Скачать 157.29 Kb.
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Социология социальных сетей» для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра
Настоящая программа учебной дисциплины «Социология социальных сетей» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину. Программа разработана в соответствии с:
http://www.hse.ru/org/spb/orkko/structure%20standards-hse Образовательной программой для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра. Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра на 2012-2013 учебный год.
Целями освоения дисциплины являются получение базовых навыков сетевого анализа.
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать основные понятия и показатели сетевого анализа Уметь рассчитывать сетевые показатели Иметь навыки интерпретации показателей и работы с программами по обработке и визуализации сетевых данных В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к выборному блоку цикла профессиональных дисциплин вариативной части, обеспечивающих формирование компетенций социального аналитика. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Социологическая теория Методы сбора и анализа данных Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: по методологии и организации социологического исследования методикам и техникам социологических исследований анализу социологических данных оформлению деловой документации, оформляющей проектную деятельность Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Социология рекламы» «Социология общественного мнения», «Социология потребления»
По результатам выполнения домашнего задания студент должен продемонстрировать навыки составления программы исследования, выполненной в рамках анализа социальных сетей. Должен быть способен обосновывать отбор агентов для наблюдения, выбор границы сети, выборку связей и их измерения, отбор атрибутов. В ходе проведения итогового контроля студент должен продемонстрировать навыки расчёта показателей и навыки их интерпретации. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность в дискуссиях. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: оценивается выполнение практических заданий к семинарам. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам.работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= 0.4* Одз + 0.3* Оауд+ 0.3Осам.работа. Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0.8* Онакопл + 0.2 *Озачет Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
Тема 1. Введение: что такое сетевой анализ и для чего его используют. Сетевой анализ в эмпирических исследованиях: классические работы и современные «горячие» темы. Метафора, набор методов или исследовательский подход. История появления сетевого анализа и его эволюция. Антропологическая традиция сетевого анализа. Дискуссия со структурно-функционалисткой традицией. Манчестерская школа антропологии. Дж. Клайд Митчелл и исследования процессов модернизации в Южной Африке. Д. Барнс, графическое определение сети и открытие отношений за пределами традиционных социальных границ. Э. Ботт и исследование семейных сетей. «Петля» отношений. Исследования Д. Буассевена на Мальте и Сицилии. Континуум группа-индивид. Личная эффективная и расширенная сети. Опора сети. Утилитарность сетей. Социальные «катализаторы»: индивиды, способные манипулировать социальной структурой в своих целях (брокеры и пр.). Квази-группы: клики, фракции и пр. Первые сетевые показатели: размер, плотность, достижимость, амплитуда, дистанция. Предметные области, в которых применяется сетевой анализ. Исследования распространения инноваций в медицинской среде. Взаимодействия бизнес-предприятий: банковская сфера, IT-сфера и т.д. Сети и поиск рабочих позиций. Историко-социологические исследования (структура средневекового общества; сети средневековой торговли; сетевая позиция Медичи и средневековая Флоренция). Сети элит. Политическое влияние. Исследования академической власти и влияния. Социальные сети и процесс миграции. Социальные сети и communitystudies. Исследования Web-коммуникаций. Исследования организаций. Дружеские сети. Сексуальные партнерства. Организация террористических сетей. Основная литература:
Тема 2. Сетевые данные. Дизайн исследования. Операциональное определение сети. Актуальные и перцептивные сети. Уровень анализа и типы данных. Полные сетевые данные и эгоцентрические сетевые данные. Границы сети: «реалистские» подходы и «номиналисткие» подходы. Выборка в сетевом дизайне. Вопросы-«генераторы сети» и вопросы-«интерпретаторы сети». Вопросы о свойствах отношений. Кодировка связи. Взвешенные и не-взвешенные связи, номинальное и интервальное представление отношений. Проблемы надежности данных. Исследования-тесты надежности данных. Источники сетевых данных. Достоинства и недостатки сетевого подхода. Основная литература: Hanneman R. A. and Riddle M. (2005) Social network data, in: Hanneman R. A. and Riddle M. (2005) Introduction to social network methods. Riverside, CA: University of California, Riverside. URL: http://faculty.ucr.edu/~hanneman/nettext/ Дополнительнаялитература: Marsden P.V. (1990) Network data and measurement, in: Annual Review of Sociology, 16: 435-463 Тема 3. Репрезентация данных. Работа с матрицами и графами. Основные конвенции в репрезентации данных. Графическое представление данных. Матричное представление данных. Атрибутивные данные. Матричная алгебра: сложение, вычитание, умножение матриц. Дихотомизация. Транспонирование. Нормирование. Программное обеспечение для анализа и визуализации сетевых данных: возможности и недостатки UCINET, PAJEK, ORA, R, Gephi и другие. Основная литература:
Тема 4. Сетевыепоказатели. Базовыесвойствасети. Сплоченность или когезия (cohesion) в сети. Плотность (density). Плотность в бинарных и взвешенных матрицах. Геодезическая дистанция. Средняя геодезическая дистанция сети. Диаметр. Связность (Connectedness). Досягаемость (Reachability). Пути. Зачем так много показателей для связности? Ответ Фридкина: влияние плотности на структурные показатели (диаметр и досягаемость) случайно-генерируемых графов. Основная литература: Hanneman R. A. and Riddle M. (2005) Connection and distance, in: Hanneman R. A. and Riddle M. (2005) Introduction to social network methods. Riverside, CA: University of California, Riverside. Тема 5. Сетевые показатели. Позиции узлов в сети. Центральность узла в сети. Престиж (in-degree) и влияние (out-degree). Центральность totaldegree. Центральность как посредничество (betweenness). Центральность как близость к другим узлам сети (closeness). Центральность как показатель наличия собственного вектора (Eigenvectorcentrality). Центральность – показатель власти Бонакича. Показательпринуждения (ConstraintBurt). Показателицентрализациисети (in-degree, out-degree, closeness, betweenness, total degree). Основная литература: Hanneman R. A. and Riddle M. (2005) Centrality and power, in: Hanneman R. A. and Riddle M. (2005) Introduction to social network methods. Riverside, CA: University of California, Riverside. Дополнительная литература:
Тема 6. Локальные свойства сетевых структур. Реципрокность. Триады. Транзитивность. Герметизация. Мультиплексность. Обмен. Структурные дыры и сетевые мосты. Р. Берт. Избыточные и не-избыточные отношения. Эффективные сети. Социальный капитал мостов. Циркуляция информации внутри и между группами. Тезис Фестингера о свойствах циркуляции информации. Брокеры «социальных возможностей». Брокерство как контроль. Агенты-“rainmaiker”ы. Сетевые мосты и конкурентные преимущества. Свойства отношений-«мостов». Сила слабых и слабость сильных связей. М. Грановеттер. Теорема о пересечении социальных кругов сильно связанных агентов (доказательства Хоманса, Хайдера, Ньюкомба). Показатели иерархизация Кракхарда. Основная литература: Hanneman R. A. and Riddle M. (2005) Embedding, in: Hanneman R. A. and Riddle M. (2005) Introduction to social network methods. Riverside, CA: University of California, Riverside. Дополнительная литература:
Тема 7. Группы и суб-структуры сети. Атрибуты узлов, гомофилия, блок-матрицы, плотность отношений между блоками, блок-модели, E-Iindex. Восходящие подходы. Клики и плексы. Нисходящие подходы. Компоненты. Фракции. Лямбда-множества. Основная литература: Hanneman R. A. and Riddle M. (2005) Cliques and Sub-groups, in: Hanneman R. A. and Riddle M. (2005) Introduction to social network methods. Riverside, CA: University of California, Riverside. Тема 8. Эквивалентность. Тестированиегипотез. Позиции и роли: эквивалентность. Структурная эквивалентность. CONCOR.Автоморфная эквивалентность. REGE.Блок-модели. Матричные корреляции (QAP). Основная литература:
В ходе работы на семинарских занятиях предусмотрен разбор практических задач и кейсов по темам лекций.
Тематика и план домашней работы: Домашняя работа – групповой исследовательский мини-проект по выбранной тематике с использованием сетевого анализа. Отчет по домашней работе должен демонстрировать, что его авторы имеют базовые навыки сетевого анализа, т.е. (1) знают об основных особенностях сбора, формализации, фиксации и презентации данных т.е. (а) процедурах построения выборки, (b) кодировки данных, (с) способах представления данных и (2) умеют работать с показателями, которые (а) отображают характеристики целой сети; (b) отображают характеристики позиций отдельных агентов и (с) выявляют суб-группы в сети (d) отображают характеристики взаимодействия разныхсуб-групп в сети (3) умеют интерпретировать полученные показатели. Примерный план отчета. 1. Описание популяции, взаимодействия которой картографируется с помощью сетевого анализа (кем являются взаимодействующие агенты, временной отрезок, в рамках которого вы фиксируете взаимодействие, и т.д.). 2. Выборка и способ определения границы сети. Отбор взаимодействующих агентов, его недостатки и влияние принципа выборки на полученные картографические результаты. 3. Описание отношений, которые отображаются. Тип и источник данных, которые позволяют фиксировать отношения. Способ кодировки отношений. 4. Описание особенностей взаимодействия и системы неравенства в сети на основании работы с показателями, дающими характеристики целой сети (плотность, реципрокность, транзитивность, досягаемость, иерархизация и т.п.) 5. Описание позиций центральных и периферийных агентов и интерпретация тех ресурсов/особенностей коммуникации и т.д., которые могут определять современную позицию (центральности: degree, closeness, betweeness, bonacichpower, eigenvector) 6. Описание выявленных суб-групп сети и особенностей взаимодействия между ними (выделенные с помощью нисходящих и восходящих подходов; группы структурно-эквивалентных агентов и группы автоморфно-эквивалентных агентов) 7. Выводы: основные особенности взаимодействия в сети. В тексте должны быть представлены графические результаты (рисунки с картами сети, демонстрация работы со средствами визуализации). Если авторы не используют какой-либо показатель, поскольку он не релевантен для данных группы, об этом необходимо написать. Необходимо так же коротко написать, почему он не релевантен; к применению каждого показателя необходимо подходить осмысленно, и делать выбор за/против исходя из особенностей данных и особенностей тех отношений, которые они отображают.
Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу: Дайте определение каждому из следующих ниже терминов или поясните, как рассчитывается и что означает тот или иной показатель/коэффициент, и какие выводы позволяют сделать его значения. 1. Мультиплекс 2. Мультимодальная сеть 3. Плотность 4. Транзитивность 6. Показатели иерархизацииКракхарда 7. Центральность(FreemanDegree) 8. Централизация (FreemanDegree) 9. Центральность (BonacichPower) 10. Диаметр 11. Геодезическая дистанция 12. Клика 13. N-клика 14. Фракция 15. Компонент 16. Реципрокность 17. Структурная эквивалентность 18. Регулярная эквивалентность 19. Блок-модель 20. E-Iindex 21. Кластеризация 22. Центральность (Betweenness) 23. Центральность(Closeness) 24. Лямбда-множество
1. Hanneman R. A. and Riddle M. (2005) Social network data, in: Hanneman R. A. and Riddle M. (2005) Introduction to social network methods. Riverside, CA: University of California, Riverside. URL: http://faculty.ucr.edu/~hanneman/nettext/
1. Hanneman R. A. and Riddle M. (2005) Social network data, in: Hanneman R. A. and Riddle M. (2005) Introduction to social network methods. Riverside, CA: University of California, Riverside. URL: http://faculty.ucr.edu/~hanneman/nettext/ 2. Wellman B. (1983) Network analysis: some basic principles// Sociological Theory. 1983. 1: Pp. 155-200.
С.В. Сивуха. Социальная сеть; Аффилиативные сети; Анализ социальных сетей. Стохастический анализ социальных сетей // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Мн.: Книжный Дом. 2003. 1312 с. (http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-1052.htm
Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства: UСINET ORA
|
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины Социология культуры для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины Физическая культура для направления 040100.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | ||
Программа дисциплины «Прикладное программное обеспечение» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления 040100. 62 «Социология» подготовки... | Программа дисциплины «Философия» для направления/ специальности 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано... Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 68 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 68 «Социология»... | Программа дисциплины «Социология молодежи» для направления 040100.... О проведении регионального этапа всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» | ||
Башкирский государственный медицинский университет министерства здравоохранения... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Интервью в социологических... Автор: Недосека Е. В., кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социальных наук» | ||
Программа дисциплины Английский язык для направления 040100. 62 «Социология»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»,... | Программа дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 040200. 68 «Социология» подготовки... |