Скачать 54.8 Kb.
|
§ 25. ВОССТАНИЕ 1794 г. В БЕЛАРУСИ Вспомните Как отнеслась шляхта Речи Посполитой к первому и второму разделам своей страны? 1. Тадеуш Костюшко. После Гродненского сейма король Станислав Август Понятовский вернулся в Варшаву. За ним прибыл новый российский посол барон Игельстром. Он командовал почти 30-тысячным войском, постоянно находившимся на территории Речи Посполитой. Присутствие иностранной армии вызвало недовольство патриотически настроенных кругов общества, прежде всего шляхты, мещан и духовенства. Они стремились сохранить государственную самостоятельность Речи Посполитой, избавиться от влияния зарубежных стран, возвратить Конституцию 3 мая. В 1794 г. произошло восстание, характер которого определяется как национально-освободительный и буржуазно-демократический. Руководителем восстания являлся генерал Тадеуш Костюшко (1746 – 1817). Андрей Тадеуш Бонавентура Костюшко родился в фольварке Меречёвщина около местечка Коссово Слонимского повета в шляхетской семье Людвика Тадеуша и Тэкли Костюшко. По мнению белорусских историков, новорожденного ребенка крестили сначала в униатской церкви (по желанию матери) и назвали Андреем в честь апостола Андрея Первозванного. Польские ученые полагают, что маленького Костюшко назвали в честь Святого Тадеуша и Святого Бонавентуры, глубоко чтимых католической церковью. В девять лет мальчика отдали в школу ордена пиаров, где он обучался в течение пяти лет. После ее окончания Костюшко вернулся домой и следующие пять лет помогал матери вести хозяйство, так как отца убили местные крестьяне. В 1765 г. юношу приняли в Варшавское военное училище. Выдающиеся способности и упорные занятия позволили ему стать одним из лучших кадетов. Закончил обучение Костюшко в чине капитана. С целью углубления знаний в военных науках во второй половине 1769 г. Тадеуш Костюшко отправился на учебу во Францию. Там он ознакомился с идеями французских просветителей. В 1776 г. Т. Костюшко выехал в Америку, где принял активное участие в Войне за независимость США. Он воевал на стороне республиканцев против английского господства. На должности главного военного инженера армии Севера Костюшко участвовал в строительстве фортификаций под Са-ратогой. В дальнейшем он руководил строительством величайшей цитадели США в Вест-Пойнте. В 1783 г. Конгресс США присвоил Костюшко звание бригадного генерала. Он был удостоен высшей награды — ордена Цинцин-ната, получил пожизненную пенсию и земельный надел. По возвращении на родину Т. Костюшко присоединился к патриотическому движению. 2. Ход восстания. Восстание началось с провозглашения Костюшко «Акта восстания» в Кракове. Документ определял цель выступления — восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г. Реализация «Акта восстания» требовала вывода иностранных войск, возвращения отобранных земель, осуществления реформ. Лозунгом повстанцев в Польше стал девиз: «Свобода, целостность, независимость». Восстание охватило территорию Литвы и западной части Беларуси во второй половине апреля 1794 г. Общее количество его участников на территории Беларуси составляло около 25 тыс. человек. Среди них были шляхтичи, духовенство, мещане, встречались и косинеры. Так называли крестьян, вооруженных косами. Они принимали участие в битвах под деревнями Поляны, Лип-нишки, Солы, Крупчицы. Поланецкий универсал, провозглашенный 7 мая, позволял крестьянам получить личную свободу при условии, что они рассчитаются с панами и заплатят государственные налоги. Однако этот документ встретил противодействие шляхты. Центром восстания на белорусско-литовских землях стала Вильна 8 ночь на 23 апреля город оказался в руках повстанцев. Ими руководил инженер-полковник, поэт Якуб Ясинский (1761 – 1794). Он представлял «якобинское» течение в восстании. Историческая справка «Виленскими якобинцами» называли некоторых участников восстания 1794 г. в Литве и Беларуси. В основном это были шляхтичи-офицеры. Они выступали за упразднение барщины, постепенную отмену крепостного права, ликвидацию сословных ограничений для мещан. «Виленские якобинцы» открыто поддерживали Французскую революцию, начавшуюся в 1789 г., высказывали надежду на помощь со стороны революционной Франции. В Вильне был создан самостоятельный орган управления восстанием – Наивысшая литовская рада. Но начальником восстания признавали Тадеуша Костюшко. Рада 30 апреля, раньше, чем в Польше, приняла обращение «К земледельцам и люду деревенскому». В нем упоминалась «воля перед законом и свобода...», восстанавливалась Конституция 3 мая. К тому же на территории Беларуси в восстании принимали участие представители различных религиозных конфессий. Крупные повстанческие отряды возглавляли Михал Клеофас Огинский, Стефан Грабовский, Кароль Сераковский. Они осуществляли быстрые переходы, глубокие рейды в тыл противника, засады. Повстанцы заняли Гродно, Брест, Новогрудок, Слоним, Волковыск, Лиду, Ошмяны, Кобрин, Браслав. Подавлением восстания занимались лично Екатерина II и прусский король Фридрих II. После боя около деревни Крупчицы (под Кобрином), происшедшего 17 сентября 1794 г., отряды Кароля Се-раковского вынуждены были отступить. Затем мятежное войско было разгромлено под Брестом. 10 октября 1794 г. под Мацеёвицами (недалеко от Варшавы) около 15 тыс. повстанцев дали бой количественно превосходящему корпусу генерала И. Ферзена. Битва окончилась победой российских войск. Тысячи повстанцев погибли или попали в плен. Тяжелораненый Т. Костюшко был вывезен в Петропавловскую крепость Петербурга. Начальником вооруженных сил восстания 12 октября Наивысшая национальная рада в Варшаве назначила уроженца Беларуси Томаша Вавжецкого. 4 ноября российские войска под командованием А. Суворова овладели укрепленным предместьем Варшавы — Прагой. Только после этого было принято решение о капитуляции города. Штурм предместья российской армией вошел в историю как «пражская резня». В ходе его погибли тысячи мирных жителей и около 10 тыс. повстанцев. На баррикадах Праги погиб и легендарный Якуб Ясинский. Варшава капитулировала 6 ноября. Восстание было подавлено. Именно за жестокое подавление восстания А. Суворов получил от Екатерины II звание фельдмаршала, а также более 13 тыс. крепостных крестьян Кобринского повета. Всего же российским военнослужащим и гражданским чиновникам было роздано более 80 тыс. крепостных крестьян белорусских земель. Шансов на победу в восстании 1794 г. было немного. Его не поддержала основная масса крестьян, горожан, а шляхта стремилась к тому, чтобы не допустить широкого выступления городских низов и крестьянства. Кроме того, невыполнение распоряжений Т. Костюшко, а иногда и откровенное предательство подрывали силы повстанцев. 3. Третий раздел Речи Посполитой. Инициатором нового раздела Речи Посполитой стала Австрия. 24 октября 1795 г. Россия, Пруссия и Австрия подписали договор об окончательной ликвидации этой страны. Российская империя получила земли Западной Беларуси, часть Литвы, Курляндию, Западную Волынь и часть Холмской земли с населением около 1 млн 200 тыс. человек. Количество жителей собственно белорусских земель в составе Виленского, Новогрудского, Гродненского и части Брестского воеводств составляло до 840 тыс. человек. К Пруссии отошли большая часть Мазовецкого воеводства вместе с Варшавой, части Подляшского, Гродненского, Трокского воеводств и Жемай-тии с населением около 1 млн человек. Австрия получила Малую Польшу с Краковом и Люблином, южную часть Подляшья и западную часть Брестского воеводства с населением 1 млн 500 тыс. человек. Ликвидация Речи Посполитой была нарушением всех международных прав. Европейские страны, занятые войной с революционной Францией, не оказали ей помощи. В небытие отошла старая феодальная Речь Посполитая, а новая, реформированная, не успела установиться. В этом была вина не только соседних государств, но и консервативной шляхты самой Речи Посполитой. После поражения восстания король Станислав Август Понятовский выехал в Гродно. Здесь он узнал о последнем разделе страны и 25 ноября 1795 г. добровольно отрекся от трона. Последние годы жизни он провел в Петербурге, где умер, оставив многочисленные долги. |
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. 1 «Практика устной... ДС. Ф. 1 «Практика устной и письменной речи по второму иностранному языку (французский язык)» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: формировать знания у учащихся об истории своей страны, повышение интереса к политическому устройству своей страны, воспитание... | ||
Как же привить человеку любовь и уважение к своей семье? Только через традиции, через знание родословной генеалогии. Порой изучение истории своей семьи подталкивает нас к изучению истории... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гражданская идентичность школьника есть результат процесса соотнесения себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, который... | ||
Содержание программы по истории России Россия в XVII веке Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины... | Открытый молодежный Лекторий «Страна, в которой ты живешь» Целью проекта является формирование позитивного понимания «Я гражданин своей страны». Приобщение населения Дальневосточного региона... | ||
Современные технологии как условие духовно-нравственного развития личности «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Воспитание интереса и уважения к истории и традиции страны изучаемого языка своей страны | ||
Приютино «Знакомство с историей своей страны это всегда радость нескончаемого открытия нового в знакомом»; «Если вы любите свою страну, вы... | Урока Тема Кол час Сформировать представление об истории как науке, понять важ-ность изучения предмета, знания истории своей страны | ||
Решаемые проблемы Наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её. Правильное употребление «вежливых» слов в своей речи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: систематизировать знания учащихся по теме; показать использование устаревших слов в речи и в тексте; способствовать развитию... | ||
Конкурсное сочинение на тему: «Я гражданин» У каждого человека на планете есть страна, которую он считает своей Родиной. Для меня таким местом является великая Россия. Я горжусь... | Из письма писателя В. Гроссмана Первому секретарю ЦК кпсс «Я отдал рукопись моего романа «Жизнь и судьба» в редакцию журнала «Знамя» я писал в своей книге то, что считал и продолжаю считать... | ||
План урока 1 Цель: активизация и закрепление лексики по теме “Праздники... Учебная: развивать навыки устной речи, формирование гибких и вариативных умений говорить, развитие навыков понимания иностранной... | Программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность... |