План-конспект урока литературы в 10 кл. Красота внешняя и внутренняя





Скачать 203.57 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока литературы в 10 кл. Красота внешняя и внутренняя
Дата публикации02.08.2015
Размер203.57 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Военное дело > План-конспект
План-конспект урока литературы в 10 кл.

Красота внешняя и внутренняя

Урок-семинар по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

(2 часа)

Составила учитель высшей категории Афонина И.А.

Сообщение 1-го биографа

Цель:

рассмотрение женских образов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Задачи :

-развитие читательской культуры и мыслительной деятельности учащихся;

-приобщение к духовным ценностям через знакомство с русской классикой;

- развитие навыков критического мышления.

Приемы: аналитическая беседа, создание проблемной ситуации, дискуссия, сообщения учащихся, мультимедиа, работа с таблицей, синквейн.

Оборудование: текст романа, иллюстрации к произведению, фрагменты к/ф С. Бондарчука «Война и мир».
Структура урока.
Красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды.

Л.Н. Толстой

I этап. Организационный.
II этап. Вхождение в тему.

Сообщение целей, задач урока.
Слово учителя.

– Тема нашего семинара - женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Но открыть его я хотела бы цитатой из стихотворения поэта 20 в. Н. Заболоцкого:
… что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?
– Как вы поняли этот отрывок? О чем идет в нем речь? /О красоте внешней и внутренней./

–Является ли для вас вопрос красоты в человеке главным?

– Кого вы считаете красивым и почему?

– Как вы понимаете выражение Толстого из его дневников «моральная красота»?

– Обратите внимание на эпиграф урока – он тоже связан с темой красоты. Почему же, собираясь говорить женских образах романа, мы ведем речь о красоте? /

Подводя итог высказываниям учащихся, отмечаем, что наша задача – определить взгляд писателя на эту проблему и попытаться выработать свой собственный.
III этап. Осмысление.
1)- Итак, обратимся к роману. В нем насчитывается 600 героев, среди них немало женщин. Мы будем говорить только о нескольких их них, которые я предлагаю вам сгруппировать. Как бы вы это сделали? Аргументируйте свою позицию. (Запись на доске и в тетрадях):

Наташа, кн. Марья, графиня Ростова.

Элен, Жюли Карагина, Лиза Болконская

Соня, Вера.

– Соотнесите данные на доске характеристики с именами героинь:

тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, достоинство, скромность, позерство, бескрылость, ограниченность, эмоциональная глухота.

– А теперь давайте остановимся подробнее на ряде образов и начнем, конечно же, с Наташи. Помогать нам будут докладчики, комментаторы текста и группа технической поддержки, отвечающая за мультимедиа. Но первый вопрос классу:

– В каких эпизодах ярче всего проявляется характер Наташи?

– Для углубления и обобщения нашего представления о ней предоставим слово рабочей группе.
2) Выступления учеников.
Группа биографов
В литературе о «Войне и мире» давно высказано соображение, что Татьяна Андреевна Кузминская - прототип Наташи Ростовой. Сам Толстой не скрывал того, что личность, характер Тани помогает ему в создании любимой героини - Наташи. «...Ты думаешь, ты даром живешь у нас, - я тебя всю записываю...», - сказал однажды Лев Николаевич свояченице.

Татьяна Андреевна Кузминская, урожденная Берс (1846 - 1925) была свояченицей Л.Н. Толстого, младшей сестрой его жены Софьи Андреевны. Она с детства находилась в сердечной дружбе с великим писателем. После женитьбы Толстого Татьяна Андреевна, будучи молодой девушкой, часто и продолжительно жила в Ясной Поляне и называла ее «милым своим вторым родительским домом». Таня была старательной переписчицей рукописей Толстого, в частности писала под его диктовку некоторые главы «Войны и мира». Она обладала прекрасным голосом и своим пением доставляла Льву Николаевичу большое наслаждение.

Примечательно признание актрисы Л. Савельевой, исполняющей роль Наташи Ростовой: «Перед каждой съемкой, наверное в сотый раз, перечитываю нужные страницы «Войны и мира». Очень помогли мне воспоминания Т.А. Кузминской».

(Демонстрируется эпизод «Пение Наташи» из к/ф «Война и мир»)

К. По реальным воспоминаниям Т.А. Кузминской в романе был написан эпизод «Предложение князя Андрея» (именно так его сделал Кузминской брат Толстого, Сергей Николаевич). За ухаживанием Анатоля Курагина за Наташей стоит история отношений Тани и Анатолия Шостака, искусного донжуана. Вот, например, сцена в театре по воспоминаниям Т. Кузминской.

«Капельдинер отворил дверь, и вошел Anatole. Вся фигура его дышала каким-то небрежным изяществом. Все, что он делал - входил в ложу, здоровался, целовал руку Julie, - все было так, как должно быть: просто, непринужденно, ласково, особенно со мной, как мне казалось тогда...

Vous etes delicieuse aujourd'hui, cette coiffure vous va a merveille (Вы прелестны сегодня, эта прическа так чудно идет вам), - продолжал он, играя моим веером и близко нагибаясь ко мне.

Я чувствовала, что краснею, и хотела отодвинуться. «Он, пожалуй, обидится», - снова мелькнуло у меня в голове, и я осталась на месте. Опять что-то необъяснимое и страшное притягивало меня к нему.

Несколько минут длилось молчание. Он, улыбаясь, пристально глядел на меня, как бы изучая мой туалет, мое выражение лица, мою шею с бархоткой... «Нет, это не должно быть... Ведь никто никогда не был со мной так, как он», - думала я, упрекая себя, обвиняя его, но в чем, я не умела себе ответить, и решительно встала, чтобы уйти».

(Демонстрируется фрагмент к/ф «Война и мир» «Наташа в театре»)

Д. Наташа - любимая героиня Толстого. Автор раскрывает её характер в непрерывном внешнем и внутреннем движении. Поэтому впервые в романе она не просто появляется, а именно «вбегает» в залу, непосредственная, полная жизненных сил девочка. Наташа, выросшая в нравственной и чистой атмосфере семьи Ростовых, сразу очаровывает нас искренностью, бесконечной любовью к жизни, к окружающим её людям. Она живёт так, как подсказывает ей сердце, потому что имеет от рождения то, что так долго ищут в себе Андрей Болконский и Пьер Безухов - естественность души, свойственную детям. Вот почему так часто Толстой сравнивает Наташу с ребёнком. Любуясь своей героиней, он ценит в ней простоту, доброту и умение чувствовать красоту и правду. Автор с особенной любовью рисует нам образ этой живой, прелестной девочки. Для Толстого очень важна духовная связь героини с народом.

К. Образ Наташи раскрывается в сцене в гостях у дядюшки.

(Эпизод «Танец Наташи у дядюшки»)

Завершающим эпизодом этой картины является пляска Наташи под музыку дядюшки, который оказался отличным гитаристом - исполнителем русских песен. Дядюшка с таким мастерством и задушевностью взял первые аккорды известной русской песни «По улице мостовой», что они сразу задели за живое слушателей, а Наташа уже не смогла устоять на месте, сбросила с себя платок и своей пляской привела в изумление всех присутствующих. Она, восхищённая и увлечённая пением дядюшки, который «пел так, как поёт народ», сама не замечает, как пускается в пляс. И в эти мгновения она понимает всё то, что «было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке». Нас, как и автора, удивляет, «где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух… Но дух и приёмы были те самые, неподражаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка».

Сообщение 1-го биографа

Сцене пляски Наташи в гостях у дядюшки соответствует реальный эпизод, имевший место с Татьяной Кузминской у Дьяковых, соседей Толстых по имению.

Варвара Валентиновна Нагорнова (племянница Толстого) в 1916 г. в вспоминала: «В шестой фигуре кадрили оркестр заиграл «Камаринского», Лев Николаевич стал выкликать, кто может плясать «русскую», но все стояли молча. Тогда он обратился к Колокольцеву со словами: «Пройдись «русскую», неужели вы можете стоять на месте?» Оркестр забирал все больше и больше.

Ну, ну, - понукал дядя. Колокольцев сделал решительный, шаг вперед и, описав плавный круг, остановился перед Таней.

Я видела ее колебание и мне стало страшно за нее».

Приведя эти воспоминания В.В. Нагорновой в книге «Моя жизнь в Ясной Поляне», Т.А. Кузминская продолжает:

Сообщение 2-го биографа

«Но не только Варя, а и сама я чувствовала робость, а вместе с тем еле-еле стояла на месте. Я чувствовала, как во мне дрожало сердце, как дрожали плечи, руки, ноги, и как они сами, помимо моей воли, могли бы делать то, что нужно.

Варенька пишет: «Лицо ее выражало восторженную решительность, и, вдруг, подбоченясь одной рукой и подняв другую, она легкими шагами поплыла навстречу Колокольцеву. Кто-то бросил ей платок. Подхватив его на лету, она уже, не заботясь об окружающих, плясала так, как будто она никогда ничего другого не делала. Все зааплодировали».

Сообщение 1-го биографа
К. Волнение охватывает Наташу во время чтения Манифеста. В эти минуты её душа переполнена чувством огромной любви к родине, ради неё она готова на любые жертвы. Пожалуй, самый замечательный эпизод из целой серии прекрасных жанровых картин, посвященных Наташе Ростовой, - это эпизод эвакуации раненых из Москвы, в котором она проявила себя как истинная патриотка.

(Демонстрируется фрагмент фильма «Война и мир»)

Эта сцена написана Толстым с поразительным мастерством. В отношении Наташи к раненым солдатам выражается органическая связь с народной жизнью, стремление всё отдать для блага своего народа. В такие минуты автор восхищается своей героиней. Бескорыстие Наташи, ее готовность все отдать страдающим людям, не думая о своих несчастьях, находит отклик в сердцах всех Ростовых.

Духовная красота Наташи проявляется и в отношении к родной природе. Искреннюю восторженность слышим мы в её голосе ночью в Отрадном. «Ах, какая прелесть! Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало… Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки - туже, как можно туже, - и полетела бы. Вот так!»

(Эпизод «Ночь в Отрадном»)

- восклицает девушка. Гармоничная связь с природой дарит Наташе ощущение счастья. Но она умеет не только сама быть счастливой, но и делает счастливыми других, являясь для них чем-то вроде ангела-хранителя. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, сама того не замечая, делает их лучше, добрее.

Д. Автор не считает свою героиню умной, расчётливой, приспособленной к жизни. Но её простота, одухотворенность сердца побеждают ум, учёность и хорошие манеры. Несмотря на внешность, явно некрасивую в детстве и в юности, Наташа привлекает даже малознакомых людей. В отличие от «блестящей красавицы» Элен, она не поражает красотой внешней, и тем не менее она истинно прекрасна, потому что прекрасна её душа, её внутренний мир. Выразительны её глаза, полные живых человеческих чувств: страдания, радости, любви, надежды. Они и «сияющие», и «любопытные», и «умоляющие», и «испуганные», и «внимательные». Какое богатство духовного мира выражено в ее глазах! Этим Наташа и очаровывает Андрея Болконского, знакомство с которым становится новой точкой отсчёта в её жизни. Но Толстой не только восхищается внешностью и внутренним миром своей героини, но и понимает её в те минуты жизни, когда она совершает ошибки, делает неверные шаги. Ведь это неизбежно в таком возрасте, в период становления характера. Она совершает это по своей неопытности, доверчивости. Хотя даже и тогда не перестаёт любить и уважать князя Андрея. Потом, осознав свою ошибку, Наташа остаётся верна Болконскому до конца его жизни. Она долго и мучительно выходит из духовного кризиса после разрыва с Болконским. Ее спасает молитва и любовь Пьера. Именно в замужестве с ним она обретает свое подлинное счастье.Идиллию семейного счастья являет собой и супружеская жизнь Наташи с Пьером. Пройдя через все жизненные испытания, героиня Толстого не утрачивает все свои лучшие качества: доброту, нежность, отзывчивость, самоотверженность. Она становится более сильной и мужественной. В ней появляется рассудительность. И, наконец, Наташа находит смысл жизни. Всю себя, всю свою душу, до самого потаённого уголка, она отдаёт Пьеру. Семья - вот обоюдное и добровольное рабство, когда ты любишь и любима. В семье она обретает долгожданный покой и счастье.

- Как вы оцениваете изменения, произошедшие с Наташей?

К. Полное перерождение Наташи, которое произошло после ее замужества, не раз вызывало резкие критические выступления против Толстого за то, что он волшебницу Наташу, полную обаяния и грации, в замужестве превратил всего лишь «в сильную и плодовитую самку». В литературе о «Войне и мире» неоднократно писалось о том, что Толстой в решении «женского вопроса» полемизировал с революционерами-демократами. В противовес их широкой пропаганде эмансипации женщины, Толстой рисует свой идеал русской женщины - Наташу.

– А как вы относитесь к переменам, произошедшим с Наташей?

3) Составление синквейна.

Примеры пятистиший:

1)Персонаж 2)Девушка

Живая, искренняя Любящая, артистичная

Любит, ошибается, верит Очаровывает, мечтает, любит

Сущность ее жизни – любовь. Любит и дарит любовь окружающим

Героиня. Идеал.

Работа над образом княжны Марьи.

Д. Эмоциональной и живой Наташе противопоставляется в романе кроткая и нежная княжна Марья, в которой смирение и сдержанность сочетаются с жаждой простого человеческого счастья. В ее облике Толстой выделяет главную портретную деталь – «лучистые глаза». В них сосредоточен весь ее богатый внутренний мир.

Напряженное самопожертвование возведено ею в моральный принцип. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Для нее «христианская любовь к ближнему, любовь к врагам достойнее и отраднее, чем чувства к молодому человеку; она более всего на свете желает «быть беднее самого бедного из нищих».

Обстановка имения Болконских, в которой живет и воспитывается княжна Марья, отличается от ростовской. Многие эпизоды романа говорят о том, как деспотичен и строг с дочерью ее отец, по-своему любящий ее и желающий ей добра. Старый князь Николай Болконский стремится дать дочери серьезное образование, сам давая ей уроки. Княжна Марья безропотно подчиняется ему не только из страха, но и из чувства долга. На первый взгляд она кажется робкой и забитой. Но в ее характере есть наследственная гордость, врожденное чувство собственного достоинства, которое проявляется, например, в ее отказе от предложения Анатоля Курагина. Несмотря на стремление к тихому семейному счастью, она не хочет стать женой светского красавца ценой унижения. С особой силой твердость духа кн. Марьи обнаруживается во время нашествия французов. Когда мадмуазель Бурьен пообещала княжне Марье покровительство вражеских солдат, Марья перестала общаться с ней и выехала из Богучарова, так как ее патриотическое чувство было оскорблено.

1-й биограф

Важно свидетельство биографа Толстого: «Из всех лиц первого тома ближе всего душе автора, несомненно, княжна Марья Болконская с ее глубокими и лучистыми глазами и такой же душой».Вместе с тем отношение Толстого к жизненной позиции княжны Марьи в начале романа неоднозначно. Вот что он писал в дневнике, приступая к работе над «Войной и миром»: «Так называемое самоотвержение, добродетель есть только удовлетворение одной болезненно развитой склонности. Идеал есть гармония».

К. И в романе Толстого эта мысль присутствует: возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от «живой жизни», княжна Марья подавляет в себе нечто важное. Но в душе героини живет глубоко затаенная жажда земной любви. Жажда «живой жизни» княжны Марьи проявится во время знакомства и семейной жизни с Николаем Ростовым. Писателю дорога в героине в первую очередь ее духовная жизнь: он подчеркивает, что во время сватовства Николая «в первый раз вся та чистая духовная, внутренняя работа, которой она жила до сих пор, выступила наружу». В полной мере проявила себя княжна Марья как личность, когда она осталась после смерти отца без всякой поддержки, но главное - когда она стала женой и матерью. В эпилоге Толстой дает некий идеал дворянских семей – это семья Николая Ростова и княжны Марьи и семья Пьера Безухова и Наташи Ростовой.

Д. Николай Ростов оказался превосходным хозяином, нашедшим путь к сердцу мужика; княжна Марья - любящей женой и добродетельной матерью. «Николай жил с своею женой так хорошо, что даже Соня и старая графиня, желавшие, из ревности, несогласия между ними, не могли найти предлога для упрека». Самоотверженная нежная любовь княжны Марьи к мужу и детям создает в семье атмосферу духовности, облагораживающе действует на Николая. Счастливая графиня Марья Ростова опоэтизирована больше, чем безропотно-покорная дочь Николая Андреевича княжна Марья.

2-й биограф

Прототипом княжны Марьи, как неоднократно указывалось в литературе, послужила мать писателя, княгиня Мария Николаевна, по отцу Волконская. Она умерла при рождении пятого ребенка, младшей сестры Толстого, Марии, когда Льву Николаевичу было всего полтора года, и он, конечно, запомнить ее не мог, в работе он опирался на живые предания и сохранившиеся письма, дневники.

Портретов матери не сохранилось. Из преданий Толстой вынес представление о ней как о женщине с весьма невыигрышной наружностью. Это нашло полное отражение в романе. Не отличаясь красивой внешностью, Мария Николаевна обладала высокими духовными качествами. Она была умна, широко образованна для своего времени; прекрасно знала четыре европейских языка: французский, немецкий, английский и итальянский. Мария Николаевна к тому же обладала артистической душой: она хорошо играла на фортепьяно, владела даром прекрасной рассказчицы-импровизатора. При всех перечисленных достоинствах Мария Николаевна отличалась большой скромностью, душевной теплотой и выдержкой. Слуги вспоминали, что, столкнувшись с несправедливостью, Мария Николаевна, бывало, "вся покраснеет, даже заплачет, но никогда не скажет грубого слова".

Если прибавить ко всему изложенному предания о жизни Марии Николаевны с отцом и компаньонкой-француженкой в Ясной Поляне, то сходство этих двух женщин становится совершенно очевидным.

К. Толстой считает мать свою в духовном отношении выше отца. Он пишет в «Воспоминаниях»: «Жизнь матери проходила в занятиях с детьми, в вечерних чтениях вслух романов для бабушки и серьезных чтениях, как «Эмиль» Руссо, для себя и рассуждениях о читанном, в игре на фортепиано, в преподавании итальянского языка одной из теток, в прогулках и домашнем хозяйстве». Эти описания перекликаются с образом графини Марьи в «Эпилоге» романа.

1-й биограф

Но следует упомянуть и еще об одном человеке: тетушке Татьяне Александровне Ергольской. Это была, по воспоминаниям Толстого, "истинно религиозная женщина". "Любимые ее занятия" - "чтение жития святых, беседа со странниками, юродивыми, монахами и монашенками, из которых некоторые всегда жили в нашем доме, а некоторые только посещали тетушку". Александра Ильинична "жила истинно христианской жизнью, стараясь не только избегать всякой роскоши и услуг, но, стараясь, сколько возможно, служить другим. Денег у нее никогда не было, потому что она раздавала просящим все, что у нее было". Её черты найдут свое отражение в образе Марьи Болконской.
Статичные образы.

Тип женщин в романе, которые не имеют развития, - это многочисленные великосветские красавицы, хозяйки великолепных салонов в Петербурге и Москве - Элен Курагина, Жюли Карагина, Анна Павловна Шерер; холодная и апатичная Вера Берг.

Д. Светское общество погружено в вечную суету. В портрете красавицы Элен Толстой видит белизну плеч, глянец волос и бриллиантов, очень открытую грудь и спину, застывшую улыбку. Такие детали позволяют художнику подчеркнуть внутреннюю пустоту, ничтожность великосветской львицы. Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных денежный расчет. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера, - наглядное тому подтверждение.

Пьер Безухов и Элен по своему умственному и нравственному складу - антиподы. Пьер не любил и не мог любить Элен, между ними не было и тени духовного родства. Пьер - натура благородная, положительная, с добрым, отзывчивым сердцем. Элен, наоборот, холодна, жестока, эгоистична, расчетлива и ловка в своих светских похождениях. Вся ее натура нашла точное определение в реплике Наполеона: «C'est un superbe animal» («Это прекрасное животное»). Она знала, что ослепительно красива и что такой наружностью можно пользоваться. Не устоял против ее красоты и добродушный Пьер. «... Он видел и чувствовал всю прелесть ее тела, которое было закрыто только одеждой... «Так вы до сих пор не замечали, как я прекрасна? - как будто сказала Элен. - Вы не замечали, что я женщина? Да, я женщина, которая может принадлежать всякому и вам тоже», - сказал ее взгляд. И в ту же минуту Пьер почувствовал, что Элен не только могла, но должна была быть его женою...». Образ Элен Курагиной стал воплощением лицемерия и безнравственности великосветского петербургского общества.

Толстой показывает Элен и в семейном быту. Семья, дети не играют в ее жизни существенной роли. Графиня Безухова с отвращением думает о возможности иметь детей. С удивительной легкостью она бросает мужа. Элен - это проявление полной бездуховности, пустоты, суетности.

К. Другой отрицательный персонаж романа - это Жюли Курагина. Борис Друбецкой женится на ней из корыстных побуждений. Борис ее не любил и не мог любить, но пензенские и нижегородские имения не давали ему покоя. Несмотря на отвращение к Жюли, Борис сделал ей предложение. Жюли не только приняла предложение, но, любуясь красивым, молодым женихом, заставила его высказать все то, что в таких случаях говорят, хотя и была убеждена в полной неискренности его слов. Толстой замечает, что «за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого, и она получила то, что требовала». Мы помним, что кн. Марья переписывалась с Жюли Карагиной. Толстой и здесь опирается на подлинные письма из семейного архива.

2-й биограф

Интересны рассуждения по этому вопросу М.А. Волковой в письме к подруге, В.И. Ланской (ее характер созвучен образу Жюли) : «Прежде ты говорила, что богатство - последняя вещь в супружестве; если встретишь человека достойного и полюбишь его, то можно довольствоваться небольшими средствами и быть в тысячу раз счастливее живущих в роскоши. Так рассуждала ты три года тому назад. До чего изменились твои воззрения с тех пор, как ты живешь среди роскоши и тщеславия! Разве без богатства уже и жить нельзя? Неужели все те, у кого пятнадцать тысяч в год, - несчастны».

В таком же неблаговидном свете выставлена и m-lle Bourienne.

Толстой создает два знаменательных эпизода: князь Андрей и m-lle Bourienne и Анатоль и m-lle Bourienne.

Компаньонка княжны Марьи m-lle Bourienne не без умысла в течение дня трижды в уединенных местах старается попасть на глаза князю Андрею. Но, увидев строгое лицо молодого князя, не сказав ни слова, быстро удаляется. Та же m-lle Bourienne за несколько часов «покоряет» Анатоля, оказавшись при первой уединенной встрече в его объятиях. Этот неблаговидный поступок жениха княжны Марьи вовсе не является случайным или необдуманным шагом. Анатоль, увидев некрасивую, но богатую невесту и миловидную молодую француженку, «решил, что и здесь, в Лысых Горах, будет нескучно. «Очень недурна! - думал он, оглядывая ее, - очень недурна эта demoiselle de compagnie (компаньонка). Надеюсь, что она возьмет ее с собою, когда выйдет за меня, - подумал он, - la petite est gentille (малютка мила)».

Очень близок к этой группе и образ маленькой княгини Болконской.


1-й биограф

В маленькой княгине можно найти черты живого лица, Луизы Ивановны Волконской, урожденной Трузсон (1825 - 1890). В 1842 г. она вышла замуж за троюродного брата Толстого, князя Александра Алексеевича Волконского. В яснополянском доме находится портрет Луизы Ивановны, на обороте которого рукою Софьи Андреевны написано, что Луиза Ивановна - прототип Лизы Болконской из «Войны и мира».

Сцена смерти маленькой княгини также связана с подлинным трагическим событием, происшедшим в семье Толстого. Так умерла мать Льва Николаевича при появлении на свет его младшей сестры, Марии. Читаем в романе:

«...Официанты несли для чего-то в спальню кожаный диван».

По традиции, строго соблюдаемой в семье Толстых, роженицу перед родами перекладывали на темно-зеленый кожаный диван. На этом диване родился сам Лев Николаевич Толстой и все его дети. Диван всегда стоял в яснополянском кабинете писателя, где он находится и в настоящее время.

Д. Маленькая княгиня Болконская одна из самых очаровательных женщин в Петербурге. Она один из тех прелестных цветков, назначение которых украшать жизнь, одна из тех милых детей-куколок, для которых жизнь - сегодня бал у одной княгини, завтра раут у другой, толпы поклонников, наряды, болтовня и легкое злословие. Никогда ни одна серьезная мысль не мелькнула в ее глазах, ни один вопрос о значении жизни не слетал с этой мило приподнятой губки.

Князь Андрей - человек мыслящий. Лиза совсем на него не похожа. Мы застаем их через полгода после свадьбы. Хорошенькая куколка и после замужества осталась тою же хорошенькой куколкой. Близость с таким человеком, как князь Андрей, не принесла решительно ничего маленькой княгине. Она не понимает своего мужа и не пытается понять. Л. Толстой показывает свое отношение к таким женщинам в словах князя Андрея: «Эгоизм, тщеславие, тупоумие, - вот женщины, когда они показываются, как они есть». И не случайно, УХОДЯ НА ВОЙНУ, КН. Андрей просит отца забрать у жены будущего ребенка на воспитание в случае своей смерти.

Работа над образом Сони.

Д. Нельзя не сказать ещё об одном женском образе романа - Соне. Мы замечаем, как на протяжении всего повествования автор постоянно и настойчиво проводит сравнение двух героинь: Сони и Наташи. Наташа - живая, непосредственная, жизнелюбивая, порой даже своевольная. Соня же похожа на безобидное и беззащитное животное, недаром Толстой сравнивает её с котёнком, который впоследствии станет прелестной кошечкой. Это выражается в плавности, мягкости, гибкости её движений, в некоторой хитрости и сдержанности манер. Ей недоступны те «вершины чувства», которыми обладает Наташа, ей не хватает восторженности и естественности. Она слишком заземлена, слишком погружена в быт. Именно Соня препятствует позорному бегству Наташи с Анатолем. Но симпатии автора в этот момент не на её стороне, он сочувствует не благоразумной и рассудительной Соне, а «преступной» Наташе. Любимая героиня Толстого переживает свой поступок с такой силой стыда и отчаяния, что становится выше добродетельной Сони, с её расчётливостью и ложной самоотверженностью.

Правда, и Соне автор дарит радостные моменты жизни, но это всего лишь мгновения. Она любит Николая Ростова, и он, поначалу, отвечает ей взаимностью. Все её лучшие, заветные воспоминания связаны с ним: общие детские игры и шалости, святки с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая, первый поцелуй. Но в семье Ростовых понимают, что их брак невозможен. Графиня пытается убедить Соню ответить на предложение Долохова, потому что он является «приличной и, в некоторых случаях, блестящей партией для бесприданницы, сироты Сони».


2-йбиограф

Здесь надо сделать одно важное замечание. В доме Ростовых две очень молодые невесты. Долохов делает предложение шестнадцатилетней Соне, а Денисов - Наташе, которой не было еще шестнадцати лет.

Записки современников подтверждают историческую верность этого явления. В то время девицы выходили замуж едва ли не подростками. Так, например, Д. Благово пишет: «Жениху был двадцать пятый год, невесте пятнадцатый; по-тогдашнему это было так принято, что девушек отдавали рано замуж; сказывали мне, что матушкина мать, княжна Мещерская, была двенадцати лет, когда выходила замуж».

К. Соня отказывается от брака с Долоховым. Она обещает Николаю: «Я люблю вас как брата и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо». Ей не хватает той воли и тех душевных сил, которые есть у Наташи, чтобы бороться за свою любовь. Соня пишет Николаю письмо, в котором даёт ему полную свободу, хотя в глубине души, конечно же, не желает отказываться от него, несмотря на просьбы графини. Она как бы делает уступку, надеясь на то, что Андрей Болконский выздоровеет, и они с Наташей поженятся. А это означает, что брак Николая и княжны Марьи станет невозможен, так как в этом случае они будут считаться родственниками. Но надежды героини не оправдываются: князь Андрей умирает, Николай Ростов любит княжну Марью и связывает свою судьбу с ней. А Соне остаётся только тихо и безропотно любить того, от кого она не в силах отказаться. И после женитьбы Николая бедная девушка не перестаёт думать о нём.

Д. Соня, конечно же, не может сравниться с любимыми героинями Толстого, но это, скорее, ее беда, нежели вина. Она – пустоцвет, по мнению Наташи. Жизнь бедной родственницы, ощущение постоянной зависимости не дали ее душе раскрыться в полной мере.

– А как вы понимаете это выражение?

IV этап. Рефлексия.

Работа над сочинением-миниатюрой. Задание: сформулировать тезисы по образу выбранной героини.

Подведение итогов.

V этап. Домашнее задание. Развернуть записанные тезисы в сочинение по образу. Возможно усложнение задания: дать сопоставительную характеристику героинь романа.

Дополнительно (по желанию): составить синквейны по образам других героинь.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока литературы в 10 кл. Красота внешняя и внутренняя iconКонспект урока внутренняя энергия. (Тема урока) фио (полностью) Макурова Елена Владимировна
Внутренняя энергия”; развитие умения работать на компьютере, воспринимать информацию Internet
План-конспект урока литературы в 10 кл. Красота внешняя и внутренняя iconУрок по теме «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.»
Цель урока : формирование антикоррупционного мировоззрения на уроках истории через знакомство с историческими источниками
План-конспект урока литературы в 10 кл. Красота внешняя и внутренняя iconПлан-конспект урока литературы
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...
План-конспект урока литературы в 10 кл. Красота внешняя и внутренняя iconПлан-конспект урока внутренняя политика Николая I
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры бухгалтерского учета и аудита (протокол №7 от 16 марта 2009...
План-конспект урока литературы в 10 кл. Красота внешняя и внутренняя iconБеседа на тему: «красота и труд вместе идут» (Для учащихся 15 — 17 лет)
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
План-конспект урока литературы в 10 кл. Красота внешняя и внутренняя iconПлан-конспект урока: «Внутренняя политика правительства Александра I»
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
План-конспект урока литературы в 10 кл. Красота внешняя и внутренняя iconПлан-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера...
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
План-конспект урока литературы в 10 кл. Красота внешняя и внутренняя iconКонспект занятия объединения «юный журналист»
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
План-конспект урока литературы в 10 кл. Красота внешняя и внутренняя iconТема урока: Истинная красота человека
Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по сказке О. Уайльда Мальчик-звезда
План-конспект урока литературы в 10 кл. Красота внешняя и внутренняя iconIV. россия в начале нового времени. «Смутное время» московского царства
Воцарение и правление Бориса Годунова (причины прихода к власти, внутренняя и внешняя политика)
План-конспект урока литературы в 10 кл. Красота внешняя и внутренняя iconКонспект урока с применением мультимедийного учебника «История России...
План-конспект урока с применением мультимедийного учебника «История России XX век. Ч. 2» в гимназии №25 г. Ставрополя
План-конспект урока литературы в 10 кл. Красота внешняя и внутренняя iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские...
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
План-конспект урока литературы в 10 кл. Красота внешняя и внутренняя iconПлан-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
План-конспект урока литературы в 10 кл. Красота внешняя и внутренняя iconИстория России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения
Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного Опричнина и ее социальные послндствия
План-конспект урока литературы в 10 кл. Красота внешняя и внутренняя iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока литературы в 10 кл. Красота внешняя и внутренняя iconКонспект урока внутренняя энергия. (Тема урока) фио (полностью) Лебедев Олег Викторович 2
Мкоу «Кислянская средняя общеобразовательная школа» с. Кислянское Юргамышского района Курганской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск