Скачать 383.41 Kb.
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописиРАДЕЕВАртём Евгеньевич“ЭСТЕТИКА ЖИЗНИ” В ФИЛОСОФИИ НИЦШЕСпециальность 09.00.04 – эстетика АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата философских наук Санкт-Петербург 2002 Работа выполнена на кафедре этики и эстетики философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Акиндинова Татьяна Анатольевна Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Дианова Валентина Михайловна кандидат философских наук, доцент Рукавишников Алексей Борисович Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств Защита состоится 12 сентября 2002 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д.212.232.11 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, В.О., Менделеевская линия, д. 5, философский факультет, ауд. ______ С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета Автореферат разослан “_____”_________________2002 г. Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент Е. Г. Соколов ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. О Ницше и его философии сегодня говорят и пишут так много, что может показаться, будто эта философия является уже достаточно изученной. Однако если обратить внимание, что же именно вызывает такое отношение к философии Ницше, то можно убедиться, что часто либо фигура немецкого философа оказывается подстроенной под собственные взгляды исследователей его творчества (из-за изначальной многозначности его текстов), либо речь идёт больше о частных проблемах его философии, чем обо всей его философской концепции. Вопрос о целостности творчества Ницше как в том, так и в другом случае остается открытым. Между тем целостность философии Ницше отчётливо проявляет себя в изменчивости и преемственности его эстетических взглядов, и исследование эстетики немецкого мыслителя, в свою очередь, может пролить свет на существо его философской эволюции в целом. Актуальность изучения эстетической концепции Ницше видна и из отношения её к художественной культуре ХХ века. Что эта культура одним из своих столпов сделала именно фигуру Ницше – сегодня уже не вызывает сомнения; что искусство, особенно начала ХХ века, в основе своей предполагало открытое не Ницше, но им выраженное различие аполлонического и дионисического – стало общим местом в художественной критике; что невозможно представить многие течения Модернизма, Постмодернизма и всего, что не вписывалось в эти рамки в пределах прошлого столетия – очевидно как для самих художников, так и для критиков и публики. Философия Ницше – и, в частности, его эстетика – определила то поле, на котором и разворачивались художественные баталии на протяжении прошлого столетия. Вместе с тем, сама эстетика Ницше рассматривалась очень ограниченно, и только такому её достижению, как эксплицирование понятий дионисического и аполлонического, было уделено больше внимания, при этом почти все прочие эстетические представления Ницше удостоились лишь незначительного внимания, хотя и можно утверждать, что многие другие положения эстетики Ницше в не меньшей – а иногда и в значительно большей – степени стали решающими как в целом для философии Ницше, так и для возможных её последствий в области эстетической теории и художественной практики. Как известно, на протяжении всего ХХ века провозглашалась “смерть искусства”, которую объясняли, в частности, некоторыми положениями философии Ницше. Но на основе анализа эстетики Ницше можно убедиться, что эта смерть вызвана скорее не “смертью бога”, а некоторой неразрешимой ситуацией в творческой эволюции немецкого философа, которая представляется необходимой стадией развития, но в то же время и невозможной в силу её безысходности – такое соединение невозможного и необходимого и представляется “смертью”: бога, человека, искусства. Именно такой итог творческого пути обнаруживает в итоге философия Ницше в целом и его эстетика в частности. Поэтому анализ эстетики Ницше может способствовать постановке диагноза современной философской и художественной ситуации и выявить факторы кризиса культуры ХХ века. Степень разработанности темы. Эстетика Ницше привлекла к себе внимание не позднее того, как стало известно обо всей его философской концепции. При этом в историко-философской литературе можно выделить три этапа ницшеведения, в которых рассматривается философия Ницше в общем и его эстетика. Первый этап, границы которого возможно определить 90-ми годами XIX века с одной стороны и концом 20-х годов XX века с другой, связан с первичным осмыслением философских интенций Ницше, в том числе и эстетических проблем. Общеэстетическое исследование творчества Ницше представлено в работах Ю. Цайтлера, А. Людовичи, Г. Шаффганга. Следует отметить, что уже в работе Ю. Цайтлера “Эстетика Ницше” впервые рассматриваются эстетические взгляды Ницше на протяжении трёх периодов его творчества, и Ю. Цайтлер справедливо замечает, что на рубеже столетий в Европе возник бум моральной философии Ницше, его же эстетику старались обходить стороной, в то время как “даже проблема сверхчеловека является, прежде всего, продуктом индивидуалистического художника и тем самым не является только моральной философией”1. Большинство частных эстетических исследований творчества Ницше посвящены эстетике музыки, что нашло своё отражение в работах Э. Гюрстера, П. Мооса, Г. Бауха, Г.-И. Мозера, а также в работах отечественного исследователя Е. М. Браудо. Однако помимо работ о музыкальной проблематике у Ницше, в этот период появляются работы Г. Ф. Фухса, Р. фон Сейдлица и В. Штайна, посвящённые отношению Ницше к изобразительному искусству, где специфика этого отношения виделась исследователями в том, что “Ницше в изобразительном искусстве искал тот великий стиль, в котором проявляет себя наивысшее чувство власти”2. Кроме того, в первые же десятилетия после смерти Ницше появляются работы Г. Танцшера, К. Джоэла, Т. Ахелис, И. Шлафа, К. К. Уилда, П. Мура, М. Ш. Кумара, Н. Лангера, посвящённые раскрытию отношения Ницше к романтической и неоромантической традициям. Это отношение отмечается и в отечественных работах Г. В. Плеханова, А. Луначарского, М. Гельрота и др. Наконец, в первый период ницшеведения появляются и работы, в которых провозглашается развитие эстетических принципов Ницше. Это направление исследования представлено именем Г. Науманна, имеющего непосредственное отношение к изданиям сочинений Ницше и основывающего свою работу “Поколение и искусство. Пролегомены к физиологической эстетике” на “физиологии искусства”, представленной у Ницше в третий период его творчества, а также именем А. Кановича, который в монографии “Воля к красоте. Продолжение философий Шопенгауэра и Ницше” утверждает, что он стремится развить философию Шопенгауэра и Ницше благодаря ведению понятия “воля к красоте”. |
На правах рукописи «Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан | На правах рукописи ... | ||
На правах рукописи Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | На правах рукописи Данное постановление в районной газете «Северный край» и разместить на официальном сайте Администрации района | ||
На правах рукописи Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (фгос ооо, М.: «Просвещение», 2011 год) | На правах рукописи Барклая Вадим Ильич Жуков С. В. Королюк Е. Г. Избранные лекции по медицине катастроф. – Тверь, 2007. – 120с | ||
На правах рукописи Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет» | Ю. Н. Мишустин, С. Ф. Левкин Постоянное нарушение гомеостаза в виде хронической гипокапниемии как болезнетворный фактор – Самара: На правах рукописи, 2004. –... | ||
На правах рукописи Показатели внутриглазного давления новорождённого ребёнка, обусловленные морфологическими особенностями дренажной системы глаза в... | Окрепилова Владимира Валентиновича № п/п Название Печатный или на правах рукописи ... | ||
Правила подготовки рукописи к изданию самара Самарском государственном техническом университете. Дана характеристика видов вузовских изданий. Представлены порядок прохождения... | На правах рукописи Утверждение тем рефератов по истории отрасли науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» | ||
Правила подготовки рукописи к изданию самара Самарский государственный... Самарском государственном техническом университете. Дана характеристика видов вузовских изданий. Представлены порядок прохождения... | На правах рукописи Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ф. В. Авраменко; Азово-Черномор гос агроинженер акад.; науч рук. В. И. Хижняк. Зерноград, 2012. 19 с ил. Библиогр.: с. 18 19. На... | На правах рукописи Игнатьев Алексей Александрович Уравнения 1 есть дифференциальные уравнения Навье1 – Стокса2 движения вязкой жидкости, являющиеся математическим описанием полей... |