Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны?





НазваниеКак отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны?
Дата публикации08.04.2015
Размер54.8 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Военное дело > Вопрос
§ 25. ВОССТАНИЕ 1794 г. В БЕЛАРУСИ

Вспомните Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны?

1. Тадеуш Костюшко. После Гродненского сей­ма король Станислав Август Понятовский вер­нулся в Варшаву. За ним прибыл новый россий­ский посол барон Игельстром. Он командовал почти 30-тысячным войском, постоянно нахо­дившимся на территории Речи Посполитой.

Присутствие иностранной армии вызвало не­довольство патриотически настроенных кругов общества, прежде всего шляхты, мещан и духовен­ства. Они стремились сохранить государственную самостоятельность Речи Посполитой, избавиться от влияния зарубежных стран, возвратить Конституцию 3 мая. В 1794 г. произошло восстание, характер которого определяется как национально-освободительный и буржуазно-демократический.

Руководителем восстания являлся генерал Тадеуш Костюшко (1746 – 1817). Андрей Тадеуш Бонавентура Костюшко родился в фольварке Меречёвщина около местечка Коссово Слонимского повета в шляхетской семье Людвика Тадеуша и Тэкли Костюшко. По мнению белорусских историков, новорожденного ребенка крестили сначала в униатской церкви (по желанию матери) и назвали Андреем в честь апостола Андрея Первозванного. Польские ученые полагают, что маленького Костюшко назвали в честь Святого Тадеуша и Святого Бонавентуры, глубоко чтимых католической церковью.

В девять лет мальчика отдали в школу ордена пиаров, где он обучался в тече­ние пяти лет. После ее окончания Костюшко вернулся домой и следующие пять лет помогал матери вести хозяйство, так как отца убили местные крестьяне.

В 1765 г. юношу приняли в Варшавское военное училище. Выдающиеся способности и упорные занятия позволили ему стать одним из лучших каде­тов. Закончил обучение Костюшко в чине капитана. С целью углубления знаний в военных науках во второй половине 1769 г. Тадеуш Костюшко от­правился на учебу во Францию. Там он ознакомился с идеями французских просветителей.

В 1776 г. Т. Костюшко выехал в Америку, где принял активное участие в Войне за независимость США. Он воевал на стороне республиканцев про­тив английского господства. На должности главного военного инженера ар­мии Севера Костюшко участвовал в строительстве фортификаций под Са-ратогой. В дальнейшем он руководил строительством величайшей цитадели США в Вест-Пойнте. В 1783 г. Конгресс США присвоил Костюшко звание бригадного генерала. Он был удостоен высшей награды — ордена Цинцин-ната, получил пожизненную пенсию и земельный надел.

По возвращении на родину Т. Костюшко присоединился к патриотиче­скому движению.

2. Ход восстания. Восстание началось с провозглашения Костюшко «Акта восстания» в Кракове. Документ определял цель выступления — восстановле­ние Речи Посполитой в границах 1772 г. Реализация «Акта восстания» требовала вывода иностранных войск, возвращения ото­бранных земель, осуществления реформ. Лозунгом повстанцев в Польше стал девиз: «Свобода, целост­ность, независимость».

Восстание охватило территорию Литвы и за­падной части Беларуси во второй половине апре­ля 1794 г. Общее количество его участников на территории Беларуси составляло около 25 тыс. человек. Среди них были шляхтичи, духовенство, мещане, встречались и косинеры. Так называли крестьян, вооруженных косами. Они принимали участие в битвах под деревнями Поляны, Лип-нишки, Солы, Крупчицы.

Поланецкий универсал, провозглашенный 7 мая, позволял крестьянам получить личную сво­боду при условии, что они рассчитаются с панами и заплатят государственные налоги. Однако этот документ встретил противодействие шляхты.

Центром восстания на белорусско-литовских землях стала Вильна 8 ночь на 23 апреля город оказался в руках повстанцев. Ими руководил ин­женер-полковник, поэт Якуб Ясинский (1761 – 1794). Он представлял «яко­бинское» течение в восстании.

Историческая справка

«Виленскими якобинцами» называли некоторых участников восстания 1794 г. в Литве и Беларуси. В основном это были шляхтичи-офицеры. Они выступа­ли за упразднение барщины, постепенную отмену крепостного права, лик­видацию сословных ограничений для мещан. «Виленские якобинцы» от­крыто поддерживали Французскую революцию, начавшуюся в 1789 г., высказывали надежду на помощь со стороны революционной Франции.

В Вильне был создан самостоятельный орган управления восстанием – Наивысшая литовская рада. Но начальником восстания признавали Тадеуша Костюшко. Рада 30 апреля, раньше, чем в Польше, приняла обращение «К земледельцам и люду деревенскому». В нем упоминалась «воля перед законом и свобода...», восстанавливалась Конституция 3 мая. К тому же на территории Бе­ларуси в восстании принимали участие предста­вители различных религиозных конфессий.

Крупные повстанческие отряды возглавляли Михал Клеофас Огинский, Стефан Грабовский, Кароль Сераковский. Они осуществляли быстрые переходы, глубокие рейды в тыл противника, за­сады. Повстанцы заняли Гродно, Брест, Новогрудок, Слоним, Волковыск, Лиду, Ошмяны, Коб­рин, Браслав.

Подавлением восстания занимались лично Екатерина II и прусский король Фридрих II. После боя около деревни Крупчицы (под Кобрином), про­исшедшего 17 сентября 1794 г., отряды Кароля Се-раковского вынуждены были отступить. Затем мя­тежное войско было разгромлено под Брестом. 10 октября 1794 г. под Мацеёвицами (недалеко от Варшавы) около 15 тыс. повстанцев дали бой ко­личественно превосходящему корпусу генерала И. Ферзена. Битва окончилась победой россий­ских войск. Тысячи повстанцев погибли или попа­ли в плен. Тяжелораненый Т. Костюшко был вы­везен в Петропавловскую крепость Петербурга.

Начальником вооруженных сил восстания 12 октября Наивысшая национальная рада в Варшаве назначила уроженца Беларуси Томаша Вавжецкого. 4 ноября российские войска под командованием А. Суворова овладели укреплен­ным предместьем Варшавы — Прагой. Только после этого было принято решение о капитуляции города. Штурм предместья российской армией вошел в историю как «пражская резня». В ходе его погибли тысячи мир­ных жителей и около 10 тыс. повстанцев. На баррикадах Праги погиб и легендарный Якуб Ясинский. Варшава капитулировала 6 ноября. Вос­стание было подавлено.

Именно за жестокое подавление восстания А. Суворов получил от Ека­терины II звание фельдмаршала, а также более 13 тыс. крепостных крестьян Кобринского повета. Всего же российским военнослужащим и граждан­ским чиновникам было роздано более 80 тыс. крепостных крестьян бело­русских земель.

Шансов на победу в восстании 1794 г. было немного. Его не поддержала основная масса крестьян, горожан, а шляхта стремилась к тому, чтобы не допустить широкого выступления городских низов и крестьянства. Кроме того, невыполнение распоряжений Т. Костюшко, а иногда и откровенное предательство подрывали силы повстанцев.

3. Третий раздел Речи Посполитой. Инициатором нового раздела Речи Посполитой стала Австрия. 24 октября 1795 г. Россия, Пруссия и Австрия подписали договор об окончательной ликвидации этой страны. Российская империя получила земли Западной Беларуси, часть Литвы, Курляндию, За­падную Волынь и часть Холмской земли с населением около 1 млн 200 тыс. человек. Количество жителей собственно белорусских земель в составе Виленского, Новогрудского, Гродненского и части Брестского воеводств со­ставляло до 840 тыс. человек.

К Пруссии отошли большая часть Мазовецкого воеводства вместе с Вар­шавой, части Подляшского, Гродненского, Трокского воеводств и Жемай-тии с населением около 1 млн человек.

Австрия получила Малую Польшу с Краковом и Люблином, южную часть Подляшья и западную часть Брестского воеводства с населением 1 млн 500 тыс. человек.

Ликвидация Речи Посполитой была нарушением всех международных прав. Европейские страны, занятые войной с революционной Францией, не оказали ей помощи. В небытие отошла старая феодальная Речь Посполитая,

а новая, реформированная, не успела установиться. В этом была вина не только соседних государств, но и консервативной шляхты самой Речи Пос­политой.

После поражения восстания король Станислав Август Понятовский вы­ехал в Гродно. Здесь он узнал о последнем разделе страны и 25 ноября 1795 г. добровольно отрекся от трона. Последние годы жизни он провел в Петербурге, где умер, оставив многочисленные долги.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны? iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 1 «Практика устной...
ДС. Ф. 1 «Практика устной и письменной речи по второму иностранному языку (французский язык)»
Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать знания у учащихся об истории своей страны, повышение интереса к политическому устройству своей страны, воспитание...
Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны? iconКак же привить человеку любовь и уважение к своей семье?
Только через традиции, через знание родословной генеалогии. Порой изучение истории своей семьи подталкивает нас к изучению истории...
Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гражданская идентичность школьника есть результат процесса соотнесения себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, который...
Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны? iconСодержание программы по истории России Россия в XVII веке
Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины...
Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны? iconОткрытый молодежный Лекторий «Страна, в которой ты живешь»
Целью проекта является формирование позитивного понимания «Я гражданин своей страны». Приобщение населения Дальневосточного региона...
Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны? iconСовременные технологии как условие духовно-нравственного развития личности
«высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность...
Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Воспитание интереса и уважения к истории и традиции страны изучаемого языка своей страны
Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны? iconПриютино
«Знакомство с историей своей страны это всегда радость нескончаемого открытия нового в знакомом»; «Если вы любите свою страну, вы...
Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны? iconУрока Тема Кол час
Сформировать представление об истории как науке, понять важ-ность изучения предмета, знания истории своей страны
Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны? iconРешаемые проблемы
Наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её. Правильное употребление «вежливых» слов в своей речи
Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: систематизировать знания учащихся по теме; показать использование устаревших слов в речи и в тексте; способствовать развитию...
Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны? iconКонкурсное сочинение на тему: «Я гражданин»
У каждого человека на планете есть страна, которую он считает своей Родиной. Для меня таким местом является великая Россия. Я горжусь...
Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны? iconИз письма писателя В. Гроссмана Первому секретарю ЦК кпсс
«Я отдал рукопись моего романа «Жизнь и судьба» в редакцию журнала «Знамя» я писал в своей книге то, что считал и продолжаю считать...
Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны? iconПлан урока 1 Цель: активизация и закрепление лексики по теме “Праздники...
Учебная: развивать навыки устной речи, формирование гибких и вариативных умений говорить, развитие навыков понимания иностранной...
Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны? iconПрограмма внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск