Скачать 56.02 Kb.
|
Тема урока: Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу». Цели урока. Обучающие: познакомить с лирикой о Великой Отечественной войне; показать значение поэзии в годы Великой Отечественной войны, познакомить с боевыми подвигами и военными буднями, описанными в стихах о войне. Развивающие: развивать умение анализировать лирическое произведение, развивать навык исследовательской работы. Воспитательные: продолжить работу по военно-патриотическому воспитанию. Оборудование: портреты поэтов, запись песни «Священная война», иллюстрации на тему Великой Отечественной войны, фонохрестоматия. Ход урока I. Вступительное слово учителя. С каждым годом все дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, стоявшего на смерть, и подвиг народа-труженика, ковавшего эту победу в тылу. Скоро мы будем отмечать 65-летие Великой Победы. Победа над фашизмом была спасением для всего мира. II. Подготовка к восприятию темы. - Что вы знаете об этой войне? 1. Выступление учащихся (опережающее задание). 2. Чтение учебника (с. 164) 3. Слово учителя. Весь советский народ поднялся на защиту Родины. В боях с захватчиками советские воины проявляли чудеса героизма. Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя-фронтовика – темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, пробирающийся по разбитой дороге, партизанская землянка, блиндаж. Особый подъем пережила в годы войны советская поэзия. Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу. 4. Запись песни «Священная война» (слова В.Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова). На экране слайды о Великой Отечественной войне. III. Слово учителя о Д. Самойлове. Поэтом фронтового поколения является Давид Самойлов. Как и многие сверстники, он ушел на фронт и прошел через всю войну. «Сороковые, роковые» вторглись в юность поэта, вырвали из привычной жизни. Столкновение мечты и беды, юности и войны – в этом трагедия военного поколения. 2. Чтение стихотворения «Сороковые», исполняет заслуженный артист России Борис Галкин. 3. Анализ стихотворения (учебник, с.166-167). Беседа с классом. - Каким настроением проникнуто стихотворение Д. Самойлова «Сороковые»? - Особой грустью. - Поэт вспомнил «сороковые» почти 20 лет спустя. Это позволило ему шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет. Как показана картина войны в этом стихотворении? - Атмосферу войны автор передает немногими деталями: это «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», а также «погорельцы», которые кочуют с запада к востоку. - Какие эпитеты использует поэт для описания 1940-х? - «Сороковые» – это и «роковые», и «военные», и «фронтовые», и «свинцовые», и «пороховые». - Как каждый из них передает суть происходящего? - «Роковые», потому что они выпали на долю целого поколения, сломали судьбы миллионов людей. «Свинцовые и пороховые», потому что несли гибель людям. «Военные и фронтовые», потому что эти годы совпали с Великой Отечественной войной, когда решалась судьба Отечества. - С каким чувством вспоминает о себе юном поэт 20 лет спустя? - Возмужавший поэт, пройдя все испытания войны, с удовольствием вспоминает свою молодость, безмятежность, готовность в любой ситуации радоваться жизни: Да, это я на белом свете. Худой, веселый и задорный. И у меня табак в кисете. И у меня мундштук наборный. - События в стихотворении «Сороковые» описываются то в прошедшем, то в настоящем времени. Почему автор использует такой прием? - Военные годы поэт описывает в настоящем времени. Он будто снова переживает их. И только в предпоследней строфе, в которой автор говорит о переосмыслении военных лет «потом»: И лишь потом в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. употреблено прошедшее время. 4. Устное сочинение учащихся. IV. Слово учителя о М. Исаковском. В годы Великой Отечественной войны М. Исаковский находился в эвакуации в городе Чистополь. Создал стихи и песни, получившие всеобщее признание: «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Ой, туманы мои...» и другие. Ряд стихотворений написан в связи с изгнанием немецких войск из городов и деревень Смоленщины («Освобождение Ельни», «Здравствуй, Смоленск», «Есть во Всходском районе...» и др.). Сразу же после войны написано стихотворение, ставшее известной песней («Враги сожгли родную хату»). В большинстве своём они повествовательны и тесно связаны с традицией народного песенного творчества. 2. Чтение стихотворения М Исаковского «В прифронтовом лесу» (с.165-166) 3. Сравнительный анализ стихотворений Д. Самойлова и М. Исаковского. - Чем, помимо темы войны, стихотворение М.Исаковского близко стихотворению Д. Самойлова? - Герои стихотворения М. Исаковского тоже молоды. В стихотворении также сталкиваются мечта и беда, юность и война. - В стихотворении «Сороковые» Д. Самойлов ведет рассказ от первого лица («я»). И только в конце стихотворения появляется другая форма – «мы». В стихотворении М. Исаковского «В прифронтовом лесу» другой образ – «мы». Какое это имеет значение для понимания каждого текста? - В стихотворении Д. Самойлова герой один: юноша, воспринимающий себя частичкой своего поколения. Лирический герой стихотворения М. Исаковского «В прифронтовом лесу» рассказывает о себе и о своих друзьях. И только во второй и в последней строфе он представлен отдельно от них. - В каком времени описываются события в стихотворении М. Исаковского? - В первых двух строфах, где рассказывается о военных буднях, автор использует глаголы настоящего времени. Основная часть – воспоминания о мирной довоенной жизни, которая уже в прошлом, используется прошедшее время. А в 7-10 строфах автор употребляет глаголы будущего времени и повелительного наклонения. Герой понимает, что всех ждет, но бойцы готовы стоять насмерть За все, чем жили мы вчера, За все, что завтра ждем. - Стихотворение М. Исаковского стало широко известной песней. Как вы думаете, почему? - Оно о том, почему наш народ победил: он защищал родную землю, все то, что было дорого каждому. V. Запись песни на слова М. Исаковского «В прифронтовом лесу». Слайды о Великой Отечественной войне. VI. Рефлексия. - Чем вам запомнился сегодняшний урок? VII. Домашнее задание Напишите сочинение- миниатюру о жизни ваших близких в годы войны. Рассказ очевидца тех событий можно записать в форме интервью. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СУЗЕМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» КОНКУРС «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» (МЕТОДИЧЕСКИХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ К 65-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ) НОМИНАЦИЯ «И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ, МИР ВЕЧНЫЙ, МИР ЖИВОЙ». КОНКУРСНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ Изображение Великой Отечественной войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу». учителя русского языка и литературы Ишуткиной Валентины Викторовны МОУ «Суземская СОШ №1» 242190 пгт. Суземка Брянской области Тел. 2-12-67; 2-21-15 Факс 2-14-62 |
Доклад «О ходе обеспечения жильем Ветеранов Великой Отечественной войны» Президента Российской Федерации от 09. 01. 2010 №30) в Исполнительном комитете г. Казани активно ведутся работы по обеспечению жильем... | Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в... Проблема жизни, смерти, бессмертия мира, человечества, человека в контексте истории философской мысли и проблематики: Планы семинарских... | ||
Кокшетау Балкибекова Камила 8 «Б» класс Учитель: Игонина А. А. Сочинение.... События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое, отделяемое стремительным бегом времени. Но годы не только... | Конспект по теме «Литература периода Великой Отечественной войны» М. Шолохов говорил, отмечая напряжённую, поистине героическую работу писателей во время войны: «Была у них одна задача: лишь бы слово... | ||
Урок города в 7 Х классах 19. 11. 2004 года классный руководитель... Цель: воспитание патриотизма, уважения подвига русского народа, проявленного в годы во войны | Классный час «Подвиги детей во время Великой Отечественной войны» Цели Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., с их ровесниками в послевоенный период | ||
"Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе" Через 6 лет, в 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня будем говорить о героях этой... | План мероприятий по подготовке и проведению празднования в Шумерлинском... Улучшение социально-экономических условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий и военной службы | ||
План-конспект урока начало Великой Отечественной войны Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии... | Московский метрополитен в годы Великой Отечественной войны Каждый из нас пользуется Московским метрополитеном. Но не все знают о большой роли столичной подземки в годы Великой Отечественной... | ||
Цель: Обобщить и расширить знания об истории Великой Отечественной... М. Шолохов говорил, отмечая напряжённую, поистине героическую работу писателей во время войны: «Была у них одна задача: лишь бы слово... | Впервые был сорван гитлеровский план «молниеносной войны» Начался... А какое событие произошло во время Великой Отечественной войны в ходе операции «Уран»? | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Великой Отечественной войны, тружеников тыла военных лет и вдов погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной... | «Вклад моей семьи в Победу СССР в Великой Отечественной войны». На... Музей существует с 2003 года. Паспортизирован в 2006 году. Свидетельство под №11100 | ||
Кавказские Минеральные Воды в годы Великой Отечественной войны Цель работы: показать роль и значение кавказских Минеральных Вод в годы Великой Отечественной войны, как городов – госпиталей в лечении... | Тульские поэты периода Великой Отечественной войны о героической обороне города Тулы Известные советские поэты о героической тульской земле в годы Великой Отечественной войны |