Скачать 224.18 Kb.
|
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Академия социального образования»
Рабочая программа дисциплины (с дополнениями и изменениями) Б.1. В. ОД.1 Социология Гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть, обязательная дисциплина Направление подготовки: 080200 «Менеджмент» Профиль подготовки: Маркетинг Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная, заочная Факультет: социально-экономический Кафедра – разработчик: кафедра менеджмента Казань 2015 СОДЕРЖАНИЕ 1. Цели освоения дисциплины………………………………………….…3 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата…………..……...3 3. Компетенции обучающегося…………………………………………....3 4. Структура и содержание дисциплины………………………...….…....4 5. Образовательные технологии…………………………………..….….13 5. Формы и методы контроля……………………………………….……13 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение……...……..17 7. Материально-техническое обеспечение………………………………18 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Социология» является формирование у обучаемых социологического видения мира, способности к критическому осмыслению социальных стереотипов и обыденных суждений, существующих в массовом сознании. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. В соответствии с целями и задачами курса изучение дисциплины «Социология» базируется на знаниях, полученных в процессе изучения: «Истории», «Философии», «Обществоведения». Знания, полученные при изучении курса «Социология» могут быть использованы в дальнейшем при изучении курсов: «Маркетинг», «Теория менеджмента», «Маркетинговые исследования», «Поведение потребителей». и др. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплин студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Результатом освоения учебной дисциплиныявляется овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общекультурными (ОК) компетенциями:
4. Структура и содержание дисциплины 4.1 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов а) очная форма обучения Аудиторные занятия – 54 часа, самостоятельная работа - 54 часов, зачет.
б) заочная форма обучения Аудиторные занятия – 8 часов, самостоятельная работа - 96 часов, зачет.
4.2 Лекционные занятия Лекция 1.Социология как наука об обществе и научная дисциплина. Объект и предмет исследований науки. Макросоциологическая и микросоциологическая традиции в науке. Сферы общественной жизни. Структура социологического знания. Функции социологии. Лекция 2.Методология и методы социологических исследований. Методы социологических исследований. Прикладная социология и ее инструментарий. Лекция 3.Возникновение и развитие социологии.Социологическое понимание категории «общество». Типологии обществ. История развития социологической мысли в мире и в России. Лекция 4.Социальные группы и социальные организации.Социальные институты. Функции социальных институтов: явные и латентные. Понятие институционализации. Социальная иерархия. Социальное и организационное пространство, социальная организация. Формальная и неформальная организация. Иерархические законы поведения. Социальные лифты организации. Коллектив. Понятие организационной культуры. Лекция 5.Социальные группы. Социальные общности и группы. Признаки социальных общностей. Отличия социальных общностей и социальных групп. Лекция 6.Социальная структура и стратификация. Социальные статусы и социальные роли. Социальная структура современного общества. Социальная мобильность и миграционные процессы. Лекция 7.Культура как социальное явление. Предмет социологии культуры. Социальные функции культуры. Элементы культуры. Динамика развития культуры. Социокультурные процессы современности. Лекция 8.Социальный контроль и социальные отклонения. Нормы и санкции. Агенты формального и неформального контроля. Девиации. Причины девиантного поведения. Социальная коррекция девиантного поведения. Внутренний социальный контроль. Лекция 9. Социальные процессы и социальные изменения. Социальное пространство и социальное время. Социальные процессы и социальные изменения. Социальные движения.Социальные революции и социальные реформы. Концепция социального прогресса.Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе. 4.3 Семинарские занятия Семинар 1. Социология как наука об обществе и учебная дисциплина. Вопросы для обсуждения 1. Определение социологии; ее объект, предмет, категории. 2. Социология в системе социальных и гуманитарных наук. 3. Структура и функции социологического знания. Семинар 2Социология как наука об обществе и учебная дисциплина. Вопросы для обсуждения 1. Макросоциологическая и микросоциологическая традиции в науке. 2. Сферы общественной жизни. 3. Функции социологии. Семинар 3. Методология и методы социологических исследований. Вопросы для обсуждения 1. Социологическое исследование как средство познания социальной реальности. 2. Логика и методология исследования. 3. Классификация методов и процедур. Семинар 4.Методология и методы социологических исследований. Вопросы для обсуждения 1. Методы социологических исследований. 2. Прикладная социология и ее инструментарий. 3. Опрос как метод получения социологической информации Семинар 5. Возникновение и развитие социологии. Вопросы для обсуждения 1. Возникновение и развитие социологии: начальный, позитивистский, классический и современный этапы. 2. Основные школы и направления в социологии. 3. Развитие социологии в России. Семинар 6Возникновение и развитие социологии. Вопросы для обсуждения 1. Социологическое понимание категории «общество». 2. Типологии обществ. 3. Эволюция социологической мысли в мире и в России. Семинар 7. Социальные группы и социальные организации. Вопросы для обсуждения 1. Подходы к определению социального института. 2. Структура социальных институтов, их типология, иерархия и функции. 3. Социология организации. Типы, модели, ролевое назначение организаций. Семинар 8. Социальные группы и социальные организации. Вопросы для обсуждения 1. Социальные институты. Функции социальных институтов: явные и латентные. Понятие институционализации. 2. Социальная иерархия. Социальное и организационное пространство, социальная организация. 3. Формальная и неформальная организация. 4. Социальные лифты организации. Семинар 9. Социальные группы. Вопросы для обсуждения 1. Понятие и виды социальных групп. 2. Большие группы, их социальное значение и основные характеристики. 3. Малая группа, ее свойства и особенности. Семинар 10Социальные группы Вопросы для обсуждения 1. Социальные общности и группы. Признаки социальных общностей. 2. Отличия социальных общностей и социальных групп. 3. Коллектив. 4. Понятие организационной культуры. Семинар 11. Социальная структура и стратификация. Вопросы для обсуждения 1. Понятие социальной структуры общества. 2. Социальная стратификация и социальное неравенство. Исторические типы стратификации. 3. Социальная мобильность и маргинальность. 4. Стратификация современного российского общества. Семинар 12. Социальная структура и стратификация. Вопросы для обсуждения 1. Социальные статусы и социальные роли. 2. Социальная структура современного общества. 3. Социальная мобильность и миграционные процессы. Семинар 13. Культура как социальное явление. Вопросы для обсуждения 1. Сущность, место и роль культуры в общественной жизни. 2. Основные элементы культуры, ее формы и социальные функции. 3. Характерные особенности современной западной культуры. Семинар 14. Культура как социальное явление. Вопросы для обсуждения 1. Предмет социологии культуры. Социальные функции культуры. 2. Элементы культуры. Динамика развития культуры. 3. Социокультурные процессы современности. Семинар 15. Социальный контроль и социальные отклонения. Вопросы для обсуждения 1. Нормы и санкции. 2. Агенты формального и неформального контроля. 3. Девиации. Причины девиантного поведения. Семинар 16Социальный контроль и социальные отклонения. Вопросы для обсуждения 1. Социальная коррекция девиантного поведения. 2. Внутренний социальный контроль. 3. Понятие нормы и девиации. Семинар 17. Социальные процессы и социальные изменения. Вопросы для обсуждения 1. Социальное пространство и социальное время. 2. Социальные процессы и социальные изменения. Социальные движения. 3. Социальные революции и социальные реформы. Концепция социального прогресса. Семинар 18. Социальные процессы и социальные изменения. Вопросы для обсуждения 1. Мировая система и процессы глобализации. 2. Место России в мировом сообществе. 3. Концепция социального прогресса. 4.4. Самостоятельная работа Формы самостоятельной работы студентов:
Виды самостоятельной работы студентов: 1. Подготовка к лекционным занятиям: работа с литературой по заданной теме, составление вопросов для анализа, опорных конспектов. 2. Доработка конспектов лекций: подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы. 3. Самостоятельное изучение отдельных тем учебной программы (или отдельных вопросов, проблем темы) с последующим контролем выполнения задания: предоставлением рефератов, комментариев или в виде устного ответа. 4. Конспектирование первоисточников, изучение научной, учебно-методической литературы. 5. Моделирование содержания темы: составление структурно-логических схем, таблиц, создание графиков, рисунков и т.п. 6. Подготовка к семинарским занятиям. 7. Выполнение контрольных домашних заданий. 8. Написание рефератов, докладов, сообщений. 9. Выполнение научно-исследовательских работ. 10. Подготовка докладов на студенческую конференцию. В целях повышения эффективности усвоения курса "Социология"студентам предлагается: - на основе лекционных занятий выделить несколько наиболее трудных вопросов темы для их последующего обсуждения на семинарских занятиях; - оформление рефератов по темам, которые вызывают наибольший интерес; - самостоятельное проведение социологических исследований на базе вторичных источников и опросов; - подготовка к зачету и экзамену по перечню предлагаемых вопросов. Примерная тематика самостоятельной работы студентов по курсу Контрольные работы по дисциплине.
5. Образовательные технологии В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, формы и методы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции, семинарские занятия, консультации, самостоятельная и научно-исследовательская работа, лекции с элементами проблемного изложения, тестирование, дискуссии. 6. Формы и методы контроля результатов освоения дисциплины
Формы промежуточного и итогового контроля: Формы промежуточного контроля: Очная форма обучения - зачет. Заочная форма обучения - зачет. Примерный перечень вопросов к зачету 1. Объект, предмет науки «Социология». Место дисциплины в системе обществоведческих наук. 2. Классическая социология. 3.Современные социологические теории. 4. Состояние российской социологической науки в прошлом и настоящем. 5. Методы социологических исследований. 6. Социологическое понимание категории "общество". 7. Мировое сообщество и мировая система. 8. Место России в современном мировом сообществе. 9. Мировая система и процессы глобализации. 10. Концепция социального прогресса. 11.Типологизация как метод социологического исследования. Классические типологии обществ. 12. Типологические схемы современного общества. 13. Теории стратификации обществ. 14. Стратификация современного российского общества. 15. Социальные общности и группы. 16. Социальные институты. Функции социальных институтов. Институционализация. 17. Социальные организации. Уровни организации и самоорганизации. 18. Социальный контроль. 19. Причины девиантного поведения. 20. Социальная коррекция девиантного поведения. 21. Социологические теории развития личности. 22. Личность как деятельный субъект. 23. Общественное мнение как институт гражданского общества. 24.Этнос и его структура. 25. Этнические процессы современности. 26. Национальные отношения и национальная политика. 27. Культурно-аналитическая традиция в социологии. 28. Социальные функции культуры. 29. Элементы культуры. 30. Динамика развития культуры. Тесты по курсу «Социология» 1. Социологическое исследование, целью которого выступает приращение научно-теоретического знания, называют: а) аналитическим; б) пилотажным; в) прикладным; г) фундаментальным. 2. Социологическое исследование, проводимое для проверки методики исследования, используемого инструментария и т. д., называют: а) аналитическим; б) пилотажным; в) прикладным; г) фундаментальным. 3. Социологическое исследование, в котором анализу подвергаются все единицы построенной микромодели обследуемой совокупности, называют: а) выборочным; в) сплошным; б) монографическим; г) точечным. 4. Социологическое исследование, в котором анализу подвергаются все единицы выбранной типичной части обследуемой совокупности, называют: а) выборочным; б) монографическим; в) сплошным; г) точечным. 5. Степень соответствия используемых в социологическом исследовании показателей тем понятиям, которые они призваны отражать, называется: а) валидностью; б) методом; в) методикой; г) репрезентативностью. 6. Система операций, предписаний с указанием процедур их применения в социологическом исследовании, называется: а) валидностью; б) методом; в) методикой; г) репрезентативностью. 7. Социологическое исследование, проводимое в реальной социальной ситуации, называют: а) аналитическим; б) оперативным; в) полевым; г) сплошным. 8. Источником информации при сборе социологических данных методом пикетирования выступает: а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек. 9. Выявление характера межличностных взаимодействий в малых социальных группах осуществляется, как правило, с помощью метода: а) анкетного опроса; б) интервью; в) социометрического опроса; г) экспертного опроса. 10. Важнейшей характеристикой выборки в социологическом исследовании выступает: а) валидность; б) гетерогенность; в) гомогенность; г) репрезентативность. 11. Вопрос социологической анкеты, на который респондент должен самостоятельно сформулировать содержание своего ответа, называется: а) закрытым; б) контактным; в) открытым; г) сложным. 12. Источником информации при сборе социологических данных методом наблюдения выступает: а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек. 13. Одним из недостатков метода наблюдения в социологическом исследовании выступает: а) активное продуцированию гипотез; б) локальность изучаемой ситуации; в) оперативность получения информации; г) совместимость с другими методами. 14. Источником информации при сборе социологических данных методом контент-анализа выступает: а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек. 15. Анализ документа, основанный на интуитивном понимании, умственной интерпретации его содержания, называется: а) количественным анализом; б) контент-анализом; в) традиционным анализом; г) формализованным анализом. 16. Социологическую шкалу, где проявления изучаемых свойств следуют в строгом порядке от наиболее значимой величины к наименее значимой или наоборот, называют: а) интервальной; б) метрической;в) номинальной; г) ранговой. 17. Источником информации при сборе социологических данных методом социального эксперимента выступает: а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек. 18. Социологическую шкалу, состоящую из неупорядоченного перечня альтернативных характеристик свойств изучаемого социального явления, называют: а) интервальной; б) метрической; в) номинальной; г) ранговой. 19. Тип графического изображения данных социологического исследования в форме смежных прямоугольников, построенных на одной оси, называют: а) гистограммой; б) диаграммой; в) кумулятой; г) полигоном. 20. Начальным этапом прикладного социологического исследования является: а) обработка и анализ данных; б) подготовка отчета о результатах; в) разработка программы исследования; г) согласование темы исследования. 21. Завершающим этапом прикладного социологического исследования является: а) обработка и анализ данных; б) подготовка отчета о результатах; в) разработка программы исследования; г) формулировка выводов и рекомендаций. 22. Примером качественного метода социологического исследования является: а) анкетирование; б) контент-анализ; в) стандартизированное интервью; г) фокус-группа. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература: 1. Исаев Б.А. Социология. – СПб.: «Питер», 2010-224 с. 2. Кравченко А.И. Социология. – М. «Логос», 2008. – 536 с. 3. Кравченко А.И. Социология. – СПб. «Питер», 2011. – 432с. 4. Кузьмина Т.В. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузьмина Т.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Проспект, 2011.— 96 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1963.— ЭБС «IPRbooks»; 5. Павленок П.Д. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Павленок П.Д., Савинов Л.И., Журавлев Г.Т.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2010.— 734 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4454.— ЭБС «IPRbooks»; 6. Социология [Электронный ресурс]: учебник/ В.К. Батурин [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 487 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8580.— ЭБС «IPRbooks»; Дополнительная литература:
Программное обеспечение и интернет-ресурсы http://www.isras.ru/ - Институт социологии РАН http://lib.socio.msu.ru - Электронная библиотека социологического факультета МГУ. http://socio.rin.ru/ - Портал по социологии с большим количеством информации. http://traditionallib.narod.ru/ - философский сайт с тематической библиотекой. http://socioline.ru - Электронная библиотека по социологии с оригинальными материалами и коллекцией тематических ссылок. 8. Материально-техническое обеспечениедисциплины «Социология» включает: Компьютерный класс, который позволяет реализовать неограниченные образовательные возможности с доступом в сеть Интернет на скорости 6 мегабит в секунду. С возможностью проводить групповые занятия с обучаемыми, а также онлайн (оффлайн) тестирование.
|
Рабочая программа дисциплины (с дополнениями и изменениями) б в.... Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть. Дисциплина по выбору | Рабочая программа дисциплины (с дополнениями и изменениями) б б управление... Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | ||
Рабочая программа дисциплины б в. Од управление маркетингом Профессиональный... Дисциплина в. Од. 6 «Управление маркетингом» относится к гуманитарно-социально-экономическому циклу. Вариативная часть, обязательная... | Рабочая программа дисциплины (с дополнениями и изменениями) б в.... Раскрыть характерные особенности, причины появления тех или иных экономических концепций, а также основные направления дальнейшего... | ||
Рабочая программа дисциплины б в. Дв 2 Гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть, дисциплина по выбору | Рабочая программа дисциплины б. 5 Культурология гуманитарный, социальный... «Философия», «История», «Социология», «Политология», с которыми культурология органически связана. Данная дисциплина является одним... | ||
Рабочая программа дисциплины (с дополнениями и изменениями) б в.... «Экономической теории», «Институциональная экономика», «Региональная экономика» и других. Программа данного курса тесно связана с... | Программа учебной дисциплины «социология» Дисциплина «Социология» входит в «Гуманитарный, социальный и экономический» цикл, базовая часть ( В. 2) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «C оциология» ... | Основной образовательной программы по направлению подготовки: Стоматология... Дисциплина относится к базовой (обязательной) части цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» для медицинского образования... | ||
Рабочая программа «Психология делового общения» Дисциплина «Психология делового общения» относится к циклу ооп б гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть... | Рабочая программа дисциплины «Гендерные исследования» Направление подготовки 032700 Филология Дисциплина входит в Гуманитарный, социальный и экономический цикл ооп бакалавриата, дисциплины по выбору в. 03. 01 | ||
Рабочая программа дисциплины (с дополнениями и изменениями) б б.... Практические примеры социальной ответственности компаний позволят познакомиться с реальной практикой компаний в реализации социальных... | Пояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины Логика и риторика относится к циклу Б. 1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл), вариативная часть | ||
Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение... Блок дисциплин Б1 – Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть | Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной... Целью дисциплины "История" является фундаментальная гуманитарная подготовка в составе других базовых дисциплин цикла "Гуманитарный,... |