«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями





Название«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями
страница1/6
Дата публикации04.08.2013
Размер0.71 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре

администрации города Иркутска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 123.


«Воспитываем вместе»

адаптационная программа

работы с родителями

составители:

Бессонова Наталья Борисовна,

учитель – логопед МБДОУ № 123

г. Иркутска

Скубченко Елена Владимировна,

старший воспитатель МБДОУ № 123

г. Иркутска

Шевчук Наталья Анатольевна,

воспитатель МБДОУ № 123

г. Иркутска


г. Иркутск

2012 г.
Содержание


I .Пояснительная записка

3 - 6

  1. Общие сведения о программе

3 - 6

  1. Цель и задачи программы



II. Содержание программы

6 - 11

III. Примерное календарно – тематическое планирование

IV. Анкеты.

V. Система мониторинга результативности реализации программы.

12 - 17

18 - 23

24 - 26

IV. Приложение

27 - 58

  1. Игры.

28 - 32

  1. Задания для совместного выполнения с родителями.

33 - 35

  1. Словарь геральдики.

35 - 39

  1. Праздники и мероприятия.

39 - 51

  1. Речевой материал.

55 - 56

  1. Литература.

57









Пояснительная записка
В семейном кругу мы с Вами растем,

Основа основ родительский дом,

В семейном кругу все корни твои

И в жизнь ты выходишь из семьи,

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ родительский дом.
В России в последние годы произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, её культуре и национальным традициям.

Многие молодые семьи не знают своих «корней» и, следовательно, не могут рассказать о них своим детям, отмечается разрыв связи поколений.

В связи с этим происходит переосмысление сущности нравственно - патриотического воспитания: идея воспитания нравственности, патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Дошкольный возраст является решающим в создании фундамента физического, психического и нравственного здоровья, патриотическое воспитание, решение проблемы раннего формирования в сознании и чувствах дошкольников социально значимых патриотических ценностей и взглядов стано­вится приоритетным направлением в деятельности дошкольных образова­тельных учреждений.

Определено содержание знаний и представлений детей в рамках патриотического воспитания (М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, А.А. Анциферова и др.), а также условия, необходимые для формирования патриотических чувств (П.М. Якобсон, А.Г. Ковалев,  Т.И. Репина). В этом аспекте были проведены и психологические исследования в области формирования моральных чувств как результата специального воздействия на эмоциональную сферу ребенка (А.В.Запорожец, Н.А. Менчинская, З.Я. Ибрагимова).

Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания, охватывают более широкий спектр вопросов, связанных с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка и гражданской позиции (Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина), восприятия детьми мира предметов (О.В. Дыбина) и др.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования»  сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у  детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».

Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.

Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Анализируя    работы    современных    исследователей (Л.В. Кокуевой,  Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ нравственности и патриотизма охватывает более широкий круг задач:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу),  родной природе, культурному наследию своего народа;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;

- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.

Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых; преодолеть авторитарное отношение к ребёнку; относиться к нему, как равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Для воспитания и формирования личности ребенка необходимо сотрудничество и взаимодействие педагогов с семьей, так как взаимодействие с семьей и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечения преемственности.

Главной задачей взаимодействия педагогов ДОУ с родителями является установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания детей и создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

- родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

- это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

- помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Каковы же цель и задачи программы взаимодействия ДОУ и семьи по нравственно – патриотическому воспитанию?

Целью программы является - объединение усилий семьи и детского сада для нравственно – патриотического воспитания и развития дошкольника.

Задачи:

  1. распространить педагогические знания среди родителей;

  2. оказать практическую помощь в воспитании нравственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраста;

  3. способствовать активному участию родителей в жизнедеятельности ребёнка в детском саду, в совместных мероприятиях, проводимых в ДОУ;

  4. привлечь родителей к пропаганде положительного опыта семейного воспитания по формированию нравственных и патриотических качеств.


Содержание программы
Программа рассчитана на четыре года – четыре возрастных группы.
Условно в течение четырёх лет взаимодействие проходит 3 ступени:

1 ступень - адаптационная «Предлагаем познакомиться»;

2 ступень - «Дом – в котором я живу»;

3 ступень - «Детский сад и семья – единое пространство детства».

Содержание программы представлено двумя блоками:

1. Педагогическое просвещение родителей. Педагоги ДОУ изучают специфику семейного воспитания, уровень педагогической культуры родителей, составляют социально-демографический паспорт семей, анализируют полученные данные, а затем организуют общие и групповые родительские собрания, устные и письменные консультации в родительском уголке, мастер-классы.

2. Включение родителей в деятельность группы и ДОУ. Педагоги ДОУ организуют и проводят: проекты, практические занятия, работу творческих групп по интересам, круглые столы, конкурсы, совместные развлечения, творческие домашние задания и др. по вопросам нравственно – патриотического воспитания в семье.

Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по нравственно – патриотическому воспитанию ребенка:

  • Принцип преемственности, согласованных действий.

  • Принцип организующей роли педагогов.

  • Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.

  • Принцип открытости.

  • Принцип индивидуального подхода к каждой семье.

  • Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.

  • Принцип обратной связи.

Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:

  • Принцип целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

  • Принцип гуманизации личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;

  • Принцип деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;

  • Принцип интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;

  • Принцип культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;

  • Принцип возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.


Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной работы:

Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа:

  • Историческое единство русского народа;

  • Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.


В процессе реализации работы внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем:

  • Внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начало в нем;

  • Достоинство, смысл и величие жизни человека;

  • Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений;

  • Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу;

  • Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.


Условия, которые необходимы для реализации этой работы:

  • Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;

  • Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;

  • Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;

  • Динамичность работы;

  • Учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;

  • Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;

  • Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;

  • Становление высоконравственных, этических норм поведения.

Всю работу с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников можно условно разделить на шесть блоков:

1блок: Формирование знаний о семье в системе нравственно-патриотического воспитания детей.

2блок: Изучение микросоциума в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

3блок: Изучение социальной сферы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

4блок: Изучение родной природы – средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями iconФормы работы с родителями
К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, общешкольные конференции, индивидуальные консультации...
«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями iconУрок по физической культуре в 5классе тема урока «Адаптационная гимнастика»
...
«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями icon«Согласовано» Начальник управления образования администрации Пушкинского...
Это – создание и осознание чётких перспектив, стройной системы формирования человеческой личности, гражданина завтрашней России....
«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями iconПлан работы городского методического объединения проблемная группа...
Цель: Создание модели социального партнёрства педагога доу с родителями детей раннего возраста
«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями iconУрок 22. Тема: Учимся быть самостоятельными (продолжение)
Дома вы вместе с родителями сделали рисунки для экстренных вызовов. Давайте проверим
«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая работа с родителями»
Дисциплина предназначена для изучения студентами психологической работы с родителями, обучения теории и практике семейного консультирования...
«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями iconТема урока: «Ты и твоя семья»
Занимайте свои места. Очень здорово, что наш первый урок мы проведём вместе с родителями. /клик 1, 2
«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями iconРабота с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями...
Общая стратегия деятельности психолога по психологическому сопровождению учащихся в коррекционной школе 8 вида
«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: Проанализировать вместе с родителями новый этап в физическом и психологическом развитии детей
«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями iconВикторина по изученному материалу Ученики, соединившись по 3-4 человека,...
Ученики, соединившись по 3-4 человека, в классе, на гпд или дома, сами или вместе с родителями, при помо­щи учителя или библиотекаря...
«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями iconПлан мероприятий, посвященных празднованию Дня семьи (2013 год)
Выставка детских рисунков и поделок «В мире сказок», сделанных вместе с родителями по спектаклям из репертуара театра
«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями iconОбразовательная программа: Адаптационная программа «Подготовка к...
Цели и задачи образовательной программы: развитие навыков работы с карандашом и ручкой
«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Библиотечная школа «Вместе работаем – вместе учимся». Тема занятия «Формы массовой работы с читателями»
«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями icon«Воспитание есть воздействие на сердца тех, кого мы воспитываем»
Анализ воспитательной работы педагогического коллектива мобу «Петровская средняя общеобразовательная школа» за 2012-2013 учебный...
«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Только вместе с родителями можно результативно решать проблемы обучения и воспитания школьников. Причин этому немало, среди них
«Воспитываем вместе» адаптационная программа работы с родителями icon«Работа педагога-психолога детского сада с родителями»
Конспект родительского собрания в средней группе детского сада «Вся семья вместе так и душа на месте»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск