Конспект урока по ОБЖ в 10 классе
«Правила безопасного поведения при захвате в качестве заложника» Учитель 2 категории Валеева Е.В.
Цели и задачи:
Изучить основные правила поведения при захвате в качестве заложника
Воспитание ответственного отношения к своей жизни и жизни окружающих.
Развитие умения систематизировать свои знания в этой области.
Материал и оборудование:
Презентация
Ноутбук, мультимедиа-проектор.
Зеленые и черные карточки для проверки усвоения материала прошлого урока.
Раздаточный материал – конспект для учащихся
Ход урока:
Построение
Построение класса в одну шеренгу
Приветствие
Проверка списочного состава, объявление плана урока
Учащиеся занимают свои места
Проверка усвоения материала прошлого урока
Учитель называет утверждения по теме прошлого урока, а учащиеся поднимают одну из двух карточек («да» - зеленая, «нет» - черная). Обсуждение ошибок.
Утверждения:
Террористический акт относится к чрезвычайной ситуации техногенного характера (нет).
Организованный терроризм менее распространен в современном мире, чем неорганизованный (нет).
Деструктивные действия террористов осуществляются с целью запугивания, то есть воздействия на поведение людей посредством страха (да).
Специфика современного терроризма заключается в том, что его мишенью обычно становится гражданское население (да).
Объявление темы урока и постановка цели
Включается презентация.
(слайд) – тема урока
Исходя из темы урока, как вы считаете, какова будет наша цель, что мы сегодня изучим?
Учащиеся записывают тему урока в выданный им конспект урока.
Основной этап
слайд
| Информация к слайду
| Примечание
|
| Терроризм объявил войну мирным гражданам фактически всех государств. Взрывы жилых домов, захват заложников и т.д. Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у преступников.
|
|
| Захват может произойти в транспорте, в учреждении, на улице, в квартире.
|
|
| Захват заложника — это противозаконное завладение человеком сопровождающееся лишением его свободы. Он может совершаться различными способами: тайным, открытым, насильственным, ненасильственным.
| Дайте определение понятию «захват заложников» в парах.
Запишите определение.
|
| 3 опасных этапа: захват в заложники; нахождение под прицелом террористов; силовое освобождение заложников.
| Запишите этапы в конспект.
|
| Что делать если вы оказались в заложниках…
|
|
| Опыт показывает, что заложники больше всего страдают не от физического насилия, а от сильнейшего психологического шока.
|
|
| Помните, что получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.
|
|
| Правила поведения при захвате в заложники
|
|
| 1 правило – спокойствие, анализ обстановки. Возьмите себя в руки, успокойтесь, не паникуйте. Разговаривайте спокойным голосом. Подготовьтесь физически и морально к испытанию. Чтобы отвлечься осмотрите место, где вы находитесь, отметьте пути отступления, укрытия, за которыми можно спрятаться в случае перестрелки. Присмотритесь к людям, захватившим вас. Оцените их психическое состояние, вооружение.
| Запишите в конспект наименование правила.
|
| Старайтесь запомнить как можно больше. Приметы террористов, их количество, обрывки фраз, манеры поведения, вооружение, система связи, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи, тематику разговоров и т.д. Если Вы узнали кого-либо из захвативших Вас людей, не подавайте об этом ни малейшего вида.
|
|
| 2 правило – полное повиновение. Старайтесь не выделяться в группе заложников, ничем не раздражать бандитов. Не выказывайте ненависть и пренебрежение к похитителям. С самого начала выполняйте все требования бандитов. Будьте готовы к применению террористами повязок на глаза, кляпов, наручников или веревок. Переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите преступникам в глаза.
| Запишите в конспект наименование правила.
|
| 3 правило – спрашивайте разрешение. Не стоит сморкаться и кашлять, громко плакать или выражать своё недовольство. Если вы хотите открыть сумочку, встать или перейти на другое место, спрашивайте разрешения Спросите у охранников, можно ли читать, писать, пользоваться средствами личной гигиены и т.п.Ничего не предпринимайте, пока не получите разрешения.
| Запишите в конспект наименование правила.
|
| Главная информация: число захватчиков, в какой части помещения они находятся, вооружение, число заложников, где они находятся, моральное и физическое состояние террористов, особенности их поведения (агрессия, воздействие наркотиков), кто главный в группе. Часы кормления и отхода ко сну, не было ли замечено минирования помещения.
|
|
| Правила поведения при штурме
|
|
| Если начался штурм или вот-вот начнется, попытайтесь прикрыть свое тело от пуль. Лучше всего упасть на пол подальше от окон и дверей, спрятаться за мебелью и т.п., прикрыть голову. В начале штурма может использоваться усыпляющий или слезоточивый газ. Поэтому при первых его признаках на всякий случай защитите органы дыхания сложенной в несколько раз тканью, лучше смоченной в воде, глаза закройте. В момент штурма не берите в руки оружие преступников.
| Допишите пропущенные слова в соответствующем разделе конспекта.
|
| Преступники во время штурма нередко стремятся спрятаться среди заложников. Старайтесь в меру своих возможностей не позволять им этого делать, немедленно сообщайте о них ворвавшимся бойцам. Во время работы группы захвата нельзя бежать, падать в объятия освободителей и стоять в то время, когда прозвучала команда упасть на пол.
|
|
| ПОМНИТЕ: ВАША ЦЕЛЬ – ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ
| Допишите цель
|
Задание для учащихся:
Быть внимательными, четко выполнять изученные правила.
(В класс влетают «террористы-смертники»)
Заключительная часть
Захват заложников стал излюбленным оружием не только террористов, но и различных групп лиц, которые пытаются с его помощью решить свои проблемы или оказывать давление на государство.
19
| Как показал опрос:
34% граждан очень боятся, что жертвами террористов могут стать они сами или их близкие.
47% в какой-то мере опасаются
11% никогда не задумывались об этом
8% уверены, что теракты не грозят ни им, ни их близких
Нужно быть готовым к таким ситуациям, чтобы эта беда не застала нас врасплох.
|
| 20
| Домашнее задание
Наша с вами задача, чтобы процент равнодушных людей был намного меньше.
Исходя из этого, запишите ваше домашнее задание:
Ознакомить с этой информацией своих родных, близких и друзей. Записать ознакомленных в таблицу конспекта.
Изучить и вклеить правила поведения после освобождения пострадавших родственниками и знакомыми.
| Раздать правила поведения после освобождения пострадавших родственниками и знакомыми.
| Итак, сегодня мы с вами изучили тему «правила безопасного поведения при захвате заложников», которая позволяет сохранить здоровье и жизнь.
Достигли ли мы поставленных целей?
Благодарю вас за активную работу на уроке, всего вам доброго.
Приложение
Конспект для детей Тема: Правила безопасного поведения при
___________________________________________________ Захват заложника — это ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 опасных этапа: ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Правила поведения при захвате в заложники 1 правило – __________________________________________________________________
___________________________________________________ __________________________
Возьмите себя в руки, успокойтесь, не паникуйте. Разговаривайте спокойным голосом. Подготовьтесь физически и морально к испытанию. Чтобы отвлечься осмотрите место, где вы находитесь, отметьте пути отступления, укрытия, за которыми можно спрятаться в случае перестрелки. Присмотритесь к людям, захватившим вас. Оцените их психическое состояние, вооружение. 2 правило – __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Старайтесь не выделяться в группе заложников, ничем не раздражать бандитов. Не выказывайте ненависть и пренебрежение к похитителям. С самого начала выполняйте все требования бандитов. Будьте готовы к применению террористами повязок на глаза, кляпов, наручников или веревок. Переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите преступникам в глаза. 3 правило – __________________________________________________________________
___________________________________________________ __________________________
Не стоит сморкаться и кашлять, громко плакать или выражать своё недовольство. Если вы хотите открыть сумочку, встать или перейти на другое место, спрашивайте разрешения Спросите у охранников, можно ли читать, писать, пользоваться средствами личной гигиены и т.п. Ничего не предпринимайте, пока не получите разрешения. Правила поведения при штурме
Прикрыть свое тело от ___________ упасть на пол подальше от окон и дверей, спрятаться за мебелью и т.п., прикрыть ______________.
Защитить органы дыхания сложенной в несколько раз тканью, лучше смоченной в воде, глаза _________________.
Не брать в руки ____________________ преступников.
Нельзя бежать, падать в объятия ___________________ и стоять в то время, когда прозвучала команда упасть на пол.
ПОМНИТЕ:
ВАША ЦЕЛЬ – _______________________________________________________________
Домашнее задание
1. Ознакомить с этой информацией своих родных, близких и друзей. Записать ознакомленных в таблицу конспекта.
№
| Фамилия и имя
| дата
| 1
|
|
| 2
|
|
| 3
|
|
| 4
|
|
| 5
|
|
| 6
|
|
| 7
|
|
| 8
|
|
| 9
|
|
| 10
|
|
|
2. Вклеить правила поведения после освобождения пострадавших родственниками и знакомыми.
|