Скачать 277.15 Kb.
|
1. Цели и задачи дисциплины Целями освоения дисциплины «Управление стрессами в трудовой деятельности» являются: освоение теоретических знаний, таких как ограничение вредоносных стрессоров, с которыми приходится сталкиваться специалисту по управлению персоналом, изучение причин возникновения и форм проявлений стрессовых состояний, приобретение умений и овладение навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами, приобретение умений и овладение навыками приспосабливаться к ситуациям, реагировать менее эмоционально на события и ограничивать длительность действия стрессоров, формирование компетенций, необходимых в профессиональной деятельности. Задачи курса:
Дисциплина «Управление стрессами в трудовой деятельности» относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла, курс по выбору студента. Изучение дисциплины «Управление стрессами в трудовой деятельности» базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения дисциплин «Конфликтология», «Социология», «Психология», «Культурология». Последующие дисциплины: «Управление офисом», «Управление трудовыми конфликтами» До начала изучения дисциплины студент должен: Знать: сущность и причины возникновения конфликта, динамику развития конфликта; Уметь: ориентироваться в конфликтных ситуациях, наиболее часто встречающихся в организации; Владеть: навыками анализа конфликтной ситуации, находить оптимальный способ ее локализации и разрешения. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
(ПК-70);
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - основные группы психических функциональных состояний работников; - стресс и дистресс в труде; - особенности коммуникативного профессионального стресса; - типы конфликтных личностей Уметь: - анализировать стресс, индивидуализировать процесс управлением времени; - противостоять стрессу, осуществлять организацию для снижения уровня стресса в рабочей среде; - ориентироваться в типах конфликтных личностей Владеть: - техниками саморегуляции в условиях коммуникативного стресса; - навыками снижения профессионального стресса, производственного конфликта 4.Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов и тем дисциплины Модуль 1.Общая теория стресса. Тема 1. Понятие и сущность стресса. Физиология и психология стресса. История изучения стресса. Чем опасен стресс? Новые направления изучения стресса. Источники стресса. Виды стресса. Физиологические аспекты стресса. Психологические аспекты стресса. Классификации копинга. Диагностика стресса. (ОК 11) Тема 2. Поведенческие модели изучения стресса. Стресс и поведение человека. Дихотомические модели анализа стресса. Различение понятий стресса и стрессора. (ОК 11) Модуль 2. Профессиональный стресс. Тема 3. Источники и развитие профессионального стресса. Цикл развития профессионального стресса. Стресс- факторы, или стрессоры. Что такое профессиональный стресс? Причины профессионального стресса. Почему нас так волнует профессиональный стресс? (ПК 70) Тема 4. Трансактный подход к изучению стресса. Когнитивная модель развития психологического стресса Р. Лазаруса. Роль субъективногообраза ситуации и факторов когнитивной оценки в развитии стрессовых реакций. Понятиестратегий совладания/преодоления стресса (копинг-механизмы), их классификация по типу основной направленности. Индивидуальные формы совладающего поведения (модель С. Хобфолла). Трансактная модель стресса Т. Кокса (ОК 11 ) Тема 5. Стрессы в профессиях «человек- человек» Рабочие факторы стресса. Характер влияния стресса на человека. Стресс руководителя. Стресс персонала. Проявления стресса. Ролевые проблемы. Неудовлетворенность работой. Рабочая среда (ОК 11) Тема 6. Синдром хронической усталости и синдром выгорания. История возникновения понятия «синдром хронической усталости». Первые признаки СХУ. Российский опыт. Причины возникновения синдрома хронической усталости. Профессиональные, возрастные и психофизические группы риска.Ключевые факторы риска. Профессиональное развитие с точки зрения риска выгорания. Трудоголизм как предпосылка синдрома профессионального выгорания. Симптомы профессионального выгорания. Основные причины(ПК 71) Модуль 3.Ресурсы преодоления стрессом. Тема 7. Стресс и организация времени. Эмоции и стресс. Учет вашего времени. Самоорганизация: ключ к умению справляться с работой. Индивидуализация процесса управления временем. Темперамент и стресс.Работа с сильными эмоциями. Работа с чужими эмоциями. Помощь человеку в экстремальной ситуации. Самозащита от негативных эмоций. Методы саморегуляции эмоциональных состояний(ПК 71) 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий для очной/ очно-заочной (вечерней)/заочной форм обучения
6. Перечень практических занятий
7.Примерная тематика курсовой работы для студентов всех форм обучения/ темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению. 7.1 Примерная тематика курсовой работы для студентов всех форм обучения Учебным планом не предусмотрено выполнение курсовой работы. 7.2. Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению. Примерная тематика контрольных работ 1. Теоретические подходы к проблеме профессионального стресса 2. Методы саморегуляции эмоциональных состояний. 3. Визуализация как метод саморегуляции и оздоровления. 4. Помощь человеку в экстремальной ситуации, вызвавшей сильные эмоции. 5. Критика как важное коммуникативное умение руководителя. 6. Трудоголизм как предпосылка синдрома эмоционального выгорания.
Методические рекомендации по написанию контрольной работы: Цель контрольной работы – изучение студентами наиболее актуальных тем дисциплины в процессе самостоятельной работы над теоретическим материалом по курсу «Управление стрессами в организации». При этом тема контрольной работы обязательно согласовывается с лектором потока, который выдает письменное задание на ее выполнение в произвольной форме. Это задание обязательно прикладывается к работе, представляемой на рецензировании. Работа может быть представлена на рецензирование, как в рукописном, так и в печатном виде. Текст должен быть написан на одной стороне листа с интервалом между строчками 10 мм (для рукописной работы) или 1,5 интервала и шрифтом 14 (для машинописной работы). Поля: слева страницы – 30 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм. Бумага используется формата А4 (210x297 мм). Общий объем контрольной работы должен составлять не менее 15 страниц машинописного текста. Нумерация страниц начинается с титульного листа. Контрольная работа по структуре должна состоять из введения, содержательной части, заключения и списка литературы, которые отражаются в плане работы. Введение является обязательной составной частью контрольной работы и отражает прагматическую ценность изучения данной учебной дисциплины в целом, а также актуальность выбранной темы. Содержательная часть подразделяется на отдельные разделы (не более трех), выделение которых помогает структурировать излагаемый материал. В тексте работы каждый ее раздел необходимо выделять соответственно оформленным заголовком. Рисунки (схемы, графики) и таблицы должны иметь сквозную нумерацию. Номер и название таблицы обозначаются вверху таблицы, номер и название рисунка – внизу. При выполнении работы желательно привести практические примеры по рассматриваемой проблеме. В заключении необходимо кратко подвести итог рассмотренным вопросам и сформулировать возможные рекомендации. На использованные при выполнении работы литературные источники и периодические издания необходимо делать в тексте работы ссылки, указывая их порядковые номера в списке литературы, который является неотъемлемой частью работы и составляется в алфавитном порядке. Таблица выбора вариантов контрольных работ
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература : 1. Иванникова Н.Н. Синдром менеджера, или профилактика профессионального выгорания. М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К»; Саратов. 2010 г. 2. Пряжникова Е.Ю. Психология труда: теория и практика. - М.: Издательство Юрайт, 2012г. 3. Ратников В.П. Конфликтология. Издательство ЮНИТИ- ДАНА 2011 г. б) дополнительная литература : 4. Бодров В.А. Информационный стресс. М., ПЭР СЭ, 2000 г. 5. Гринберг Д. Управление стрессом.- 7-е изд.- СПб.: Питер, 2004 г. 6. Грабе М. Синдром выгорания- болезнь нашего времени. СПб. : Речь, 2008 г. 7. Р. Жиордано, И. Маттей- Казали. Управление стрессом: секреты доктора coolДзена. –Ростов н/Д : Феникс, 2011 г. 8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., Наука, 1983 г. 9. Кокс Т., Маккей К. Трансактный подход к изучению стресса. В кн. «Психология труда и организационная психология. Хрестоматия» (под ред. А.Б. Леоновой и О.Н. Чернышевой). М., Радикс, 1995 г. в) программное обеспечение - текстовой редактор MicrosoftWord; - операционная система WindowsXP. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы * AARP www.aarp.org/confacts/health/stress.html Как распознавать, контролировать и снижать стресс. Сайт включает список Интернет- ресурсов для получения дополнительной информации 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: - компьютер с процессором не ниже PentiumIV; - мультимедиа – проекторы; - экран. 11. Образовательные технологии: - лекции: мультимедиа технологии; - семинарские занятия: дискуссии, диспуты; - практические занятия: упражнение «Техника регуляции эмоционального напряжения» тема № 2, деловая игра «Представь себя другим» тема № 5, тест «Являетесь ли вы трудоголиком?» тема № 6, разбор ситуаций тема № 7. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, 40% 12. Оценочные средства (ОС): 12.1.Оценочные средства для входного контроля: 1. Дайте определение понятию стресс. 2.Нужно ли избегать стресса? 3. Всегда ли вредны отрицательные эмоции? 4. Представители, каких профессий больше подвержены стрессу? 5. Влияет ли самооценка личности на ее стрессоустойчивость? 6. Как стресс может повлиять на работоспособность человека? 7. Влияние стресса на здоровье? 12.2. Оценочные средства текущего контроля: Вопросы:
Темы рефератов:
Упражнение «Техники регуляции эмоционального напряжения»
После этого упражнения каждый студент должен придумать ситуацию, где будет отражено три техники по выбору. Деловая игра «Представь себя другим»: Очень необычный способ представления , который дает возможность говорящему отстраниться от своей реальной биографии и посмотреть на себя по- новому. Участники игры разбиваются по парам. Каждый игрок должен придумать историю своей жизни, которая могла бы случиться, если бы он выбрал другой жизненный путь, принимал другие решения в сложных жизненных ситуациях, опирался на другие свойства своей личности. История должна быть как правдоподобная, сам рассказчик должен казаться искренним. Он волен изменять все, что угодно, в своей биографии: профессиональную деятельность, обстоятельства жизни, взаимоотношения и т.д. Участники игры должны быть как можно более непринужденными и не обдумывать свой рассказ слишком долго. Каждый игрок говорит в течение 10 минут. Теперь каждый слушавший делится с говорящим своими впечатлениями о рассказе. Игроки должны высказать свои предположения о подлинной биографии своих партнеров. На выполнение этого задания каждый игрок получает 5 минут. Следующий этап: ?»игроки рассказывают свою настоящую жизненную историю. Затем все члены группы собираются вместе, каждый делится своим впечатлением от игры. Тест «Являетесь ли вы трудоголиком Как узнать, являетесь вы трудоголиком или нет? Ответьте на следующие 7 вопросов. 1) Вы получаете больше удовольствия от своей работы, чем от общения с семьей и друзьями? 2) Вы берете работу на выходные, на праздники или в кровать (например, с ноутбуком в кровати читать документы)? 3) Работа является для вас самым любимым занятием, о котором вы больше всего разговариваете? 4) Вы работаете больше 40 часов в неделю? 5) Вы превращаете ваше хобби в венчур? 6) Ваши друзья и семья уже никогда не ждут вас во время с работы? 7) Вы берете дополнительную работу, потому что не знаете чем заняться? Если из 7 этих вопросов вы ответили положительно на три, то вы, вероятно, являетесь трудоголиком. 12.3. Оценочные средства для самоконтроля обучающихся 1. Проанализируйте, какой тип стрессогена действует на работников следующих типов организации труда: а) офисные служащие, работающие с клиентами с фиксированным рабочим днем б) сотрудники работающие «по вызову» клиента с ненормированным рабочим днем в) сотрудники, работающие в режиме «проектной деятельности», - продумайте предложения по оптимальной организации труда каждого из типов служащих с целью снижения влияния на них обнаруженных стрессогенов. 2. Объясните с точки зрения психофизиологии выражение «Бегом от стресса». В чем ее позитивный и негативный смысл? 3. Назовите критерии оценки влияние стресса на здоровье человека? 4. Какие существуют стадии переживаний критических жизненных ситуаций? 5. Рассказать о понятии «синдром хронической усталости»? 11.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации (в форме экзамена): 1. Проблема стресса в жизни современного общества. Основные сферы изучения стресса в прикладных психологических исследованиях 2. Стресс и адаптация. Уровни адаптации и формы проявлений дезадаптации на личностном и поведенческом уровнях 3. Стресс и здоровье человека. Понятие психического здоровья 4. Критерии оценки влияния стресса на здоровье человека 5. История развития исследований стресса в физиологии и психологии. Основные этапы 6. Классическая концепция стресса Г. Селье. Общий адаптационный синдром, основные закономерности проявлений и развития 7. Вклад естественнонаучной традиции в развитие психологических исследований стресса 8. Физиологический и психологический стресс, различия в механизмах формирования 9.Основныесубсиндромы проявлений стресса. Связь с успешностью поведенческой адаптации 10.Комплексный подход к анализу проявлений стресса 11.Основные классы диагностических методов, примеры конкретных методик 12.Способы интеграции данных в зависимости от типа диагностических задач 13. Основные современные подходы к изучению стресса. Сравнительная характеристика подходов 14. Экологический подход к изучению стресса 15. Трактовка понятия стресс в рамках парадигмы соответствия «личность-среда» и методология исследований 16. Когнитивная модель психологического стресса Р. Лазаруса 17. Субъективный образ проблемной ситуации и роль механизмов когнитивной оценки в формировании стрессовых реакций 18. Стратегии преодоления стресса (копинг-механизмы). Индивидуальные стили «совладающего поведения» (модель С. Хобфолла). Возможности целенаправленного формирования адекватных стратегий преодоления стресса 19. Трансактный подход к изучению стресса. Модель Т. Кокса и возможности ее практического использования 20. Регуляторный подход к изучению стресса 21. Синдромы острого и хронического стресса, их негативные последствия 22. Понятие «экстремальности» и экстремальных условий деятельности. Абсолютная и относительная экстремальность 23. Классификация факторов прямого и опосредующего влияния на степень экстремальности ситуации 24. Стресс и состояния психической напряженности 25. Операциональная и эмоциональная напряженность, роль мотивационно-личностных факторов в их развитии 26. Формы проявления состояний эмоциональной напряженности 27. Стадии переживания критических жизненных ситуаций (модель Хоровитца) 28. Закономерности динамики и психологическая характеристика каждой из стадий. Особенности психологической помощи на каждой из них 29. Основные психологические составляющие переживаний хронического стресса 30. Фиксация негативных проявлений в форме устойчивых индивидуально-личностных характеристик поведенческих нарушений 31 . Изменения в поведении при длительном переживании стресса 32.Формирование поведенческих риск-факторов для здоровья человека. Тип А поведения 33. Развитие личностных деформаций в процессе длительного переживания стресса. Синдром выгорания 34. Развитие пограничных невротических состояний как следствие интенсивного переживания стресса 35. Охарактеризуйте понятие посттравматический стресс 36. Проблема управление стрессом 37. Взаимосвязь диагностической и профилактической направленности работы как основа современных технологий стресс-менеджмента 38. Психопрофилактика и коррекция стресса. Объектная и субъектная парадигмы 39. Общая классификация методов борьбы со стрессом 40. Опосредующие методы профилактики и коррекции стресса (объектная парадигма). Примеры используемых средств 41. Непосредственные методы воздействия на состояние человека. «Пассивный» и активный субъект психопрофилактики 42. Примеры средств «внешнего» воздействие на состояние человека 43. Психологическая саморегуляция состояний. Основные классы методов и техник 44. Программы обучения навыкам саморегуляции и управления стрессом 45. Организационные формы использования методов профилактики и управления стрессом в прикладных условиях 46.Оценка эффективности использования методов оптимизации состояния человека при проведении индивидуальной и групповойпсихокоррекционной работы 47. Цикл развития профессионального стресса 48. Дайте характеристику профессионального стресса 49. Что такое профессиональные стрессоры 50.История возникновения понятия «синдром хронической усталости» 51.Причины возникновения синдрома хронической усталости 52. Дайте характеристику профессиональному синдрому выгорания 53. Симптомы профессионального выгорания 54. Методы саморегуляции эмоциональных состояний 55. Стрессы и их роль в менеджменте 56. Причины возникновения информационных стрессов 57. Особенности профессиональных стрессов у менеджеров 58. Воздействие запахов на организм человека 59. Управление конфликтами и стрессами 60. Охарактеризуйте понятие стрессор Пример задания для проверки уровня сформированности компетенций: Ситуация для анализа: Изменения скучной по содержанию работыВесной 2005 г. служащие отдела гарантийных писем Первого Национального Банка в Чикаго заполнили анкеты, выясняющие степень их удовлетворенности работой. Результаты анкеты показали, что до 80% служащих были не удовлетворены своей работой. У руководства также вызывала озабоченность низкая производительность их отдела, к тому же часто поступали жалобы от клиентов на опоздания и ошибки в работе. С помощью специалиста по организационному развитию, служащие выяснили, что причиной их неудовлетворенности является однообразная работа с бумагами, напоминающая работу на конвейере. Служащие чувствовали, что они работают на производстве, где гарантийное письмо готовится по крайней мере 10 людьми, и каждый из них вносит в эту подготовку свою долю, зачастую не равную доле других. Так, например, одна из работниц только закладывала ленту в машину телетайпа. Служащие пожаловались специалисту-консультанту, что задания были настолько раздроблены, что они редко понимали общий смысл своей работы. Но они чувствовали, что этот раздробленный процесс был не только медленным, но и дорогим и вел к большому количеству ошибок, совершаемых в их отделе при подготовке документов. Они были убеждены, что производительность и качество станут лучше, если содержание работы будет пересмотрено. На протяжении нескольких последующих месяцев и при участии всех работников были пересмотрены все задания-операции и многие из тех, которые до того выполнялись раздельно, были объединены, что позволило создать полный цикл с более высоким уровнем ответственности. Служащие прошли переподготовку с целью |
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп Дисциплина «История» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ооп | «История России» Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | ||
Задачами являются Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | Программам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе дисциплины «Деловая культура» Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, в модульной структуре ооп | ||
«История» по направлению подготовки 081100 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | Аннотация к рабочей программе по дисциплине Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | ||
Программам дисциплин (модулей) Аннотация к рабочей программе Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | Программам дисциплин (модулей) Гуманитарный, социальный и экономический цикл Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | ||
Программам дисциплин (модулей) Гуманитарный, социальный и экономический цикл Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | ||
Аннотация к программе дисциплины «История» по направлению подготовки... Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ооп | 1. Место дисциплины в структуре ооп подготовки бакалавра | ||
1. Место дисциплины в структуре ооп подготовки бакалавра | Место дисциплины в структуре ооп Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) | ||
2. Место дисциплины в структуре ооп Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) | Место дисциплины в структуре ооп Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) |