъективный опыт становится отправной точкой образовательного старта, учитель и ученик взаимодействуя между собой в учебном процессе, строят свое взаимодействие на принципах: сотрудничества, партнерства, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога.

Американскими психологами был открыт феномен, который был назван « эффект Пигмалиона, или самореализуещееся пророчество» наугад в одной из школ Сан-Франциско они отобрали по пять учеников из каждого класса. После чего учащимся были предложены специальные тесты, призванные определить вероятность их успеха в будущем, проверяющие как бы, между прочим, сообщали учителям, что отобранные для эксперимента дети способны сделать резкий рывок вперед. На самом деле потенциал учащихся был весьма посредственный. Результат оказался совершенно неожиданным. Успеваемость этих учащихся действительно резко возросла как в сравнении с другими детьми, так и безотносительно к чужим успехам. Вывод напрашивается сам собой:  решающую роль сыграла вера учителей в возможности своих питомцев. Интересными результатами этого исследования явилось то, что дети, которым прогнозировался успех, воспринимались учителями как более жизнерадостные и любознательные, привлекательные и приятные в общении, обладающие более живым и любознательным умом.

Однако если неперспективные дети вопреки прогнозам тоже достигали повышенных результатов, то это воспринималось учителем как нежелательное явление, которое нарушало их представление о нормах их интеллектуального развития. При этом самые неблагоприятные характеристики давались детям, которые посещали классы для малоспособных, добивались наилучших результатов. Отсюда следует, что если перспективные дети оправдывают ожидания, они выигрывают и во многом другом. Тех, на которых навесили ярлык бесперспективности, в будущем ожидают большие трудности. Таким образом, ничего не меняя в методах и приемах обучения, можно повысить результативность обучения только за счет изменения отношения учителя к своим ученикам, главным образом за счет их искренней веры в большие потенциальные возможности своих учеников.

Сейчас разработаны новые методические требования к основной форме организации образовательного процесса - уроку в условиях развивающейся школы.

1.     стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы своих уроков.

2.     знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела.

3.     использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей, не ставится самоцелью, не умаляет значении сути того, что должны изучить дети.

4.     безусловный учет обученности, обучаемости учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов групп, учет запросов, особенностей, интересов, склонностей учащихся.

5.     стремление к поиску и по возможности формулирование кроме темы еще и так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки, эмоционально выражающих суть главной идеи урока.

6.     специально спланированная деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания в процессе обучения.

7.     обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала.

8.     стремление учителя помочь  детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.

9.     опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости обоснованное осуществление учителем межпредметной координации учебного материала.

10.   включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в подобной и в полностью незнакомой ситуации.

11.  знание различных технологий развивающего обучения (Занкова, Эльконина - Давыдова, Фаизова, Кушнира, Эрдниева, Монтессори.)

12.   сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного процесса как к коллективной деятельности.

13.  органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам.

14. по возможности дифференциация домашних заданий по характеру, содержанию, объему, для разных групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими.

15. знание учителем определений «психосберегающие и здоровьезберегающие. Здоровьеразвивающие технологии. Организация образовательного процесса на уроке в соответствии с этим знанием и пониманием того, какой ценой достигаются положительные образовательные результаты.

16. обеспечение только благоприятных для работы на уроке гигиенических условий.

17. общение с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника.

18.  оценка работы учителя по совпадению реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, то есть с уровнем максимально возможных для конкретного ребенка результатов.

Представленные требования, характеризующие общие подходы к проектированию урока, к личности учителя, к оценке результатов охватывают практически все компоненты деятельности учителя и ведут к повышению эффективности урока, повышают качество образования.

Как бы мы не изощрялись, но урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, был и остается.

Во-первых, основной формой организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности.

Во-вторых, как бы не менялась его форма, структура, технология, он и в наши дни играет роль центра, вокруг которого «вращаются все другие формы учебных занятий».

Современный урок - это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащихся. Характеризуется переносом центра тяжести с обучения на учение, творческим подходом к обучению всех участников образовательного процесса, сотрудничеством обучаемых и обучающих, обстановкой взаимодействия и взаимной ответственности, высокой мотивацией всех участников образовательного взаимодействия.

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Современный Урок

– это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

Урок представляет собой творчество учителя, опирающегося с одной стороны на психолого-педагогические закономерности обучения, и с другой стороны на предъявленные требования образовательными стандартами.

Общие закономерности учебного процесса

  1. Постановка целей зависит от уровня развития и потребностей общества, его требований к процессам образования, воспитания и развития личности.

  2. Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных и индивидуальных возможностей школьников, от уровня развития теории и практики обучения.

  3. Выбор методов зависит от задач и содержания обучения, от реальных учебных возможностей учащихся по их применению.

  4. Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов обучения.

  5. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у них внутренних познавательных мотивов, а также от внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

  6. Качество обучения зависит от взаимосвязанности процессов преподавания и учения.

  7. Эффективность учебного процесса зависит от условий, в которых он протекает и взаимосвязанности всех закономерностей.

Частные закономерности учебного процесса

  • дидактические включают содержательно-процессуальные характеристика процесса (содержание, методы, виды, средства, способы, формы и т.д.);

  • гносеологические определяют аспект познания учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества и самих себя;

  • психологические относятся преимущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности учащихся в процессе обучения;

  • кибернетические отражают все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляцию информационных потоков, управление усвоением информации.

  • Социологические охватывают отношения между участниками учебного процесса (взаимодействие учителя и учащихся, направленность, социальная значимость обучения и т.д.).

  • Организационные отражают учебный процесс в аспекте интеллектуального труда (организация учебного и преподавательского труда, их материально-техническое оснащение, стимулирование, производительность, рентабельность и т.д.).

Знание закономерностей обучения позволяет процесс обучения построить оптимально в самых разных конкретных ситуациях.

Сегодня мы будем говорить об уроке с точки зрения его эффективности и с позиции здоровьесбережения! Эти два основных понятия и дв составляющие учебного процесса неразрывно связаны между собой. Все мы прекрасно понимаем, что « Чем ВЫШЕ эффективность урока, тем выше и его результативность!»

Что значит слово «эффективность»?

Каковы критерии эффективного урока?
Современные требования возможно рассмотреть сквозь призму эффективности урока.

Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.

На сегодняшний день объем научной информации огромен, время обучения ограничено. И одним из актуальных требований является нахождение оптимальных содержания и методов обучения.

Структура урока строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, составом умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав класса, уровень подготовки, влияние сильных и дезорганизующих учеников и т.д.).

Исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, учитель создает свою логику его изучения, свою последовательность, что определяется многообразием возможных конкретных способов методик и приемов обучения.

Рациональную структуру урока обеспечивают

  • комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;

  • выделение в содержании урока и темы главного, существенного;

  • определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления домашнего задания;

  • выбор рациональных методов, приемов и средств обучения;

  • дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

  • создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Активизация познавательной деятельности учащихся

Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.

Закономерно, что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание учебных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности.

Структура учебно-познавательной деятельности

  • осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи;

  • построение плана ее решения;

  • практическое решение задачи;

  • контроль над процессом решения задачи;

  • оценка результата в соответствии с эталоном;

  • определение задач дальнейшего совершенствования приобретенных знаний.

Учителю необходимо уметь создать творческую самостоятельную учебную деятельность учащихся на уроке и руководить процессом усвоения через использование “активных” методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом организованное общение.

Учитель – это своего рода режиссер. Он должен максимально точно и полно реализовать сценарий – создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Каждый учитель в своей педагогической деятельности должен стремиться стать мастером своего дела, для этого ему следует постоянно повышать эффективность и качество урока. Для этого в арсенале каждого учителя должен быть целый ряд методов, приемов, способов позволяющих повысить эффективность и качество урока.

Для того чтобы рассмотреть наиболее эффективные технологии закрепления материала обратимся сначала к критериям оценки и причинам снижения эффективности урока.

Можно выделить следующие критерии оценки эффективности и качества урока:

• усвоение учащимися определенных знаний;

• развитие общеучебных умений и навыков;

• включенность учащихся в учебную деятельность;

• развитие у учащихся познавательных процессов;

• развитие рефлексии и оценочной деятельности;

• связь учебного материала с жизненным опытом учащихся;

• индивидуализация и дифференциация заданий;

• степень утомляемости учащихся во время учебной деятельности;

• позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющий групповым взаимодействием);

• характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его значения);

• уровень подготовленности учителя к уроку и методика преподавания.

Причины снижения эффективности и качества урока следующие:

• разный темп работы учащихся;

• разный уровень умственного развития учащихся;

• разный темп умственной работоспособности учащихся;

• пассивная позиция части школьников в учебном процессе;

• перегруженность содержания учебного материала;

• дисциплина и поведение учащихся на уроке;

• конфликт между педагогом и учащимися;

• плохое понимание прочитанного учебного материала (торопливость при чтении):

• низкая скорость чтения;

• появление или возрастание ошибок к концу работы;

• недостаточное развитие общеучебных умений и навыков.

Для успешности учебного процесса необходимо учитывать все вышеперечисленные причины снижения эффективности и качества урока и работать в первую очередь над устранением данных причин.

Пути повышения эффективности урока:

  • постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства учителя;

  • улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов;

  • комплексное планирование уроков;

  • рациональное использование времени урока;

  • соблюдение логики уроков;

  • соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и учителя;

  • развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся;

  • учет индивидуальных особенностей обучающихся

Задумываясь о здоровье школьников, мы пришли к выводу о том, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса неблагоприятно влияет на здоровье детей. Школьное обучение становится более интенсивным, повышаются требования к уровню умственной работоспособности учащихся, усложняются формы аналитико-синтетической деятельности.

Считаем, что особенно отрицательно влияют на здоровье (и физическое, и психическое) детей следующие факторы:

  • Интенсификация учебного процесса, умственная перегрузка;

  • Однотипная деятельность;

  • Низкая мотивация и интерес к деятельности и её результатам;

  • Воздействие предшествующих знаний;

  • “Перекос” нагрузки на левое полушарие;

  • “Одномодельный” стиль проведения уроков;

  • стрессы;

Сохранить и укрепить здоровье школьников помогает умение применять здоровьесберегающие технологии. Наша задача - обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения, навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни.

Не всё в наших силах, но следующие действия мы можем и должны выполнять, если нам небезразлично здоровье детей:

  1. Включать в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания физического здоровья, соблюдения гигиены тела.

  2. Организовать целесообразное чередование учебной нагрузки, смену видов деятельности.

  3. Организовать своевременное проветривание помещения.

  4. Организовать подвижные паузы в ходе урока, минутки релаксации, проводить эмоционально отвлекающие разрядки на уроках.

  5. Организовать поддержание нормальной осанки.

  6. Контролировать режим освещённости в учебном помещении.

  7. Проводить комплексы упражнений для снятия усталости глаз.

  8. Организовать ситуацию психологической безопасности, душевного комфорта всех учащихся (в основном зависит от стиля общения учителя с детьми).

  9. Демонстрировать уверенность в способностях всех учащихся.

  10. Способствовать развитию позитивных ожиданий учащихся.

  11. Обеспечить формирование атмосферы взаимного уважения в классе.

  12. Оптимизировать гигиенические условия в классе.

  13. Разнообразить формы, методы и средства педагогической работы.

Требования медицины к преподаванию просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями.

Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков, надо добиваться, чтобы “все учащиеся на каждом этапе урока были заняты учебной работой”. Оказывается, школьники утомляются на уроках часто не от усиленной работы, а, наоборот, от безделья, от тягостного ничегонеделания.

Второе требование медиков отражено в разработанных ими нормах домашних заданий.

Объем домашних заданий не должен превышать 50% объема аудиторной нагрузки.

Объем домашних заданий по всем предметам в совокупности дается обучающимся с учетом возможности выполнения в следующих пределах:

В 1 классе – (со второго полугодия) – до 1 часа

В 2-м классе – до 1, 5 часов

В 3-4 классах – до 2 часов

В 5-6 классах – до 2,5 часов

В 7-8 классах – до 3 часов

В 9-11 классах – до 4 часов

. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.

К требованиям медицины относится также наблюдение за осанкой детей, за тем, чтобы дети с дефектами зрения сидели за определёнными столами, проявлять заботу о левшах и т.д.

Мы осознаём свою причастность к ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся и видим решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья ученика.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья. В современной школе от детей ожидают большей работоспособности, чем прежде. Огромное влияние на развитие умственной работоспособности школьников оказывает уровень физического развития и состояния здоровья. Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учётом работоспособности детей, использование наглядности, выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и др.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики - сохранение высокой работоспособности и исключение переутомления учащихся.

Гигиенически рациональная организация урока даёт возможность длительно поддерживать умственную работоспособность учащихся на высоком уровне и предупреждать быстрое наступление утомления и переутомления.

Основные гигиенические критерии рациональной организации урока
( по Н.К. Смирнову)


Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

Плотность урока

Не менее 60% и

не более 75-80%

85-90%

Более 90%

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 минут

11-15 минут

Боле 15 минут

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 минут

Смена через 11-15 минут

Смена через 15-20 минут

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин.

Через 15-20 минут

Не чередуются

Наличие эмоциональных разрядок (число)

2-3

1

Нет

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы.

Учитель наблю-дает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы.

Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы.

Поза не контролируется учителем.

Физкультминутки

Две за урок, сос-

тоящие из 3 лёг-ких упражнений, по 3-5 повторе-ний каждого

1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

Момент наступления утомления учащихся

( по снижению учебной активности)

Не ранее чем через 40 минут

Не ранее чем через 35-37 минут

Менее чем через 30 минут
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эффективность урок iconЭффективность применения ит в подготовке будущих педагогов
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного...
Эффективность урок iconЭффективность внешнеэкономической деятельности и методы
В советской экономической литературе анализу на эффективность подвергались внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические...
Эффективность урок iconУрок игра
Традиционный опыт образования детей с ограниченными возможностями здоровья: эффективность, качество, потенциал
Эффективность урок icon1. Урок, как основная форма организации учебной работы
Учителю надо стремиться к созданию моделей обучения двигательным действиям, что значительно повысит эффективность обучения, сэкономит...
Эффективность урок iconУрок остается вечной и главной формой обучения
«Эффективность работы педагогического коллектива по обеспечению положительной динамики в формировании и развитии учебных компетенций...
Эффективность урок iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Эффективность урок iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме «Эффективность использования...
Отчет по теме № са-12-39 «Эффективность использования отраслевых информационных систем» Минкультуры России
Эффективность урок iconРеферат по основам предпринимательской деятельности экономическая...
Экономическая целесообразность и эффективность функционирования выставок легкой промышленности
Эффективность урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этой связи становятся актуальными вопросы: Как спроектировать урок с учетом требований фгос? Как должна измениться система оценивания...
Эффективность урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экскурсию можно рассматривать как специфически организованный урок, его эффективность значительно возрастает, если подготовить экскурсовода,...
Эффективность урок iconЭффективность использования электронных библиотек в филологических исследованиях
Реферат на тему «Эффективность использования электронных библиотек в филологических исследованиях» 5
Эффективность урок iconРасписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11....
Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская...
Эффективность урок iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Эффективность урок iconОтчет о клиническом исследовании: «сравнительная эффективность препаратов...
«сравнительная эффективность препаратов колме и дисульфирама в лечении женщин с зависимостью от алкоголя»
Эффективность урок iconЭпизоотологическое обоснование и экономическая эффективность рациональной...
Эпизоотологическое обоснование и экономическая эффективность рациональной дифференциальной диагностики туберкулиновых реакций
Эффективность урок iconУрок у професійній школі: здобутки та перспективи Тема доклада: Использование...
Яющих его областей науки, техники и производства. К ним могут быть отнесены сварка и резка металлов, которые во многих отраслях промышленности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск