Скачать 143.25 Kb.
|
Перевод статьи Van Oudheusden L.J.1, Scholte H.R.2 Efficacy of carnitine in the treatment of children with attention-deficit hyperactivity disorder. Prostaglandins, Leukotrienes and Essential FattyAcids 2002; 67(1): 33–38. Эффективность применения карнитина при лечении детей с расстройством внимания и гиперактивностью Л.Й. ван Аудёсден, Х.Р. Схолте Резюме Определялись безопасность и эффективность применения карнитина при лечении детей с расстройством внимания и гиперактивностью (РВГА). Дети с расстройством внимания и гиперактивностью выявлялись по результатам оценки данных, которые родители вносили в лист поведения ребенка (ЛПР), а также баллов, выставляемых учителями по методике Коннерса, в случайном, плацебо-контролируемом, двойном перекрестном и двойном слепом клиническом испытании. У 13 из 24 мальчиков, получавших карнитин, наблюдалось улучшение домашнего поведения в соответствии с данными ЛПР (Р < 0,02). У 13 из 24 мальчиков улучшилось поведение в школе, согласно оценкам учителей по методике Коннерса (Р < 0,05). Перед применением карнитина данные ЛПР, а также другие показатели значительно отличались от общих показателей для нормальных детей (Р < 0,0001). Респонденты продемонстрировали значительное улучшение показателей ЛПР по сравнению с исходными данными (Р < 0,0001). У большинства участников не было выявлено побочных эффектов. На базовом уровне, а также после приема карнитина, респонденты демонстрировали повышенный уровень свободного плазматического карнитина (Р < 0,03) и ацетилкарнитина (Р < 0,05). По сравнению с базовым уровнем применение карнитина показало 20–65 % (8–48-балльное) снижение проблемных показателей, оцененное по данным ЛПР. Применение карнитина значительно снизило проблемы концентрации внимания и агрессивного поведения детей с расстройством внимания и гиперактивностью. Введение Расстройство внимания и гиперактивность являются самыми частыми психическими расстройствами у детей, проявляющимися в целом спектре поведенческих проблем [1, 2]. Данные подтверждают важную роль медикаментозного лечения для улучшения поведения, когнитивных и социальных функций при РВГА, однако использование стимулирующих лекарств может быть ассоциировано с нежелательными побочными эффектами [3, 4]. Полученные нами данные подтверждают, что карнитин является безопасной альтернативой лекарственным препаратам, используемым для лечения болезненных симптомов. Применение карнитина у детей с РВГА и низким уровнем плазматического карнитина приводит к снижению гиперактивности и импульсивного поведения. В организме карнитин играет важную роль в окислении жирных кислот и пирувата, а также снижает уровень ацетил-КоА. Он также вовлечен в процесс восстановления мембран нервных клеток [5–7], эффективно включаясь в полиненасыщенные жирные кислоты, которые являются основой фосфолипидов мозга [8, 9]. В мозге грызунов ацетилкарнитин способен смягчать нейрологические повреждения [10] и улучшать энергетический метаболизм [11] после ишемии и реперфузии, нормализуя связанные с возрастом нарушения некоторых рецепторных систем [12], метаболизма мембранных фосфолипидов [13], а также снижать гиперактивность [14]. Недавно было продемонстрировано эффективное применение карнитина для подавления симптомов гиперактивного поведения пациентов с синдромом ломкой X-хромосомы [15]. Целью настоящего исследования было подтверждение выявленных ранее свойств карнитина на группе пациентов с РВГА. ___________________________ Westfries Gasthuis, Hoorn, The Netherlands. 2 Erasmus University Rotterdam, Rotterdam, The Netherlands. Пациенты и методы Настоящее исследование является рандомизированным, плацебо-контролируемым, двойным перекрестным и двойным слепым, проведенным в педиатрической клинике для амбулаторных больных. Перед испытанием мальчики были обследованы педиатром, детским психологом или психиатром для выявления симптомов РВГА. В испытательную группу отбирали детей по следующим критериям:
Критерии исключения из группы:
Инструменты и измерения Состояние ребенка оценивали по двум параметрам: сумме баллов, выставляемых родителями в лист поведения ребенка (ЛПР), содержащий 120 вопросов, а также рейтингу Коннерса для учителей (РКДУ) [20], который выявляет поведенческие проблемы в поведении в школе и содержит 39 пунктов. Ребенок рассматривался в качестве респондента в том случае, если наблюдалось 30 % снижение рейтинга в ЛПР или РКДУ. Каждый ребенок проходил проверку по истечении каждого испытательного периода, отдельно для каждого из трех испытательных периодов. Процедура Из 30 мальчиков к исследованию допущены 26. Из них сформированы две группы: мальчики одной из них получали препарат по схеме плацебо-карнитин-плацебо, а участники другой – карнитин-плацебо-карнитин. Каждый период испытаний продолжался 8 недель. Препарат L-карнитин и плацебо хранились в питьевых пузырьках 6 г/20 мл и имели схожий вкус и цвет. Препарат принимался дважды в день после еды. Доза карнитина составляла 100 мг/кг в день, максимум 4 г. Дополнительная оценка надежности Лабораторные анализы проводились во время осмотра на 8, 16 и 24-й неделе, оценивали содержание гемоглобина, гематокрита, количества эритроцитов, количества лейкоцитов, количества тромбоцитов и плазматического уровня мочевины, креатинина, натрия, калия, аспарагиновой аминотрансферазы, аланиновой аминотрансферазы, гамма-глутамилтрансферазы, алкалиновой фосфатазы, свободного карнитина и ацетилкарнитина [24]. Осмотр физического состояния проводился на 24-й неделе. Результаты Профиль исследования приведен на рис. 1. Все три периода испытаний прошли только 22 ребенка из 26, остальные выбыли по различным причинам. Большинство пациентов после испытания продолжили прием карнитина по просьбе родителей. Рейтинг ЛПР базового уровня (табл. 1) демонстрирует баллы по общей проблемности и баллы по категориям: проблемы с вниманием, делинквентность и агрессивное поведение. Значения этих параметров значительно отличаются от аналогичных показателей у нормальных детей [18]. Согласно рейтингу ЛПР, 13 детей попали в число респондентов (Р < 0,02). Согласно РКДУ, в число респондентов попадают 12 мальчиков (Р < 0,02) (табл. 3). При сравнении двух рейтингов 11 детей попадают в список респондентов в течение периода приема карнитина. В сравнении с базовым уровнем респонденты демонстрируют значительное улучшение общего балла ЛПР (Р < 0,0001) и баллов ЛПР по категориям: проблемы с вниманием (Р < 0,0001), делинквентность (Р < 0,01) и агрессивное поведение (Р < 0,0001); нереспонденты не выявляют улучшений (табл. 4). Уровень свободного плазматического карнитина сильно различается между респондентами и нереспондентами после лечения (Р < 0,03). Уровень плазматического ацетилкарнитина также значительно отличался между респондентами и нереспондентами после лечения (Р < 0,05) (табл. 5). Абсолютный эффект применения карнитина в сравнении с базовым уровнем выражался в 20–65 % снижении (8–48 баллов) исходного рейтинга, полученного при подсчете баллов ЛПР. Неблагоприятные случаи Два ребенка сломали руки по причине гиперактивного поведения в период плацебо. У одного ребенка возник короткий период необъяснимого обморочного состояния после перехода с периода плацебо на карнитин. Повышенный уровень плазматического креатинина в период последнего плацебо был выявлен у одного респондента, однако по прошествии двух недель после испытания уровень вернулся в норму. Обследование физического состояния всех участников педиатром по истечении всех трех испытательных периодов не выявило нарушений. У одного из обследованных пациентов появился неприятный запах от тела в период приема карнитина, известный побочный эффект, вероятнее всего, связанный с образованием триметиламинов. Обсуждение По истечении трех испытательных периодов 20 из 24 испытуемых продолжили прием карнитина по просьбе родителей. Применение карнитина на протяжении 6 месяцев, по оценкам родителей и учителей, привело к установлению нормального неклинического поведения у 19 детей. За последнее десятилетие были выявлены новые функции карнитиновой системы [22], такие как стимулирование микроциркуляции [23], обновление мембран стимуляцией обмена фосфолипидов [5], а также элонгация-десатурация жирных кислот в митохондриях до докозагексаеноевой кислоты [8, 24]. Концентрация этой жирной кислоты, необходимой для развития и функционирования мозга, у пациентов с РВГА пониженная [25]. Некоторые исследователи рассматривают РВГА и связанные с ним заболевания как следствие нарушения метаболизма жирных кислот и фосфолипидов [26]. Предполагается, что карнитин стимулирует синтез как ацетилхолина, так и докозагексаеноевой кислоты в отдельных участках мозга, ответственных за развитие РВГА. Недостатки Нам известны недостатки этого пилотного исследования, они связаны с небольшим числом включенных в него пациентов, а также многочисленными аспектами проявления РВГА, характеристика которых в исследовании была ограничена рейтингами ЛПР и РКДУ. Клиническое применение Использование карнитина дважды в день эффективно при лечении группы детей с РВГА, проявляющих ненормальное поведение по сравнению с обычными детьми.
Рис. 1. Профиль клинического испытания Таблица 1. Баллы по ЛПР обычных детей и пациентов перед клиническими испытаниями
Таблица 2. Свободный плазматический карнитин и ацетилкарнитин у пациентов перед клиническими испытаниями
Таблица 3. Сводные данные по респондентам
Таблица 4. Баллы по ЛПР для респондентов и нереспондентов в период клинических испытаний
Таблица 5. Уровни свободного плазматического карнитина и ацетилкарнитина у респондентов и нереспондентов
Литература 1. Mercugliano M. What is attention deficit/hyperactivity disorder? Pediatr Clin N Am 1999; 5: 831–843. 2. Hechtman L. Assessment and diagnosis of attention-deficit/hyperactivity disorder. Child Adolesc Psychiatr Clin N Am 2000; 9: 481–498. 3. Elia J., Ambrosini P.J., Rapoport J.L. Treatment of attentiondeficit-hyperactivity disorder. N Engl J Med 1999; 340: 780–788. 4. Spencer T., Biederman J., Wilens T. et al. Pharmacotherapy of attention-deficit hyperactivity disorder across the life cycles. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 1996; 35(4): 409–432. 5. Arduini A., Denisova N., Virmani A., Avrova N., Federici G., Arrigoni-Martelli E. Evidence for the involvement of carnitinedependent long-chain acyltransferases in neuronal triglyceride and phospholipid fatty acid turnover. J Neurochem 1994; 62: 1530–1538. 6. Burlina A.P., Sershen H., Debler E.A., Lajtha A. Uptake of acetyl-L-carnitine in the brain. Neurochem Res 1989; 14: 489–493. 7. Kuratsune H., Watanabe Y., Yamaguti K. et al. High uptake of [2-11C] acetyl-L-carnitine into the brain: a PET study. Biochem Biophys Res Commun 1997; 13: 488–493. 8. Infante J.P., Huszagh V.A. Secondary carnitine deficiency and impaired docosahexaenoic (22:6n-3) acid synthesis: a common denominator in pathophysiology of diseases of oxidative phosphorylation and beta-oxidation. FEBS Lett 2000; 468: 1–5. 9. Ricciolini R., Scalibastri M., Kelleher J.K., Carminati P., Calvani M., Arduini A. Role of acetyl-L-carnitine in rat brain lipogenesis: implications for polyunsaturated fatty acid biosynthesis. J Neurochem 1998; 71: 2510–2517. 10. Calvani M., Arrigoni-Martelli E. Attenuation by acetyl-L-carnitine of neurological damage and biochemical derangement following brain ischemia and reperfusion. Int J Tissue React 1999; 21: 1–6. 11. Aureli T., Miccheli A., Di Cocco M.E. et al. Effect of acetyl-L-carnitine on recovery of brain phosphorus metabolites and lactic level during reperfusion after cerebral ischemia in the rat-study by 13P- and 1H-NMR spectroscopy. Brain Res 1994; 643: 92–99. 12. Castorina M., Ferraris L. Acetyl-L-carnitine affects aged brain receptorial system in rodents. Life Sci 1994; 54: 1205–1214. 13. Ricciolini R., Scalibastri M., Sciarroni A.F., et al. The carnitine system and acyl trafficking in CNS. In: Teelkens A., Korf J., eds. Neurochemistry: Cellular, Molecular and Clinical Aspects. New York: Plenum, 1997; 1071–1076. 14. Dell’Anna M.E., Luvone L., Calzolari S., Geloso M.C. Effect of acetyl-L-carnitine on hyperactivity and spatial memory deficits on rats exposed to neonatal anoxia. Neurosci Lett 1997; 223: 201–205. 15. Torrioli M. G., Vernacotola S., Mariotti P. et al. Double blind placebo controlled study of L-acetylcarnitine for the treatment of hyperactive behavior in fragile X syndrome. Am J Med Gen 1999; 87: 366–368. 16. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 4th edn (DSIM IV). Washington, DC: American Psychiatric Association, 1994. 17. Achenbach T.M. Manual for the Child Behavior Checklist/4-18 and 1991 profile. Burlington, USA: University of Vermont, Department of Psychiatry, 1991. 18. Verhulst F.C., van der Ende J., Koot H.M. Manual for the CBCL 14-18 (Dutch version). Rotterdam, The Netherlands: Department for Child and Youth Psychiatry, Sophia Children’s Hospital, University Hospital Rotterdam, Erasmus University Rotterdam. 1996. 19. Boer F., Buitelaar J.K., Daalen E.V., GunningW.B., Minderaa R.B., Westermann G.M.A. Richtlijnen Diagnostiek en Behandeling ADHD. Amsterdam: Boom, Dutch Psychiatric Association, 1999. 20. Conners C.K. The Conners rating scales: use in clinical assessment, treatment planning and research. In: Maruish M.E., ed. Use of Psychological Testing for Treatment Planning and Outcome Assessment. Hillsdale, NJ, USA: L. Erlbaum Associates, 1994. 21. Vreken P., Van Lint A.E.M., Bootsma A.H., Overmars H.,Wanders R.J.A., van Gennip A.H. Quantitative plasma acylcarnitine analysis using electrospray tandem mass spectrometry for the diagnosis of organic acidemias and fatty-acid oxidation defects. J Inher Metab Dis 1999; 22: 302–306. 22. Famularo G., De Simone C. A new era for carnitine? Immunol Today 1995; 16: 211–213. 23. Hulsmann E.C. Carnitine against ischemia and liposaccharide toxicity. In: De Simone C., Famularo G., eds. Carnitine Today. New York: Springer, 1997; 163–169. 24. Infante J.P., Huszagh V.A. On the molecular etiology of decreased arachidonic (20:4n-6), docosapentaenoic (22:5n-6) and docosahexaenoic (22:6n-3) acids in Zellweger syndrome and other peroxisomal disorders. Mol Cell Biochem 1997; 168: 101–115. 25. Stevens L.J., Zentall S.S., Deck J.L., Abate M.L.,Watkins B.A., Lipp S.R., Burgess J.R. Essential fatty acid metabolism in boys with attention-deficit hyperactivity disorder. Am J Clin Nutr 1995; 62: 761–768. 26. Richardson A.J., Ross M.A. Fatty acid metabolism in neurodevelopmental disorder: a new prospective on associations between attention-deficit/hyperactivity disorder, dyslexia, dyspraxia and the autistic spectrum. Prostaglandins Leukotr Essent Acids 2000; 63: 1–9. Материал сайта www.carniton.ru. Копирование материалов данной страницы и их размещение на других сайтах разрешается только при условии установки активной гиперссылки на сайт www.carniton.ru. |
Nclusion: How To Essential classroom strategies Охватывает всё содержание данной дисциплины, установленное соответствующим ос впо | Essential English for Biology Students kazan 2012 удк печатается... Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25 | ||
Программа любви. Внимание! Увага! Attention! Aufmerksamkeit! Attenzione! Atención! Мы признаем критически важную роль, которую играют малые фермерские хозяйства, особенно под руководством женщин, в трансформации... | Программа аро «Помощь детям-сиротам в России» По материалам Альянса правозащитных организаций "Спасите детей" ("Save the children") | ||
Патентам и товарным знакам (19) Скрипкин ю. К. М.: Кожные и венерические болезни, «Триада-Х», 2000, с. 361-373. Grivet V et al. Plasmapheresis. An additional treatment... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Good morning children! I’m glad to see you! Today we’ll speak about your families. But first of all, let’s remember the... | ||
Патентам и товарным знакам (19) Войнов в. Б. и др. Методы оценки состояния систем кислородообеспечения организма человека. 2000, РнД, с. 34-36. Esilevskii ym. Novel... | Патентам и товарным знакам (19) «Effect of a new Soviet-made antioxidant on the processes of lipid peroxidation in the treatment of patients with transient cerebro-vascular... | ||
Программа принята на общем собрании 16 сентября 2002 года (протокол № от 16. 09. 2002 г.) Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №36 г. Саранска» | План урока Цели урока Организационный момент приветствие и объяснение целей урока/ Good morning, children. I’m glad to see. I hope you are fine and feel... | ||
Как помочь ребенку пережить горе Эта проблема детально анализируется в работе Р. Уэллс, на которой мы подробно остановимся (Wells Rosemary. Helping children cope... | Программа курса, темы практических занятий, рефератов и курсовых работ Казань 2002 Утверждена на заседании кафедры новой и новейшей истории кгу от 23 сентября 2002 г., протокол №1 | ||
Тема: What do you know about London Zoo? Организационный момент. Good morning, dear children! Sit down, please! Today we have a very unusual lesson. You will get much information... | «Применение гормональных контрацептивов в подростковом возрасте» (2002-2012 гг.) Антиандрогенные эффекты комбинированного перорального контрацептива при яичниковой гиперандрогении у девочек-подростков / А. В. Телунц... | ||
I. greeting hello, children! I’m very glad to see you. Sit down,... Совершенствование и систематизация грамматических навыков устной речи по теме «Conditional sentences» посредством различных видов... | Патентам и товарным знакам (19) Приложение 3 к журналу «Кардиоваскулярная терапия и профилактика», 2007, 6(6), с. 41. Рлс 2007, вып. 15, с. 539. Eren m etal. "The... |