УТВЕРЖДЕНА
на заседании педагогического совета
протокол № 6 от 30.08.2011г.
Заведующий МБДОУ детским садом
комбинированного вида № 12
_________________В.А.Христолюбова
ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 12
муниципального образования Каневской район
Срок реализации 2011-2015 годы
Разработчики:
Зутаева Н.Е., старший воспитатель
Костенькова С.В., педагог-психолог
Волобуева Л.В., учитель-логопед
Каневская, 2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Основной базой рабочей программы являются:
образовательная программа детского сада;
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Н. Е. Веракса, М.А. Васильевой;
программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» .
« Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР ( с 4 до 7 лет )» Н. В. Нищевой
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется тремя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико - грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4-7 лет с ІІІ уровнями речевого развития.
Коррекционно - развивающая образовательная деятельность в МБДОУ регулируется нормативно-правовыми документами:
«Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. Министерство образования РФ, Москва, 2001г.
Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.
Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266 – 1 с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами.
Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждены приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 23.11. 2009г. № 655
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление правительства РФ № 666 от 12.09.2008г.
Устав МБДОУ детский сад комбинированного вида № 12 МО Каневской район, утверждён постановлением администрации муниципального образования Каневской район от 06.06.2011г. № 794
Положение о группе компенсирующей направленности муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №12, принято педагогическим советом, протокол № 6 МДОУ детского сада комбинированного вида № 12 от 27.08.2010г.
Лицензированная образовательная деятельность (Лицензия серия 23
№ 002669 регистрационный № 00434 28.12.2009 г. Департамент образования и науки Краснодарского края.
Лицензированная медицинская деятельность при осуществлении доврачебной медицинской помощи по следующим видам: сестринское дело в педиатрии, в физиотерапии (Лицензия № ФС – 23-01-004065 от 02.11.2011г.)
Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого - медико- педагогическом консилиуме».
Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16
Коррекционно- педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия. Содержание коррекционной работы
Цели:
- построение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности (логопедическая) для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
-комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей.
- обеспечение их всестороннего и гармоничного развития.
Задачи:
- осуществление коррекции и компенсации всех видов психо-речевого недоразвития;
-устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
-развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
-уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР;
-формирование грамматического строя речи;
-развитие связной речи дошкольников;
-развитие коммуникативности, успешности в общении;
-создание условий для полной социальной адаптации детей, их интеграции в общество; - построение взаимодействия с семьями по принципу сотрудничества,
равноправного и равноценного партнерства.
Принципы коррекционно - образовательного процесса - комплексный подход как один из принципов диагностики отклонений в развитии: всестороннее обследование и всестороннее обследование и оценка особенностей развития ребенка – соматического состояния, состояния слуха, зрения, двигательной сферы, особенностей психического развития;
- принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи взаимозависимости отдельных отклонений в психическом развитии и первичных нарушений; установление алгоритма обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, соотношения первичных и вторичных отклонений;
- принцип динамического изучения. Реализация этого принципа возможна только в сотрудничестве с родителями при усвоении ребенком новых способов действия; принцип педагогической конфиденциальности: беречь ребенка от психического и физического ненасилия; научить педагогов и родителей действовать в поле деятельности «ребенок-взрослый»;
- принцип занимательности: учитывая несформированность познавательной деятельности детей, этот принцип необходим для вовлечения их в целенаправленную деятельность, формирования желания выполнять предъявленные требования и стремления к достижению конечного результата;
- принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника;
- принцип комплексности – это решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность, сложности задания, времени проведения занятия и его формы, интенсивности работы. Игнорирование одного из этих факторов может привести к отрицательному результату;
- принцип интеграции знаний в единое поле деятельности способствует адаптации к дальнейшей жизни в современном обществе;
- принцип полезности тесно связан с предыдущим и предусматривает не только получение положительной динамики психофизического развития, но и практическую пользу: у детей формируются способы адаптации к реальным условиям жизни (деятельности, поведения, общения);
- принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности;
- принцип культуросообразности предполагает опору в воспитании и развитии детей на общечеловеческие ценности (добро, милосердие, любовь и др.), знакомство с элементами национальной культуры, раннее приобщение ребенка к социуму, к культуре бытовой, физической, духовной, нравственной и другим видам через обучение языку своего народа.
Организация работы ПМПК:
- ранняя диагностика нарушений в психофизическом развитии детей;
- профилактика тяжелых нарушений речи и других отклонений в развитии;
- определение индивидуального дифференцированного оздоровительного маршрута для детей с отклонениями в развитии;
- социальная диагностика семьи, выявление семей группы риска и работа с ними;
- осуществление консультативной помощи родителям, воспитателям. Модель психолого-педагогического сопровождения
Педагогическое сопровождение
Система мер подгрупповой и индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с имеющимися отклонениями в развитии.
Психологическое сопровождение: - определение уровня тревожности у детей; - изучение поведения детей в ситуации стресса;
-выявление поведенческих отклонений;
- диагностика эмоционального состояния у ребенка в семье и детском саду; - определение типа нервной системы; - определение уровня развития психических процессов у детей; - определение уровня готовности к школьному обучению.
Логопедическое сопровождение
-создание равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе;
оказание необходимой - коррекционной помощи детям в возрасте от 4-х лет до 7 лет с общим недоразвитие речи нарушениями речи;
-социальная адаптация детей с отклонениями в развитии и формирование у них предпосылок учебной деятельности;
- консультативно-методическая поддержка родителей в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии и т.д.
Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения.
4. Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.
Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности
Модель индивидуальной комплексной программы в рамках психолого-медико-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи (и имеющих вторичные диагнозы)
Направления
| Диагностико-аналитическое
| Организационно-методическое
| Коррекционно-развивающее
| Медицинское
| Определяется уровень физического развития ребенка
|
Включает
оформление документации, разработку программы коррекционных занятий
|
Реализация индивидуальной программы через систему практических мероприятий
| Логопедическое
| Определяется уровень интеллектуального и речевого развития
| Психологическое
| Определяются особенности личностной сферы
| Педагогическое
| Определяется оценка объема знаний в соответствие с возрастом
| Условия для развития и оздоровления детей
- адаптация содержания образовательной программы по ФИЗО
с учетом уровня развития и особенностей двигательной сферы детей,
состоянию их здоровья; - создание оптимальных условий для проведения занятий по физической
культуре и реализация двигательных потребностей ребёнка; - разработка гибкого режима дня, который позволял бы учитывать изменения
в состоянии здоровья детей в зависимости от времени года; - введение в «Режим дня» и во время проведения здоровьесберегающих технологий, специальных моментов, предотвращающих нервно-психическую перегрузку детей (дыхательные упражнения, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз, динамические паузы, коммуникативные игры, элементы арт-терапии, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика после дневного сна релаксация, смена видов деятельности и др.) ;
- реализация плана оздоровительных мероприятий: закаливание, профилактика
острых респираторных заболеваний, фито- и витаминная терапия и др.;
- рациональная организация двигательной активности
- создание психологически комфортных условий, обеспечивающих
эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
- развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации средствами музыкально-логоритмических мероприятий.
|