Скачать 0.71 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 123. «Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями составители: Бессонова Наталья Борисовна, учитель – логопед МБДОУ № 123 г. Иркутска Скубченко Елена Владимировна, старший воспитатель МБДОУ № 123 г. Иркутска Шевчук Наталья Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 123 г. Иркутска г. Иркутск 2012 г. Содержание
Пояснительная записка В семейном кругу мы с Вами растем, Основа основ родительский дом, В семейном кругу все корни твои И в жизнь ты выходишь из семьи, В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ родительский дом. В России в последние годы произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, её культуре и национальным традициям. Многие молодые семьи не знают своих «корней» и, следовательно, не могут рассказать о них своим детям, отмечается разрыв связи поколений. В связи с этим происходит переосмысление сущности нравственно - патриотического воспитания: идея воспитания нравственности, патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Дошкольный возраст является решающим в создании фундамента физического, психического и нравственного здоровья, патриотическое воспитание, решение проблемы раннего формирования в сознании и чувствах дошкольников социально значимых патриотических ценностей и взглядов становится приоритетным направлением в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Определено содержание знаний и представлений детей в рамках патриотического воспитания (М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, А.А. Анциферова и др.), а также условия, необходимые для формирования патриотических чувств (П.М. Якобсон, А.Г. Ковалев, Т.И. Репина). В этом аспекте были проведены и психологические исследования в области формирования моральных чувств как результата специального воздействия на эмоциональную сферу ребенка (А.В.Запорожец, Н.А. Менчинская, З.Я. Ибрагимова). Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания, охватывают более широкий спектр вопросов, связанных с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка и гражданской позиции (Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина), восприятия детьми мира предметов (О.В. Дыбина) и др. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни». Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка. Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ нравственности и патриотизма охватывает более широкий круг задач: - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа; - воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям; - воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям. Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых; преодолеть авторитарное отношение к ребёнку; относиться к нему, как равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка. Для воспитания и формирования личности ребенка необходимо сотрудничество и взаимодействие педагогов с семьей, так как взаимодействие с семьей и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечения преемственности. Главной задачей взаимодействия педагогов ДОУ с родителями является установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания детей и создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: - родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; - это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; - помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Каковы же цель и задачи программы взаимодействия ДОУ и семьи по нравственно – патриотическому воспитанию? Целью программы является - объединение усилий семьи и детского сада для нравственно – патриотического воспитания и развития дошкольника. Задачи:
Содержание программы Программа рассчитана на четыре года – четыре возрастных группы. Условно в течение четырёх лет взаимодействие проходит 3 ступени: 1 ступень - адаптационная «Предлагаем познакомиться»; 2 ступень - «Дом – в котором я живу»; 3 ступень - «Детский сад и семья – единое пространство детства». Содержание программы представлено двумя блоками: 1. Педагогическое просвещение родителей. Педагоги ДОУ изучают специфику семейного воспитания, уровень педагогической культуры родителей, составляют социально-демографический паспорт семей, анализируют полученные данные, а затем организуют общие и групповые родительские собрания, устные и письменные консультации в родительском уголке, мастер-классы. 2. Включение родителей в деятельность группы и ДОУ. Педагоги ДОУ организуют и проводят: проекты, практические занятия, работу творческих групп по интересам, круглые столы, конкурсы, совместные развлечения, творческие домашние задания и др. по вопросам нравственно – патриотического воспитания в семье. Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по нравственно – патриотическому воспитанию ребенка:
Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:
Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной работы: Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа:
В процессе реализации работы внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем:
Условия, которые необходимы для реализации этой работы:
Всю работу с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников можно условно разделить на шесть блоков: 1блок: Формирование знаний о семье в системе нравственно-патриотического воспитания детей. 2блок: Изучение микросоциума в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. 3блок: Изучение социальной сферы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. 4блок: Изучение родной природы – средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников. |
Формы работы с родителями К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, общешкольные конференции, индивидуальные консультации... | Урок по физической культуре в 5классе тема урока «Адаптационная гимнастика» ... | ||
«Согласовано» Начальник управления образования администрации Пушкинского... Это – создание и осознание чётких перспектив, стройной системы формирования человеческой личности, гражданина завтрашней России.... | План работы городского методического объединения проблемная группа... Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста | ||
Урок 22. Тема: Учимся быть самостоятельными (продолжение) Дома вы вместе с родителями сделали рисунки для экстренных вызовов. Давайте проверим | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая работа с родителями» Дисциплина предназначена для изучения студентами психологической работы с родителями, обучения теории и практике семейного консультирования... | ||
Тема урока: «Ты и твоя семья» Занимайте свои места. Очень здорово, что наш первый урок мы проведём вместе с родителями. /клик 1, 2 | Работа с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями... Общая стратегия деятельности психолога по психологическому сопровождению учащихся в коррекционной школе 8 вида | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: Проанализировать вместе с родителями новый этап в физическом и психологическом развитии детей | Викторина по изученному материалу Ученики, соединившись по 3-4 человека,... Ученики, соединившись по 3-4 человека, в классе, на гпд или дома, сами или вместе с родителями, при помощи учителя или библиотекаря... | ||
План мероприятий, посвященных празднованию Дня семьи (2013 год) Выставка детских рисунков и поделок «В мире сказок», сделанных вместе с родителями по спектаклям из репертуара театра | Образовательная программа: Адаптационная программа «Подготовка к... Цели и задачи образовательной программы: развитие навыков работы с карандашом и ручкой | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Библиотечная школа «Вместе работаем – вместе учимся». Тема занятия «Формы массовой работы с читателями» | «Воспитание есть воздействие на сердца тех, кого мы воспитываем» Анализ воспитательной работы педагогического коллектива мобу «Петровская средняя общеобразовательная школа» за 2012-2013 учебный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Только вместе с родителями можно результативно решать проблемы обучения и воспитания школьников. Причин этому немало, среди них | «Работа педагога-психолога детского сада с родителями» Конспект родительского собрания в средней группе детского сада «Вся семья вместе так и душа на месте» |