Скачать 1.75 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Тяглоозёрская основная общеобразовательная школа Пестравского района Самарской области «Песни, опалённые войной» (творческий проект) Проект выполнен обучающимися 5 класса Руководитель проекта: Горлатова О.В., учитель математики и музыки, классный руководитель 5 класса С. Тяглое Озеро, 2010 Содержание
В настоящее время общество нуждается во всесторонне развитых, интеллектуальных, творческих молодых людях, любящих свою Родину, знающих историю своей страны и безмерно чтящих Великие подвиги прошлого. Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к Родине являются актуальными для современного общества. К сожалению, результаты многочисленных наблюдений показывают существование у современных детей и подростков устойчивой тенденции к снижению этих качеств. Мне, учителю и гражданину, человеку, любящему свою страну, хочется видеть у подрастающего поколения чувство гордости за прошлое нашей страны, знание ее истории, а кроме этого хочется верить, что молодые люди, также как и люди более зрелого возраста, встанут на защиту своей Родины, если в этом будет необходимость. Одним из самых страшных, незабываемых событий прошлых столетий является Великая Отечественная война, которая унесла миллионы жизней и опалила кровавым дыханием каждую российскую семью. Музыка и война… Казалось бы несовместимые понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом. Побудить у обучающихся интерес к песням Великой Отечественной войны, узнать историю их создания, собрать материал о композиторах, выяснить, какие из песен до сих пор являются самыми любимыми и часто исполняемыми, разучить наиболее популярные из них - цель нашего проекта. Работа над проектом позволит расширить общий кругозор обучающихся, способствует воспитанию нравственно-патриотических, художественно-эстетических качеств, творческих способностей. Вследствие работы над проектом, изучая исторические документы, слушая воспоминания фронтовиков, обучающиеся знакомятся с новыми страницами истории войны, открывают для себя уже знакомые песни с новой стороны. Внедрение исследовательской и проектной технологии позволило активизировать познавательные, интеллектуальные, исследовательские способности обучающихся, углубить знания по предмету и смежным наукам, а также дало возможность получить ответ на вопрос о целесообразности проведенной работы. Кроме этого, к обучающимся приходит уверенность в собственных силах, они приобретают опыт выступления перед аудиторией, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах и глазах социума. Работа над проектом и участие в нем – отличная возможность для обучающихся заявить о себе, кроме этого это еще и решение проблемы свободного времени школьников, их досуга.
Цель проекта: побудить у обучающихся интерес к песням Великой Отечественной войны. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Новизна проекта и проведенных исследований заключается в следующем:
Теоретическая значимость проекта заключается в том, что собран обширный интересный материал об истории создания песен Великой Отечественной войны, а также биографические данные композиторов.
Гипотеза проекта: Можно ли считать полными знания об истории Великой Отечественной войны без знания песен тех лет? Если уйдут из жизни ветераны ВОВ, то можно ли полагать, что песни ВОВ также «канут в лету»? 3. Теоретическая часть "Там, где переходы и завалы, Рваная колючка на столбах, Умирали наши запевалы С недопетой песней на губах." М. Дудин Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. От песни сердцу было тесно: Она вела на смертный бой, Чтобы громить врага под эту песню, Защищая Родину собой. Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат. Рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали композиторы и поэты в те годы, это была бы антология истории Великой Отечественной войны. Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. Таким песням посвящены наши поиски и исследования, результатом которых стал наш проект. Истории возникновения песен различны. Говорилось, что фронтовая песня – это винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. “Нам песня строить и жить помогает…” Слова эти давно уже стали крылатыми, вошли в поговорку. Думается, что с полным основанием можно сказать также, что песня помогала воевать. 22 июня 1941 года… Пройдут десятилетия и века, но человечество всегда будет помнить эту горькую дату начала самой страшной из войн. Она унесла 20 млн. жизней советских людей. 1710 наших городов, полностью разрушенных, оставили, уходя, фашисты. В народной памяти, литературе, музыке остались запечатленными 1418 военных дней и ночей. С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость… Песни военных лет весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические… Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки. Есть песни о войне, написанные авторами уже в мирное время. Их авторы имеют возможность как бы с “высоты” последующих лет осознать пережитое, прочувствовать войну с более масштабных временных дистанций. Большинство вокальных произведений на эту тему – это песни – воспоминания, песни – раздумья, песни – память. В них рассказывается о далеких походах, о возвращении солдата на Родину, о боевых друзьях – однополчанах, о фронтовой дружбе. Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Все песни, что были написаны до войны, и те, что родились в дни Великой Отечественной войны, были адресованы сердцу человека, отстаивавшего или отстаивающего честь и независимость своей Родины с оружием в руках. Как создавались эти песни? Каждая по-своему. Но есть у них нечто общее - были они написаны как стихи для чтения, а потом, переложенные на музыку, стали песнями. «Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!» Поэт Е. Долматовский написал: «Вспоминаю стихи и песни, создававшиеся между 30-м и 40-м годами, готов утверждать, что поэзия наша исполняла в этот период роль барабанщика, роль трубача, раньше других увидевшего с крепостной стены подход неприятеля и возвестившего об этом на весь лагерь». В 1934 году в Германии к власти пришли фашисты. И предостережением звучала по всей нашей стране песня «Полюшко – поле» (сл. В.Гусева, муз. Л. Книппера).
Три танкиста Слова Бориса Ласкина. Музыка Дмитрия Покрасса . Экипаж машины боевой. Летом 1938 года японские милитаристы атаковали советскую землю в районе бухты Посьет, сопки Заозерной и озера Хасан. В истории эти события остались под именем Хасанских, хотя само по себе озеро Хасан не очень заметное. Противник напал на нас с территории Кореи и Манчжурии, в то время оккупированных им. С нашей стороны в бой вступили среди других родов войск танки. Двумя годами раньше советские танкисты маленькими группками добровольцев стали уезжать в Испанию. В рядах республиканцев они показали чудеса храбрости и мужества, но всему народу эти подвиги оставались неизвестны - о советских добровольцах в Испании писали скупо и мало. Хасан стал в сознании советских людей тем полем боя, на котором впервые широко проявило себя бронированное подвижное оружие. Романтический песни о конях , клинках, эскадронах, тачанках звучали на полную мощность , юноши и мальчишки пели их , но бой уже представляли себе по-иному. Должны были появиться песни о танкистах. И они появились. Интересно, что первую, ставшую знаменитой, песню о танкистах сочинил композитор, судьба которого и творческое рождение были связаны с Первой Конной армией, - автор лихих кавалерийских песен Дмитрий Покрасс. В фильме " Трактористы " есть такой эпизод. Возвращаются с Дальнего Востока демобилизованные красноармейцы. В вагоне поют они песню - три товарища, три героя - экипаж боевой машины. Слова этой песни написаны Борисом Ласкиным. Первая танкистская песня очень полюбилась в народе. Надо ли упоминать о том, что сами танкисты и, в частности, каждый экипаж уверены были, что эта песня именно о них. В фильм " Трактористы " была включена еще одна песня тех же авторов, написанная уже как марш танкистов и тоже широко распространившаяся. В Монгольской Народной Республике на берегах реки Халха я видел танк- памятник. Он возвышается на месте боев 1939 года. На пьедестале приварены сталью строки из песни: "Броня крепка, и танки наши быстры". Пусть читатель не посетует на то, что я ставлю в один ряд историю песни и историю наших Вооруженных Сил. Ни для песни , ни для армии -это не зазорно. Песня " Три танкиста" Отражала большие перемены и приход танков на смену кавалерии. Если говорить о судьбе кавалерии, то с ней произошло постепенно тоже, что и с лихими кавалерийскими песнями: она отошла в область истории, постепенно исчезла, как в сказке приобретя иное обличье - танковую броню. Покрасс был одним из первых конников, "изменивших коню". А в дальнейшем это стало традицией , и почти все старые танковые начальники - это бывшие кавалеристы . " Три танкиста" - это песня об экипаже танка, типичного для 1938 года. Потом распространились тяжелые танки с большим боевым расчетом. Но песня закрепила в сознании людей цифру " три ": при огромном количестве переделок этой песни (особенно в годы Великой Отечественной войны) цифра " три " оставалась неизменной . В переделках песня изменила направление - ее действие происходило уже на востоке, потом в снегах, потом уже не " у высоких берегов Амура ", а у берегов иных рек. Несколько раз в газетах печатались фотографии и биографии трех танкистов, якобы тех, о которых сложена песня. Никого не желая обидеть я должен все - таки сказать, что песня была написана просто о танковом экипаже, а в каждом экипаже тогда было по три танкиста. И каждый экипаж вправе был считать, что песня - о нем 1. На границе тучи ходят хмуро Край суровый тишиной объят У высоких берегов Амура Часовые Родины стоят 2. Там врагу заслон поставлен прочный Там стоит отважен и силен У границ земли дальневосточной Броневой ударный батальон 3. Там живут — и песня в том порука — Нерушимой, дружною семьей Три танкиста — три веселых друга — Экипаж машины боевой. 4. На траву легла роса густая, Полегли туманы широки. В эту ночь решили самураи Перейти границу у реки. 5. Но разведка доложила точно — И пошел, командою взметен, По родной земле дальневосточной Броневой ударный батальон. 6. Мчались танки, ветер подымая, Наступала грозная броня. И летели наземь самураи, Под напором стали и огня. 7. И добили - песня в том порука - Всех врагов в атаке огневой Три танкиста - три веселых друга Экипаж машины боевой! |
Великого подвига» (творческий проект) Проект выполнен обучающимися 6 «Б» класса В настоящее время общество нуждается во всесторонне развитых, интеллектуальных, творческих молодых людях, любящих свою Родину, знающих... | Визитка Проект «Опаленные войной. Красноярский край в годы вов» Учебное учреждение: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением... | ||
«Строки, опалённые войной» Цели урока: обобщение и систематизации знаний о Великой Отечественной войне Советского Союза | Урок истории Тема: «Судьбы, опаленные войной…» Подготовить сообщения и исторические справки об этих людях по следующим примерным вопросам | ||
Проекта: Опаленные войной (Красноярцы в годы вов) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»... | Сценарий открытого мероприятия «Строки, опаленные войной» Сборник статей преподавателей Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники №6 Под ред к т н зам директора по учебно-методической... | ||
Реферат Курсовой проект выполнен на тему «Оборудование станции «Е» Курсовой проект выполнен на тему «Оборудование станции «Е» устройствами блочной маршрутно-релейной централизацией | Реферат Курсовой проект выполнен на тему «Оборудование станции «Е» Курсовой проект выполнен на тему «Оборудование станции «Е» устройствами блочной маршрутно-релейной централизации | ||
Конспект открытого урока учителя технологии средней школы №1 ханбикова... Образовательная. Дать учащимся понятие о рекламе и о необходимости рекламы в современной предпринимательской деятельности. Продолжить... | Цивильского района Чувашской республики реферат Строки, опаленные... Немало отважных публицистов погибло на поле боя, было взято в плен и пропало без вести за время прошедших на земле войн. Подвиг их... | ||
А. С. Самойлов Войной опаленные дети Движимые одним желанием, одним стремлением – обеспечить общественный порядок на улицах города, готовые в любую минуту ответить на... | 100-летие Первой мировой войны методическая консультация Второй мировой войны в 1939 году. В российской империи её также называли «Великой войной», «Большой войной», «Второй Отечественной»,... | ||
«Выходная мастерская» творческий проект для учащихся 4 – 6 классов.... Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество» | Моей работы “Блокада Ленинграда”. На мой взгляд, эта проблема становиться... Конечно, история знает не мало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины бледнеют над этой эпопеей... | ||
Экономическая политика СССР в 20-30-е годы Пятилетка в 4 года; итоги: план не выполнен, официально заявлено, что план выполнен досрочно | Урок был выполнен в форме проекта по теме «Международный туризм» Проект предполагает представление работ учащихся в разных формах (презентации, устные доклады, буклеты, использование мультимедийных... |