«Работа педагога-психолога детского сада с родителями»





Скачать 71.75 Kb.
Название«Работа педагога-психолога детского сада с родителями»
Дата публикации25.09.2013
Размер71.75 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
«Работа педагога-психолога детского сада с родителями»
Педагог–психолог ЦРР Д/С 69

Баринова Наталья Михайловна
Необходимость организации работы педагога-психолога с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой воспитательной среды, которая позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.

Общепризнан приоритет семейного воспитания над общественным. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. Ведь не секрет, что часто родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. В этих условиях необходимо организовать профилактическое взаимодействие педагога-психолога с семьей, используя все многообразие форм и методов работы так, чтобы это направление стало востребованным со стороны родителей.

Особенно важно наладить контакт между родителями и педагогом-психологом именно в дошкольный период жизни ребенка, когда заинтересованность родителей в психологическом просвещении очень высока. Ведь родители дошкольников особенно остро ощущают свою значимость в жизни ребенка с одной стороны, а с другой стороны – впервые сталкиваются с трудностями в детско-родительских отношениях, с другими проблемами психологического характера. Если такой контакт будет налажен еще в детском саду, то это решит не только проблему повышения психологической грамотности родителей дошкольников, но и послужит в будущем надежной основой для построения взаимодействия родителей с психологами школы.

В работе с родителями особенно важен системный характер работы, а не разовые мероприятия, поэтому необходимо уделить большое внимание планированию. Перспективный план взаимодействия учреждения с семьями воспитанников разрабатывается старшим воспитателем ДОУ совместно с психологом и другими специалистами учреждения. Каждое образовательное учреждение выбирает такие формы работы с родителями, которые соответствуют его образовательной программе, его приоритетам, внутренней культуре. В нашем Центре Развития Ребенка детский сад №69 такой план работы включает в себя шесть блоков: рекламный, диагностический, просвещение родителей, совместная деятельность ДОУ с семьями воспитанников, работа с педагогами и контрольный блок.

Зачастую имеет место недооценка семьей роли дошкольного учреждения, поэтому одним из важнейших блоков является рекламный блок, подразумевающий пропаганду дошкольного образования, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг. Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия с семьей невозможен без выявления образовательных потребностей семьи, уровня психолого-педагогической культуры родителей, без всестороннего изучения детско-родительских отношений, поэтому важнейшим звеном работы является диагностический блок. Он включает социологическое исследование семей, тематическое анкетирование и опросы, беседы и интервью, работу «анонимной почты», наблюдения. Блок педагогического просвещения представляет собой непосредственное планирование форм и направлений взаимодействия. Сюда включены наглядная педагогическая пропаганда, родительские собрания, всевозможные формы методических мероприятий. Логическим продолжением блока педагогического просвещения родителей является блок совместной деятельности учреждения и семьи. Он включает ряд мероприятий по привлечению родителей к участию во всех сторонах функционирования детского сада: разработка нормативных и локальных актов, планирование, наградная культура, благоустройство учреждения, воспитательно-образовательная и досуговая работа с детьми. Не все педагоги еще готовы к качественно новому взаимодействию с семьей, поэтому одним из важнейших направлений является блок подготовки педагогов учреждения к работе с родителями. Содержание банного блока очень обширно: 1) диагностический раздел, подразумевающий выявление уровня готовности педагогов к работе по обозначенной проблеме; 2) методический раздел, включающий педсоветы, консультации, деловые игры, тренинги, семинары-практикумы, работа по самообразованию воспитателей. Контрольный блок подразумевает промежуточный и итоговый анализ работы учреждения с семьей и позволяет в дальнейшем наиболее эффективно планировать и организовывать деятельность детского сада в указанном направлении.

В соответствии с планом ДОУ педагог-психолог и выстраивает свою работу с родителями. При этом нужно учитывать, что лекционные формы работы с родителями малоэффективны, они не принимают во внимание собственные запросы и жизненный опыт родителей, поэтому необходимо использовать всю палитру доступных психологу методов и форм взаимодействия педагога-психолога с родителями. Опыт работы в нашем ДОУ позволил выработать следующие как прямые, так и дистанционные методы работы с родителями:

Методы работы педагога-психолога с родителями

План работы ДОУ с семьями воспитанников

Прямые методы работы педагога-психолга

Дистанционные методы работы педагога-психолга

Блок 1. Рекламный.

- Выступление на родительских собраниях, презентация работы психолога;

- Участие в проведении дней открытых дверей;


- Работа на сайте детского сада;

- Работа на горячей линии учреждения;

- Участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформлении стендов;

Блок 2. Диагностический

- опросы родителей по различной тематике;

- анкетирование родителей;

- участие в социологическом исследовании семей воспитанников;

Блок 3. Просвещение родителей

- индивидуальное консультирование;

- групповое консультирование: родительские собрания, круглые столы, дискуссии ;

- проведение открытых занятий;

- организация и работа родительского клуба;

- работа на сайте детского сада;

- Создание и функционирование уголка психолога в каждой группе;

-Почтовый ящик психолога;

- Организация тематических выставок;

Блок 4. Совместная деятельность ДОУ и родителей



- участие в проведении различных форм совместной деятельности;

- проведение совместных досуговых мероприятий;


- привлечение родителей к работе на сайте детского сада;

- привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях;

- домашнее задание для организации совместной деятельности родителей с детьми;

Блок 5. Работа с педагогами

-Семинары-практикумы «Работа с семьей»;

- Семинары, деловые игры с воспитателями по повышению психологической культуры воспитателей;

- анкетирование педагогов для выявления типичных трудностей в работе с родителями;

- организация психологической библиотечки для самообразования воспитателей;

Блок 6. Контрольный

- работа в творческой микрогруппе для разработки наиболее эффективной системы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников;

- обмен опытом работы на разных уровнях.

- диагностическая работа по выявлению эффективности взаимодействия ДОУ в целом и каждого педагога, в частности, с семьями воспитанников;

- перспективное планирование работы с родителями.


В нашем Центре Развития Ребенка детский сад №69 особой любовью родителей пользуется детско-родительский клуб «Вершки и корешки». В рамках клуба проходят как совместные детско-родительские занятия под руководством психолога, так и занятия для родителей. Семинары для родителей проводятся с применением современных методов работы психолога – мозговой штурм, деловая игра, психологические упражнения. Родители имеют возможность не только получить консультацию специалистов, но и поделиться собственным опытом, удовлетворить свою потребность в неформальном общении друг с другом, в игре почувствовать себя в позиции ребенка. Все это помогает родителям лучше понять своих детей, а также укрепить свое отношение к педагогическому коллективу детского сада, как к своим единомышленникам.

Еще одна интересная форма работы психолога в нашем детском саду – это работа на сайте детского сада в сети Интернет. На страницах сайта психолог отвечает на вопросы родителей, присланные по электронной почте, публикует интервью с воспитанниками на различные темы, фотографии и заметки о наших праздниках и буднях, о семинарах и выставках. Психолог также организует работу родителей, как корреспондентов сайта.

Опыт работы показал, что многообразные выставки – это не только украшение нашего детского сада, но и одна из эффективнейших форм работы с родителями. Тематические выставки организуются психологом с целью привлечения родительского внимания к психологическим особенностям мира детей, укрепления установки на крепкую, дружную семью, а также повышения психологической грамотности родителей.

Центральное место в детском саду занимает выставка «Галерея почета многодетных семей». В выставке представлены фотографии семей наших многодетных воспитанников, совместные детско-родительские рисунки семьи, а также интервью с ребятами, где они отвечают на такие простые вопросы, как: «Что такое семья?», «Кто в семье главный?», «Какая будет у тебя семья, когда ты вырастешь?». Всеми любима фотовыставка «В мире детских чувств и эмоций», там помещаются портреты наших воспитанников, которые отражают детские переживания, эти фотографии снабжаются шутливыми комментариями, выставка постоянно обновляется, а фотографируются дети прямо на занятиях или прогулке. Живой интерес и даже удивление родителей вызвала фотовыставка «Заветное желание», где дети делились своими мечтами.

Для определения круга проблем, возникающих у родителей, для организации анонимного общения, в котором тоже существует необходимость, в нашем детском саду есть «Ящик для вопросов психологу».

Показатели эффективности работы с родителями в ЦРР д/с №69:

  • диагностические исследования показывают высокую оценку родителями деятельности ДОУ;

  • увеличилось число запросов родителей на проведение групповых и индивидуальных консультаций;

  • высокая посещаемость родителями различных досуговых мероприятий, а также мероприятий по благоустройству учреждения;

  • высокая инициативность работы родительских комитетов;

  • 100% явка воспитателей на семинары-практикумы по организации эффективного взаимодействия с родителями.

В заключение, хочется отметить, что какие бы формы работы с родителями ни выбирал психолог, главное – его личная заинтересованность в работе, доброжелательное отношение к детям и их родителям, а также систематический характер работы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Работа педагога-психолога детского сада с родителями» iconРабота с родителями з данных ( беседа с родителями седа с родителями...
Общая стратегия деятельности психолога по психологическому сопровождению учащихся в коррекционной школе 8 вида
«Работа педагога-психолога детского сада с родителями» iconПубличный доклад на 2011/12 учебный год Основной целью работы в этом...
Вся работа строилась в рамках реализации приоритетных направлений детского сада, с учетом фгт
«Работа педагога-психолога детского сада с родителями» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сценарий встречи школьного педагога-психолога с родителями дошкольников и первоклассников
«Работа педагога-психолога детского сада с родителями» iconТипология ошибок в деятельности педагога-психолога оглавление
С приходом педагога-психолога в школу тесно связаны большие социальные ожидания, о которых он ни на минуту не должен забывать. Повезло...
«Работа педагога-психолога детского сада с родителями» iconГодовой план работы государственного образовательного учреждения...
Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня детского сада с целью сохранения физического и психического здоровья ребенка...
«Работа педагога-психолога детского сада с родителями» iconТема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в...
Описание педагогического опыта психолога, раскрывающего сущность его методической системы
«Работа педагога-психолога детского сада с родителями» iconЦиклограмма работы педагога-психолога дд(Ю)т шолковой С. В. (14-19. 12. 09.)
Работа с документацией. Подготовка к занятию. Обработка результатов диагностики творческого мышления доо «Каскад»
«Работа педагога-психолога детского сада с родителями» iconПрограмма развития самообследование государственного образовательного...
Гоу детский сад №2519 имеет «Устав ( редакция №2)», принятый Советом педагогов детского сада №2519, Протокол №2 от 22. 06. 2009г
«Работа педагога-психолога детского сада с родителями» iconВзаимодействие доу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних...
Заведующая структурным подразделением Кайчакским детским садом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения...
«Работа педагога-психолога детского сада с родителями» iconТема: "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
В настоящее время система образования Российской Федерации переживает период реформирования, поиска новых форм работы с обучающимися...
«Работа педагога-психолога детского сада с родителями» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Полное наименование учреждения: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида...
«Работа педагога-психолога детского сада с родителями» iconПрофессиональные пробы сфера профессиональной деятельности человек...
Данный курс лекций рассчитан на 50 часов для базового уровня профессионального образования и един для всех форм обучения
«Работа педагога-психолога детского сада с родителями» iconДоклад о деятельности коллектива автономного муниципального дошкольного...
Образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений...
«Работа педагога-психолога детского сада с родителями» iconОбразовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой...
Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы...
«Работа педагога-психолога детского сада с родителями» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: Дать детям представление о работе сотрудников детского сада. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми....
«Работа педагога-психолога детского сада с родителями» iconФормы работы с родителями
К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, общешкольные конференции, индивидуальные консультации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск