Тематическое планирование
7 класс
Тема года: «Традиция и современность»
№ п/п
| Тема урока
| Примерные сроки
| Зрительный литературный, музыкальный ряд
| Форма работы
| Отслеживание результатов обучения
| Домашнее задание
| По плану
| По факту
| Первая четверть. Тема: «Что значит современность в музыке»
|
| Современность в музыке
|
|
| И.С. Бах Токката и фуга (ре минор)
П. Сигер «Все преодолеем»
«Счастье» Д. Кабалевский
| Коллективная
| Умение воспринимать классическую музыку. Определение ценности музыки композиторов прошлой и современной эпохи
| В чем заключается современность в музыке И.С. Баха?
|
| Современность музыки Л. Бетховена и П. Сигера
|
|
| Л. Бетховен Соната № 4 «Лунная»
П. Сигер «Все преодолеем»
«Звездопад» А. Пахмутовой
| Коллективная
| Осознание в музыке связи времен, значимости музыки Л. Бетховена в наши дни
| В чем заключается современность в музыке Л. Бетховена?
|
| «Лунная соната» Л. Бетховена
|
|
| Соната № 4
«Все преодолеем»
«Счастье»
| Коллективная
| Определение содержания и формы произведения. Определение значимости музыкального шедевра в наше время
| Объяснить связь времен в музыке
|
| «Иоганн Штраус – король вальсов»
|
|
| Э. Колмановский «Алеша»
И. Штраус «Полька - пиццикато»
«Все преодолеем»
| Коллективная
| Развитие восприятия классической танцевальной музыки, узнавание стиля композитора. Определение формы и содержания произведения
| Современна ли музыка И. Штрауса?
|
| Четвертая симфония П. Чайковского
|
|
| «Алеша»
П. Чайковский Скерцо из Четвертой симфонии
Ф. Шуберт «В путь»
| Коллективная
| Прослеживание и сопоставление основных образов в музыке «Скерцо». Определение формы и содержания музыки
| Объяснить значение «Скерцо».
|
| Современность музыки Вила Лобоса «Бразильская бахиана»
|
|
| «В путь»
В. Лобос Ария из «Бразильской бахианы»
«Алеша»
| Коллективная
| Умение оценивать современность музыки, определение близости отдельных приемов, интонационных черт ничем не связанных музыкальных культур
| Современна ли «Бразильская бахиана» В. Лобоса?
|
| Содержание и форма в Девятой симфонии Д. Шостаковича
|
|
| А. Петров «Я шагаю по Москве»
Д. Шостакович Девятая симфония (1-3 части)
«В путь»
| Коллективная
| Умение определять различные образы в музыке симфонии № 9. Определение чувств, которые вызывает музыка
| Чувства, вызванные музыкой Д. Шостаковича, А. Петрова
|
| Образ войны в 4 части Девятой симфонии
|
|
| Девятая симфония 4 часть
Песня из кинофильма «Я шагаю по Москве»
«Алеша»
| Коллективная
| Умение слышать в музыке контраст, улавливание характера звучания музыки различных инструментов симфонического оркестра. Сравнивание частей симфонии и определение их содержания и формы
| Определение содержания и формы Девятой симфонии Д. Шостаковича
|
| Содержание и форма в Девятой симфонии Д. Шостаковича
|
|
| Девятая симфония (целиком)
«Я шагаю по Москве»
«В путь»
| Коллективная
| Ощущение целостности восприятия музыки, высказывание мнений и впечатлений по поводу эмоционального восприятия музыки
| Эмоциональные впечатления о музыке Д. Шостаковича
|
| Обобщение темы четверти «Современность в музыке»
|
|
| Л. Бетховен Соната № 14
И.С. Бах Токката и фуга (ре минор)
П. Сигер «Все преодолеем»
«Счастье»
«Я шагаю по Москве»
«Алеша»
| Коллективная
| Выявление результатов знаний по теме «Современность в музыке». Определение уровня нравственной идейной и эстетической развитости
| Музыкальные наблюдения
| Вторая четверть. Тема: «Музыка «серьезная»и и музыка «легкая»»
|
| Примеры «серьезной» и «легкой» музыки
|
|
| И. Штраус «Полька - пиццикато»
С. Рахманинов Полька
Э. Колмановский
|
| Умение дискутировать, размышлять о музыке, сопоставлять произведения и давать им оценку
| Сравнить две Польки и дать им характеристику Легкая? Или Серьезная?
|
| Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» Ф. Шуберта
|
|
| Ф. Шуберт «В путь» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха»
«Вальс о вальсе»
| Коллективная
| Определение эстрадной песни, определение ее направленности в жизни и значимость в современной жизни
| Определить направленность эстрадной песни
|
| «Вальс - фантазия» М.И. Глинки
|
|
| «В путь»
«Вальс - фантазия» М.И. Глинки
«Вальс о вальсе»
| Коллективная
| Умение анализировать музыку. Определение национальной принадлежности музыки. Характеристика музыкальных образов. Принадлежность к «серьезной» или «легкой» музыки
| К типу «серьезной» или «легкой» музыке относится «Вальс - фантазия»
|
| Течения современного песенного искусства
|
|
| Ф. Лей «История любви»
Деланоэ, Паллавиччини, Кутуньо «Чао бамбино»
«Вальс о вальсе»
В. Высоцкий «Песня о друге»
| Коллективная
| Умение разбираться в разнообразных течениях современного песенного искусства, умение их оценивать.
| Назвать современные течения песенного искусства и дать им оценку
|
| Эстрадная песня
|
|
| Д. Ленон «Вчера»
И. Николаев «Мельница»
С. Намен «Мы желаем счастья вам»
| Коллективная
| Определение эстрадной песни, определение ее направленности в жизни и значимость в современной жизни
| Определить направленность эстрадной песни
|
| 16.
| Джазовая музыка
|
|
| Дж. Гершвин «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс»
Блюз Западной окраины (американский народный блюз)
«Все преодолеем»
| Коллективная
| Освоение джазовой музыки, усвоение понятий «Спиричуэл», «блюз», «импровизация». Ощущение джазовой манеры исполнения
| Запомнить понятия «Спиричуэл», «блюз», «импровизация».
| Обобщение темы четверти: «Музыка «серьезная»и и музыка «легкая»»
|
|
| «Колыбельная Клары»
«Песенка о Моцарте»
«Вальс о вальсе»
«В путь»
«Чао бамбино»
| Коллективная
| Умение анализировать «серьезную» и «легкую» музыку. Сопоставление жанров музыкальных произведений
| Назвать произведения «легкого» и «серьезного» жанра
| Третья четверть: тема «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки»
|
| Серьезная и легкая музыка в одном произведении
|
|
| Д. Кабалевский Вокализ
Д. Верди «Песенка герцога» из оперы «Риголетто»
«Песенка о Моцарте»
| Коллективная
| Определение серьезной и легкой музыки в произведении, содержания и формы музыки, ощущение жизненного образа героев оперы
| Дать музыкальную характеристику Герцогу из оперы «Риголетто» Д. Верди
|
| Драматургия оперы Д. Верди «Риголетто»
|
|
| «Песенка герцога»
Вокализ
Финал из оперы «Риголетто»
| Коллективная
| Прослеживание и определение в музыке столкновения остроконфликтных образов, осознание музыкальных образов
| Объяснить кульминацию произведения. (Финал из оперы «Риголетто»)
|
| Жанр легкой музыки
|
|
| Вокализ
И. Дунаевский «Песня об Одессе» и «Песня об акации» из оперетты «Белая акация»
Е. Крылатов «Мы маленькие дети»
| Коллективная
| Определение отношения к серьезной и легкой музыки в произведениях различных жанров. Усвоение особенности музыки легкого жанра
| Объяснить особенности музыки легкого жанра
|
| Жанр оперетты в музыке
|
|
| «Мы маленькие дети»
«Песня об Одессе»
Сцена «Выход Ларисы и семи кавалеров»
«Вальс о вальсе»
| Коллективная
| Усвоение понятия «оперетта», ее отличительные черты в музыке. Сравнение двух сцен из оперетты «Белая акация» и определение отношения их к легкой или серьезной музыке
| Определение музыки «легкого» или «серьезного» жанра
|
| Симфоджазовая музыка Дж. Гершвина
|
|
| «Мы маленькие дети»
Дж. Гершвин 1-я часть Концерта для фортепиано с оркестром
«Комара женить мы будем» рус. нар. песня
| Коллективная
| Определение и сопоставление жанров музыки Дж. Гершвина, восприятие джазово-симфонической музыки, определение структуры построения музыки
| Определить отношение к легкой или серьезной музыке знакомых произведений
|
| Есть ли деление на легкую и серьезную музыку в фольклоре?
|
|
| «Комара женить мы будем»
«Во кузнице»
«А я по лугу»
«Вниз по матушке по Волге»
| Коллективная
| Умение различать различные жанры народного песенного фольклора. Соотношение их к легкой и серьезной музыке
| Соотношение песен к легкой и серьезной музыке
|
| Взаимодополнение легкой и серьезной музыки в одном музыкальном образе
|
|
| «Комара женить мы будем»
Р. Щедрин Песня и частушки Варвары из оперы «Не только любовь»
«Любопытный сосед» австрийская нар. песня
| Коллективная
| Восприятие различных сторон одного музыкального образа. Ознакомление с жанром частушки
| Характеристика музыкального образа Варвары из оперы «Не только любовь» Р. Щедрина
|
| Музыка А. Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад»
|
|
| «Любопытный сосед»
А. Хачатурян «Галоп» и «Вальс» из сюиты «Маскарад»
| Коллективная
| Определение жанра музыки, отношение его к легкой или серьезной музыке. Восприятие стиля композитора, характерные особенности построения музыки Вальса
| Определить жанр легкой и серьезной музыки в сюите «Маскарад»
|
| Обобщение тем 3 и 4 четверти
|
|
| И. Штраус «Полька - пиццикато»
«Вальс о вальсе»
|
| Умение определять легкую и серьезную музыку, ее предназначение в жизни
| Музыкальные наблюдения
|
|
|
|
| А. Хачатурян «Вальс» из сюиты «Маскарад»
«Песенка герцога»
«Комара женить мы будем»
|
|
|
| Четвертая четверть. Тема: «Великие наши современники»
|
| Многогранность творчества Л. Бетховена
|
|
| Л. Бетховен Пятая симфония 1 часть
«Лунная соната»
«Рондо»
«Экосезы»
«Верный Джонни»
| Коллективная
|
Ощущение разносторонности творчества композитора. Осознание потребности его музыки в современной жизни
| Современна ли музыка Л. Бетховена?
|
| (продолжение)
|
|
|
|
|
|
|
| Судьба русского народа в операх М. П. Мусоргского
|
|
| М. Мусоргский Сцена смерти Бориса из оперы «Борис Годунов»
«Сцена под Кромами»
«Исходила младешенька» фрагмент из оперы «Хованщина»
| Коллективная
| Определение направленности творчества русского композитора. Ощущение в музыке трагедийности русского народа в крепостной России Определение формы и
| Отражение судьбы русского народа в музыке М. П. Мусоргского
|
|
|
|
|
|
| содержания музыки
|
|
| «Классическая симфония» С. Прокофьева
|
|
| С. Прокофьев «Классическая симфония»
«Зеленая рощица»
| Коллективная
| Осознание термина «классическая», определение стиля композитора, форма
| Объяснить связь времен и традиций в «Классической симфонии» С.
|
|
|
|
| «Мы маленькие дети»
«Комара женить мы будем»
«Песенка о Моцарте»
| Коллективная
| и содержание симфонии, характер музыки каждой части
| Прокофьева
|
| обобщение темы четверти, года и всего курса изучения предмета «Музыка»
|
|
| И. Бах Токката и фуга (ре минор)
Л. Бетховен Соната №4
«Звездопад» А. Пахмутовой
«Колыбельная Клары» из оперы «Порги Бесс»
«Я шагаю по Москве»
«Верный Джони»
«Комара женить мы будем»
«Мы маленькие дети»
| Коллективная
| Развитие интерес, любви к музыкальному искусству. Побуждение желания слушать и исполнять хорошую музыку, не усомняясь, в проблемах серьезной и легкой музыки
| Достоинство музыкального искусства в жизни человека
|
| Урок - концерт
|
|
| «Счастье»
«Все преодолеем»
«Мы маленькие дети»
«Песенка о Моцарте»
«Я шагаю по Москве»
«Журавлинная песня»
| Коллективная
| Развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение музыкально-творческой деятельности
|
| |