Скачать 0.52 Mb.
|
Программа основного общего образования по направлению «Технология» Обслуживающий труд Пояснительная записка В 5, 6 классах по 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В 8 классе 34 часа - 1 час в неделю В 8 классе 1 ч. В неделю учебного предмета «Технология» перенесен для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент. * Рекомендуемая программа по преподаванию курса «Краеведение» (в рамках предмета «Технология» 8 класс) прилагается. Утверждена МОУ дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации работников образования» г. Кирова. 2009 г. - «Лоскутная техника». - Составитель учитель МОУ СОШ № 34 Шихова Ольга Николаевна. В основу рабочей программы для разработки тематического плана в 5-8 классах взяты:
Новые программы по «Технологии» «Вестник образования» 2007 г. Рабочая программа по направлению «Технология» - «Обслуживающий труд» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Базовыми для программы «Технология» - «Обслуживающий труд» являются разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и «Кулинария». Программа включает следующие разделы: «Черчение и графика», «Технология ведения дома», «Электрические работы». Кроме того, программой предусмотрены вводный урок и раздел '^Проектирование и изготовление изделий» Этот раздел может изучаться в течение учебного года, его часы могут быть соединены с часами того раздела, в рамках которого будет выполняться учебный творческий проект. Программой предусмотрены разделы: подраздел «Декоративно-прикладное творчество. Художественные ремесла» и «Гигиена девушки. Косметика». Образовательная область «Технология» призвана способствовать целостному развитию учащихся, практикой реализации ими знаний и умений по основам наук, прежде всего в процессе изготовлений контрольных изделий. У школьников необходимо формировать представления о технической и технологической культуре, экономическую грамотность, эстетический вкус экологические убеждения, навыки бесконфликтного общения, трудолюбие и ответственность, воспитывать патриотизм на основе изучения передовых отечественных достижений в области техники, технологии и художественно-прикладной деятельности, содействовать их профессиональному самоопределению. Программа предполагает преемственность и развитие у школьников знаний и трудовых умений, заложенных в начальной школе. В разделе «Кулинария» в каждой теме проведен перечень практических (проектных) работ и блюд, рекомендуемых для приготовления на занятиях (по выбору). Исходя из местных условий, наличия продуктов в данное время года, вносятся изменения. Так, например, блюда из мяса и мясных продуктов в 7-8 классах заменяются другими блюдами, но мясопродукты изучаются на теоретическом уровне преподаваемого материала. Кроме того, в каждом классе отводится время на изучение блюд национальной кухни. В каждом классе учащиеся выполняют самостоятельную работу по организации праздничного стола с составлением меню и приготовлением тех блюд, которые они изучали на занятиях. Здесь они должны показать свои знания в сервировке стола и художественном оформлении блюд, правил поведения за столом, организации праздничного вечера. При изучении раздела «Кулинария» постоянное внимание должно уделяться вопросам определения качества продуктов, условиям и срокам их хранения с целью предупреждения пищевого отравления. В разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» за те несколько часов, которые отведены на изучение элементов материаловедения, необходимо дать учащимся начальные исходные теоретические знания по различным свойствам волокон, нитей, тканей, имея ввиду, что углубление и развитие этих знаний будет происходить при изучении последующих подразделов: правильный выбор ткани при изучении конструирования и моделирования, направление долевой нити и дефекты ткани во время раскладки выкройки и раскроя ткани и т.д. Ограниченное время на изучение элементов материаловедения предполагает применение учителем активных средств обучения, широкое применение наглядности с целью экономии учебного времени: видеофильмы, коллекции тканей и волокон, д.ф, таблицы, информационные карты и д.р. Чтобы учащиеся овладели практическими навыками изготовления одежды, они должны свободно владеть швейной машиной. Поэтому в подразделе « Машиноведение» ведущая роль отводится практическим занятиям, на которых учащиеся изучают устройство и работу основных узлов и регуляторов универсальной швейной машины. Учатся заправлять нити и устанавливать машинную иглу, налаживать швейную машину, устранять неполадки в ее работе, качественно выполнять машинные строчки и швы. Если учитель почувствует, что приобретенные учащимися навыки на швейной машине недостаточны, то следует добавить время на тренировочные занятия. Наиболее важными в разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» являются вопросы конструирования и моделирования одежды. На занятиях по конструированию учащиеся знакомятся с основами графической грамоты, учатся читать и строить чертеж, пользоваться чертежными инструментами, знакомятся с особенностями строения женской и детской фигуры, правилами снятия мерок и их условными обозначениями. На занятиях по моделированию осваивают различные способы разработки моделей, виды отделки швейных изделий, творчески применяют знания, полученные ими на занятиях по рукоделию. При этом следует учитывать художественные особенности национальной одежды: колорит и рисунок тканей и отделок. При недостатке времени на изготовление сложных моделей швейных изделий возможны замена их на самые простые или копирование выкроек из журналов мод с их последующей проверкой и коррекцией по своим меркам. Перед изготовлением изделия целесообразно запланировать практические работы по обработке техники выполнения швов и отдельных узлов. Введение тренировочных операций позволит обеспечить хорошее качество швейных изделий. Для практических работ приведен примерный перечень швейных изделий, из которого можно выбрать конкретные для их изготовления уч-ся. Учитель может по желанию уч-ся заменить предложенные изделия на любые другие, эквивалентные по сложности и необходимым для их выполнения технологическим операциям, например, сумки, головные уборы, пояса и др. Практической работой могут считаться образцы пооперационной обработки и швейные изделия, как в натуральную величину, так и в М1:4. Время, выделяемое на раздел «Декоративно-прикладное творчество. Художественные ремесла» позволяет лишь познакомить уч-ся с видами и основными приемами выполнения различных техник художественной обработки материалов с целью вызвать интерес к этим видам народного творчества, организовать досуг. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в рамках выполнения проекта, дополнительного образования (кружка), регионального и школьного компонента и т.д. Тем самым закладываются новые возможности для общения детей и родителей на качественно ином уровне. В повседневных совместных делах появляется взаимопонимание, уважение, доверие, чувство общности жизни и судьбы, формируются новые и возрождаются утраченные духовные ценности. В разделе «Кулинария», «Декоративно-прикладное творчество. Художественные ремесла» могут быть включены темы. Связанные с оформлением интерьера жилого дома. Раздел «Электрические работы» может интегрироваться с другими разделами программы. В процессе изучения курса «Технология» уч-ся знакомятся с использованием компьютера, устройством и принципом действия различных бытовых электроприборов, осваивают безопасные приемы работы с ними и их простейшую наладку. Раздел «Творческий проект» («Основы проектирования») может быть интегрирован с другими разделами программы. Однако в каждом классе учащиеся должны ознакомиться с элементами проектной деятельности. Творческая деятельность в процессе выполнения проектов содержит определение потребностей и возможностей, формулирование проблемы, сбор необходимой информации, выдвижение идей и их анализ (исследование), обоснованный выбор наилучшего варианта, организацию и выполнение работы, оценку качества выполненной работы с точки зрения дизайна потребительской ценности, защиту проекта. Экономические знания должны даваться уч-ся в логике изучаемых тем и разделов. Особое внимание экономике следует выделять при выборе продуктов и составлении меню рационального питания, при заготовке продуктов. При изготовлении швейного изделия также следует делать экономическое обоснование. Основная задача экономического образования - формирования у уч-ся убежденности в жизненной необходимости сохранения и улучшения окружающей среды, вовлечение их в активную природоохранную деятельность. Серьезное внимание следует уделять соблюдению уч-ся правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами. Эти правила изучаются в начале каждой новой темы, при работе или демонстрации оборудования, вовремя выполнения практических работ. Для выполнения программы имеется специально оборудованная мастерская для обработки ткани и кабинет кулинарии. Более глубокому освоению содержания программы содействуют конкурсы и выставки творческих работ уч-ся, участие их в школьных и городских олимпиадах по технологии. Весь курс пронизывают следующие образовательные линии: политехническое, экологическое, экономическое, эстетическое, этическое образование. Основная часть учебного времени (75%) отводится на практическую деятельность. Особое внимание уделяется текущему и итоговому контролю. Применяются разнообразные формы контроля: тесты, карточки-задания, кроссворды и т.д. Оборудование и средства обучения готовятся к каждому уроку с учетом авторской методики и имеющейся учебно-материальной базы. (Перечень учебного оборудования по технологии обработки ткани и пищевых продуктов указан в плане кабинета). Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Программа предусматривает формирование у уч-ся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными видами общественной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе общего основного образования являются:
• оценка своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен знать, понимать основные технологические понятия, назначение и технологические свойства материалов, назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности связанные с обработкой материалов, создание изделий из них, получение продукции. Уметь рационально организовывать рабочее место, находить необходимую информацию в различных источниках, применять технологическую и конструкторскую документацию, составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбрать инструменты, оборудование и материалы для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологии и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условии; распределять работу при коллективной деятельности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создание изделий или получение продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечение безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства. Учебно-тематический план
|
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... «Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... | Примерная программа основного общего образования по направлению «технология.... Примерная программа по направлению «Технология. Cельскохозяйственный труд» составлена на основе федерального компонента государственного... | ||
Рабочая программа по технологии 10 класс Рабочая программа предназначена для 10 класса и составлена на основе примерной программы основного общего образования по направлению... | Рабочая программа разработана в соответствии с Программой основного... «Технология. Обслуживающий труд» составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | ||
Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... Составлена на основе Примерной программы основного общего образования по технологии | Рабочая программа по технологии составлена на основе Федерального... Перечень литературы и другого методического обеспечения учебно-образовательного процесса | ||
Рабочая программа по технологии для 5-7 классов Учителя технологии... РТ, реализующих программу начального и основного общего образования, приказ №4154\12 от 07. 2012 г., примерной программы основного... | Рабочая учебная программа Учебный предмет материальная Программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования; -примерной программы основного общего образования по направлению... | Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | ||
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | ||
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | ||
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... | Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... |