«Строки, опалённые войной»





Скачать 153.81 Kb.
Название«Строки, опалённые войной»
Дата публикации05.07.2014
Размер153.81 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Разработчики:

Хачикьян Надежда Петровна (учитель истории)

Серенко Валентина Федоровна (учитель литературы)

МБОУ СОШ № 7 п. Реконструктор Аксайского района Ростовской области
Интегрированный урок по истории и литературе

Тема урока: «Строки, опалённые войной»
I. Цели урока: обобщение и систематизации знаний о Великой Отечественной войне Советского Союза;

воспитание интереса к истории и литературе, чувство любви к Родине, гуманизма;

формирование умения анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, высказывать своё отношения к событиям, происходившим во время Великой Отечественной войны;
Ожидаемые результаты: после этого урока ученики смогут определить хронологические рамки, основные периоды и даты крупнейших сражений Великой Отечественной войны;

объяснять причины поражения Красной Армии в начальный период войны;

объяснять значение понятий блицкриг, эвакуация коренной перелом, второй фронт;

описывать жизнь людей в годы войны;

рассказывать о крупнейших сражениях Великой Отечественной войны, используя карту;

анализировать стихотворения о Великой отечественной войне.
II. Оборудование: карта «Вторая мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза. Военные действия с 1.09.1939 – 2.09.1945 гг.», компьютер с проектором, книги о Великой Отечественной войне, рефераты и сочинения о Великой Отечественной войне.
III. Основные понятия: блицкриг, эвакуация, коренной перелом, второй фронт.
IV. Методика: рассказ-объяснение, беседа, работа с исторической картой и презентацией.
V. Тип урока: обобщающий урок.
VI. Ход урока:

1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель – слайд № 1

Война… Произносишь это слово – и страшная картины встают в нашем

воображении. Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей.

Её не вычеркнут из воспоминаний те, кому довелось сражаться. А мы,

потомки победителей, знаем, помним, чтим? В истории человечества немало

войн, больших и малых. Это потом для истории будет поле Куликово,

Бородино, Прохоровка. А для русского солдата – это все родная русская земля. Нужно вставать во весь рост, и идут в атаку, и умирают в чистом поле под небом России, так русский человек выполнял испокон веков свой дом,

дом защитника отеческой земли.

Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля, омытая талой

водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей Родины день, когда мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя Победы, вспоминаем живых и погибших. И в первую очередь – тех, кому природой назначено продолжать жизнь.

- Как хорошо, что человек наделён памятью.

С чего начинается память – с берёз?

С речного песочка?

С дождя на дороге?

А если – с убийства!

А если – со слёз!

А если - с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли растёртых!

А если с недетского знания –

как живое становится мертвым!

И в пять,

и в пятнадцать,

и в двадцать пять лет

войной начинается память.
2. Анализ и систематизация

учебного материала.
Показ слайда № 2

Показ слайда № 4

Беседа.

- Когда началась война? (В 4часа 22 июня 1941 г.)

- Каков был план А. Гитлера? (Согласно плану «Барбаросса» предполагалось проведение блицкрига против Советского Союза. План основывался на согласованных действиях 4 армейских групп: Финляндская была направлена на Мурманск, Беломорье и Ладогу; «Север» - на Ленинград; «Центр» - на Москву; «Юг» - на оккупацию Украины. К октябрю 1941 г. выйти на рубеж Архангельск - Астрахань.
Показ слайда №5

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки,

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Садились в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Война перестроила всю народную жизнь заставила каждого жить иначе, она преобразовала и поэзию.
Показ слайда № 6

Слово учителя.

Уже через три недели оказались оккупированы Литва, Латвия, Белоруссия и значительная часть Украины, Молдавии и Эстонии. Враг продвинулся в глубь советской земли на 350-600 км. Красная

Армия потеряла 100 дивизий. Основные силы войск Западного фронта оказались в окружении.

Беседа.

- Объясните, почему в начальный период войны Красная Армия терпела поражение? (1. Военно-экономический потенциал Германии, использовавшей ресурсы почти всей Западной Европы, значительно превышал военно-экономический потенциал СССР. 2. Гитлеровская армия была

отмобилизована, имела двухлетний опыт ведения современной войны, в то время как профессиональный уровень советских войск, особенно командного состава, после массовых репрессий в армии понизился. 3. Крупные просчеты советского руководства в военной технике, в частности недооценка роли механизированных соединений, устаревшие представления о способах ведения войны в начальный период войны. 4. Просчеты Сталина и его окружения в анализе международного положения, в определении сроков возможного начала войны, что привело к внезапности нападения противника.

Сохранение слайда № 6

Чтение стихотворения.

Владислав Занадворов

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага.

Она

В каждой капле находит свое выраженье.

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок;

Это – юность моя, что в окопах истлела;

Это - грязных, разбитых дорогих колеи;

Бесприютные звёзды окопных ночёвок;

Это – кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это – в жизни короткой последний рассвет

Над разрытой землёй. И лишь как завершенье -

Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –

Беззаветная гибель на поле сраженья.
Сообщение «Битва за Москву» - слайд № 7

Беседа.

- Когда была битва под Москвой? (Оборонительные бои велись с 30 сентября по 5 декабря 1941 г. и наступательные – с 5 декабря 1941 г. по 20 апреля

1942 г.)

- Определите значение битвы за Москву? (Победа под Москвой имела огромное военное и политическое значение. Она означала крах немецких планов «молниеносной войны». Япония и Турция окончательно отказались от вступления в войну на стороне Германии. Был ускорен процесс создания антигитлеровской коалиции государств.)
Показ Слайдов №8-23

Мы были красивы, русоголовы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, недолюбив,

Не докурив последней сигареты, - обращается к нам не вернувшийся с войны Николай Майоров. Это строки молодых поэтах, разделявших его судьбу: Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Отрада, Сергей Чекмарев, Всеволод Багрицкий.

Задачи искусства в годы войны: «…Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером…». Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

В начале войны главенствующее положение в литературе заняли мобильные и оперативные жанры: публицистика, песня, лирическое стихотворение. Многие стихи были обнаженно публицистичны и напоминали собой плакат:

Священный гнев сердца людей зажег,

Борьба святая нашей жизнью стала,

- Что дал для фронта ты?

- Что сделал?

- Чем помог?

Пока не сломлен враг – все мало, мало, мало!

Возродилась традиция знаменитых «Окон роста». Теперь их называли «Окна ТАСС».

Маяковский! Твою воплощая мечту,

И поэт, и художник стоят на посту,

И врага неустанно и грозно громят,

Стих и проза, рисунок и яркий плакат!

Беседа.

- Почему поэзия оказалась необходимой людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто был в тылу? (Стихи способны были гораздо людям – и тем,

эмоциональнее откликаться на постоянно менявшиеся события военного времени. Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла Веру и надежду.)

Чтение стихотворения.

У нас теперь одно лишь чувство месть

Но мы иначе понимали это:

Мы отошли от Ветхого Завета,

Где смерть за смерть. Нам даже трудно счесть…

С лица земли их будет сотни стертых

Врагов – за каждого из наших мертвых.

Сообщение «Сталинградская битва» – слайд № 24, слайд № 25.

Показ слайдов № 26-30.

Даже традиционные темы интимной лирики (пейзаж, любовь дружеское послание) приобретали черты эпоса, выражающего чувства, общие для миллиона сограждан, для судеб отечества. Таким стихотворение стала поэтическая миниатюра К. Симонова «Жди меня, и я вернусь»… Оно звучит как заклинание, как молитва. Благодаря рефрену «Жди меня» (звучит песня «Жди меня…»

От имени тысяч своих сверстниц, «опаленных войной» шагнувших из мирной жизни в «сырой блиндаж», обращается поэтесса Юлия Друнина:

Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву – и тысячи во сне…

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Поэты старались показать корни национального характера, исторические истоки подвигов советских людей. Патриотический подъем в годы войны был поистине всенародным. Вспомним стихотворение А. Ахматовой «Мужество» в котором символом Родины выступает «русская речь, великое русское слово».

А с чего начинается Родина для каждого из нас? Ответ мы услышали в стихотворении К. Симонова «Родина»:

… Ты вспоминаешь не страну большую

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал…

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три Березы

При жизни никому нельзя отдать.
Сообщение «Битва на Курской дуге» – слайд № 31.

Чтение стихотворения и показ слайда № 32.

В. Высоцкий «На братских могилах»

На братских могилах не

И вдовы на них не рыдают -

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче - гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы -

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов...

Но разве от этого легче?!

Беседа.

- Когда был второй период Великой Отечественной войны? (II период войны был с 19 ноября 1942 г. до конца 1943 г.)

- Чем характеризуется этот этап Великой Отечественной войны? (Характеризуется как коренной перелом в ходе войны.)

- Почему второй этап войны получил название «коренного

перелома»? (Успешным контрнаступлением советских войск под Сталинградом(19 ноября 1042 г.-2 февраля 1943 г.; битвой на Курской дуге (5 июля-23 августа 1943 г.); развитием наступления по всему фронту; освобождением Орла, Белгорода, Харькова, Смоленска, Киева (август-сентябрь 1943 г.).)

Показ слайдов № 33-35.

Готовность подтвердить клятву верности Родине определённее других выражена в строках Татарского поэта и война Мусы Джамиля:

Знаю, в песне есть твой, джигит!

Пламя и любовь к родной стране,

Но боец не песней знаменит,

Что, скажи, ты сделал на войне?

Символом народа Великой страны стал образ Василия Теркина, по-русски простодушного, веселого с друзьями и беспощадного к врагам, потому что

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы –

Ради жизни на земле.
Беседа и показ слайда № 36.

- Сколько дней длилась блокада Ленинграда? ( 900 дней.)

- Какую трассу называли Дорогой жизни? (В первую и вторую блокадные зимы по льду Ладожского озера была проложена трасса, названная Дорогой жизни, потому что она позволила облегчить положение осаждённых.)
Чтение стихотворения.

Ю. Воронов «В блокадные дни»

В блокадных днях мы так и не узнали,

Меж юностью и детством где черта,

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом ордена.

Но в этом нет беды…

Но многим людям уже прожившим многие годы

Вдруг страшно от того, что мы не будем.

Не старше, не взрослее, чем тогда.
Слово учителя.

18 января 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов сумели частично прорвать блокаду Ленинграда. По образовавшемуся «коридору» шириной всего 8-11 км в осаждённый город стали поступать

продовольственная помощь,

медикаменты, вооружение.

В январе 1944г. окончательно была снята блокада Ленинграда,

а немецкие войска отброшены к Нарве и Пскову.
Показ слайда № 37

Я никогда героем не была,

Не жаждала ни награды, ни славы,

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

Я не геройствовала, а жила.

Ведь стоит только сказать:

«Ленинград, Блокада» - сразу же всплывает в памяти светлое, незамутненное, большое имя – Ольга Бергольц. И конечно же, ставшая крылатой ее строка, высеченная на граните Пискаревского Мемориального кладбища. «Никто не забыт, ничто не забыто». Да, это ее проникновенный - то гневный и яростный, то ликующий и непреклонный – голос врывался в заледенелые квартиры – пещеры ленинградцев – блокадников, в тесные армейские блиндажи бойцов Волховского фронта.
Показ ролика об основных событиях Великой Отечественной войне –

слайд № 38.
Строки, опаленные войной - слайд № 39.

Степанов

Приходят к дедушке друзья,

Приходят в День Победы.

Люблю подолгу слушать я

Их песни и беседы.

Я не прошу их повторить

Рассказов сокровенных:

Ведь повторить – опять терять

Товарищей военных,

Которых ищут до сих пор

Награды боевые.

Один сержант, другой майор,

А больше рядовые.

Я знаю. Трудно каждый год

Рассказывать сначала

О том, как армия вперёд

Надеждою шагала.

О том какая там пальба,

Как в сердце метят пули…

«Что такое день победы?» Что такое день победы?

Это утренний парад,

Едут танки и ракеты

Марширует строй солдат

Что такое день победы?

Это праздничный салют

Фейерверк взлетает в небо

Рассыпаясь там, и тут.

Что такое день победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушки альбом,

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны,

Что такое день победы –

Это значит, нет войны.

Показ слайда № 40 - песня о войне.
Сообщение «Завершающий этап Великой Отечественной войны» –

слайд № 41.

Беседа.

- Охарактеризуйте значение и итоги победы советского народа в Великой Отечественной войне. Какова была цена победы? (1. Разгром германского

фашизма, ликвидация угрозы порабощения человечества. 2. Укрепление международного авторитета СССР, превращение его в мировую державу. 3. Расширение территории СССР и создание дружественных режимов в пограничных государствах.

Общие потери населения СССР оцениваются 27 мил. человек. Уничтожение трети национального богатства страны.)

Показ слайдов № 42-45

Вспомним всех поимённо Глушко И.Т., Зеленчук А.Д., Титоренко И. И., Гусельников В. И..

«Об одном прошу тех,

кто переживёт это время: не забудьте!

Терпеливо собирайте свидетельства о тех,

кто пал за себя и за вас.

Пусть же эти люди будут

всегда близки вам, как друзья,

как родные, как вы сами!»

Ю.Фучик
3. Рефлексия.

- Что Вы узнали нового?

- Чему Вы научились?

- Какие чувства Вы испытали?
VII. Итоги урока.

Домашнее задание: Эссе: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «У войны не женское лицо». Подготовиться к конкурсу чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне.

Приложение 1

Сообщение «Битва за Москву»

Под общим названием «Битва за Москвой» объединяют оборонительные (30 сентября – 5 декабря) и наступательные (5 декабря 1941 г. – 20 апреля 1942 г.) операции, проведённые войсками Западного (И.С. Конев, с 10 октября – Г.К. Жуков), Резервного (С.М. Будённый), Брянского (А.И. Еременко), Калининского (И.С. Конев) и Юго-Западного (С.К. Тимошенко) фронтов.

24 сентября командованием группы армии «Центр» были внесены последние коррективы в план операции «Тайфун» - наступления на Москву. Первая линия советской обороны была прорвана между Ржевом и Вязьмой 5 октября; 6 октября пал Брянск. На несколько дней задержало немецкое наступление вторая линия обороны – под Можйском.10 октября командующим Западного фронта был назначен Г.К. Жуков. 12 октября немцы заняли Калугу, 14 октября – Калинин.

16 ноября наступление германских войск возобновляется: к концу ноября – началу декабря им удаётся выйти к каналу Москва- Волга, форсировать его (5 декабря заняты Химки), форсировать реку Нара севернее и южнее Наро-Фоминска, подойти к Кашире, но дальше продвинуться им не удалось. Операция «Тайфун» провалилась; 6 декабря войска Калининского, Западного и правого крыла Юго-Западного фронтов перешли в наступление. Были возвращены Калуга, Орёл, Калинин, на некоторых участках фронта продвижение достигло 120 км. Только за декабрь. Однако уже в следующем месяце контрнаступление выдохлось и к началу апреля 1942 г. фронт стабилизировался на линии Великие Луки – Гжатск-Киров, Ока.

Приложение 2

Сообщение « Сталинградская битва»

К началу весенне-летней операции 1942 г. немецкая армия сохраняла преимущество в численности личного состава, количестве орудий и самолётов, уступая лишь в танках. Пользуясь своим превосходством и поддержкой румынских и итальянских частей, немцы продолжили наступление в июле и августе, атакуя одновременно с юго-запада и северо-запада. Шестая армия фон Паульса вышла к Волге с северо-запада и могла теперь обстреливать Сталинград. 12 октября начался штурм города, но развернувшиеся бои продолжались несколько месяцев. В ожесточённых боях немецкие войска несли большие потери, это вынудило их 18 октября перейти к обороне. Теперь уже советские войска имели преимущества в артиллерии и танках.

Согласно плану «Урана», разработанному Г.К. Жуковым и предусматривавшему использование сил Юго-Западного, Сталинградского и Донского фронтов для окружения немцев между Волгой и Доном. 19 ноября советские войска начали наступление. 23 ноября, прорвав оборону противника, они окружили 6-ю и часть 4-й танковой армии. С 12 по 19 декабря было остановлено продвижение группы войск фон Манштейна из Витебска, а 2 февраля Паулюс капитулировал.

Победа под Сталинградом была началом большого наступления советских войск, в результате которого были возвращены Ростов, Воронеж, Курск, Белгород, Харьков, часть Донбасса. Войска Западного фронта подошли к Смоленску; с освобождением Шлиссельбурга прорвана блокада Ленинграда.

Приложение 3

Сообщение «Битва на Курской дуге»

Несмотря на тяжёлое поражения, в мае 1943 г. немецкое командование вновь попытались овладеть инициативой, готовясь уничтожить «курский выступ» советско-германского фронта. Для этой цели было сконцентрировано 50 дивизий, 2 тыс. танков, 900 самолётов. С советской стороны сосредотачивается 3600 танков, 2400 самолётов (операция «Цитадель»).

Немцы собирались вновь использовать фактор внезапности. Предполагалось начать наступление в 3 часа утра 5 июля сильной артиллерийской подготовкой. Однако советская разведка точно определила день и час начала наступления, после чего командующий Центральным фронтом К.К. Рокоссовский принял решение об упреждающем ударе. За несколько минут до начала немецкого выступления почти 19 тыс. советских орудий нанесли сокрушительный удар по местам сосредоточения изготовившихся германских войск. В результате враг понёс большие потери и смог начать наступление лишь спустя несколько часов, причём введя в действие все свои резервы. Продвинуться же немцы смогли лишь на 30-35 км.

12 июня советские войска перешли в контрнаступление. В этот же день в районе деревни Прохоровки состоялось крупнейшее в мировой истории танковое сражение, в котором участвовало 1200 танков и самоходных артиллерийских установок. В ходе Курской битвы в этот день наступил перелом. Немцы вынуждены перейти к обороне.

Перейдя в наступление, Красная армия 5 августа освободила Белгород, и Орёл. По приказу Сталина в Москве был произведён первый победоносный салют.

Приложение 4

Сообщение «Завершающий этап Великой Отечественной войны»

К началу апреля1945 г. была освобождена территория Венгрии, Польши и Восточной Пруссии. Развернулась битва за Берлин, который Сталин приказал взять любой ценой без помощи западных союзников. На столицу Германии устремились войска 1-го Белорусского (Г.К. Жуков), 2-го Белорусского (маршал К.К. Рокоссовский) и 1-го Украинского (маршал И.С. Конев) фронтов общей численностью 2,5 млн. человек.

Под прикрытием армий. К.К. Рокоссовского на севере и И.С. Конева на юге 16 апреля Г.К. Жуков перебрасывает двухмиллионную группировку на штурм Берлина. В3 ч. Дня войска 1-го Белорусского фронта начинают штурм Берлина. Тяжелые бои развернулись на Зеееловских высотах (главном стратегическом плацдарме на подступах к Берлину). 17 апреля Зееловские высоты были взяты, а 20 апреля советские войска вышли на восточные окраины Берлина. 16 апреля начал наступление на Берлин 1-й Украинский фронт, войска которого 21 апреля вошли в Берлин с юга. 24 апреля кольцо советских войск вокруг него сомкнулось. Для спасения столицы Гитлер стал снимать войска с Западного фронта, чем облегчил задачу англо-американских дивизий.

25 апреля произошла встреча советских и американских войск на Эльбе, в районе Торгау.

30 апреля 1945 г. бойцы 150-й стрелковой дивизии М.А. Егоров и М.В. Кантария водрузили Красное знамя над Рейхстагом. В этот же день покончил жизнь самоубийством Гитлер. 2 мая 1945 г. генерал В.И. Чуйков принял капитуляцию Берлинского гарнизона.

8 мая в Карлсхорсте под Берлином представителями стран-победительниц и гитлеровским военным руководством был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. От СССР подпись под документом поставил маршал Г.К. Жуков.

Но война для нашей страны закончилась лишь 9 мая, когда капитулировали остатки немецкой армии в Чехословакии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Строки, опалённые войной» iconСценарий открытого мероприятия «Строки, опаленные войной»
Сборник статей преподавателей Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники №6 Под ред к т н зам директора по учебно-методической...
«Строки, опалённые войной» iconЦивильского района Чувашской республики реферат Строки, опаленные...
Немало отважных публицистов погибло на поле боя, было взято в плен и пропало без вести за время прошедших на земле войн. Подвиг их...
«Строки, опалённые войной» iconУрок истории Тема: «Судьбы, опаленные войной…»
Подготовить сообщения и исторические справки об этих людях по следующим примерным вопросам
«Строки, опалённые войной» iconПроекта: Опаленные войной (Красноярцы в годы вов)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»...
«Строки, опалённые войной» iconВизитка Проект «Опаленные войной. Красноярский край в годы вов»
Учебное учреждение: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением...
«Строки, опалённые войной» iconОпалённые войной (творческий проект) п роект выполнен обучающимися
В настоящее время общество нуждается во всесторонне развитых, интеллектуальных, творческих молодых людях, любящих свою Родину, знающих...
«Строки, опалённые войной» iconА. С. Самойлов Войной опаленные дети
Движимые одним желанием, одним стремлением – обеспечить общественный порядок на улицах города, готовые в любую минуту ответить на...
«Строки, опалённые войной» icon100-летие Первой мировой войны методическая консультация
Второй мировой войны в 1939 году. В российской империи её также называли «Великой войной», «Большой войной», «Второй Отечественной»,...
«Строки, опалённые войной» iconУрок по русскому языку 1 класс Тема: Упражнение в написании слов
Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведём прямую наклонную вниз и не доводя, до нижней линии рабочей строки, делаем закругление...
«Строки, опалённые войной» iconМоей работы “Блокада Ленинграда”. На мой взгляд, эта проблема становиться...
Конечно, история знает не мало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины бледнеют над этой эпопеей...
«Строки, опалённые войной» iconПатентам и товарным знакам (19)
Машкова н. Н. Полная энциклопедия аквариумиста. Спб.: изд-во «Сова», М.: Эксмо, 2003, с. 213, строки 15-32, с. 214, строки 1-14....
«Строки, опалённые войной» icon«История помнит» Оглавление От автора Глава I. Триумф победы Глава II. Трудный день
Великой Октябрьской социалистической революцией, гражданской войной, строительством социализма в нашей стране. Великой Отечественной...
«Строки, опалённые войной» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку я выбрала строки из двух стихотворений разных авторов. Скажите, как вы понимаете...
«Строки, опалённые войной» iconМатрицы и операции над ними Определение. Матрицей
Эти числа называются элементами матрицы. Место каждого элемента однозначно определяется номером строки и столбца, на пересечении...
«Строки, опалённые войной» iconМежду миром и войной
Программа отборочного этапа конкурса на получение подрядов на выполнение проектных и строительных работ
«Строки, опалённые войной» iconРеферат на тему «описание щита ахилла»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск