Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы»





Скачать 220.06 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы»
Дата публикации02.04.2015
Размер220.06 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Военное дело > Рабочая программа


Департамент образования города Москвы

Самарский филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Кафедра педагогики








УТВЕРЖДАЮ




Заместитель директора по научной и учебной работе

























С.Б. Семенов







«___» ____________ 2013г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
035700.68 Лингвистика

Профиль «Иностранные языки в пространстве межкультурной коммуникации»

Квалификация (степень) выпускника

магистр

Нормативный срок обучения – 2 года

Самара 2013

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700.68 Лингвистика.

Разработчики:

СФ ГБОУ ВПО МГПУ, профессор кафедры педагогики В.М. Минияров, д.п.н., профессор

Рецензенты:

СФ ГБОУ ВПО МГПУ, профессор кафедры педагогики В.И. Безруков, д.п.н., доцент

ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», заведующий кафедрой социальной педагогики, психологии Севенюк С.А., к.п.н., доцент

Программа одобрена на заседании кафедры педагогики

Протокол № 1 от «30» августа 2013 г.

Зав. кафедрой: В.М. Минияров, д. п. н., профессор

© Самарский филиал ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

© Кафедра педагогики, 2013

  1. Цели и задачи освоения дисциплины.

Цель освоения дисциплины: психологическая и профессиональная подготовка магистров к педагогической работе со студентами вузов.

Задачи освоения учебной дисциплины:

  • познакомить с базой нормативного регулирования и информационно-методического обеспечения деятельности преподавателя вуза;

  • соотнести функции преподавателя вуза с требованиями к профессиональной подготовке и профессионально значимым качествам;

  • представить студента в качестве субъекта образовательного процесса;

  • раскрыть особенности педагогического процесса в высшей школе;

  • способствовать освоению технологий профессиональной педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в основной образовательной программе:

Курс «Педагогика и психология высшей школы» входит в базовую часть учебного плана (М1.Б2) магистратуры по направлению подготовки 035700.68 Лингвистика, является обязательным для изучения и реализуется во 2 семестре первого курса обучения.

Студент, приступающий к изучению дисциплины, должен обладать знаниями и умениями по педагогике, общей психологии, полученными при обучении в высших профессиональных образовательных учреждениях по педагогическим специальностям в соответствии с учебным планом бакалавриата. Освоение учебной дисциплины обеспечивает базу многоаспектного освоения дисциплин «Основы научно-исследовательской деятельности», «Основы профессионального общения», успешного прохождения практик и подготовки выпускной квалификационной работы.

3. Требования к уровню освоения дисциплины

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

  • владеет теорией воспитания и обучения, современными подходами в обучении иностранным языкам, обеспечивающими развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентаций обучающихся, готовность к участию в диалоге культур, дальнейшее самообразование посредством изучаемых языков (ПК-10);

  • способностью применять новые педагогические технологии воспитания и обучения с целью формирования у обучающихся черт вторичной языковой личности, развития и совершенствования первичной языковой личности, формирования коммуникативной и межкультурной компетенции обучающихся (ПК-25);

  • владеет современными технологиями организации учебного процесса и оценки достижений обучающихся на различных этапах обучения (ПК-29);

  • умеет эффективно строить учебный процесс на всех уровнях и этапах лингвистического образования, включая высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование (ПК-30);

  • владеет навыками педагогической деятельности, управления педагогическим коллективом и способен к организации учебного процесса в соответствии с установленными требованиями (ПК-53).


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные законодательные документы и нормативные акты, регламентирующие деятельность преподавателя вуза;

  • цели и специфику деятельности, функции преподавателя вуза как субъекта образовательного процесса;

  • возрастные, социальные и психологические особенности студента вуза;

  • основные понятия, сущность процессов воспитания и обучения в вузе;

  • основы дидактики вуза (цели, содержание, формы, методы, средства, технологии и принципы обучения),

  • основы психологии педагогического воздействия, приемы и технику управления студентами в процессе обучения;

  • технологии проектирования учебного курса, подготовки и проведения различных видов учебных занятий

уметь:

  • применять на учебных занятиях в вузе прогрессивные методы преподавания;

  • осуществлять руководство различными видами учебной деятельности студентов на аудиторных и внеаудиторных занятиях;

  • проектировать учебный курс, основные виды учебных занятий (лекция, семинар);

  • использовать на практике современные виды и формы контроля знаний студентов;

владеть:

  • навыками использования методик профессиональной рефлексии;

  • навыками работы с педагогическими источниками информации.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

24ч

2










В том числе:
















Лекции

12ч

2










Практические занятия (ПЗ):

12ч

2










в т.ч. интерактивные

12

2










Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

84ч

2










В том числе:
















Указываются виды самостоятельной работы
















Изучение нормативной и методической документации

8













Подготовка к практическим занятиям

36













Подготовка рефератов

30













Подготовка к конференции

4













Подбор диагностических методик

6













Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет













Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

108













3













5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1.

Нормативное регулирование и информационно-методическое обеспечение деятельности преподавателя вуза

2










8

10

2.

Преподаватель как субъект образовательного процесса в вузе

2

4







16

22

3.

Студент как субъект образовательного процесса в вузе

2

2







10

14

4.

Современный образовательный процесс в вузе: принципы, цели, содержание, технологии обучения, воспитания, педагогического взаимодействия

4

2







20

26

5.

Технологии проектирования учебного курса, подготовки и проведения различных видов учебных занятий

2

4







30

36

5.2. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1

Нормативное регулирование и информационно-методическое обеспечение деятельности преподавателя вуза

Принцип иерархизации в образовательном праве. Закон об образовании в РФ. Государственный стандарт как нормативная, организационная и методическая основа деятельности образовательной организации и преподавателя вуза. ООП, учебный план, учебная программа. Информационные источники деятельности преподавателя.

2

Преподаватель как субъект образовательного процесса в вузе

Функции преподавателя вуза. Структура педагогической деятельности Педагогическая коммуникация. Профессионально значимые личностные качества. Инновационная деятельность преподавателя. Условия развития инновационного потенциала педагога.

3

Студент как субъект образовательного процесса в вузе

Возрастные особенности. Жизненные планы и профессиональное самоопределение. Мотивы выбора профессии. Адаптация к стилю, условиям жизни и деятельности в высшем учебном заведении. Динамика развития профессионально значимых качеств личности в процессе обучения. Психология учебной деятельности студентов. Педагогическая диагностика.

4.

Современный образовательный процесс в вузе: принципы, цели, содержание, технологии обучения, воспитания, педагогического взаимодействия

Принципы обучения. Квалификационные требования к специалисту. Содержание образования и содержание обучения. Содержание обучения в учебном плане, учебных программах, учебниках и учебных пособиях. Теоретическая и практическая подготовка специалиста.

Методы и приемы обучения. Управление познавательной деятельностью студентов. Формы организации обучения.

Средства обучения. Условия эффективного их использования.

Технологии обучения. Понятие «технологии обучения». Развитие технологий обучения. Классификация образовательных технологий. Выбор технологий обучения.

Основные виды проверки знаний, их задачи. Экзамены как форма проверки усвоения знаний студентов. Требования к вопросам и структуре экзаменационного билета. Требования к ответам студентов на экзамене. Методика ведения экзамена. Критерии оценки знаний студентов на экзамене.

5.

Технологии проектирования учебного курса, подготовки и проведения различных видов учебных занятий

Алгоритм проектирования учебного курса, оформление рабочей программы. Подготовка и проведение лекции и семинарского занятия.

5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)

Наименование дисциплинарного модуля

Количество часов/зачетных единиц

Формируемые

компетенции

Общее количество компетенций

Нормативное регулирование и информационно-методическое обеспечение деятельности преподавателя вуза

10

ПК-25

ПК-30

ПК-53










3

Преподаватель как субъект образовательного процесса в вузе

22

ОК-6

ПК-10

ПК-25

ПК-29







4

Студент как субъект образовательного процесса в вузе

14

ПК-10

ПК-25













2

Современный образовательный процесс в вузе: принципы, цели, содержание, технологии обучения, воспитания, педагогического взаимодействия

26

ОК-6

ПК-10

ПК-25

ПК-29

ПК-30

ПК-53

6

Технологии проектирования учебного курса, подготовки и проведения различных видов учебных занятий

36

ПК-25

ПК-29

ПК-30

ПК-53







4

6. Образовательные технологии

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)

Тема занятия

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Объем, ауд.

часов/в том

числе в интерактивной

форме

Лекция

Нормативное регулирование и информационно-методическое обеспечение деятельности преподавателя вуза

Лекция- пресс-конференция

2/2

Лекция

Функции преподавателя вуза. Структура педагогической деятельности

Лекция

2

Практическое занятие

Практическое занятие


Педагогическая коммуникация.

Современный преподаватель вуза

Анализ и разыгрывание ситуаций педагогического общения

Подготовка и защита проекта(работа в группах)

2/2


2/2

Лекция

Возрастные, социальные и психологические особенности студента вуза

Лекция с ошибками

2/2

Практическое занятие


Педагогическая диагностика профессиональной направленности субъекта, мотивов обучения в вузе, особенностей учебной деятельности.

Практикум

2/2

Лекция
Лекция

Образовательная система вуза
Технологичность как принцип современного образовательного процесса в вузе

Лекция
Лекция с элементами дискуссии


2
2/1

Практическое занятие


Представление педагогического опыта (студентов, педагогов-методистов, победителей профессиональных конкурсов)


Мастер-классы

2/2

Лекция

Подготовка и проведения различных видов учебных занятий

Проблемная лекция

2

Практическое занятие

Проектирование учебного курса

Проект

4/4

7. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине (модулю)

Данный курс должен рассматриваться как создание условий для анализа и оценки педагогического опыта каждого из присутствующих слушателей. Следует отметить, что усвоение педагогических знаний позволяет задуматься о личностных особенностях, соотнести свой опыт с характеристиками и требованиями педагогического процесса, вытекающими из его сущностных характеристик. В этом случае следует представить педагогическое знание как критерий в оценке и осмыслении педагогической деятельности, формировании мотивации на изменение, корректировку личности.

Теоретическая функция присуща каждому педагогу-практику в той мере, в какой у него развиты аналитические способности, сформирована педагогическая позиция. Именно данное положение должно быть осмыслено слушателями в целях снятия противоречия в восприятии педагогической науки как две не взаимосвязанные формы – педагогическая наука и педагогическая практика.

Педагогическое знание, представленное в категории «должного», выявляет сущностные характеристики педагогических процессов и явлений, обосновывает педагогический идеал, показывает необходимость движения педагогической реальности к значимым формам. Педагогическое знание, представленное в категории «сущего», представляет педагогическую реальность, акцентируя внимание на проблемах и противоречиях. Исследуется проблема педагогической деятельности как поиска условий, адекватных для реализации сущностных характеристик в процессе развития личности студента как будущего профессионала.

Процесс преподавания курса может быть эффективным в плане повышения квалификации и овладения педагогической деятельностью, если преподаватель учитывает особенности слушателей. Так, на лекционно-практических занятиях присутствуют слушатели разных категорий:

  • во-первых, педагоги со стажем и молодые (начинающие) преподаватели;

  • во-вторых, педагоги из разных типов учебных заведений – вузовское, начальное и среднее профессиональное образование;

  • в-третьих, учителя из общеобразовательных школ.

Каждая категория магистрантов требует конкретизации задач.

1. Для магистрантов, чей педагогический опыт уже сложился, возникает проблема осмысления его целесообразности с точки зрения современной социокультурной ситуации; возникает необходимость переосмысления собственного опыта, снятия социокультурных стереотипов, выявление «сильных» и «слабых» сторон.

2. Для молодых слушателей, чей педагогический опыт ещё складывается, важно осмыслить именно те вопросы, в которых отражаются сущностные характеристики педагогической деятельности. Восприятие информации следует направить не на копирование чужого опыта, а на осмысление особенностей своей личности, выработку собственного стиля педагогической деятельности. Для этой категории становится важным переосмысление студенческого опыта, его «преломление» при формировании педагогической позиции.

3. Для учителей общеобразовательных школ знание основ педагогики высшей школы оказалось востребованным при переходе на профильное обучение, а потому вопросы общего и профессионального развития могут быть полезны в плане подготовки старшеклассников к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Ведущие технологии обучения: проблемные, контекстные, проектные. Следует широко применять активные методы обучения как неимитационные (проблемная лекция, дискуссия, дебаты, анализ ситуаций), так и имитационные (ролевые и деловые игры, разыгрывание ситуаций профессиональной деятельности, тренинги и др.).

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (дисциплинарного модуля):

Литература

Основная:

  1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы. - Новый курс. - уч. пособие в 2-х частях. - М., 2000.

  2. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие.-Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Н.В.Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010.

  4. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М., 2002.

Дополнительная:

  1. Бабаскин, B.C., Коржуев, А.В., Самойленко, П.И. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методология, практика.-Отв.ред.А.В.Коржуев.- М., 2000.

  2. Байденко, В.И. Болонский процесс: курс лекций. – М., 2004.

  3. Вербицкий, А.А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. -Жуковский. - 2000.

  4. Голиусова, Ю.В. Социальные проблемы, ценностные ориентации и жизненные планы современного российского студенчества. - М.,2002.

  5. Медик, В.А., Осипов, A.M. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. - М., 2003.

  6. Новые педагогические технологии /авт. коллектив Е.С. Полат, Е.Л. Катерина. - М., 2001.

  7. Петров, Ю.Н. Организационно-педагогические основы управления непрерывным многоуровневым профессиональным образованием. - Н-Новгород, 1999.

  8. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. - Кн. В 2хт. -М., 1999.

  9. Поляков, С.Д. Технологии воспитания. - М, 2002.

  10. Пугач, В.Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. - М., 2001

  11. Федорова, М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. –М., 2011.

  12. Федорова, М.Ю. Образовательное право: учебн. пособие для вузов. – М., 2004.

  13. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М., 2002.

  14. Шкатулла, В.И. Образовательное право: учебник для вузов. – М., 2001.

  15. Ягофаров, Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования: правовое регулирование системы образования: учебн. пособие. – М., 2008.

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение:

офисные, мультимедийные, сетевые.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

2. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

3. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

4. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru

5. Международная конференция «Применение новых технологий в образовании» http://www.bytic.ru

6. Российский образовательный форум http://www.schoolexpo.ru

7. ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия http://www.wikiznanie.ru

8. Википедия: свободная многоязычная энциклопедия http://ru.wikipedia.org

9. Педагогический энциклопедический словарь http://dictionary.fio.ru

10.Инновационная образовательная сеть «Эврика» http://www.eurekanet.ru

11. Центр дистанционного образования «Эйдос» http://www.eidos.ru

12. Библиотека Магистра (ИНТЕРНЕТ-ИЗДАТЕЛЬСТВО) Электронные издания произведений и биографических и критических материалов http://www.magister.msk.ru/library/

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  • Аудитория, оборудованная мультимедийной техникой, – для прослушивания аудиозаписей и просмотра видеозаписей, а также для показа презентаций, сопровождающих устные доклады студентов.

  • Компьютерный класс – для проведения компьютерного тестирования в системе АСТ-Тест.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» icon1. Предмет и задачи педагогики
Педагогика высшей школы и другие науки. Широкое использование педагогикой высшей школы идей, теорий, фактов, методов педагогики школы....
Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика»
Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,...
Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика»
Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,...
Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» iconРабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»
Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 06. 03. 01 «Биология», общий профиль,...
Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» iconРабочая программа дисциплины «Педагогика и психология»
Содержание: умк по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов направления подготовки 01. 03. 01 «Математика», общий профиль,...
Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» iconРабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для специальности
Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут...
Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» iconРабочая программа дисциплины «Педагогика высшей школы»
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 6 зет (216 часа). Форма обучения: очная и заочная
Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» iconСтрахи детей младшего школьного возраста
Подготовила студентка II курса, специальности «Педагогика и психология» Высшей школы педагогики двфу заводиленко Алёна
Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины «педагогика и психология высшей школы» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория...
«050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск