Скачать 139.81 Kb.
|
Школьный музей Сардаяльский школьный краеведческий музей- это коллективный труд учителей и обучающихся. Он не только является хранилищем ценных материалов, но прежде всего служит связующим звеном с современностью, отражает сегодняшний день, раскрывает перспективы будущего. Поэтому музей является центром воспитательной работы в школе. Один из критериев деятельности музея – это разнообразие форм работы: - проведение экскурсий, школьных уроков, занятие кружков; - встречи с семьёй участников Великой отечественной войны, деятелями науки и культуры искусства; -работа с населением; - связь с другими школьными музеями; -написание школьных заметок, ведение исследовательских работ; -- -проведение презентации проектов; Сардаяльский школьный музей открыт 5 декабря 1982 года. Инициатор сбора экспонатов - Анастасия Поликарповна Григорьева. А с 2004 года руководителем музея является Михайлова Светлана Илларионовна. Вот уже 29 лет собираются материалы, которые служат делу воспитания обучающихся. Музейные экспонаты, документы постоянно пополняются, экспозиции обновляются. Музей работает по программам: 1. Программа краеведческой направленности «Край марийский». По этой программе работает кружок краеведческой направленности «Край марийский»; 2. Клуб «Поиск»; Основные разделы экспозиции
Стенды: «История школы», «Учителя школы», «Выпускники школы» 2. Сумка школьная из холста – 1 3. Полевая сумка – 1 4.Ученический пенал – 1 5. Чернильница - 1 6. Ручка с пером – 1 7. Ученические перья – 3 8. Авторучка – 2 9. Грифельная доска – 1 Школьная форма старшеклассниц 1. Блузка – 1 2. Юбка – 1 3. Жилетка – 1
Школьная форма девочек
Пионерская форма
Стенды: «Была такая любовь», «Они сражались в Великой Отечественной войне. «Они погибли в боях за Родину», «Династия защитников Родины», «Письма с фронта» (Васильева К.В.) «Эхо войны» (о женщинах тыла), «Алексеев Евсей Алексеевич Герой Советского Союза», «Боевой путь Героя Советского Союза Алексеева Е.А.»
25 Кермыч форма (для изготовления кирпичей) -2 26.Кермыч валяк (для изготовления кирпичей) -1 27. Чылым (трубка для курения табака ) -2 28. Изике (держатель лучины) -1 29 Гладильная доска (öтык, использовалась для глажения холщовых рубах) – 1 30. Чыра кÿзö (косарь использовался для изготовления лучинок) - 1 31.Шуарвондо - 3 VI. Плетение из лыка
IХ. Нумизматика
15 копеек - 1941 года 1 рубль – 1992 года 15 копеек – 1943 года 5 руб.- 1992 года 10 руб.- 1992 года 10 копеек – 1946 года 20 руб.- 1992 года 5 копеек - 1962 года 50 руб.-1992 года 3 копейки- 1975 года 20 руб.- 1993 года 10 копеек - 1978 года 50 руб.-1993 года 1 копейка- 1980 года 10 руб.- 1993 года 10 копеек – 1980 года 10 руб.- 1994 года 15 копеек – 1980 года 10 крон – 1967 года Польша 15 копеек – 1982 года 20 тийан – 1994г. Узбекистан 10 копеек – 1984 года 500 рублёу- 2000 г. Белоруссия 1копейка – 1985 года 10 копеек – 1985 года 15 копеек – 1987 года 1копейка – 1989 года 3 копейки – 1989 года 20 копеек – 1989 года Х. Альбомы и фотографии.
Краткий анализ деятельности музея за последние годы
(подготовка к научно-практической конференции «Шаг в будущее»)
Сардаяльской школы, краеведе, Ивайкове М.Г.)
Школьное краеведение. Огромную роль в жизни нашей школы играет краеведческая работа. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определённой территории, проводимое на научной основе. Школьное краеведение - одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Большую роль в развитии школьного краеведения играет хорошо организованная работа кружка. Основные задачи кружка – развивать у обучающихся творческие способности и умение самостоятельно добывать знания, приобщать обучающихся к поисково- исследовательской работе. Результаты школьного краеведения зависят от того, насколько сам учитель, руководитель кружка компетентен в области краеведения, сумел ли он заинтересовать школьников. Преподавателю необходимо хорошо знать родной край, систематически его изучать, владеть навыками краеведческой работы. Занятие краеведением – кропотливая работа взрослых с детьми. Одна из важных задач краеведения – увековечивание памяти героев-ветеранов. Жизнь и подвиг наших земляков на фронтах и в тылу – простых парней и девушек, верно выполнивших свой долг перед Родиной,- является примером для детей. Члены кружка «Край марийский» собирают материал об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла, Героях труда и о нашем земляке Герое Советского Союза Алексееве Евсее Алексеевиче. А также проводят исследовательские работы, презентации проектов, пишут рефераты, участвуют на научно-практических конференциях «Шаг будущее» на темы: «Заслуженные люди деревни Сардаял», «Династия защитников Родины» (об участнике Великой Отечественной войны Ямбарцеве А.Я., о майоре Ямбарцеве М.Ф. и Ямбарцеве А.Я), «Дорога жизни» (о бывшем директоре школы, учителе марийского языка и литературы, краеведе Ивайкове М.Г.), «Женщины тыла» ( о Петровой А.П., Алексеевой К.В., Будённой Р. ), «Суровые, но памятные годы» (об участнике Великой Отечественной войны Емельянове П.Е. и его сыне Павлове Л.П.), «Гордость и слава нашей деревни» (о Герое Советского Союза Алексееве Е.А.),а также – в Республиканских конкурсах исследовательских краеведческих работ. Учащиеся ведут сбор материалов об исчезнувших деревнях, о названиях деревень, легенд о родниках, рощах, оврагах; занимаются поиском своих корней т. е. составляют древо жизни. А также члены кружка являются корреспондентами газеты «Ямде лий». Исследовательские работы учащихся печатаются на страницах газеты. Таким образом, роль краеведения в образовательной системе школы очень значима, и она занимает одно из важных мест в образовательном процессе. Гордость и слава нашей деревни . Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина. Немало интересных данных собрано в нашем школьном музее о людях героической судьбы, Героях труда, работниках тыла. Жители деревни Сардаял гордятся нашим земляком, Героем Советского Союза, Алексеевым Евсеем Алексеевичем. Алексеев Евсей Алексеевич родился 21 декабря 1921 года в деревне Сардаял в крестьянской семье. Из-за болезни родителей не закончил школу. Устроился на работу в колхоз «Йошкар Пеледыш» («Красный цветок»). В 1940 году 19-летним юношей был призван в ряды Вооружённых Сил СССР. Службу начал в городе Новороссийске. Об этом свидетельствует письмо, написанное Евсем Алексеевичем после возвращения на Родину в 1947 году. По этому письму составлена карта, которая хранится в нашем краеведческом музее. Она часто используется на уроках литературы, истории, ИКН и во внеклассных мероприятиях. Отслужив год, началась Великая Отечественная война. Его полк, в котором он служил, перебросили в Одессу. Восемнадцатилетние и девятнадцатилетние юноши, надев серые шинели, отчаянно бросались в огонь войны и не думали ни о смерти, ни о наградах. В 1941-1942гг. он мужественно сражался на Донском фронте, а затем отошли к Сталинграду. Здесь они защищали тракторный завод – самый важный участок и награждён медалью «За отвагу». После Сталинградской битвы и операции на Орловско-Курской дуге 29 сентября 1943 года советские солдаты 71-ой гвардейской Черниговской дивизии начали переправляться через Днепр. Но противник открыл сильный огонь. Советские воины, смастерив плоты, переправили орудия на другой берег, уничтожили миномётную батарею, пулемётную точку противника, около 30 фашистов и заняли удобный плацдарм. Вечером его подобрали санитары: он уже был без сознания. Перед его орудием стояли 13 подбитых танков. Мланде шучкын чытырналтыш, Танк-влак ончыко каят. Юзо вий тудлан шижтарыш: «Вашерак кынел, салтак» А кастене тымык-тымык, Огеш шокто ик йÿкат. Мланде ÿмбалне лачак комдык Шкет киен марий салтак. Днепр воктен кредалмаште Шуко вÿрым йомдарен . Тушман дене вашпижмаште Ятыр танкым йÿлалтен. (Михайлова С.И.) В 1944 году 15 января за подвиг, совершённый на правом берегу Днепра, младшему сержанту Алексееву Евсею Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза. После Днепровских боёв сражался в Белоруссии. Форсировал Вислу и Одер. В Польше вступил в партию. Закончил войну в Берлине. Из воспоминаний супруги Клавдии Васильевны: «Мы с Евсеем Алексеевичем расписались в 1945 году. Побыв всего месяц, он ушёл на дальнейшую службу. Я ждала его ещё 2 года. Мы вместе рука об руку прожили целых 32 года. Он был простым и добрым человеком. Ничем не отличался от других людей. Любил своих детей. А их у нас было шестеро. Часто вспоминал о войне». Алексеев Е.А. демобилизован в звании гвардии младшего лейтенанта. Работал в совхозе «За мир» механизатором, бригадиром тракторной бригады, мотористом электростанции, а затем строителем в этом же совхозе. Алексеев Е.А. умер 10 ноября 1979 года. Его дом стоит и по сей день на улице Алексеева, названная в честь Героя. Шочын- кушкын геройна Садеран мотор ялеш. Тудым калык огеш мондо, Эрелан ушеш кодеш.(С.И. Михайлова) |
I. Наш край во Вселенной. (4 часа) Фбуп конкретизируется: «На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой... | Республики Марий Эл гбоу дпо (ПК) с «Марийский институт образования» Марийское краеведение Место проведения: фгбоу впо «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, ул. Кремлевская, д. 44, учебный корпус №1) | ||
Программа по географии с модулем краеведческой направленности реализация краеведения По программе 6 класса желательно выделить на краеведение 14 часов за счет объединения несложных тем и сокращения часов на обобщающее... | На правах рукописи Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и... | ||
Елена Петровна Блаватская Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и... | Программа 1-11 классы пояснительная записка Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и... | ||
7 класс г. Мамадыш 2012 год Рецензенты Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и... | Протокол № от 20 11 г. Председатель Рабочая программа «Философия науки» Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и... | ||
«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и... | Итоговый тест по философии (педиатрический факультет) Выберите один правильный ответ Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и... | ||
Программа основного общего образования по направлению «Технология» В 8 классе 1 ч. В неделю учебного предмета «Технология» перенесен для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой... | Ганеева Лариса Михайловна, учитель истории г. Саров 2010 Содержание пояснительная записка Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и... | ||
Программа дисциплины «Управление коммуникациями» для направления... Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и... | Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и... | ||
Учебному курсу «Марийский (государственный) язык» для 5-9 классов Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009 года) и примерной программы «Программа по марийскому (государственному)... | Г. Рубцовск Отчёт о работе методического объединения воспитателей... «Пермский край, земля Уральская», литературно-музыкальная композиция по сказам П. П. Бажова |