Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности»





Скачать 219.56 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности»
Дата публикации13.11.2014
Размер219.56 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Екатеринбургский торгово-экономический техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
для студентов, обучающихся по специальностям:

260807 «Технология продукции общественного питания»,

080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
(автор/разработчик – преподаватель ЕТЭТ М.С. Леонтьев)

Екатеринбург

2012 год
1 ВВЕДЕНИЕ
1.1 Настоящие методические рекомендации преследуют цель способствовать активизации познавательного интереса учащихся к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в быт и на производстве, а также к вопросам воинской обязанности, прохождения военной службы и обороны государства. Рекомендации направлены на формирование таких общих компетенций, как ОК 1 «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес», ОК 4 «Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития» и ОК 10 «Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)», предусмотренных ФГОС для специальностей СПО 260807 «Технология продукции общественного питания» и 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».

1.2 Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями СТО СМК 7.3-02-2009 «Учебно-методический комплекс дисциплины. Общие требования к разработке, содержанию и оформлению», а также с учётом требований СТО ПСМК 4.2.3-01-2009 «Управление документацией системы менеджмента качества».

1.3 В соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в целях лучшего усвоения учебного материала предусмотрено 39 академических часов на выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.

Задания для самостоятельной работы охватывают материал всех разделов рабочей программы и призваны способствовать активизации познавательных способностей учащихся, а также общих компетенций, перечисленных в п. 1.1 настоящих Методических рекомендаций.

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Виды заданий для самостоятельной работы студентов

Задания для самостоятельной работы, в зависимости от изучаемой темы рабочей программы, включают в себя:

- самостоятельное ознакомление с нормативными документами (в первую очередь, с положениями Федеральных законов);

- подготовку мульти/медиа презентаций согласно предложенному перечню тем;

- подготовку рефератов согласно предложенному перечню тем.

2.2 Рекомендации к самостоятельному ознакомлению с Федеральными законами

2.2.1 Основными нормативными документами, регулирующими вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан, организации гражданской обороны, функционирования специальных служб обеспечения безопасности и охраны общественого порядка (т.е. - полиции и Федеральной службы безопасности РФ), вопросы призыва и прохождения военной службы, являются следующие Федеральные законы:

- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ;

- ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ;

- ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ;

- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций прирожного и техногенного характера» от 12.12.1994 № 68-ФЗ;

- ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ.

2.2.2 При ознакомлении с указанными выше Федеральными законами необходимо помнить, что основные вопросы, касающиеся призыва на военную службу, порядка прохождения военной службы, зачисления в запас граждан, уволенных с военной службы, деятельности Полиции РФ и Федеральной службы безопасности РФ, предусмотренные к изучению Федеральным государственным образовательным стандартом, уже освещаются на учебных занятиях согласно регламенту рабочей программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Также и положения ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ в достаточной мере рассматриваются на аудиторных занятиях по теме «Гражданская оборона, её структура и задачи». Исходя из этого, необходимо сосредоточить своё внимание прежде всего на тех вопрсах, освещение которых не предусмотрено рабочей программой: подробное рассмотрение данных вопросов представлено в дальнейшем тексте настоящих рекомендаций.

2.2.3 При самостоятельном ознакомлении с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» необходимо наиболее тщательно изучить следующие вопросы:

- ст. 2 и 3: уяснить сущность военной службы как особого вида федеральной государственной службы, правовой основой которого являются Конституция РФ, а также ряд Федеральных законов и иных законодательных актов, позволяющих гражданам реализовать свой конституционный долг по защите Отечества;

- ст. 6: обратить внимание на правовые основы материального обеспечения граждан в связи с исполнением воинской обязанности или с поступлением на военную службу по контракту: на порядок начисления денежного довольствия при первоначальном поступлении на службу и в дальнейшие периоды прохождения военной службы;

- раздел II «Воинский учёт»: обратить вниание на цели и задачи системы воинского учёта в РФ, на обязанности граждан РФ по исполнению правил воинского учёта, на ответственность граждан за нарушение правил воинского учёта. При этом особое внимание следует уделить положениям ст. 10 – поскольку в целях обеспечения учёта военнообязанных граждане РФ должны сообщать в отделы военных комиссариатов обо всех изменениях в своём юридическом, семейном и прочих статусах, в изменении своего места жительства, семейного положения либо места работы. Данная статья очень важна для понимания важности всех последующих вопросов, касающихся воинской обязанности и учёта воннообязанных граждан РФ!

- стст. 11 – 20: в данных статьях изложены основы военно/патриотического воспитания и допризывной подготовки военнообязанных граждан России – в целях реализации гражданами РФ конституционного долга по защите Отечества (ст. 59 Конституции РФ);

- стст. 23 и 24: обратить внимание на юридические основания для освобождения гражданина от обязанностей военной службы: смысл самостоятельного ознакомления с данными основаниями заключается в том, что освещаемые в стст. 23 и 24 жизненные ситуации вполне могут иметь место в будущей судьбе учащегося.

- стст. 26 – 29: в данных статьях излагаются вопросы организации призыва граждан на военную службу. Ознакомление с этими вопросами представляет определённый интерес как знание состава призывной комисии, порядка её работы и юридической точности всех сторон её функционирования.

- ст. 31: ознакомиться с обязанностями граждан, подлежащих призыву на военную службу. Необходимо иметь в виду, что стст. 21.5 и 21.6 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ и ст. 328 Уголовного кодекса (УК) РФ предусмотрены соответственно административная и уголовная ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) гражданами обязанностей по призыву на военную службу, предусмотренных именно ст. 31 рассматриваемого Федерального закона.

Одним из требований ФГОС является освоение учащимися знаний принципов и правил поступления граждан на военную службу по контракту. Данный вопрос приобретает особую актуальность для девушек, т.к. это, на сегодняшний день, единственная возможность поступления на военную службу женщин, у которых, как известно, в силу семейных причин судьба может сложиться так, что, кроме службы в той или иной воинской части, больше не представится возможности трудоустройства (проще говоря, речь идёт о жёнах военнослужащих – офицеров и контрактников). С этой точки зрения интерес для самостоятельного изучения представляет содержание раздела V «Поступление на военную службу по контракту», хотя следует иметь в виду, что основные тезисы данного раздела в общем рассматриваются в ходе аудиторных учебных занятий.

В разделе VI «Военная служба» наибольшее значение для именно самостоятельного ознакомления (см. также п. 2.2.2 настоящих Методических рекомендаций) представляют следующие моменты:

- пп. 10 – 12 ст. 38: здесь представлены вопросы, касающиеся начала исчисления военной службы и окончания военной службы. Также следует обратить внимание на те периоды, которые не засчитываются в срок военной службы: это касается, военнослужащих, совершающих административные правонарушения и уголовные преступления.

- стст. 42 – 43: здесь указаны вопросы, касающиеся назначения на воинские должности и освобождения от воинских должностей. В связи с тем, что подавляющее большинство военнослужащих (в т.ч. военнослужащих по призыву) в период прохождения военной службы находится на той или иной воинской должности и получает денежное довольствие (на «гражданском» языке - заработную плату) из двух основных компонентов – 1)оклада по воинскому званию и 2)оклада по воинской должности, самостоятельное изучение данных статей позволит лучше понять порядок занятия определённых воинских должностей, что также встретит любого военнообязанного учащегося (а также девушек, желающих поступить на военную службу по конракту) в Вооружённых Силах.

- ст. 50: внимательно рассмотреть общие положения увольнения с военной службы и условия увольнения без дальнейшей постановки на воинский учёт. При этом следует учесть, что в ст. 51 подробно перечислены конкретные причины увольнения с военной службы: самостоятельное их изучение способствует лучшему пониманию специфики военной службы как особого вида государственной службы.

Наиболее полное представление о специфике и характере военной службы формируется при изучении ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в контексте с ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ: рекомендации к самостоятельному изучению ФЗ «О статусе военнослужащих» изложены в п. 2.2.4 настоящей разработки.

2.2.4 При самостоятельном ознакомлении с ФЗ «О статусе военнослужащих» необходимо наиболее тщательно изучить следующие вопросы:

- в п. 2 ст. 1 указывается, что, несмотря на общегражданские права и свободы, которыми обладает военнослужащий, ему в любом случае приходится сталкиваться с ограничениями этих прав и свобод, связанными с исполнением военнослужащим обязанностей по подготовке к вооружённой защите и непосредственно вооружённой защите Российской Федерации. Непонимание этих требований и ограничений грозит будущему защитнику Родины серьёзными осложнениями в ходе исполнения обязанностей военной службы!

- ст. 5 предусматривает гарантии правовой защиты свободы, чести и достоинства военнослужащих, но в то же время – и порядок задержания либо ареста военнослужащих, совершающих противоправные действия.

В целом положения главы II Федерального закона, как и было сказано выше, рассматриваются на учебных занятиях. Однако на некоторые компоненты статуса военнослужащих, изложенные в настоящей главе, необходимо обратить особое внимание:

- стст. 12 – 13: здесь рассматриваются общие принципы обеспечения военнослужащих денежным довольствием и отдельными выплатами.

- ст. 23 раскрывает механизм увольнения граждан с военной службы и реализации их права на трудоустройство. В п.2 ст. 23 уточняется, что в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих по контракту, причинённые им в связи с увольнением убытки подлежат возмещению в полном об’ёме. Такие военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия. Подобные вопросы становятся актуальными для тех учащихся, кто всерьёз рассматривает в дальнейшем возможность заключения контракта на прохождение военной службы.

2.2.5 При самостоятельном ознакомлении с ФЗ «О полиции» необходимо наиболее тщательно изучить следующие вопросы:

- глава 2 обозначает принципы деятельности полиции: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и струдничество, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Изучение статей главы 2, освещающих эти принципы, позволит полнее уяснить права и обязанности граждан – т.е. в том числе и учащихся – при общении с полицейскими. Особенно внимательно рекомендуется изучить текст ст. 9, где речь идёт о стремлении полиции сохранить и укрепить доверие граждан к своим действиям, - а следовательно, граждане имеют право на обоснованность и понятность действий полицейских.

- ст. 10 рассказывает о необходимости взаимодействия полиции с гражданами в области обеспечения общественной безопасности и защиты общественного порядка. Помощь полицейским со стороны граждан является моральной обязанностью каждого гражданина России!

- глава 3 изучается подробно на учебных занятиях: обязанности и права полиции необходимо представлять простым гражданам для того, чтобы корректно и грамотно выстраивать линию общения с полицейскими. Самостоятельное изучение данной главы не предполагается, однако полезно ознакомиться с её текстом в целях повышения юридической грамотности.

- ст. 17 главы 3: здесь приведены принципы формирования банков данных о гражданах и категории тех лиц, сведения о которых имеют право собирать полицейские: лица, осуждённые за совершение преступлений, несовершеннолетние, совершившие правонарушения и/или антиобщественные действия, лица, владеющие оружием и т.д. Ознакомление с текстом ст. 17 рекомендуется в целях проведения межпредметных связей с учебным материалом таких дисциплин, как «Обществознание» и «Основы права»: права и свободы граждан вполне могут быть ограничены полицией с целю. обеспечения общественной безопасности.

Определённый интерес представляет глава 7 «Служба в полиции».

- в стст. 29 и 35 рассматриваются возможные ограничения для граждан, претендующих на поступление на службу в органы внутренних дел. На данные ограничения необходимо обратить особое внимание тем учащимся, которые всерьёз рассматривают в будущем возможность службы в полиции.

В главе 8 рассматриваются социальные гарантии сотрудникам полиции и членам их семей – данная информация может быть полезна тем учащимся, которые предполагают (как возможный путь карьеры) связать свою будущую жизнь со службой в полиции.

Остальной материал ФЗ «О полиции» особого интереса для учащихся Екатеринбургского торгово-экономического техникума не представляет.

2.2.6 При самостоятельном ознакомлении с ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» необходимо наиболее внимательно изучить следующие вопросы:

- в ст. 4 подробно рассказаны цели и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – такие, как ликвидация чрезвычайных ситуаций, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации, и т.д.

- ст. 14 регулирует обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В том числе организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

 

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях,

и т.д.

Все выпускники ЕТЭТ проходят подготовку как специалисты среднего звена, т.е. каждый сегодняшний студент – будущий начальник отдела, главный бухгалтер, заведующий производством и т.д. Знание обязанностей должностных лиц, указанных в рассматриваемом Федеральном Законе, поможет чётко представлять в будущем рамки должностных обязанностей, в т.ч. по защите работников и посетителей предприятия от чрезвычайных ситуаций.

- в пункте 1 ст. 18 разъясняются права граждан РФ возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций,  

на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах ЧС, (см. текст в предыдущей редакции)

на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС и иные социальные выплаты, возмещающие утерю здоровья. Однако, граждане РФ, кроме прав, имеют, как известно, ещё и обязанности. Так, в статье 19 указано, что граждане Российской Федерации обязаны, кроме прочего,  

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты суб’ектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также  

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Рекомендуется внимательно прочесть эту информацию и определить (смоделировать) свои действия на посту руководителя структурного подразделения (бухгалтерии, горячего цеха, торговой фирмы и т.п.).

Остальные положения ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в полной мере рассматриваются в ходе учебных занятий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»: остаётся лишь рекомендовать студентам внимательнее слушать пояснения преподавателей и стараться вникнуть в текст Федерального Закона, т.к. в дальнейшей профессиональной деятельности данный ФЗ обязательно придётся соблюдать!!

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТОВ
3.1 Темы рефератов для самостоятельной работы

Учащиеся имеют возможность выполнить самостоятельную работу в форме реферата – по одной из предложенных ниже тем:

  1. Здоровый образ жизни в условиях городской среды

  2. МЧС России: история создания, структура и функции

  3. Полиция в Свердловской области: вчера, сегодня, завтра

  4. Деятельность службы скорой медицинской помощи на Среднем Урале

  5. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

  6. Пётр I и создание регулярной российской армии

  7. Артиллерия России

  8. Мотострелковые войска

  9. Танки России

  10. Военная разведка

  11. Участие спецподразделений в контртеррористических операциях на Кавказе

  12. Флот России

  13. Авиация России

  14. Ракетные войска стратегического назначения

  15. Воинская обязанность в Российской Федерации

  16. Правовые основы военной службы

  17. Правила оказания первой медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций.

  18. Медицина катастроф: вчера, сегодня, завтра

Выбор темы реферата – добровольный, на усмотрение самого учащегося. Рекомендуется выбрать ту тему реферата, которая наиболее интересна для самостоятельной подготовки учащегося.

Набор тем для составления реферата может изменяться с наступлением нового учебного года, однако общие принципы выполнения рефератов и требования к их оформлению остаются неизменными.

3.2 Требования к оформлению рефератов

3.2.1 Структура реферата

Реферат должен включать в себя (в указанной последовательности)

  1. титульный лист;

  2. оглавление (содержание) с указанием номеров соответствующих страниц;

  3. Введение;

  4. основной текст (с разбивкой на главы);

  5. Заключение;

  6. список использованных источников – сайтов, книг, журнальных и газетных статей.

3.2.2 Оформление отдельных частей реферата

3.2.2.1 Пример оформления титульного листа представлен в Приложении к настоящим рекомендациям.

3.2.2.2 Во «Введении» необходимо вкратце раскрыть важность и актуальность выбранной темы реферата, показать её значение для общего понимания теории и практики безопасности жизнедеятельности, основ военной службы и основ медицинских знаний. Общий объём «Введения» должен составлять не более 2 – 3 абзацев.

3.2.2.3 Основной текст реферата рекомендуется разбить на главы (а, возможно, даже и на части): например, если выбрана тема «Мотострелковые войска», основной текст реферата может быть разделён на следующие главы:

  • Задачи и принципы организации мотострелковых войск;

  • Подразделения, входящих в состав мотострелковой бригады, их взаимодействие в боевых условиях;

  • Боевой путь мотострелковых войск – в Великой Отечественной воне, в войне в Афганистане, в контртеррористических операциях на Северном Кавказе;

  • Вооружение и боевая техника мотострелковых войск.

Данные главы могут быть, в свою очередь, разбиты на пункты, подпункты и т.д. Приветствуется наличие в тексте наглядно-иллюстративного материала – фотографий, таблиц, рисунков, схем и т.п.

3.2.2.4 «Заключение» должно содержать выводы и дальнейшие пути решения проблемы, заявленной в названии темы реферата. Объём «Заключния» не должен превышать 2 – 3 абзацев.

3.2.2.5 Правила профессиональной этики требуют наличия в заключительной части реферата «Списка использованных источников»: это показывает, что студент самостоятельно освоил материал сайтов, книг, учебных пособий, журнальных или газетных сайтов и вполне владеет темой реферата. В противном случае, при отсутствии Списка источников, преподаватель, проверяющий реферат, вынужден думать, что студент-исполнитель реферата сам, всю свою сознательную жизнь посвятил изучению деятельности Петра I по созданию регулярной российской армии или принципов организации Ракетных войск стратегическоого назначения. Здравый смысл подсказывает преподавателю, что это не так.

При этом ссылки в Списке источников располагаются в следующем порядке: сначала – ссылки на бумажную прессу и литературу в алфавитном порядке, затем следуют ссылки на web-сайты, также в алфавитном порядке. Список использованных истогчников должен содержать не менее 4 наименований.

Пример оформления Списка источников:
1. Янцер О.В. Боевой путь Российской Армии. М.: АСТ-Астрель, 2008. 423 с.

2. Черных Т.Б.., Цисельская О.В. Полиция Свердловской области: вчера, сегодня, завтра // Военные знания, 2012, № 2. С. 56 – 61.

3. www.rus-security.ru/6734/flagman/78221255/

4. www.irc43.ru/news85/
3.2.3 Технические требования к оформлению рефератов

3.2.3.1 Форматирование текста

Текст реферата выполняется печатным способом (через распечатку на принтере) на бумаге белого цвета, формата А4, в книжной ориентации. Объём реферата должен составлять не менее 20 страниц (включая все составные части реферата, указанные в п. 3.2.1 настоящих Рекомендаций, за исключением титульного листа) и не более 30 страниц печатного текста. Оптимальный объём реферата – 25 страниц.

При создании текста реферата задаются следующие технические параметры:

  • шрифт – Times New Roman, 12 кегль,

  • поля: верхнее, нижнее и левое – по 20 мм каждое, правое поле – 10 мм,

  • абзацный отступ – 1,25 см,

  • межстрочный интервал – одинарный,

  • выравнивание – по ширине.

  • автоматическая расстановка переносов.

3.2.3.2 Ссылки на источники

Ссылки на использованные источники приводятся непосредственно в тексте реферата в квадратных скобках в соответствии с очерёдностью источника в Списке использованных источников (см.подп. 3.2.2.5 настоящих Рекомендаций), например:
…как показали исследования Т.Б. Черных и О.В. Цисельской [2], органы полиции в Свердловской области представляют эффективную силу по противодействию экстремизму и криминалитету…
3.2.3.3 Реформатирование интернет-текста

В реферате не допускается наличие гиперссылок, скопированных из Интернета. Все выделения цветом, гиперссылки и иные технические элементы, присутствовавшие в тексте сайта перед его копированием в файл реферата, должны быть реформатированы – гиперссылки удаляются, выделение цветом снимается, инструменты «[Править]» или «[Скачать]» убираются - и т.д. Выравнивание текста, скопированного с web-сайта, выполняется в соответствии с подп. 3.2.3.1 настоящих Рекомендаций.

3.2.3.4 Порядок представления реферата

Реферат сдаётся для проверки преподавателю только в РАСПЕЧАТАННОМ виде (не на флэш-карте!), при этом весь реферат помещён в файл-папку, имитируя внешний вид журнала или книги. Без файл-папки рефераты к проверке не принимаются!

При представлении реферата учащийся полностью уверен, что реферат им выполнен на 100 %. Не принимаются на «промежуточную» проверку рефераты, требующие, с точки зрения самого учащегося, доработки, редактирования и т.п. действий.

Недоделанную работу не показывают!

Публично защищать реферат не требуется: это не предусмотрено рабочим планом преподавателя. Защита рефератов организуется в специальном порядке по особой просьбе самих учащихся.

3.2.4 Критерии оценивания рефератов

Представляемые учащимися рефераты оцениваются преподавателем по следующим критериям:

а) соответствие текста реферата заявленной теме;

б) глубина проработки (раскрытия) темы в тексте реферата;

в) умение видеть проблему и искать пути её решения («Введение» и «Заключение»);

г) многообразие точек зрения различных авторов на одну и ту же проблему (объективность раскрытия темы) – отслеживается по Списку использованных источников;

д) степень самостоятельности учащегося в работе над рефератом (крайне желательно показать в реферате собственную точку зрения на рассматриваемую проблему: см. подп. 3.2.2.3 настоящих Рекомендаций);

е) степень иллюстративности материала, представляемого в реферате: таблицы, фотографии, схемы, рисунки и т.п. (см. подп. 3.2.2.3 настоящих Рекомендаций);

ж) соответствие оформления реферата техническим требованиям оформления рефератов, изложенным в п. 3.2.3 настоящих Рекомендаций.

4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
4.1 Темы презентаций для самостоятельной работы

  1. Негативные факторы городской и бытовой среды

  2. Всемирная борьба стабакокурением

  3. Чрезвычайные ситуации природного характера

  4. Техногенные чрезвычайные ситуации на предприятиях Уральского

региона

  1. МЧС России: история создания, структура и функции

  2. Полиция в Свердловской области: вчера, сегодня, завтра

  3. Деятельность службы скорой медицинской помощи на Среднем Урале

  4. Организация и прохождение военной службы в странах Европейского Союза

  5. Артиллерия России

  6. Военная разведка

  7. Участие спецподразделений в контртеррористических операциях на Кавказе

  8. Флот России

  9. Авиация России

  10. Символы воинской чести

  11. Ордена России

  12. Воинские ритуалы

  13. Стрелковое оружие

  14. Войска специального назначения

Выбор темы презентации – добровольный, на усмотрение самого учащегося. Рекомендуется выбрать ту тему презентации, которая наиболее интересна для самостоятельной подготовки учащегося.

Набор тем презентаций может изменяться с началом каждого нового учебного года, однако общие требования к оформлению и содержанию презентаций остаётся неизменным: данные требования изложены ниже.

4.2 Требования к оформлению презентаций

4.2.1 Презентации выполняются только в программе Microsoft Power Point – в любой версии. Презентации, созданные в любой другой программе, к рассмотрению не принимаются!

4.2.2 Рекомендуемый объём презентации – 15 слайдов, включая титульный слайд и заключительный слайд («Спасибо за внимание»). Минимальное количество слайдов – 12. Максимальное количество слайдов не ограничено.

4.2.3 Необходимо помнить, что презентация создаётся для публичной демонстрации вашей работы. Поэтому общие требования к оформлению презентации подразумевают аккуратность, красоту слайдов (в т.ч. дизайна, фона, анимации, кегля и цвета шрифта), удобство визуального восприятия (проще говоря – чтобы глазам было не больно всматриваться в предлагаемые картинки и текст).

4.3 Требования к содержанию презентаций

4.3.1 В презентации, в отличие от реферата, главную роль в представлении результатов самостоятельной работы играют иллюстрации («картинки»). Однако большинство иллюстраций необходимо сопровождать пояснительным текстом. Например, если темой презентации выбрана «Авиация России», то на одном слайде может быть помещена фотография какого/либо бомбардировщика – например, Су-35, - а ниже, под фотографией (либо рядом с ней – слева или справа) размещается информация, поясняющая, что это за самолёт, где он производится, некоторые его тактико/технические характеристики и прочая интересная информация.

4.3.2 Титульный слайд должен содержать:

а) название темы презентации;

б) фамилию и инициалы студента, а также номер его учебной группы.

4.3.3 Содержание остальных слайдов должно наиболее полно отражать суть темы презентации – для чего рекомендуется пользоваться лишь солидными, хорошо зарекомендовавшими себя веб/сайтами, представляющими, по сути, справочники по безопасным условиям труда и иным вопросам безопасности жизнедеятельности или энциклопедии (как, например, «Википедия» - www.wikipedia.org). Только в этом случае создание презентации будет иметь смысл!

4.3.4 Финальный слайд, по требованиям вежливости и этикета, должен содержать надпись «Спасибо за внимание!» (или: «Благодарим за внимание!»). Во/первых, Вы действительно привлекли своей презентацией чьё/то внимание и теперь благодарите зрителя за проявленный интерес к Вашей работе, а во/вторых, стилистически нехорошо завершать любое произведение – и презентацию в том числе – без логического финала. Слайд с надписью «Спасибо за внимание!» становится, таким образом, «логической точкой» Вашей презентации.

4.3.5 В презентации приветствуются динамичность анимации и дизайна – на усмотрение самого студента/разработчика презентации, - однако и анимация, и дизайн не должны быть утомляющими глаз и внимание зрителя (см. подп. 4.2.3 настоящих Рекомендаций). Отсутствие анимации и минимальный дизайн презентации не являются основанием для снижения оценки!

Также в презентации приветствуется наличие внутренней навигации посредством гиперссылок на те или иные слайды в зависимости от композиции содержания. В то же время отсутствие внутренней навигации также не является основанием для снижения оценки!

НО: гиперссылки и прочие остаточные элементы от текста, скопированного с веб/сайтов, в презентации не допускаются! Проще говоря, текст, скопированный из Интернета, должен быть тщательно отформатирован и очищен от первичных гиперссылок (аналогично - см. подп. 3.2.3.3 настоящих Рекомендаций).

4.4 Порядок представления презентаций

4.4.1 Презентации сдаются на проверку преподавателю на флэш/карте. Рекомендуется презентации сдавать на таких флэш/картах, которые сейчас, в данную минуту и даже, возможно, в течение ближайших суток, студенту не нужны. В силу чисто технических причин, у преподавателя может не оказаться возможности или времени скопировать подготовленную Вами презентацию на свой рабочий компьютер именно в данный момент: в таком случае, он произведёт копирование («сбросит» Вашу презентацию) чуть позже, а при следующей встрече со студентом или по первому требованию студента возвратит флэш/карту.

Презентации в распечатанном виде (на бумаге) к проверке не принимаются!

4.4.2 Файл с презентацией называется самим студентом по своей фамилии (с указанием номера учебной группы), например: «Пупкин 1Т5» или «Подмёткина 1Б2». Иначе, если файл будет назван по/другому, либо ни в названии файла, ни на титульном слайде не будет указана фамилия студента/разработчика, преподаватель никогда не догадается, чья это презентация и кому выставлять заслуженную оценку!

При представлении презентации учащийся полностью уверен, что работа выполнена им на 100 %. Не принимаются на «промежуточную» проверку презентации, требующие, с точки зрения самого учащегося, доработки, редактирования и т.п. действий.

Недоделанную работу не показывают!

Публично представлять презентацию не требуется: это не предусмотрено рабочим планом преподавателя.

4.4.3 Критерии оценивания презентаций

Представляемые учащимися презентаци оцениваются преподавателем по следующим критериям:

а) соответствие содержания презентаций заявленной теме;

б) степень наглядности раскрытия темы (наличие красочных и содержательных иллюстраций по теме презентации);

в) техническая проработка: т.е. аккуратное сочетание «картинок» и текста на слайде, проявление самих иллюстраций, отсутствие электронных технических инструментов при показе слайдов (вспоминайте уроки информатики в школе!);

г) степень самостоятельности учащегося в работе над презентацией: очень плохо, когда видно, что вся презентация просто тупо «скачана» из Интернета, а сам учащийся её даже не касался;

д) соответствие оформления презентации техническим требованиям оформления презентаций, изложенным в п. 4.2 настоящих Рекомендаций.

5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы намеренно не размещаем список литературных источников или веб/сайтов, которые могли бы быть рекомендованы учащимся в их самостоятельной работе. Федеральный государственный образовательный стандарт диктует необходимость формирования у учащихся общей компетенции ОК 4 «Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития» - в связи с этим остаётся надеяться, что учащиеся именно самостоятельно будут искать необходимые источники информации.
Желаем удачи!



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности» iconМетодические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной...
Фгос для специальностей спо 100114 «Организация обслуживания в общественном питании», 100118 «Техника и искусство фотографии», 100401...
Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности» iconМетодические рекомендации по выполнению самосчтоятельной работы по...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Экономическая теория» для специальностей: 080110 Экономика...
Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по...
Р 93 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Иностранный язык (английский): метод рекомендации...
Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ Задания для...
Примерная тематика курсовой работы для студентов всех форм обучении и методические рекомендации по их выполнению
Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к зачету, перечень...
Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине...
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» для студентов естественнонаучного...
Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности» iconМетодические рекомендации к организации самостоятельной работы обучающихся...
Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины...
Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности» iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по пм 01
Гривцова С. Л. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по пм 01 мдк 01. 01 Право социального...
Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ по курсу «Теоретические...
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы разработаны в соответствии со стандартами и учебными планами по направлению...
Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности» iconМетодические указания для самостоятельной работы по дисциплине «основы физиологии»
Цель методических указаний – повышение теоретической подготовки студентов по дисциплине «Основы физиологии» за счет активизации самостоятельной...
Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к экзамену, перечень...
Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных...
Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,...
Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности» iconМетодические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями...
Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности» iconМетодические указания по видам управляемой самостоятельной работы...
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины «Криминология» содержит следующие разделы
Методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы по дисциплине «основы безопасности жизнедеятельности» iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск