Скачать 158.63 Kb.
|
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная буровая практика Специальность: 130102 «Технологии геологической разведки» Специализация: «Технология и техника разведки МПИ», Квалификация (степень) выпускника: специалист Форма обучения: очная Составитель: профессор Н.И. Васильев Санкт-Петербург 2012 Составитель: профессор Н.И. Васильев 1. Цели и задачи дисциплины: Цель практики: ознакомление студентов с основными технологическими процессами, инструментом и оборудованием, применяемым для бурения скважин различного назначения, особенностями техники и технологии бурения скважин на твердые полезные ископаемые и воду. Задачи: освоение студентами практических навыков и приемов работы с буровыми инструментами и буровым оборудованием. . 2. Место дисциплины в структуре ООП: Содержание учебной практики базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а знания, умения и навыки, полученные при её прохождении, будут использованы в процессе освоения специальных дисциплин, при подготовке и защите курсовых работ по специальности. Практика проходит после второго семестра на буровом полигоне «Нефтяник». Прохождение и успешная аттестация по учебной практике, наряду с другими дисциплинами, являются необходимыми для освоения специальных дисциплин. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-9, ОК-12, ОК-21, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-11, ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-25, ПК-28, ПСК-4.4, ПСК-4.5, ПСК-4.6, ПСК-4.7. В результате прохождения практики студент должен:
4. Объём дисциплины и виды учебной работы Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы. 3. Объём дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание учебных практик 4.1. Содержание разделов учебной практики
4.2. Оформление результатов практики По окончании практики каждой бригадой составляется отчет объемом 10-15 стр. В состав отчета входят: титульный лист; введение (цель и задачи работ, место проведения, состав бригады; личное участие каждого студента в работе); общая характеристика условий проведения работ, заключение (оценка итогов практики студентами). 4.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.Содержание разделов практики Раздел. 1. Обзорная лекция. Рассматривается классификация буровых установок по назначению и типам вращателей;.основной породоразрушающий инструмент для вращательного бурения (алмазные и твердосплавные коронки, шарошечные и лопастные долота); бурильные трубы и их соединения; колонковые наборы и способы отборы керна; основные положения техники безопасности при проведении буровых работ. Раздел. 2. Комплект ручного бурения, мотобур и установка УКБ-12/25. Изучаются: комплект ручного бурения «Геолог» (бурильные трубы, приспособления для их вращения, инструмент для отбора образцов горных пород – ложка, змеевик); мотобур М-1 (двигатель «Дружба-4», комплект шнекового инструмента); буровая установка УКБ-12/25 (общее устройство, кинематическая схема подвижного вращателя, комплект шнекового и колонкового инструмента). Бурение скважин глубиной до 5-10 м с отбором образцов горных пород. Раздел.3. Буровая установка УПБ-100. Изучаются: кинематическая и гидравлическая системы установки; система подачи; подвижный вращатель; легкосплавные бурильные трубы ЛБТН-42; инструмент для ручного свинчивания и развинчивания бурильных труб; твердосплавные коронки. Бурение скважины глубиной до 10-15 м. Раздел. 4. Буровая установка УКБ-4П. Изучаются: расположение бурового оборудования, кинематическая и гидравлическая системы бурового станка СКБ-4; буровая мачта МРУГУ-3, способы приведения ее в транспортное и рабочее положение, в т.ч. для бурения наклонно-направленных скважин; талевая система; устройство полуавтоматического элеватора и наголовников для бурильных труб; стальные бурильные трубы МЗ-50; комплект шарнирных ключей для работы с бурильными, колонковыми и обсадными трубами; технология бурения твердосплавными коронками; конструкции скважин; устройство защитного заземления. Раздел. 5. Буровая установка УКБ-200/300С. Изучаются: особенности расположения бурового оборудования на самоходной установке; операции по приведению установки в рабочее и транспортное положение; общее устройство дизельного двигателя Д-37, его запуск и остановка; кинематическая и гидравлическая системы станка СКБ-3; конструкция мачты МР-6; устройство труборазворота РТ-300 с гидроприводом; устройство плунжерного бурового насоса НБ3-120/40; стальные бурильные трубы МЗ-42; комплект инструмента для бурения твердосплавными коронками; аварийный инструмент и методы ликвидации аварий; способы ликвидации поглощений очистного агента. Бурение скважины глубиной до 10-15 м. Раздел. 6. Буровая установка УРБ-3А3. Изучаются: особенности расположения бурового оборудования; кинематическая и гидравлическая системы установки; конструкция буровой мачты, операции по приведению установки в рабочее и транспортное положение; общее устройство дизельного двигателя Д-54 и пускового двигателя ПД-1; устройство ротора; ведущая, бурильные и утяжеленные бурильные трубы для роторного бурения; шарошечные долота; конструкции скважин на воду; фильтры водозаборных скважин; технология роторного бурения; способы цементирования обсадных колонн и тампонажные растворы. Раздел. 7. Буровая установка УРБ-2А2 (КГК-100). Изучаются: особенности бурения скважин с непрерывным транспортированием керношламового материала потоком очистного агента; расположение бурового оборудования на автомобиле ЗИЛ-131; кинематическая и гидравлическая системы установки; устройство вращателя и элеватора; устройство бурового насоса НБ4-320/63; конструкции двойных бурильных труб; специальный породоразрушающий инструмент; специальное оборудование для обезвоживания и приема керношламового материала; технология бурения скважин с гидротранспортом керна. Бурение скважины глубиной до 15-20 м. Раздел. 8. Стенд для алмазного бурения, станок СКБ-4. Изучаются: конструкции алмазных коронок, колонковых наборов и специальный инструмент для работы с ними; выбор осевой нагрузки и частоты вращения при алмазном бурении; контроль состояния коронок и виды их износа; комплект инструмента для бурения снарядами со съемным керноприемником (ССК и КССК); технология алмазного бурения. Бурение по монолитам с отбором керна. Раздел. 9. Буровая установка и УБП-15М. Изучаются: кинематические схемы ударно-канатных установок; устройство двигателя УД-2М; инструмент (долота, ударные штанги, ножницы, канатные замки, желонки, грунтоносы, инструмент для забивания обсадных труб), технология ударно-канатного бурения в различных геолого-технических условиях. Бурение скважины глубиной до 5-10 м. Раздел. 10. Приборы для определения параметров буровых растворов. Изучаются: материалы для приготовления глинистых растворов и приборы для определения их свойств (ареометр АБР-1, вискозиметр СПВ-5, отстойник ОМ-2 для определения содержания песка, цилиндр ЦС-2 для определения стабильности глинистого раствора, прибор СНС-2 для определения статического напряжения сдвига раствора, прибор ВМ-6 для определения водоотдачи раствора); классификация и разновидности химических реагентов для регулирования параметров буровых растворов. Раздел. 11. Монтаж и ремонт бурового оборудования. Изучаются: способы транспортирования и монтажа передвижных буровых установок; приемы разборки и сборки коробок перемены передач буровых станков и насосов, вращателей шпиндельных станков. Раздел. 12. Составление отчета по практике и его защита. Отчет составляется один на учебную бригаду, защита отчета осуществляется индивидуально. Отчет по практике является официальным документом, подтверждающим выполнение студентом программы учебной практики. Его составление способствует углублению теоретических знаний, полученных в институте. Основой для составления отчета служит дневник практики и фактический материал, с которым студент знакомится во время прохождения практики. 6. Организация и порядок прохождения практики Учебная буровая практика выполняется под руководством преподавателей института. Руководитель практики контролирует обеспечение нормальных условий быта студентов, проведение обязательных инструктажей по технике безопасности и охране труда, выполнение студентами правил внутреннего распорядка и консультирует студентов по вопросам прохождения практики и сбору материалов. При прохождении практики студенты делятся на бригады по пять-шесть человека, в каждой из которых назначается бригадир, отвечающий за дисциплину, своевременное получение учебного задания и распределение работ по оформлению отчета бригады. Учебная практика проходит под контролем двух видов: ежедневного и заключительного. Ежедневный контроль ведется руководителем практики и старостой группы. Он заключается в учете присутствия студентов на практике, а также в проверке правильности и своевременности ведения дневников практики. Дневник практики студенты ведут индивидуально, в них в хронологическом порядке отражается главное, что освоено в течении дня. После прохождения практики студент должен уметь описывать основные технологические процессы бурения скважин. Заключительный контроль по результатам практики осуществляется руководителем на основании коллективно составленного технического отчета бригады. 7 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики а) основная литература 1. Разведочное бурение: Учеб. для вузов / А.Г. Калинин, О.В. Ошкордин, В.М. Питерский, Н.В. Соловьёв. М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2000. 2. Бурение разведочных скважин. Учеб. для вузов / Н.В. Соловьёв, В.В. Кривошеев, Д.Н. Башкатов и др. / М., Высш. шк. 2007. 3. Сулакшин С.С. Бурение геологоразведочных скважин. М.: Недра, 1994. б) дополнительная литература 1. Башкатов Д.Н. Специальные работы при бурении и оборудовании скважин на воду / Д.Н. Башкатов, С.Л. Драхлис, В.В. Сафронов и др. М.: Недра, 1988. 2. Башкатов Д.Н., Панков А.В., Коломиец А.М. Прогрессивная технология бурения гидрогеологических скважин. М.: Недра, 1992. 3. Буровой инструмент для геологоразведочных скважин. Справочник / Под редакцией Н.И. Корнилова. М.: Недра, 1990. 4. Кудряшов Б.Б., Яковлев А.М. Бурение скважин в осложнённых условиях. М., Недра, 1988. 5. Михайлова Н.Д. Техническое проектирование геологоразведочных скважин. М., Недра, 1985. 6. Ребрик Б.М. Бурение инженерно-геологических скважин. Справочник. М.: Недра, 1990. 7. Справочник инженера по бурению геологоразведочных скважин. В 2 томах / Под общей ред. проф. Е.А. Козловского. М., недра, 1984. 8. Справочник по бурению геологоразведочных скважин. Главный редактор,, проф. Е.И. Козловский. СПб., ООО «Недра», 2000. 9. В.Х. Исаченко Инклинометрия скважин. М., Недра, 1987. 10. Морозов Ю.Т. Методика и техника направленного бурения на твёрдые полезные ископаемые. Л., Недра, 1987. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебно-научный полигон «Нефтяник», специализированная лаборатория, оснащенная приборами для определения физико-механических свойств горных пород, специализированная лаборатория, оснащенная приборами для определения структурно-реологических. Буровые установки:
Комплект приборов для определения параметров промывочных жидкостей (ареометр АБР-1, вискозиметр СПВ-5, прибор для определения водоотдачи ВМ-6, отстойник ОМ-2, цилиндр ЦС-2, прибор СНС-2). Материалы: глинопорошок бентонитовый, КМЦ-500, сода кальцинированная 9. Методические рекомендации по организации учебной практики Программа предусматривает возможность проведения учебной практики в рамках традиционной групповой системы обучения. При этом проведение учебной практики рекомендуется для специалистов по окончании II семестра. Разработчик: Горный университет Зав. кафедрой бурения скважин Н.И. Васильев |
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Специализация 130102. 65. 00. 03 «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых» | Инфраструктура геофизических гис кафедры технологии геологической разведки ни иргту Национальный Исследовательский Иркутский Государственный Технический Университет, belor | ||
Рабочая программа учебной дисциплины геофизические методы поисков... Зав кафедрой геофизических и геохимических методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых, профессор А. С. Егоров | Педагогическая практика по информатике Направление подготовки Эвм, операционные системы, сети и интернет технологии); курсы методики обучения и воспитания (информатика), педагогики и психологии,... | ||
Задание по педагогике Эвм, операционные системы, сети и интернет технологии); курсы методики обучения и воспитания (информатика), педагогики и психологии,... | Рабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в... Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального... | ||
Самостоятельная работа 36 часа итого 72 часа форма обучения очная... В результате освоения данной дисциплины студент приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц2, Ц4 и Ц5... | Рабочая программа учебной дисциплины теория управления Учебная практика оформляется в тетради или на листах формата А4 в соответствии с заданиями | ||
Рабочая учебная программа дисциплины (модуля) "Материаловедение и... Направление подготовки (специальность) 150100. 62 Материаловедение и технологии материалов | Аннотация рабочей программы дисциплины Специальность 130201- геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых | ||
Согласно учебному плану учебная практика и практика по профилю специальности... Продавец продовольственных товаров, 12721 «Кассир торгового зала)» 3 недели проводится в 1 семестре: производственная практика (по... | Методические указания по педагогической практике «введение в специальность»... «Введение в специальность» педагогическая практика учебного характера. Данная практика предшествует практике «Пробные уроки и занятия»... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины системы технологической радиосвязи... ... | Рабочая программа учебной дисциплины оп 05 Техническая механика Специальности... Специальности 130104 Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Цели и задачи дисциплины Целью настоящей учебной дисциплины «Введение в специальность и история Финуниверситета» является стимулирование интереса к выбранной профессии, формирования у студентов... | Программа практики «Учебная практика» Программа практики «Учебная практика» / сост. Т. М. Ожерельева, А. А. Верколаб. Бузулук: бгти (филиал) огу, 2011 41с |