Скачать 2.07 Mb.
|
Берников Николай Николаевич кандидат филологических наук, доцент, первый начальник кафедры спецпропаганды, заместитель редактора газеты Советской Военной Администрации Германии «Тэглихе Рундшау» КАК ВОЗНИКЛА ПЕРВАЯ КАФЕДРА СПЕЦПРОПАГАНДЫ В мае 1947 года Главное Политическое управление РККА приняло решение создать в Военном Институте Иностранных Языков (ВИИЯ) кафедру военно-политической пропаганды среди войск и населения противника. Начальнику 7-го управления ГлавПУ РККА генерал-майору Бурцеву М.И. предложили выделить подходящего офицера на должность начальника этой кафедры. Бурцев М.И., посоветовавшись с офицерами 7-го управления, посчитал наиболее подготовленным Берникова Н.Н. Для меня это решение было, прямо скажу, совершенно неожиданным. Великая Отечественная война закончилась, и я строил планы снова вернуться к германистике, на что раньше, до войны, потратил 8 лет (окончил романо-германское отделение филологического факультета Ленинградского Государственного Университета и аспирантуру при нем). На мои сомнения генерал-майор Бурцев ответил примерно так: «Мне хорошо понятны ваши планы испробовать свои силы и знания по вашей бывшей специальности. Но я постоянно отмечал, что вы с увлечением осваивали вашу теперешнюю военную специальность. Думаю, что вы хорошо понимаете, что спецпропаганда не хуже германистики. Ведь активное использование немецкого языка только совершенствует ваши знания и по германистике. Оставаясь в армии, вы наверняка будете привлечены к политической работе в оккупационных войсках. У вас есть большие заделы, которые вы сделали в Ленинградском военно-политическом училище, где по 10-14 дней читали лекции об опыте спецпропаганды на трехмесячных и шестинедельных курсах будущим спецпропагандистам». Да, опыт преподавания в ЛВПУ позволил мне расширить, обобщить и усовершенствовать мои познания в области спецпропаганды. Это послужило огромным подспорьем при написании нескольких разделов спецкурса в области пропаганды. Немалую роль в освоении опыта ведения спецпропаганды сыграла моя работа в немецкой редакции 7-го Управления. Наше собеседование закончилось тем, что я принял это важное решение остаться в кадрах армии и приступить к работе в новой для меня области. В мае 1947 года я приступил к работе в Военном институте иностранных языков в качестве начальника Кафедры по военно-политической пропаганде среди войск и населения противника в условиях войны. Начальник Военного института генерал-майор Ратов хорошо принял меня, провел по всем зданиям института и представил меня начальнику IV-го факультета, который все просто называли «Политическим факультетом». При нем и должна была размещаться наша специальная кафедра. Теперь уже начальник факультета показал, где будут работать преподаватели. В небольшом помещении было всего 4 стола: один для преподавателей, другой для посетителя, третий для начальника кафедры и четвертый для секретаря-машинистки. В углу комнаты стоял железный шкаф для хранения учебных пособий и конспектов лекций. Я начал с того, что доложил своему бывшему начальнику генерал-майору Бурцеву М.И. о начале работы на новом месте. Конечно, я сразу попросил его прислать как можно скорее трех офицеров-спецпропагандистов. Он обещал сделать это в ходе нашей беседы при направлении меня к новому месту службы. М.И.Бурцев сказал мне, что два кандидата уже отобраны и дали согласие на эту работу, но сейчас он не может точно сообщить мне их координаты. Ведь они должны демобилизоваться и поехать работать на кафедру как вольнонаемные преподаватели. Он обещал сообщить через неделю о том, кто решил сделать свой вклад в дело спецпропаганды и просил потерпеть, сообщив к тому же, что меня ждет приятный сюрприз. Через неделю стало все ясно. Это был действительно сюрприз - в качестве старших преподавателей на кафедру прибыли: Полковник Брагинский И.С. (во время войны и позже он был начальником отдела 7-го управления ГлавПУ РККА и моим начальником более 7 лет); Майор Фрадкин И.М. был начальником редакционно-издательского отделения (РИО) политотдела одной из армий Украинского фронта и более двух лет успешно работал с немецкой интеллигенцией в Советской Военной Администрации Германии (СВАГ); Капитан Бабалов А.Л. был третьим членом нашей кафедры. Он всю войну занимался ведением устного вещания на звукоусилительных станциях, а также радиовещанием в полевых условиях на войсковых радиостанциях. Большую помощь кафедре оказал начальник Отдела информации (III) 7-го управления подполковник К.Л.Селезнев. Он во время войны и после ее окончания продолжал выпускать справочные материалы (журнал «Опыт работы» и «Информационный сборник»). Первый сборник «Опыт работы» содержал обобщенные статьи и материалы, поступавшие из войск. «Информационный сборник» сначала выпускался в виде машинописного издания, а после окончания войны стал выходить в типографском исполнении. По прибытию на кафедру все преподаватели сразу же включились в учебную и научную работу. Первая трудность, с которой мы столкнулись — отсутствие учебных пособий и лекций по нашим дисциплинам. План написания лекций о спецпропаганде (1947 — 1948 гг.) Мы подготовили план написания лекций. У меня в архиве сохранились черновики этого плана. Полковник Брагинский И.С:
Полковник Берников Н.Н.: - Основные вопросы содержания военно-политической пропаганды в ходе войны (три периода войны – как менялась пропаганда и аргументы).
Майор Фрадкин И.М.: - Из опыта пропаганды 7-го отделения политотдела армии. - Ведение радиовещания через широковещательные станции и войсковые средства связи. - Из опыта работы антифашистских школ (центральной и фронтовых). Капитан Бабалов А.Д.: - Обзор технических средств устного вещания. - Средства радиопропаганды, применяемые в спецпропаганде. - Технические средства распространения агитдокументов. За три семестра мы выполнили наш план полностью и успели в 1949 году сделать первый выпуск слушателей. В 1950 году я был отозван отделом печати ЦК КПСС и направлен на работу в СВАГ (Советская Военная Администрация в Германии) в качестве заместителя главного редактора газеты Советской военной администрации «Taegliche Rundschau», где и проработал более 5 лет (до 1955 года). Когда я вернулся после этой работы в Москву, мне сообщили, что Военный институт иностранных языков расформирован. Все материалы IV факультета и кафедры спецпропаганды уничтожены. Мне было очень жаль наши лекции по спецкурсу. Они отличались рядом уникальных особенностей. Во-первых, авторы лекций были активными сотрудниками отделов спецпропаганды политорганов армии, они лично участвовали в военно-политической пропаганде среди войск и населения противника, они хорошо знали положительные достижения своей деятельности, а также недостатки и промахи. Поэтому лекции сопровождались яркими примерами и обоснованными выводами, которые постоянно обсуждались, а некоторые даже осуждались и удалялись из текста лекций. Журнал «Опыт работы» помещал как положительный опыт, так и отрицательный. Авторы лекций по спецкурсу должны были умело отобрать и обобщить наиболее яркие примеры практической спецпропагандистской деятельности. Главная задача состояла в том, чтобы четыре преподавателя кафедры в течение одного учебного года смогли создать полный курс лекций и «обкатать» его на первом выпуске слушателей в 1949 году. Выпуск состоялся в срок. Многие курсанты после выпуска были сразу зачислены в число сотрудников 7-го управления ГлавПУ РККА. Назову несколько имен тех офицеров, которые окончили в 1949 году Военный Институт: Долгополов Е.И., Белащенко Т.К., Арзуманов Г.А., ЕрашовЮ.Н., Зорин Н.Е., Семин В.Н. Касюж Арсен Яковлевич доктор исторических наук, профессор, академик Академии военных наук, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, с 1987 года начальник кафедры Зарубежной военной информации СПЕЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ Специальная журналистика — один из элементов профессиональной подготовки выпускников факультета зарубежной военной информации. Офицер-выпускник, решая сложные многообразные служебные задачи, должен уметь влиять на аудиторию посредством устного общения или через средства массовой информации, организовать и вести информационно-психологическое воздействие. Помочь ему подготовить статью в газету, выступление по радио или телевидению на высоком профессиональном уровне и призвана специальная журналистика. Специальная журналистика стоит в ряду тех общественных и гуманитарных дисциплин, которые оперативно реагируют на события, как в стране, так и за рубежом. Поэтому и подход к специальной журналистике особенный. Ее успех, степень зрелости определяются в зависимости от прочности опоры на общие принципы психологии и закономерности общественного развития с одной стороны, от близости к практике — с другой. У истоков теории и практики советской специальной журналистики стояли руководители молодой Республики Советов. Председатель Советских народных комиссаров В.И.Ленин лично занимался вопросами политической работы. Он не ограничивался только советами по содержанию и организации пропаганды, его перу принадлежит ряд агитационно-пропагандистских материалов. Образцами таких документов являются написанные В.И.Лениным «Письмо к американским рабочим», «Письмо к английским рабочим» и изданные за подписью В.И.Ленина и наркома по иностранным делам Г. Чичерина листовки «Скажите, кто вы такие?», «Зачем вы пришли на Украину?», «Сознаете ли вы, что вы делаете?» и др. Большое значение военно-политической пропаганды в борьбе против иностранных интервентов и белогвардейцев было совершенно очевидно с самого начала. «Путем агитации и пропаганды мы отняли у Антанты ее собственные войска», — говорил В.И.Ленин в феврале 1920 г. Однако вскоре бесценный опыт, накопленный в области военно-политической пропаганды в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны, к большому сожалению, был предан забвению. В 30-е годы проблемам, связанным с ролью морального фактора, внимания уделялось совершенно недостаточно. Научные исследования по данной тематике, не считая случайных статей, почти не проводились. Кроме того, в ходе осуществлявшейся в 1924—1928 гг. военной реформы, сокращения армии и доведения ее до штатов мирного времени аппарат политических органов Красной Армии утратил многих опытных специалистов, владеющих иностранными языками. Недооценка значения военно-политической пропаганды, имевшая место в 30-е годы, отрицательно сказалась как на развитии теории специальной журналистики, разработке методов ее функционирования, так и на профессиональном уровне подготовки кадров, соответствующем техническому оснащению войск. Это подтвердилось событиями на озере Хасан и реке Халхин-Гол, советско-финской войной. В 1938 г. впервые после гражданской войны был проведен учет политработников Красной Армии, владеющих иностранными языками. События на Халхин-Голе и война с Финляндией обнаружили острую нехватку кадров офицеров-политработников со знанием иностранных языков. В связи с этим в начале 1940 г. в Москве при Военно-политической академии им. В.И.Ленина были организованы соответствующие трехмесячные курсы усовершенствования. Особенно остро ощущалась нехватка офицеров-политработников со знанием иностранных языков с началом Великой Отечественной войны. Потребности фронта не удовлетворялись даже наполовину. Причиной этому явилось отсутствие системы подготовки таких специалистов в довоенное время и в первый год войны. Частично проблема решалась за счет привлечения к работе политэмигрантов, немецких антифашистов (среди них были известные политические деятели В.Пик, В.Ульбрихт, поэты Э.Вайнерт, А.Курелла и др.). Только в начале 1942 г. были созданы курсы Главного политуправления РККА при Ленинградском военно-политическом училище, дислоцировавшемся в г. Шуе, которые готовили' старших инструкторов политотделов дивизий по работе среди войск противника. В августе . 1942 г. было принято решение о включении курсов по подготовке политработников со знанием иностранного языка в состав ВИИЯКА и преобразовании их в специальное отделение ГлавПУ РККА. Этими мерами начали закладываться основы формирования системы профессиональной учебы специалистов и в области специальной журналистики. В начале подготовка кадров имела свои, диктовавшиеся войной особенности. Фронт настойчиво требовал специалистов, поэтому период обучения не превышал 6 месяцев, в связи с чем времени на глубокую и всестороннюю подготовку не хватало. Причем нередко слушатели не проходили даже полного курса обучения, так как наиболее подготовленные из них по мере необходимости направлялись на фронт. Процесс подготовки кадров осложнялся и тем, что опыт ведения военно-политической пропаганды, накопленный к этому времени политорганами, еще не был научно обобщен, всесторонне проанализирован и оформлен в стройную систему, годную для преподавания. Все это, естественно, не могло не отразиться на учебном процессе. Набор слушателей осуществлялся, как правило, из числа лиц, уже знавших немецкий язык. Основная часть учебного времени отводилась на совершенствование иностранного языка. При этом весь курс специальной журналистики читался слушателям в течение 1—2 недель, на него отводилось 30—60 часов учебного времени. Этот куре читал известный специалист в области германской филологии кандидат филологических наук Н.Н.Берников, посвятивший всю свою жизнь разработке проблем военно-политической журналистики. Подготовленная им еще в довоенное время диссертация явилась первым научным трудом в этой области. В 1944 г. в ВИИЯКА был произведен первый набор слушателей на срок обучения 5 лет, и одновременно создан факультет спецпропаганды. В целях повышения качества профессиональной подготовки слушателей в 1947 г. на факультете создается собственная кафедра военно-политической журналистики. Первым ее начальником был Н.Н.Берников. В состав кафедры входили: кандидат исторических наук, доцент И.С.Брагинский, кандидат филологических наук И.М.Фрадкин, кандидат филологических наук А.Л.Бабалов. Преподавателями кафедры была подготовлена и официально утверждена первая программа по курсу специальной журналистики. Таким образом, к концу 40-х годов сложилась стройная и законченная система преподавания специальной журналистики, которая в своих основных чертах сохранялась до 1956 г., когда Военный институт иностранных языков был расформирован. Установившаяся система обеспечивала достаточно высокий уровень подготовки политработников со знанием иностранных языков. Успеху обучения способствовало также то, что переменный состав факультета комплектовался офицерами, имевшими опыт практической работы в годы Великой Отечественной войны. Кандидаты в слушатели направлялись на факультет по рекомендации политических органов армии и флота. Из них вышли прекрасные специалисты, в последующем видные ученые, такие как доктор исторических наук, профессор Н.В.Волков, доктор исторических наук, профессор О.А.Ржешевский, кандидат исторических наук В.И.Рычков и др. Некоторые из выпускников стали генералами, среди них Д.В.Диев, Е.И.Долгополов, В.Д.Кучин и др. Исследовательская работа на кафедре была направлена, в частности, на изучение и обобщение опыта Великой Отечественной войны. Значительный интерес к вопросам политической работы среди войск и населения противника проявил доцент Н.Н.Берников. Им рассмотрены основные направления содержания, формы и методы военно-политической пропаганды. В обобщенном виде этот материал был помещен в монографии «Партийно-политическая работа в Советских Вооруженных Силах в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945)». Н.Н.Берников проанализировал также значительное количество печатных материалов периода войны и на этой основе подготовил сборник листовок «Оружием правды». В сборник включены листовки всех периодов Великой Отечественной войны; по своему содержанию, аргументации, языку и полиграфическому оформлению они являлись наиболее характерными и отражали основные направления советской пропаганды на войска и население противника. Этот сборник - единственное издание подобного рода в нашей стране, и по настоящее время он представляет собой фактически хрестоматию печатной пропаганды периода войны. Преподавательским составом кафедры под руководством Н.Н.Берникова, а затем сменившего его на посту начальника кафедры кандидата филологических наук И.П.Байкова был разработан курс лекций. Особый вклад в проведение исследовательской работы на кафедре, становление теории специальной журналистики внес И.С.Брагинский, впоследствии доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент АН Таджикской ССР, заслуженный деятель науки Таджикской ССР, член Союза писателей СССР. Второй этап в развитии специальной журналистики начался в 1966 г., когда в институте был восстановлен факультет спецпропаганды. К большому сожалению, все пришлось начинать фактически с нуля, так как многие материалы, накопленные с таким огромным трудом в послевоенные годы, в связи с расформированием института были утеряны. Условия и качество работы значительно улучшились после того, как в 1974 г. на факультете вновь была образована кафедра. Ее возглавил кандидат психологических наук, доцент А.Т.Бобиков. Коллектив кафедры был немногочисленным: старший преподаватель кандидат филологических наук Ю.Н.Зворыкин, преподаватели Н.А.Анохин, А.И.Приходченко, Л.М.Кармазин. Кроме того, на кафедре трудился сначала в качестве адъюнкта, а затем, после защиты диссертации, преподавателя кандидат филологических наук В. И. Погребенков. Самой неотложной задачей преподавательского состава кафедры стало создание соответствующих учебных пособий по всем дисциплинам. Эта задача в результате напряженного труда всего коллектива кафедры была успешно решена. В подготовленных пособиях впервые были заложены методические основы специальной журналистики. Исследовательская работа на кафедре в этот период во все большей мере направляется на проведение фундаментальных научных изысканий в области теории военно-политической журналистики. Одним из основных направлений научно-исследовательской работы в 70-е годы явилось изучение внутреннего механизма массовых коммуникативных процессов, деятельности зарубежных средств массовой информации, в том числе военных. В числе первых работ по этой тематике была статья В.И.Погребенкова «К вопросу об анализе обратной связи в массовой коммуникации». В последующем им же было подготовлено учебное пособие «Проблемы идеологической борьбы в современных условиях и массовые коммуникативные процессы», в котором поднимаются вопросы, связанные с дефиницией таких понятий, как идеологическая борьба, психологическая война, внешнеполитическая пропаганда, раскрываются теоретико-методологические основы массовых коммуникационных процессов, а также анализируется конкретная деятельность прессы, радио, телевидения и кинематографа. Понимание методологических положений этой проблематики, ее концептуального аппарата позволяло профессионально и грамотно рассматривать теоретические аспекты идеологической борьбы, способствовало решению практических задач по подготовке информационных и агитационно-пропагандистских материалов. Вопросам деятельности средств массовой информации в системе идеологических институтов зарубежных стран посвящен ряд работ кандидата филологических наук, доцента Г.Н.Пашкова. Проведенное им комплексное исследование деятельности средств массовой информации Испании в 1939-1956 гг. позволило выявить принципы и нормы функционирования средств массовой информации в рамках автократической диктатуры, заключавшихся в создании одностороннего аппарата идеологического воздействия и духовного насилия посредством установления полного административного и идеологического контроля в информационной сфере. Учеными кафедры решались вопросы не только «глобального» изучения средств массовой информации и коммуникации, но и детального анализа «технологий», внутренних механизмов пропагандистского воздействия структурных элементов этих средств. Проблемы духовного манипулирования в зарубежной прессе на примере западногерманских газет рассмотрены кандидатом филологических наук, доцентом Е.И.Нефедовым. Им впервые в научной практике вскрыты социально-психологические механизмы и специфические особенности воздействия на аудиторию, сформированную из высокообразованных представителей буржуазных слоев населения. Особый интерес для военно-политической журналистики представляет исследование процессов манипулирования информацией и обработки общественного мнения в милитаристском духе со стороны военных средств массовой информации. В этом отношении работы ученых кафедры В.И.Погребенкова, Г.Н.Пашкова по военной прессе соответствующих зарубежных государств открыли новое направление в исследовании иностранной периодической печати. В них предпринимается попытка анализа структуры и функций зарубежной военной прессы с целью вскрытия механизма манипулирования общественным мнением со стороны военно-политического руководства стран НАТО и командования вооруженных сил. В опубликованных работах впервые дано обобщенное определение зарубежной военной прессы, описана система организации руководства военной прессой, определены роль и место демократических военных изданий в антимилитаристской борьбе. К началу 80-х годов в институте сложилась база проведения самостоятельных теоретических исследований в области специальной журналистики. На основе выполненных научно-исследовательских работ на кафедре вводятся новые дисциплины: теория и практика пропаганды, средства массовой информации. Новое направление - исследовательская работа в области военно-политической журналистики получила с приходом в институт на должность заместителя начальника института по учебной и научной работе доктора филологических наук, профессора Е.А.Ножина. Подготовленные им монографии «Мастерство устного выступления» и «Курс основ ораторского искусства» используются в учебном процессе не только в нашем институте, но и во многих других вузах страны. Одной из фундаментальных работ Е.А.Ножина является книга «Основы советского ораторского искусства», в которой дается системное представление о советском ораторском искусстве как прикладной и теоретической дисциплине. Отдельным аспектам ораторского искусства уделял значительное внимание в своей исследовательской работе начальник кафедры военно-политического факультета кандидат филологических наук, доцент Ю.Н.Зворыкин. Им рассмотрены проблемы языка и языкового мастерства пропагандиста, эффекта воздействия и восприятия речевого сообщения, идеологической направленности речевого использования фразеологических средств в пропаганде и др. Важным этапом в истории кафедры была подготовка офицеров-спецпропагандистов на 10-месячных курсах на базе военно-политического факультета, которые непосредственно участвовали в боевых действиях на территории Республики Афганистан (1979-1989 гг.). В это же время курсанты факультета под руководством преподавателей кафедры проходили 5-месячную стажировку в составе ограниченного контингента советских войск в ДРА. С 1987 г. в деятельности кафедры спецпропаганды происходят значительные изменения. Учебно-воспитательная и научная работа были приближены к боевой деятельности войск. Разрабатываются новые учебные планы и программы, расширился штат преподавателей, пополнился ее научный потенциал. Третий этап в развитии теории и практики военно-политической журналистики связан с перестройкой высшей школы в нашей стране в целом и системы подготовки кадров в институте в частности. В основу перестройки учебно-воспитательного процесса было положено изменение качественных параметров подготовки выпускников, существенное углубление их фундаментальной теоретической подготовки, резкое повышение практической натренированности в выполнении служебных обязанностей по должностному предназначению. В разработанных в соответствии с новой квалификационной характеристикой учебном плане и программах конкретизировано содержание обучения по каждой дисциплине кафедры, намечены общие контуры методики обучения и воспитания. Перестройка открыла пути для совершенствования всех звеньев учебно-воспитательного процесса в институте. Неизмеримо возросли и возможности кафедры военно-политического факультета. На кафедре работали известные специалисты: доктор исторических наук С.И.Королев и доктор психологических наук, профессор Н.Ф.Феденко, а также 10 кандидатов наук. Преподавательский состав кафедры проводит учебную, методическую и научно-исследовательскую работу. За период с 1974 г. по 1991г. профессорско-преподавательским составом кафедры подготовлено печатных изданий общим объемом более 500 печатных листов. В 1991 г. включение Службы зарубежной военной информации и коммуникации в штат Главного управления Генерального штаба вооруженных Сил РФ позволило активизировать деятельность коллектива по подготовке высококвалифицированных офицеров для работы в Службе и в ряде силовых ведомств. Улучшилось состояние учебно-материальной базы, ее техническое оснащение. В настоящее время имеются 7 специализированных классов, оснащенных компьютерами, радиоприемными устройствами и другой спецтехникой. На кафедре оборудованы специальный класс машинного перевода, функционирует абонентский пункт глобальной информационной сети «Интернет», учебный кабинет, в котором установлена система спутникового телевидения, позволяющая осуществлять прием около 500 программ телевидения зарубежных стран. С 1974 по 1982 г. кафедру возглавлял кандидат психологических наук, доцент Бобиков Андрей Филиппович. С 1982 г. во главе кафедры стоял кандидат филологических наук, доцент Зворыкин Юрий Николаевич. Сегодня кафедра зарубежной военной информации является единственной в Вооруженных Силах России, обеспечивающей подготовку выпускников по нескольким специальностям. Кафедра осуществляет преподавание по всему спектру военно-специальных дисциплин, проводит государственную аттестацию выпускников факультета. Кроме того, она является научно-методическим центром службы зарубежной военной информации и коммуникации. На базе кафедры функционируют 2-месячные курсы повышения квалификации офицеров, ведется подготовка адъюнктов, разрабатываются учебники и учебные пособия для слушателей Академии Генерального штаба, Общевойсковой академии, Федеральной пограничной службы, а также для студентов военных кафедр гражданских вузов. В составе кафедры трудятся более 30 человек. Это хорошо подготовленные специалисты, владеющие теорией, имеющие богатый опыт участия в выполнении боевых задач в Таджикистане, Чеченской Республике, в осуществлении миротворческих операций на территории Боснии и Герцеговины, Косово. Много труда прикладывают для совершенствования учебно-воспитательного процесса преподаватели: доктор исторических наук, профессор В.П.Зимонин, кандидат психологических наук, доцент И.Д.Куликов, кандидат исторических наук, доцент В.Г.Шур, кандидат филологических наук, доцент Е.Г.Торсуков, доктор психологических наук И.В.Шаравов, кандидат исторических наук С.М.Онищук, кандидат исторических наук М.Ю.Федоткин и др. Преподавательский состав кафедры зарубежной военной информации внес значительный вклад в дело развития и совершенствования теории и практики, в подготовку специалистов для всех видов Вооруженных Сил. Диев Дмитрий Владимирович участник Великой Отечественной войны, заместитель начальника специального управления ГлавПУ СА и ВМФ, генерал-майор запаса |
Николай Николаевич Носов. (Викторина) Носов родился в поселке Ирпень неподалеку от Киева, в семье актера. Вскоре семья переехала в Киев. О своем детстве Николай Николаевич... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Богданов Николай Николаевич – методист городского информационно- методического центра г. Мурманска | ||
Алексеев Сергей Николаевич генеральный директор вк «Узорочье». 10:-00-10:... Борцов Николай Иванович, депутат гд фс рф, член агропромышленного комитета гд фс РФ | Реферат Авторы: Артёмова Татьяна Константиновна, Гвоздарев Алексей Сергеевич, Артемов Константин Серафимович, Фомичев Николай Иванович, Фомичев... | ||
«Духовное становление Л. Н. Толстого» Завгородняя Ольг а Анатольевн а Ярко Николай Николаевич, учитель русского языка и литературы гимназии №1им. А. С. Пушкина, члена Союза писателей Украины, лауреата... | Реферат по теме: «Николай Николаевич Урванцев» Арктики, доктор геолого-минералогических наук (1935), заслуженный деятель науки и техники России (1974)[1]. Автор многих научных... | ||
Влияние содержания тяжелых металлов в кормах на плодовитость кобыл... Официальные оппоненты: Швецов Николай Николаевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры разведения и частной зоотехнии... | Сценарий конкурса «Мастер улыбки» Сегодня у нас проводится конкурс знатоков веселых рассказов, которые написал замечательный детский писатель Николай Николаевич Носов.... | ||
Вересов Николай Николаевич Работа менеджера над собой Проблема, следовательно, заключается в том, что для успеха в управлении другими людьми, менеджер, развивая свои личностные качества,... | Николай Николаевич Баранский вошел в историю науки как основоположник... Баранский разрабатывал основополагающие методологические проблемы учета природной среды в экономической географии и географического... | ||
Электронное пособие по геологии кафедры географии игпу сергей Николаевич Коваленко ... | Владимир Николаевич Мегре энергия жизни книга 7 Владимир Николаевич... ... | ||
Владимир Николаевич Мегре анастасия книга 1 Владимир Николаевич Мегре... Весной 1994 года мной были зафрахтованы три речных теплохода, на которых я совершил четырехмесячную экспедицию по сибирской реке... | Реферат по истории Тема: Николай I и время его правления (1825-1855 гг.) Почему именно Николай I унаследовал трон, а не его старший брат Константин? Как рос, и кто воспитывал юного Николая? Какие у него... | ||
Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ регистрационный... Алексеевич, Липов Денис Игоревич, Петрик Алексей Николаевич, Лобанов Павел Сергеевич, Семенов Роман Александрович, Киселев Алексей... | Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ регистрационный... Алексеевич, Липов Денис Игоревич, Петрик Алексей Николаевич, Лобанов Павел Сергеевич, Семенов Роман Александрович, Киселев Алексей... |