ГОУ СПО « Ступинское медицинское училище» Рассмотрено и одобрено «Утверждаю»
На заседании ЦМК общепрофессинальных Зам. Директора по У.Р.
и специальных дисциплин
«________________» 2010г
_________________
председатель _______ . «____________» 2010г.
Методическая разработка для преподавателя Дисциплина «Здоровый человек и его окружение»
« Здоровый ребенок»
Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста»
Специальность 060109 Сестринское дело
060101 Лечебное дело
г. Ступино
2010г.
Дисциплина «Здоровый человек и его окружение»
« Здоровый ребенок»
Тема «Вскармливание детей периода грудного возраста»
Специальность 060109 Сестринское дело
060101 Лечебное дело
Курс - второй
Количество часов – 4 часа
Место проведения – кабинет «Сестринское дело в педиатрии»
Учебные
- Усвоить виды вскармливания и методы расчета необходимого количества пищи для грудного ребенка
- усвоить правила и сроки введения докорма , прикорма
Воспитательная
- Осознать преимущества грудного вскармливания и значение его пропаганды среди матерей
Оснащение к практическому
занятию :
- методическая рекомендации к практическому занятию
для студента
- тесты в письменном варианте или в программе компьютера
- иллюстративный материал
- ситуационные задачи с эталоном ответов
- кукла – фантом
- весы
- набор для пеленания
- набор смесей для искусственного вскармливания
- сборник алгоритмов практических манипуляций
ХОД занятия 1. Организационная часть – 5 мин
2.Вводная часть – 5 мин
3.Контроль исходного уровня знаний – 20 мин
( фронтальный опрос, цифровой диктант, тестовые задания)
4.Объяснение материала для выполнения
самостоятельной работы - 15 мин
5.Самостоятельная работа – 90 мин
Решение ситуационных задач
Работа с алгоритмами манипуляций
5.Контроль усвоения знаний студентов - 25 мин
6.Подведение итогов - 10 мин
7.Задание на дом – 5 мин
1)Организационная часть – 5 мин
Преподаватель объявляет о начале практического
занятия
Отмечает посещаемость
Готовность студентов к занятию
2)Вводная часть – 5 мин
Преподаватель объявляет тему практического занятия
Цели практического занятия
а) Преподаватель дает новую информацию по теме для
студента
На рост и развитие ребенка влияют – факторы риска.
Согласно заключению экспертов ВОЗ (1985г),рост и развитие ребенка, состояние здорового населения определяются на 50% образом жизни, на 20% - окружающей средой, на 20% - наследственный фактор и лишь 10% уровнем развития медицинской науки и состоянием медицинской помощи. Отсюда –
Здоровый образ жизни – непременное условие правильного, гармоничного роста и развития детей, сохранения состояния здоровья.
Проблема правильной организации питания детей, особенно первого года жизни, имеет не только медицинское, но и большое социальное значение, так как является определяющим фактором всего последующего развития человека. Рациональное питание ,отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, обеспечивает гармоничное развитие ребенка, повышает его иммунитет ,выносливость к различным неблагоприятным факторам внешней среды.
Основные принципы рационального вскармливания
- ребенок получает необходимое количества молока
- учитываются возрастные потребности ребенка в Б,Ж,У, а также витаминах и микроэлементах
- соблюдается режим питания, что способствует лучшему усвоению пищи
Преимущество в грудном возрасте отдается грудному вскармливанию, это
- ребенок получает молоко практически стерильным
- в женском молоке содержится оптимальное количество Б,Ж,У для грудного возраста
-оптимальное содержание минеральных солей, что препятствует развитию рахита
- содержание в грудном молоке антител, которые обеспечивают пассивный иммунитет
- кормление грудью, способствуют формированию благоприятной психологической связи ребенка с матерью
Принципы успешного грудного вскармливания
первое прикладывание к груди в первые часы жизни
кормление « по требованию» в первый месяц жизни
кормление грудью исключительно до 5-6 мес жизни
ребенку не нужна вода(грудное молоко содержит 90% воды)
отнятие от груди не следует проводить в жаркое время и в период заболевания ребенка
Основные понятия вскармливания
- корригирующие добавки – соки, фруктовые пюре ,желток, сливочное масло, ими организм корригируеет витамины, микроэлементы, Б,Ж,У
Помните!
- до года ребенок получает не более 100 мл сока!
- соки дают после еды
- в первое и последнее кормление соки не назначают
Докорм – его цель восполнить недостаточное количество молока (давать после кормления грудью, желательно с ложечки)
Прикорм – существует при всех видах вскармливания
Цели прикорма
- дополнительно ввести необходимые Б.Ж.У. с целью удовлетворения возросших с возрастом потребностей ребенка в пищевых веществах
- на первом году жизни дети получают три прикорма, которые проводятся овощном пюре,
молочной кашей, кефиром ( смотри схему введения прикорма)
3) Преподаватель проверяет исходный уровень знаний студентов – 20 минут
3) Контроль исходного уровня знаний –
( Чтобы проверить свой уровень исходных знаний, напишите тесты )
ТЕСТ тема « ВСКАРМЛИВАНИЕ»
Естественное вскармливание это
грудное молоко + корректирующие добавки
смеси + корректирующие добавки
грудное молоко + смеси
Частота кормления новорожденного
5 раз в сутки
по требованию
9 раз в сутки
Докорм дают
1.перед кормлением
2.после кормления 4. Адаптированные смеси делятся на
1. кислые
2. сладкие 5. Фруктовые пюре это:
1. прикорм
2. корректирующие добавки
3. докорм 6. Прикорм дают
1. перед кормлением
2. после кормления 7. Суточный объем пищи ребенка 5 месяцев составляет:
1. 1/6 от массы тела
2 .1/4 от массы тела
3. 1/7 от массы тела 8. Первый прикорм лучше назначать:
1. Овощного пюре
2. молочной каши
3. кефира 9. Укажите последовательность введения прикорма:
1. овощное пюре
2. кефир
3. мясное пюре
4. молочная каша
10 Фруктовые соки вводят:
1. 5 мес
2. 3 мес
3. 6 мес
11. Бутылочки для кормления обрабатываются
1.. 1 раз в сутки
2. 3 раза в сутки
3. после каждого кормления
ЭТАЛОН ОТВЕТА к ТЕСТУ
1
2
2
1,2
2
1
3
1
1,4,3,2
2
3
На основании исходного уровня знаний, полученной новой информации преподаватель предлагает перейти к самостоятельной работе
решение задач с составлением схем-меню на один день
решение ситуационной задачи
проведение деловой игры
отработке практических манипуляций
Самостоятельная работа
А) Решите ситуационную задачу :
Ребенок родился с весом – 3.300 гр, ростом – 51 см, находится на естественном вскармливании, сейчас ему -4 месяца .Рассчитайте суточную и разовую потребность в пище . Составьте схему питания на один день.
Ребенок родился с весом – 3.600 гр, ростом – 50 см, находится на естественном вскармливании, сейчас ему -5 месяцев .Рассчитайте суточную и разовую потребность в пище . Составьте схему питания на один день.
Ребенок родился с весом – 3.600 гр, ростом – 54 см, находится на смешанном вскармливании сейчас ему -8 месяцев, при контрольном вскармливании высасывает – 90 гр .Рассчитайте суточную и разовую потребность в пище . Составьте схему питания на один день .
При расчете , пользуйтесь справочными данными
Алгоритм составления меню ребенку первого года жизни
Последовательность
действий
| Сроки введения
| Примечания
| 1.Определение числа и числа кормлений
| 0- 1 мес – 7 раз ч/з 3 часа
1 – 5 мес – 6 раз ч/з 3,5 часа
5 -12 мес – 5 раз ч/з 4 часа
| Первое кормление проводить в 6 час
Новорожденного кормить по мере его желания(6 – 10 раз в сутки)
| 2.Введение прикорма
| Естест. и смеш
вскармливание
| Искусственное
вскармливание
|
Назначать в часы обеда Назначать в часы «НАД» первым прикормом
Назначать в часы « ПОД»
первым прикормом
|
5 мес 6 мес 8 мес
|
4 мес 5 мес 7 мес
|
3. Мясное пюре
|
7 мес.
| Назначать в часы первого прикорма
Количество постепенно увеличивать от 5 г до 70 г
С 10 мес – фрикадельки
С 12 мес – паровые котлеты
| 4. Введение
корректирующих добавок
|
4 мес
4,5 мес
7 мес
6 мес
|
Y сут. = N х 10 (N – число мес)
Более 100 мл в сутки не назначать
Соки не назначать в первое и последнее кормление
До 8 мес ¼ часть
После 8 мес – ½ часть
Количество постепенно увеличивать от 10 г до 50 г.
| 5 Расчет суточного
количества пищи
| До 10 дней – по формулам
Доношенный недоношенный
Vc=N *70(80) Vc =(N + 10)
После 10 дней – объемный метод
10 дней -1,5 мес – 1/5 массы
1,5 мес – 4 мес – 1/6 массы
4 мес – 6 мес – 1/7 массы
6 мес – 12 мес - 1 литр
| Помнить !
Больше 1 литра в сутки ребенок
получать не должен
| 6 Расчет разового количества
| V раз = Vсут /число кормлений
|
| 7.Расчет каждого продукта,
входящего в меню
|
| Количество соков, яичного желтка в общий объем пищи не учитывается
Количество грудного молока при смешанном вскармливании определяется контрольным кормлением
|
По окончании решения задач и обсуждения , преподаватель предлагает перейти к ролевой игре
Б) Ролевая игра
Участники: Мама, Бабушка, медицинская сестра
На патронаже у ребенка 3-х месяцев.
Ребенок родился с массой 3.300 гр., рост – 51 см,на последнем приеме у врача антропометрические показатели : масса – 5 400гр ,рост – 56,5 см Мед.сестра; Здравствуйте , как дела у Вас и ребенка?
Мама: Девочка стала беспокойной , постоянно «ищет» грудь, мало мочится
Медицинская сестра:
- Вы кормите только грудным молоком?
Мама
- Да
Бабушка
- Я говорю ,что нужно вводить манную кашу
Медицинская сестра
- То ,что Вы кормите грудным молоком ,это очень хорошо! Вводить манную кашу
Нельзя! Она не является первым прикормом и может вызывать аллергические
реакции. Разрешите я осмотрю девочку?
Объективно:
- тургор кожи несколько снижен , девочка «ищет» грудь
Медицинская сестра:
- завтра, в детской поликлинике, прием здорового ребенка .Вам необходимо придти
чтобы провести контрольное кормление, взвесить ребенка
Врач ведет прием с 9.00 – 12.00
Контрольные вопросы: Какие потребности нарушены ?
Выявите проблемы пациента и составьте план их реализации
Проведите оценку физического развития ребенка
Составьте схему (меню) кормления на один день
Как провести контрольное кормление?
Проведите антропометрические измерения на фантоме
Эталон ответа к ролевой игре
Нарушена потребность «есть» план сестринских вмешательств по удовлетворению
Универсальных потребностей ребенка
Основные
Физиологические
Потребности
| Признаки, на основании которых выявлены эти
проблемы
| Планы
Сестринских вмешательств
| Обоснование
| Потребность в
пище
| - снижение массы тела
- сухость кожи
- беспокойство
- небольшое количество
мочи
| - рассчитать суточное и разовое количество пищи
- составить схему питания(меню) - провести контрольное кормление - при необходимости назначить докорм
- организовать необходимые условия для кормления
|
- недостаток пищи приводит к развитию гипотрофии
- учитываются возрастные особенности детей,сбалансированность питания,распределение пищевых продуктов в течении суток - знать количество выс.
Молока за 1 прием
- создать оптимальные условия при кормлении, которые способствуют повышению аппетита
|
Оценка физического развития
Настоящий вес – 5.400 гр. Рост – 56,5 см Необходимо определить долженствующий вес и рост: Д.В. = вес при рождении + прибавка по месяцам Д.В.= 3.300 + 600гр + 800гр + 800 гр = 5.500 гр Д.Р. = рост при рождении + прибавка за мес ( 1,5 – 2 см) Д.Р.= 51 см +( 1,5 х 3 ) = 55.5 см Выводы; ребенок отстает в весе на 100 гр , рост соответствует возрасту Рассчитаем суточную и разовую потребность в пище
(рассчитываем на Д.В.) Суточная потребность = 5.500 : 1/6 = 920 гр молока на сутки
Разовая потребность = 920 гр : 6(кол-во кормлений) = 152 гр Выводы: чтобы убиться достаточно ли молока у матери на разовую потребность необходимо провести контрольное кормление( 2-3 раза в день)
Схема кормления на сутки Ребенок будет кормиться через 3,5 часа по 152 гр. грудного молока
Если при контрольном кормлении выясниться, что ему не достаточно молока,
врач должен вводить – докорм в виде адаптированных молочных смесей Дать рекомендации маме по борьбе с гипогалактией
- соблюдать режим питания
- пить жидкости до 1,5 литров
- массаж молочных желез
- сцеживание, после каждого кормления
- выполнять назначения врача
( курс витаминотерапии с включением вит Е, прием апилака) В) По окончанию и обсуждения игры, преподаватель предлагает перейти к отработке практических манипуляции:
Подготовка матери и ребенка к кормлению
контрольное кормление
кормление ребенка из бутылочки, ложечкой, через зонд
( студенту при отработке манипуляций, можно использовать учебник «Сестринское дело в
педиатрии. Практикум)
5.Контроль усвоения знаний студента
В этом разделе преподаватель может предложить :
написание тестов
Принять выборочно практические манипуляции
Предложить решение ситуационных задач
Итоги практики
№
| ФИО студента
| Исходный уровень знаний
| Самостоятельная работа
| Контроль усвоения знаний
| итог
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|