Скачать 353.81 Kb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА Направление подготовки 030900 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Профиль подготовки Гражданско-правовой Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, заочная
Москва 2012 Составитель Рабочей программы ЗАМАНСКАЯ ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных дисциплин. Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата; компетенций обучающегося, формируемых в результате освоения дисциплины (модуля); структуру и содержание дисциплины (модуля); образовательные технологии; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля); материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины (модуля). Рецензент Рабочей программы УАКИЕВ ВАЛЕРИАН САВИРОВИЧ – кандидат философских наук, профессор.
Целями освоения дисциплины (модуля) «Профессиональная этика» являются: обучающие: сформировать модель профессионального и акмеологического имиджа преподавателя в условиях современного образовательного учреждения; предложить конкретные рекомендации и методики, направленные на оптимизацию акмеологической культуры личности в условиях современного образовательно-воспитательного процесса, определив в нем место и роль этической проблематики. воспитательные: способствовать сохранению этической целостности личности учащихся и собственной в условиях информационного общества; систематически формировать у учащихся представление о необходимости «морального основания» всех поступков и действий в условиях современного мира, обнаруживая фундаментальный характер этических знаний и навыков «практической философии» для всех сфер жизни и профессиональной самореализации.
Дисциплина (модуль) «Профессиональная этика» относится к базовой части ГСЭ, изучается на 1 курсе (1, 2 семестры) учебного плана бакалавриата по юриспруденции и предваряет собой общегуманитарную и профессиональную подготовку будущих юристов. Ближайшим общегуманитарным контекстом для дисциплины (модуля) «Профессиональная этика» являются: Философия, Экономика, Логика, Политология, Культурология, Русский язык и культура речи. В учебном плане подготовки юристов отсутствует общая этика, поэтому Профессиональная этика должна быть максимально спроецирована на проблемы общей этики, которые в практической деятельности юриста, в его гражданской позиции и общественной значимости его труда будут в значительной мере определять и его авторитет в обществе, и результаты его профессиональной работы. Все перечисленные позиции теоретической и практической подготовки бакалавров являются базой «входных» знаний для освоения дисциплины (модуля) «Профессиональная этика». В их контексте четко определяются перспективные цели и задачи освоения данной дисциплины: изучить и спроецировать на собственный профессиональный опыт и теоретическую подготовку уроки профессиональной этики предшествующих эпох и разных стран, определить место и значение профессиональной этики в условиях информационного общества, соотнести принципы и требования современной профессиональной этики с императивами и категориями общей этики, максимально определить параметры личного «кодекса» профессиональной этики на предвыпускном курсе бакалавриата. В условиях, когда прежние принципы политизированной классовой морали тоталитарного общества устарели и ушли в историю вместе с самой политической системой и ее идеологическим обоснованием, а новая мораль еще не сложилась и тем более не стала внутренним моральным законом для каждого, который мог бы стать и моральным законом для всех (И.Кант), дисциплина (модуль) «Профессиональная этика» остро злободневна. Все более очевидным становится, что новая мораль в нашей стране в условиях информационного общества будет связана прежде всего со сферой трудовых отношений, профессионального самоопределения и самоосуществления личности. И эта мораль уже складывается и практикуется в сфере деловых отношений бизнеса, в сотрудничестве корпораций, фирм – от этики партнерства до этикета внешнего представительства. Трудовые кодексы предприятий, сфер трудовой деятельности становятся ежедневной и жизненно необходимой потребностью и практикой. Вместе с тем, именно информационное общество обнаруживает и формулирует ряд таких проблем этического свойства, которые неведомы были еще и весьма прогрессивно и революционно мыслящему ХХ веку. Отнюдь не фантастической, а ежедневной и повсеместной реальностью стала стремительно окружившая нас виртуальная реальность, что само по себе прекрасно. Однако современный педагог и психолог должен быть готов к тому, что ему предстоит обучать и обеспечивать «психологическое сопровождение» поколения «компьютерно» мыслящих детей, у которых сам процесс добывания знаний и информации в корне иной, нежели тот, которым шли даже нынешние двадцатилетние молодые люди: он скорее фрагментарный, нежели «линейный». И этот процесс формирует сами новые модели мышления и пути добывания знаний, которые властно распространяются и на сферу этическую. Новое общество встает перед всевластной и отнюдь не простой с точки зрения морали и критериев человечности проблемой подмены реальной действительности миром виртуальным – и не только для тинейджера («подростка играющего»), но и для любого взрослого человека, общающегося с компьютером. Ситуация пока рождает больше вопросов, нежели ответов на них. Сохранится ли вообще «человеческая» форма общения в будущем или общение виртуальное заменит ее? Какова этика этого нового, компьютерного, общения: ведь «аноним сокровенный» может получить весьма мощную психологическую власть над своим невидимым «собеседником»: как он ею распорядится? Информационно-телеграфный стиль «смайлов» и «эсэмэсок» не упразднит ли вовсе в ближайшем будущем не только необходимость высказывать чувства вербально, но и сами чувства – в том числе и те, что делают нас индивидуальностью и те, что обеспечивают нам покой добродетельной души и доброй воли все в том же кантовском значении? Наконец, насколько мы готовы встретиться с новым, и более мощным, нежели наркотическая, видом зависимости, которая еще в последние годы ХХ столетия американскими учеными тревожно была квалифицирована как инет-зависимость и приравнена именно к воздействию сильнейшего наркотического вещества? Перечисленные вопросы далеко не исчерпывают всего спектра и «веера» тревог, с которыми мир и наша страна сталкивается уже сегодня, если, конечно, не однозначно, безрассудно-радостно, а вдумчиво воспринимать все процессы и новации современной социокультурной ситуации, и прежде всего в контексте этической проблематики. Но эти вопросы и проблемы возрастут и преумножатся в геометрической прогрессии уже в ближайшем десятилетии, когда в активную жизнь начнут вступать первые «компьютерные» поколения. Таков спектр и «репертуар» вопросов, которые ставит, учит различать и осмысливать прекрасная своей актуальностью и результативностью дисциплина (модуль) «Профессиональная этика», которую необходимо вводить на всех факультетах и специальностях, дабы не отстать безнадежно от «бега времени» современной жизни. Или хотя бы успеть задать их нашим молодым коллегам, которые примут на свои плечи весь непосильный груз этих проблем и их плодов. И – успеть вместе с ними поразмышлять о том, что вне морали ни один прогресс не будет оправдан, если он приведет к разрушению человечности. А мера нашей моральности и есть мера нашей человечности.
знать: - знать и осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - место профессиональной этики в системе современной прикладной этики и в системе общей этики как «практической философии» (ОК-8); - основные исторические этапы и национальные модели профессиональной этики (ОК-8); - специфические особенности и требования к профессиональной этике в условиях информационного общества (ОК-8); - сущность профессионально-этических основ преподавательской деятельности в различных параметрах и проявлениях (ОК-5); уметь: - использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); - применить основные теоретические знания по профессиональной этике в процессе профессионального самоанализа и самосозидания (ОК-8); - владеть навыками оптимизации акмеологической культуры личности в современном образовательном пространстве (ОК-7); - вести профилактическую работу как в области профессионального самосовершенствования (проблема эмоционального выгорания, быстрое устаревание потоков информации в условиях информационного общества, напр.), так и в анализе закономерностей мышления учащихся при педагогической деятельности и управления процессами их самореализации в соответствии с этическими принципами и критериями современности (ОК-9); владеть: - навыками добросовестного исполнения профессиональных обязанностей, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и путей ее достижения (ОК-3); - культурой поведения, способами кооперации с коллегами, принципами сотрудничества в коллективе (ОК-5); - иммунитетом против любых проявлений коррупционизма, уважительно относиться к праву и закону, в полной мере овладеть гражданским принципом современного юриста: «Служа Закону – служишь Отечеству» (ОК-6); - навыками преподавания правовых дисциплин (ПК-17); - приемами организации самостоятельной работы обучающихся (ПК-18); - приемами эффективного осуществления правового воспитания (ПК-19); уметь использовать информацию учебного курса в ситуациях: - анализа и построения моделей корпоративного взаимодействия в учреждении как «по вертикали», так и «по горизонтали», добиваясь максимальной деловой продуктивности и этически корректных типов отношений; - своевременно обнаруживать, анализировать, прогнозировать и корректировать любые негативные для этической целостности личности симптомы и проявления дезинтегрирующего воздействия виртуальной действительности как на личность учащихся, так и на собственную.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа. Очная форма обучения 4 года
Заочная форма обучения 4,5 года
Заочная форма обучения 3,5 года
Заочная форма обучения (группа выходного дня) 4 года
Лекции; Семинары; Круглые столы; Анализ этических моделей однокурсников и этический самоанализ; Составление алгоритмов отношений «по вертикали» и «по горизонтали; Ситуативный анализ; Коллективное обсуждение «барьеров» общения и путей их преодоления; Регулярное использование собственного практического опыта бакалавров, полученного на практиках и в собственной трудовой деятельности; Ситуативный практикум профессионально и этически ориентированных методик и приемов общения; Дневник этического самоконтроля; Этический анализ героев и ситуаций художественной литературы.
|
Юридический факультет утверждаю Рецензент: Руденок В. П., кандидат политических наук, профессор, заведующий кафедрой тстк российской таможенной академии | Юридический факультет утверждаю Рецензент: Руденок В. П., кандидат политических наук, профессор, заведующий кафедрой тстк российской таможенной академии | ||
Юридический факультет утверждаю Рецензент: Руденок В. П., кандидат политических наук, профессор, заведующий кафедрой тстк российской таможенной академии | Юридический факультет утверждаю Рецензент: Руденок В. П., кандидат политических наук, профессор, заведующий кафедрой тстк российской таможенной академии | ||
Юридический факультет утверждаю ... | Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского Юридический факультет «Утверждаю» «система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений» | ||
Юридический факультет утверждаю ... | Юридический факультет утверждаю ... | ||
«московский психолого-социальный университет» юридический факультет утверждаю Автор-составитель – Вериго Сергей Александрович, кандидат экономических наук, доцент | Юридический факультет утверждаю Рецензент: Гендугова М. Б кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенных платежей и валютного контроля Российской таможенной... | ||
Юридический факультет утверждаю ... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Политическая мифология» | ||
Московский психолого-социальный университет юридический факультет утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». Данная программа включает в себя | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Общий менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла ооп впо | ||
Юридический факультет утверждаю «История отечественного государство и права», структуру и содержание лекционного курса, планы практических занятий, образовательные... | Н. Г. Чернышевского Юридический факультет утверждаю " " 20 г. Рабочая программа Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности «юриспруденция» и соответствует действующему учебному... |