Скачать 217.44 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» УТВЕРЖДАЮ Директор ИПР ___________ А.Ю. Дмитриев «___» ____________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА ЗЕМЛИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ООП 130101 Прикладная геология СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 2. Геология нефти и газа; КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): специалист БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г. КУРС 4; СЕМЕСТР 8; КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 2 ПРЕРЕКВИЗИТЫ: «Физика», «Химия», «Математика», «Геология» КОРЕКВИЗИТЫ: «Физика горных пород», «Месторождения полезных ископаемых» ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:
ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЗАЧЕТ В 8 СЕМЕСТРЕ Обеспечивающая кафедра: «Геофизики»ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: д.г.-м.н., профессор Л.Я. Ерофеев РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: д.г.-м.н., профессор Ворошилов В.Г. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: к.г.-м.н., доцент Г.Г. Номоконова 2011г. 1. Цели освоения дисциплины В результате освоения данной дисциплины студент приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц2, Ц4 и Ц5 основной образовательной программы «Технология геологической разведки». Дисциплина нацелена на подготовку студентов к: - междисциплинарной экспериментально-исследовательской деятельности для решения задач, связанных с разработкой инновационных технологий в геологоразведочной сфере; - умению обосновывать и отстаивать собственные заключения и выводы в аудиториях разной степени междисциплинарной профессиональной подготовленности; - самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию в условиях конкурентной среды, модернизации производства и глобализации экономики. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Физика Земли» относится к базовым дисциплинам математического и естественнонаучного цикла (С2.Б6). Она непосредственно связана с дисциплинами математического и естественнонаучного цикла (физика, химия, математика) и профессионального цикла (геология) и опирается на освоенные при изучении данных дисциплин знания и умения. Кореквизитами для дисциплины «Физика Земли» являются дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла, а также математического и естественнонаучного цикла. 3. Результаты освоения дисциплины После изучения дисциплины «Физика Земли» студенты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы «Технология геологической разведки. Студент должен быть готов: применять математические, естественнонаучные, социально-экономические и инженерные знания в профессиональной деятельности (Р1); самостоятельно учиться и непрерывно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности (Р3); эффективно работать индивидуально, в качестве члена команды по междисциплинарной тематике, а также руководить командой для решения профессиональных инновационных задач в соответствии с требованиями корпоративной культуры предприятия и толерантности (Р10).
При сдаче отчетов и письменных работ проводится устное собеседование.
Раздел 1. Введение. Земля как космическое тело Лекция. Предмет физики Земли, её место в системе наук о Земле.* Движение тел в гравитационном поле. Солнечная система. Законы движения планет и солнечной системы. Масса, момент инерции и плотность Земли. Происхождение и эволюция Земли. Лабораторная работа 1. Земля как космическое тело Раздел 2. Физические свойства вещества Земли как показатель его фазового состояния Лекция. Общие закономерности связи физических свойств вещества с фазовым состоянием. Упругие модули - модуль объемной упругости, модуль сдвига. Давление. Вязкость. Раздел 3. Гравитационное поле и фигура Земли Лекция. Напряженность и потенциал гравитационного поля, уровенные поверхности. Нормальное гравитационное поле Земли и аномалии. Понятие геоида. Влияние поверхности геоида на геологические процессы. Гидростатическое равновесие Земли. Планетарные аномалии гравитационного поля, высоты геоида. Изостазия, изостатические аномалии. Земные приливы. Числа Лява. Особенности строения Земли из наблюдений за приливами. Лабораторная работа 2. Изостазия и изостатические аномалии Раздел 4. Сейсмичность Земли Лекция. Землетрясения и сейсмические волны. Скорости распространения сейсмических волн. Параметры землетрясения по сейсмическим данным - координаты очага, энергия и магнитуда землетрясений. Механизм очага землетрясений. Основные закономерности распределения землетрясений. Границы литосферных плит, зоны субдукции и спрединга. Корреляция землетрясений с параметрами вращения Земли. Сейсмическое районирование. Проблема предсказаний землетрясений. Лабораторная работа 3. Сейсмичность Земли Раздел 5. Строение Земли по сейсмическим данным Лекция. Упругие свойства минералов и горных пород. Влияние температуры и давления на скорости распространения сейсмических волн и плотность минералов и горных пород. Давление фазового перехода, температура плавления. Годограф сейсмических волн. Типы сейсмических границ. Зоны тени. Граница Мохо. Классическая модель внутреннего строения Земли. Критерии построения и содержания модели. Лабораторная работа 4. Классическая модель внутреннего строения Земли Семинар. Собственные колебания и реологическая модель Земли Понятие собственных колебаний Земли. Сфероидальные и крутильные колебания. Полный спектр и затухание механических колебаний Земли. Параметр добротности. Реологическая (неупругая) модель Земли. Астеносферные слои Земли. Раздел 6. Магнитное поле и электропроводность Земли Семинар. Магнетизм горных пород. Остаточная намагниченность горных пород. Структура магнитного поля Земли. Главное магнитное поле, планетарные аномалии. Временные изменения магнитного поля. Магнитосфера и радиационные пояса. Электромагнитное поле Земли. Электропроводность ядра и мантии. Генерация главного магнитного поля Земли. Лабораторная работа 5.Магнитное поле Земли Раздел 7. Палеомагнетизм Семинар. Инверсии геомагнитного поля. Кажущаяся миграция палеомагнитных полюсов. Палеомагнитная геохронология. Полосовые магнитные аномалии. Палеомагнетизм и тектоника плит. Раздел 8. Радиоактивность и возраст Земли Семинар. Проблема определения возраста Земли. Радиоактивные элементы и вопросы геохронологии. Возраст Земли и метеоритов. Лабораторная работа 6. Радиоактивность и возраст Земли Раздел 9. Энергетика Земли Семинар. Источники энергии для эволюции Земли. Энергия аккреции, гравитационной дифференциации, радиоактивного распада и приливного торможения. Теплофизические параметры пород. Геотермический поток. Градиент температур и теплопроводность Земли. Температура земных недр. Процессы теплопереноса в мантии. Лабораторная работа 7. Основные источники энергии для эволюции Земли Раздел 10. Физические модели активных зон литосферы Семинар. Строение литосферы по геофизическим данным. Физические модели активных зон. Тектоника плит: физическое обоснование, механизмы движения.
Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3.
При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.
Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (CРC) 6.1 Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в:
6.1.1. Темы, выносимые на самостоятельную проработку: * Магнитное поле и электропроводность Земли * Палеомагнетизм * Радиоактивность и возраст Земли * Энергетика Земли * Физические модели активных зон литосферы 6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов и заключается в:
6.2.1. Примерный перечень научных проблем и направлений научных исследований:
7. Средства текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины (фонд оценочных средств) Оценка успеваемости асптрантов осуществляется по результатам: * самостоятельного (под контролем учебного мастера) выполнения лабораторной работы, * взаимного рецензирования студентами работ друг друга, * анализа подготовленных студентами рефератов, * устного опроса при сдаче выполненных индивидуальных заданий, защите отчетов по лабораторным работам и во время экзамена (для выявления знания и понимания теоретического материала дисциплины). 7.1. Требования к содержанию экзаменационных вопросов Экзаменационные билеты включают три типа заданий:
7.2. Примеры экзаменационных вопросов 1. Основные закономерности распространения землетрясений в пространстве и во времени. 2. Определить, какое давление оказывает литосфера на верхнюю мантию? (средняя мощность литосферы – 70 км, средняя плотность вещества литосферы 3.1 г/см3). При каком условии давление литосферы на мантию в двух сравниваемых районах поверхности Земли будет одинаково? 3. Докажите взаимосвязанность возраста, скорости вращения и сжатие формы Земли. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература
Вспомогательная литература
Интернет-ресурсы: http://old.ifz.ru/ - сайт Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта; http://www.kscnet.ru – сайт журнала «Физика Земли; http://dynamo.geol.msu.ru/TextBooks/Zakh_Smirn_Physics-of-the-Earth-demo.pdf - электронная версия учебного пособия: В.С. Захаров, В.Б. Смирнов Лекции по физике Земли. http://students.web.ru/db/msg.html?mid=1161600&s=121100000 – электронно-методический комплекс дисциплины «Физика Земли и планет», автор В.Л. Пантелеев, Московский государственный университет.9 Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС-2011 по специальности «Технология геологической разведки». Автор: Номоконова Г.Г. Программа одобрена на заседании кафедры геофизики (протокол № 334 от «_26_» октября 2011 г.). |
Самостоятельная работа 54 часа итого 126 часов форма обучения очная... Кореквизиты: «Геотектоника и геодинамика», «Основы учения о полезных ископаемых» | Памятка для студентов направления 260800 «Технология продукции и... Дисциплина «Кухни мира» общим объемом 72 часа: лекции – 13 часов, лабораторные работы – 26 часов, самостоятельная работа 33 часа,... | ||
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины корпоративная социальная... Всего часов 180/ 48 зачетных единиц 5 из них 1 зачетная единица на экзамен. В том числе лекции – 24 часа, семинары – 24 часа, самостоятельная... | Рабочая программа дисциплины «Отечественная история» Очная форма обучения Трудоемкость 144 часа Аудиторных 72 часа Лекционных 54 часа Практических 18 часов срс 72 часа | ||
Памятка для студентов направления 260800 «Технология продукции и... Дисциплина «Биохимия» общим объемом 180 часов: лекции – 34 часа, лабораторные работы – 34 часа, практические занятия -17 часов, самостоятельная... | Тематический план изучения дисциплины «экология» Семестр Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа | ||
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена... Федеральным институтом развития образования. Количество учебных часов 34 Практических занятий 3 из них оценочных 3 Формы промежуточной... | Памятка для студентов направления260800 «Технология продукции и организация... Дисциплина «Микробиология» общим объемом 99 часов: лекции – 17 часов, лабораторные работы – 34 часа, практические занятия -17 часов,... | ||
Самостоятельная работа 62 >ӀӀ. Форма контроля: Зачёт 2-ый семестр... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Самостоятельная работа 60 >ӀӀ. Форма контроля: Зачёт 2-ый семестр... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
080101. 65 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «Статистика» (4 семестр) Дисциплина «Статистка» изучается в 4,5 семестре. Общее количество часов в 4 семестре – 117 часов (3,5 зет), в том числе: лекции –... | 1. Предмет, цели, задачи, принципы, методы специальной педагогики... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс рассчитан на 136 часов, из которых работа в аудитории занимает 34 часа. Форма аудиторной работы – лекция. Соответственно, остальные... | Самостоятельная работа 132 часов Форма контроля: -зачет в 9,10 семестре... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа По дисциплине «Акушерство» Для специальности «040400»... По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования 54 часа | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Всего 170 часов; в неделю 5 часов (3 часа в неделю алгебры, итого 102часов; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов) |