Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада»





НазваниеОбразовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада»
страница1/8
Дата публикации19.09.2013
Размер0.9 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Психология > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8

\\dns\папка обмена\юлия павловна\основвные документы\изображение 074.jpg

Пояснительная записка.


Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с II- III уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на два года.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Основной базой рабочей программы являются:

  • образовательная программа детского сада;

  • программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

  • Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.


Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР
Программа коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОНР составлена на основе ООП ДО МБДОУ ДСКВ № 68, логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи

Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, с учетом идей примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».

В основу содержания коррекционной работы положены представления о структуре дефекта ребенка, имеющего общее недоразвитие речи.

Программа рассчитана на работу с детьми 5-6-ти лет и 6-7-ми лет и позволяет соблюсти принцип комплексности, наметить общие задачи работы педагога с детьми указанного возраста на определенный период, определить направления работы с педагогами, родителями.

На основании программного содержания и комплексного диагностического обследования детей составляется индивидуальный план коррекционной поддержки ребенка, вырабатывается стратегия индивидуального коррекционного воспитания и обучения.

Коррекция осуществляется при учете результатов диагностики и анализа социальной ситуации развития. Это позволяет построить педагогический процесс с учетом всех основных направлений развития и ориентироваться на личность каждого ребенка.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.

Основной контингент старших дошкольников с ОНР имеет нерезко выраженное недоразвитие речи и третий уровень речевого недоразвития.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений.

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов.

Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

У детей с ОНР обиходная фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко проступает у этих детей в понимании слов, фраз, пословиц с переносным значением. При достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц, людей разных профессий, частей тела. При ответах смешиваются родовые и видовые понятия.

При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный - круглый; переписал - писал. Имея определенный запас слов, обозначающих разные профессии, дети испытывают большие трудности при дифференцированном обозначении для лиц мужского и женского рода.

При грамматическом оформлении высказываний встречаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов (в зоопарке кормили белков). В использовании некоторых предлогов (выглянул из двери); в отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными, когда в одном предложении находятся существительные мужского и женского рода, единственного и множественного числа, сохраняются нарушения в согласовании числительных с существительными.

Слоговая структура характеризуется преобладанием элизий, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях - пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще - перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент - персеверации и добавления слогов и звуков.

В беседе, при составлении рассказа преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Присутствуют трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок.

Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.

С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
Цель программы

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения.

1. Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений

2. Взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико - грамматических компонентов языка;

3. Связь речи с другими сторонами психического развития, формирование правильного произношения/воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия;

4. подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

5. Развитие навыков связной речи;

6. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

7. Развитие коммуникативных навыков, успешности в общении.

Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями.


Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.


Задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

  • коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);

  • профилактического;

  • развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

2. Единство диагностики и коррекции.


Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3. Приоритетность коррекции каузального типа.


В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

4. Деятельностный принцип коррекции.


Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.


Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

6. Комплексность методов психологического воздействия.


Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств, в том числе и методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.


Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Содержание логопедической работы с детьми 3 уровня речевого развития.

Период

Основное содержание работы

1

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Учить детей вслушиваться в обращенную речь, ноябрь Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи спит, спят, спали, спала). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия). Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:

  • существительное им. п. 4- согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»;

  • существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».

Формировать навык составления короткого
рассказа.

Формирование произносительной стороны речи

Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [т'], [л], [л'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б']. Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [л'], [Л, [ы], [с], [с'], [з], [з'], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.

Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа. Лексические темы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи-фрукты

2

Январь, февраль, март,

Формирование лексико-грамматических средств языка

Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.

Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.).

Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.

Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»).

Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» «иду» «идешь» «идем».

Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений.

Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ. Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».

Формирование произносительной стороны речи Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода. Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений. Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость. Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б'], [д], [Д*], [г], [г'], [с], [С], [з], [з'], [ш], [ж], [р], [л']. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.

Выделять гласный и согласный звук в прямом и
обратном слогах и односложных словах.

3 апрель, май, июнь

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закреплять навык употребления обиходных глаго
лов с новым лексическим значением, образован
ным посредством приставок, передающих различ
ные оттенки действий {«выехал» «подъехал»
«въехал» «съехал» и т. п.).
Закреплять навыки образования относительных
прилагательных с использованием продуктивных
суффиксов (-ое-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян).
Учить образовывать наиболее употребительные при
тяжательные прилагательные («волчий», «лисий»);
прилагательные, с использованием уменьшитель
но-ласкательных суффиксов: -енък онък-.

Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» «злой», «высокий» «низкий» и т. п.). Уточнять значения обобщающих слов.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

• с основой на твердый согласный («новый», «но
вая», «новое», «нового»
и т. п.);

• с основой на мягкий согласный («зимний»,
«зимняя», «зимнюю»
и т. п.).

Расширять значения предлогов: к употребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. Учить составлять разные типы предложений:

• простые распространенные из 5—7 слов с пред
варительной отработкой элементов структуры
предложения (отдельных словосочетаний);

• предложения с противительным союзом «а» в
облегченном варианте («сначала надо нарисовать
дом, а потом его раскрасить»), с противитель
ным союзом «или»;

• сложноподчиненные предложения с придаточны
ми предложениями причины (потому что), с до
полнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..).

Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» «встретился с братом»; «брат умывает лицо» «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» «мама сварила суп»).

Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» «три» «четыре»). Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.

Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»). Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.).

Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Лексические темы: «Весна», «Лето», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт» (повторение всех ранее пройденных тем).

Формирование произносительной стороны речи
Учить использовать в самостоятельной речи зву-1
ки: [л], [с], [ш], [с] — [з], [р] — [л], [ы] — [и] в
твердом и мягком звучании в прямых и обратных
слогах, словах и предложениях.
Учить дифференцировать звуки по участию голоса
([с] — [з]), по твердости-мягкости ([л] — [л'],
[т] — [т']), по месту образования ([с] — [ш]).
Подготовка к овладению элементарными
навыками письма и чтения
Учить навыкам звукового анализа и синтеза,
преобразованию прямых и обратных слогов
(ас-са), односложных слов («лак лик»).

Особенности проектирования образовательного процесса в группе компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи.


Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР.

Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР.


Этапы

Основное содержание

Результат

Организационный

Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи.

Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.

Составление программ групповой(подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития.

Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи.

Основной

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых(подгрупповых) коррекционных программах.

Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

Согласование, уточнение(при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

Заключительный

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей).

Определение дальнейших образовательных(коррекционно-образовательных перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи.

Решение о прекращении логопедической работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых(подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы.



Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя.


Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются.

  1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

  2. Формирование правильного произношения.

  3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

  4. Развитие навыка связной речи.

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены



Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.




Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей, уровень развития интегративных качеств в соответствии с ООП ДО ДОУ и умений и навыков детей по образовательным областям


3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы


4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания


6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6. Расширение кругозора детей

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам


8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)


9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

10. Развитие фонематического восприятия детей

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда


11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях


12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида


13. Формирование навыков словообразования и словоизменения

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни


14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей


16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы


16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

Распределение образовательной нагрузки в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР в течение недели
Система распределения образовательной нагрузки в течение недели и составления расписания непосредственной образовательной деятельности в старшей и подготовительной группе для детей с ОНР определяет содержание и максимальную нагрузку в организованных формах обучения (занятиях), с учетом индивидуальных особенностей детей и ориентирована:

  • на значимость каждого вида занятий и образовательных ситуаций для коррекции речевого деффекта;

  • установки ООП ДО ДОУ и примерной ООП ДО «Детство»

  • рекомендации программы для детей с ОНР (Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина);

  • психологические и возрастные возможности детей данных категорий.


В зависимости от содержания продолжительность разных занятий и образовательных ситуаций может быть различной — от 20 до 30 мин. Ежедневно проводится не более четырех занятий (образовательных ситуаций): два-три в утреннее время и одно-два - после сна. Перерывы между занятиями должны быть не менее 10 мин. На 12—15-й минуте занятия целесообразно проводить физкультминутку (1,5—2 мин.) для предупреждения переутомления детей. С этой целью занятия, требующие умственного напряжения, должны чередоваться с занятиями подвижного характера. Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.2660-10.

На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения фронтальных логопедических, а также частично и воспитательных занятий делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

Распределение обязанностей специалистов в логике сопровождения детей в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР


Сопровождающий

Направления сопровождения

Формы организации образовательной деятельности

Учитель - логопед

Развитие и совершенствование артикуляционной моторики Коррекция фонетико – фонематического недоразвития речи;

Коррекция и развитие лексико-грамматического недоразвития речи;

Развитие всех видов связной речи; оказание методической помощи воспитателям по преодолению нерезко выраженных нарушений речи у детей

Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте;

Индивидуальные занятия

Подгрупповые занятия

Методы работы:

-Обучающие и дидактические игры и упражнения;

Фонетическая ритмика;

Артикуляционные упражнения;

-Массаж органов артикуляционного аппарата

-Пальчиковая гимнастика

массаж речевых зон


Воспитатели

- Ознакомление с окружающим миром и развитие речи;

- Развитие элементарных математических представлений;

- Развитие навыков изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);

- Развитие конструктивных навыков;

- Наблюдения за природными и общественными объектами;

- Ознакомление с художественной литературой;

- Формирование навыков сюжетно – ролевой игры;

- Коррекционно-воспитательная работа по рекомендациям учителя – дефектолога;

Образовательная деятельность в процессе детских видов деятельности, интегрированных в образовательных ситуациях

  • подгрупповые

  • индивидуальные

Организация детских видов деятельности в режимных моментах с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

Педагог - психолог

Развитие психических познавательных процессов и функций;

Коррекция проблем в эмоциональной сфере (страхи, тревожность, гиперактивность);

Коррекция проблем в коммуникативной сфере;

Индивидуальные коррекционные занятия

Подгрупповые занятия

Музыкальный руководитель

Развитие музыкально – творческих способностей детей;

Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха; чувства ритма; слухового внимания; пространственной организации движений; мимики; общей и тонкой моторики, речевой моторики.

Развитие психических произвольности познавательных процессов:

Развитие эмоциональной сферы; Формирование коммуникативных умений и навыков в процессе музыкально –ритмических упражнений и игр;

Закрепление двигательных умений

Фронтальные музыкально – игровые образовательные ситуации с индивидуально – ориентированными заданиями

- логоритмические -ритмические игры;

упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

- Упражнения на развития правильного дыхания, мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата

Инструктор по физкультуре

Координация крупной и мелкой моторики;

Развитие двигательных навыков и основных видов движений;

Развитие психических произвольности познавательных процессов:

-Задания для развития восприятия, внимания, памяти и др. высших функций;

- Формировать умения сосредотачивать свое внимание на действиях и словесной инструкции педагога

- Запоминать последовательность двух и более заданий, а также запоминать словесную инструкцию педагога с постепенным усложнением

Снятие мышечного напряжения: расслабляющие упражнения (релаксация с элементами психогимнастики.

- Развитие ориентировки в пространстве

Фронтальные двигательно – ориентированные образовательные ситуации с индивидуально – ориентированными заданиями:

• игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

• упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

• подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

• игры на развитие пространственной ориентации.


Руководитель по изобразительной деятельности

Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации;

Развитие навыков изобразительной деятельности (рисование)

Отрабатывать с детьми знания основных цветов и их оттенков.

Развитие ориентировки в пространстве через разные виды деятельности.

Развитие зрительного восприятия.

Подгрупповые художественно – творческие образовательные ситуации с индивидуально – ориентированными заданиями:

• игры, упражнения на восприятие цвета и формы;

• упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

• комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);

• обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.


Родители


игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;

выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

Работа по индивидуальным тетрадям

Ожидаемые результаты от реализации программы

В результате реализации программы дети должны научиться:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

  • свободно составлять рассказы, пересказы;

  • владеть навыками творческого рассказывания;

  • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;

  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

  • понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов; грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно

  • овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

  • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

  • овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

  • Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

  • фонематическое восприятие,

  • первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,

  • графо-моторные навыки,

  • элементарные навыки письма и чтения (печатания букв а, о, у, ы, б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких предложений).


В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» icon5. Участие в конкурсах профессионального мастерства и детского творчества
Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования...
Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» icon«Работа педагога-психолога детского сада с родителями»
Конспект родительского собрания в средней группе детского сада «Вся семья вместе так и душа на месте»
Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconГодовой план работы государственного образовательного учреждения...
Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня детского сада с целью сохранения физического и психического здоровья ребенка...
Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconПубличный доклад на 2011/12 учебный год Основной целью работы в этом...
Вся работа строилась в рамках реализации приоритетных направлений детского сада, с учетом фгт
Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconДоклад о деятельности коллектива автономного муниципального дошкольного...
Образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений...
Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconПрограмма развития самообследование государственного образовательного...
Гоу детский сад №2519 имеет «Устав ( редакция №2)», принятый Советом педагогов детского сада №2519, Протокол №2 от 22. 06. 2009г
Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с онр. – Спб.: «Детство-пресс»,...
Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Полное наименование учреждения: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида...
Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconПояснительная записка Основная образовательная программа муниципального...
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада общеразвивающего вида №8»...
Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconПрофессиональные пробы сфера профессиональной деятельности человек...
Данный курс лекций рассчитан на 50 часов для базового уровня профессионального образования и един для всех форм обучения
Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: Дать детям представление о работе сотрудников детского сада. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми....
Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconПротокол №6 от 30. 08. 2011г. Заведующий мбдоу детским садом комбинированного вида №12
Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования...
Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconПояснительная записка ведущими целями Программы «Радуга: программа...
Образовательное учреждение моу «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский»
Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconПротокол от 07. 05. 2013 г. №4 заведующий мбдоу детского сада
Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного,...
Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconКонспект занятия в старшей, подготовительной группах детского сада
Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного,...
Образовательная программа детского сада; программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с онр в условиях специального детского сада» iconТема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи...
Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы по специальности (080111) Маркетинг


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск