Теория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе обж/нвп





Скачать 289.49 Kb.
НазваниеТеория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе обж/нвп
страница1/3
Дата публикации13.08.2013
Размер289.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3
Теория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе ОБЖ/НВП
Диагностика является обязательным компонентом процесса обучения, с помощью которого определяется достижение поставленных целей образовательного процесса. Образовательная диагностика охватывает различные сферы: психологическую, дидактическую, педагогическую.

Образовательная диагностика – это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагогов с целью анализа, корректировки и оценивания процесса обучения.

Диагностика – это точное определение результатов дидактического процесса.

В понятие диагностика вкладывается не только проверка ЗУН учащихся, но и рассматривает процесса обучения с учетом способов их достижения, выявляет тенденции и динамику дидактического процесса.

Диагностика образовательной деятельности включает в себя контроль, проверку, оценивание знаний, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование и выявление динамики, тенденций дидактического процесса. В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание ЗУН учащихся. Выявление и измерение называют проверкой. Проверка имеет целью определение уровня обученности ученика и объема его учебного труда.

Контроль обеспечивает обратную связь, т.е. получение информации о результатах учебной деятельности обучаемых. Контроль показывает ученику насколько он успешно и плодотворно поработал, удачно ли использовал возможности педагогического процесса.

Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.

Оценка - это процесс, деятельность, или действие по оцениванию проявляемого качества чего-либо или уровня достижений ученика. Отметка выступает как результат этого процесса и выражается количественно (балльная система).

Виды контроля: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый.

Предварительный контроль осуществляется вначале учебного года, или перед изучением новых разделов с целью зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, уровень его ЗУН, связанные с предстоящей деятельностью.

Текущий контроль – это систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль проходил на каждом уроке. Возможными формами такого контроля выступают: опрос, выполнение тестов, решение задач, взаимоконтроль учеников в парах, самоконтроль ученика.

Повторный контроль – проверка знаний учеников параллельно с изучением нового материала.

Периодический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса с целью диагностирования качеств усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного материала.

Тематический контроль осуществляется после изучения темы или раздела и направлен на систематизацию знаний учащихся.

Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия или учебного года. Он может иметь форму контрольной работы, зачета, экзамена, защиты творческой работы. Данный вид контроля направлен на комплексную проверку ЗУН по всем ключевым целям и направлениям.

Контроль осуществляется в различных формах и подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.
Попробуем определить, что же собой представляют понятие тест и тестирование. В узком смысле тестирование в педагогике означает использование стандартизированных педагогических тестов для измерения и оценки результатов обучения. В широком смысле тестирование – это любое испытание с целью измерения школьных достижений.

Тест позволяет по результатам выполнения тестовых заданий объективно измерить уровень подготовленности учащихся по конкретным темам или разделам учебной программы. Основная задача тестов определение уровня подготовки учащихся и оценка качества знаний.

Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

Тест – это система заданий, позволяющий измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных качеств, способностей и особенностей личности.

Педагогическое тестированиесовокупность методических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических тестов, подготовку и проведение стандартизированной процедуры измерения уровня подготовки испытуемых, а также обработку и анализ результатов.

Тестовый контроль является одной из форм объективизации оценки качества знаний учащихся. Его уровень организации оказывает оптимизирующее влияние на познавательную деятельность ученика. Тестирование является одним из средств контроля и оценки знаний учащихся, который позволяет проверить значительный объем знаний учащихся и учитывает их индивидуальные особенности. Систематическое применение тестов формирует у учащихся дисциплинированность, самостоятельность. Этот метод широко используется как в России, так и за рубежом.

Вместе с тем тестирование имеет и ряд недостатков:

- трудно проверить глубину понимания вопроса;

- логику мышления;

- вероятность случайности;

- нет возможности проверить творческое применение усвоенных знаний в новых ситуациях.
Классификация тестов

В классификации тестов в настоящее время сложились 2 подхода:

- тесты, ориентированные на критерий (критериально - ориентированные тесты);

- тесты, ориентированные на норму (нормативно-ориентированные тесты).

Появившись как разные подходы к анализу результатов тестирования, отражающие разные основания для сравнения, сейчас эти два подхода определяют разницу на большинстве этапов создания теста.

С точки зрения интерпретации результатов для критериально-ориентированного теста вывод выстраивается вдоль логической цепочки: задания, ответы, выводы о соответствии испытуемого заданному критерию.

Для нормативно-ориентированного теста вывод достраивается рейтингом: задания, ответы, выводы о знаниях испытуемого, рейтинг, понимаемый как вывод о месте или ранге испытуемого.





Тестирование на основе нормы

Тестирование на основе критерия

  1. Основной вид использования

Обзорное тестирование

Тестирование на основе владения материалом

  1. Основное значение

Оценить индивидуальные различия в уровне достигнутых знаний.

Описать задачи, которые учащийся может выполнить.

  1. Обработка результатов

Сравнение индивидуальных результатов с результатами других членов группы.

Сравнение результатов с четко определенной областью достижений.

  1. Диапазон охвата

Охватывает широкую область учебных достижений.

Фокусируется на ограниченном наборе учебных задач.

  1. Характер тестового плана

Обычно используется таблица спецификаций.

Принимается во внимание детальная область спецификаций.

  1. Процедура подбора вопросов

Отбираются вопросы, обеспечивающие максимальное разнообразие в индивидуальных оценках (для достижения более высокого разнообразия в оценках) легкие вопросы обычно не включают в тест.

Включаются все вопросы необходимые для адекватной оценки. Не делаются попытки изменить сложность вопроса или исключить легкие вопросы.

  1. Стандарты выполнения

Уровень выполнения теста определяется относительно позиции в группе (пятое место в группе из двадцати).

Уровень выполнения теста определяется исходя из абсолютных стандартов (владение материалом демонстрируется определением 90% технических терминов).


Приступая к построению системы тестирования, необходимо определить те цели, подходы и область применения тестового инструментария. Вариант и способ создания тестов будет зависеть от того, как широко мы планируем использовать создаваемый тестовый инструмент.

Кроме приведенных подходов, тесты можно классифицировать по целому ряду оснований.

  1. По процедуре создания могут, будь выделены стандартизированные и не стандартизированные тесты.

  2. По средствам предъявления:

- бланковые (тесты «бумага» и карандаш»);

- предметные – в которых необходимо манипулировать материальными объектами, результативность выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий;

- аппаратурные – тест с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти;

- практические – сходы с лабораторными работами, но снабжены инструкциями и имеют тестовое оснащение.

Для нужд образования подходит любой из способов тестирования, но нужно помнить, что предъявляя один и тот же тест в разных формах, мы получим разные результаты. Нельзя сравнивать результаты тестирования, полученные в результате разных способов предъявления.

  1. По направленности, т.е. по тому, что именно предлагается изучать с помощью данного теста:

- тесты интеллекта;

- тесты достижений;

- личностные тесты.

  1. По характеру действий:

- вербальные (связанные с необходимостью произведения умственных действий – словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний);

- невербальные (практические), связанные с практическим манипулированием предметами – карточками, блоками, деталями.

  1. По ведущей деятельности:

- тесты скорости (время решения теста сильно ограничено, что невозможно решить все задачи за отведенное время);

- тесты мощности (время решения теста не ограничено и включает трудные задачи);

- смешанные тесты (включают черты предыдущих тестов).

Эти тесты наиболее часто встречаются на практике, к ним относится большинство тестов школьных достижений.

  1. По целям использования (только для тестов в системе образования):

- знаний или поведения обучающегося в начале обучения (определяющий тест);

- трудности обучения и их источники во время обучения (диагностический тест);

- основные достижения в конце обучения (суммирующий тест).

Тест составляется таким образом, что отражает усвоение учащимися знаний, умений, навыков по тем учебным элементам, которые в данном учебном предмете являются целью обучения.

Классификация тестов по В.П. Беспалько аналогична классификации уровней усвоения.

Тесты 1 уровня предназначаются для проверки умений с подсказкой, включают тесты на опознание, на различение, на классификацию.

Тесты 2 уровня выявляют умение учащихся использовать алгоритм деятельности. В качестве тестов используются типовые задачи.

Тесты 3 уровня направлены на выявление готовности к продуктивным действиям эвристического типа, задаются нетипичные задачи и ситуации.

Тесты 4 уровня направлены на выявление творческих умений: задачи, алгоритмы, решения которых неизвестны.

Американский психолог Б. Блум предложил классификацию тестов по учебным целям. Им выделено 6 категорий учебных целей:

  1. Знание – воспроизведение учебного материала. Ключевые слова для тестовых заданий этого уровня: соотнесите, сформулируйте, назовите, расскажите.

  2. Понимание – способность понимать значение изучаемого материала. Ключевые слова: объясните смысл, покажите взаимосвязь, суммируйте.

  3. Применение – умение использовать изученный материал в конкретных условиях. Ключевые слова: продемонстрируйте, объясните цель применения.

  4. Анализ – умение разбивать материал на составляющие. Ключевые слова: объясните причины, классифицируйте, сравните, объясните, как и почему.

  5. Синтез – умение комбинировать элементы. Ключевые слова: предложите, придумайте, установите причины и предложите закономерность.

  6. Оценка – умение оценивать значение того или иного материала для данной конкретной цели. Ключевые слова: установите критерий, оцените проблему, выскажите замечания и т.п.

Подходы В. Беспалько и Б. Блума широко используются при составлении тестовых заданий. В практике чаще всего применяются тесты трех уровней.

Уровень А – задание рассчитанное на усвоение основных понятий, на простое отображение материала.

Уровень Б – включает более сложные задания на 2 - 4 логических шага. Их выполнение требует умения применять знания в стандартных ситуациях.

Уровни А и Б содержат упражнения и вопросы обязательных результатов обучения.

Уровень С – это задания, решение которых требует творческого использования приобретенных знаний, позволяет выявить умения применять знания на практике.

При создании тестов школьных достижений одним из важнейших факторов, является время. Время является фактором, который определяет качество получаемых в процессе тестирования результатов. Каждый тест имеет оптимальное время для тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста.
Общие подходы к разработке тестов

Полный перечень этапов создания тестового инструментария, апробированный в течение нескольких лет выглядит следующим образом:

- определение целей тестирования;

- определение ресурсных возможностей разработчиков;

- отбор содержания материала;

- конструирование технологической матрицы и ее экспертиза;

- составление тестовых заданий и их экспертиза;

- построение выборки для апробации заданий и тестов;

- компоновка заданий для апробации;

- апробация тестовых заданий;

- определение и расчет показателей качества теста;

- отбраковка заданий и составление теста;

- апробация теста;

- определение и расчет показателей качества теста;

- составление окончательного варианта теста;

- стандартизация теста;

- нормирование теста;

- оснащение теста.

Этапы разработки тестов для разных целей использования должны быть различны. Тесты для текущего контроля знаний и итогового должны различаться.
Схема этапов составления тестов для тестов разного уровня применения

Уровень применения

Используется

педагогом для профессиональных нужд

Используется для внутренних нужд школы

Используется для проведения вступительных экзаменов

Используется для итоговой аттестации

1.Определение целей тестирования

да

да

да

да

2.Определение ресурсных возможностей разработчиков (разница в необходимости привлечения разных специалистов)




желательно

да

да

3.Отбор содержания материала

да

да

да

да

4.Конструирование технологической матрицы и их экспертиза

желательно

да

да

да

5.Составление тестовых заданий и их экспертиза

да

да

да

да

6.Построение выборки для апробации заданий и тестов




да

да

да

7.Компоновка заданий для апробации

да

да

да

да

8.Апробация тестовых заданий

да

да

да

да

9.Определение и расчет показателей качества тестовых заданий

желательно

желательно

да

да

10.Отбраковка заданий и составление теста

да

да

да

да

11.Апробация теста

желательно

желательно

да

да

12.Определение и расчет показателей качества теста







да

да

13.Составление окончательного варианта теста

да

да

да

да

14.Стандартизация теста




да

да

да

15.Нормирование теста










да

16.Оснащение теста




желательно

да

да
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе обж/нвп iconУчебник для общеобразовательных школ. М., Аст, 2008г Виноградов В....
Целью тестирования является выяснение уровня усвоения учащимися по изучаемому предмету. Тесты состоят из 10 вопросов. Применение...
Теория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе обж/нвп iconРазличные формы и методы контроля знаний учащихся Различные формы...
Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля...
Теория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе обж/нвп iconТестирование как технология контроля уровня иноязычной коммуникативной компетенции учащихся
На выполнение задания в форме тестов по курсу «Управленческая психология» отводится 120 минут
Теория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе обж/нвп iconМониторинг уровня обученности как одно из условий результативности подготовки
Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;...
Теория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе обж/нвп iconУченым Советом " утверждаю"
Целью использования балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов является обеспечение объективности процедуры оценки...
Теория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе обж/нвп iconМеждународная заочная научно-практическая конференция «актуальные...
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Теория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе обж/нвп iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование тестов как одна из форм контроля знаний и умений учащихся на уроках математики
Теория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе обж/нвп icon4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Проверка прочности знаний, уровня речевых навыков и умений студентов осуществляется в форме текущего, промежуточного и итогового...
Теория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе обж/нвп iconСредства и приемы применения технологии альтернативного оценивания...
По мнению учащихся, одним из наиболее частых нарушений их прав в школе, является необъективность оценки учителем знания или умения...
Теория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе обж/нвп iconРабочая программа по географии для учащихся 5 6 классов Структура программы
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Теория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе обж/нвп iconДемонстрационный вариант диагностической работы по русскому языку для учащихся 5 классов
Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;...
Теория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе обж/нвп iconАнализ государственной итоговой аттестации учащихся моу «Гимназия №3» 2011-2012 учебный год
Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;...
Теория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе обж/нвп icon«Статистический анализ использования различных видов тестов в образовательной...
Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе требований фгос ноо, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой...
Теория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе обж/нвп iconУчебно-методический комплекс по дисциплине современные средства оценивания...
Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг;...
Теория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе обж/нвп iconЛитература 14 >10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:...
Целью изучения является : приобретение теоретических знаний и практических умений и навыков в области товарного менеджмента, приобретение...
Теория и практика использования тестов, как средства контроля и оценки уровня знаний учащихся в курсе обж/нвп iconУроков обж цель проверки
С 16 апреля по 4 мая 2012 года по плану внутришкольного контроля заместителем директора по увр были посещены уроки обж в 8,-10-х...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск