План-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская





Скачать 241.1 Kb.
НазваниеПлан-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская
Дата публикации05.10.2013
Размер241.1 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Военное дело > План-конспект




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»

ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: Воинская дисциплина

(сюжетно-ролевая игра)

Преподаватель: Одинцов И.В.


Г. Одинцово

20 г.



ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ



ТЕМА: Воинская дисциплина, её сущность и значение. Дисциплинарный устав»

(сюжетно-ролевая игра)
Воински эшелон

(сюжетно-ролевая игра)
Данное занятие - особая форма организации учебного процесса, построенная на основе активного взаимодействия студентов в ходе выполнения серии заданий.

Тема: «Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарный устав».

Цели:

  • превращение обучаемого из пассивного объекта в развивающийся субъект учебной деятельности, который сам организует ее;

  • приобретение новых знаний за счет систематизации и обобщения информации;

  • стимулирование процесса перехода знаний в убеждения;

  • формирование у обучающихся убеждения в необходимости выполнения конституционного долга по защите Отечества - службы по призыву и личной ответственности за безопасность страны.

Задачи:

обучающие:

  • закрепление и углубление знаний обучающихся по ранее изученным темам раздела ОВС;

  • обобщение разрозненных знаний, их систематизация и активизация использования;

развивающие - стимулирование мышления обучающихся, развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

воспитательные - формирование у студентов:

  • самооценки и внутренней готовности к призыву на военную службу;

  • умения работать в коллективе.

Тип урока - комбинированный - преследует несколько дидактических целей, включает задачи учебного процесса - повторение пройденного и изучение нового материала, его анализ и закрепление.

Формы и методы решения задач:

  • игровое моделирование воинского коллектива;

  • введение учебно-игровых элементов;

  • создание условий для сюжетно-ролевой игры;

  • иллюстрирование основных положений темы;

  • применение специальных ситуаций;

  • работа с карточками и тестами;

  • блицтурниры;

  • игровые разминки;

  • использование мультимедийного оборудования;

  • словесная игра на развитие эмоциональной сферы;

  • активизация словаря «Логическая цепочка» - работа с новыми терминами.

Участники – студенты 1-го курса.

Продолжительность - 45 мин.

Этапы:

  1. Мотивационно-ориентационный - введение обучающихся в проблемную ситуацию с целью создания личностного отношения к учебным вопросам.

  2. Операционно-исполнительский - индивидуальное выполнение заданий обучающимися с целью определения своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы.

  3. Оценочно-рефлексивный - актуализация готовности обучающихся к пересмотру своих суждений и изменение мировоззренческих взглядов при наличии для этого убедительных аргументов.


План урока:

  1. Подготовительный и организационный моменты.

  2. Целеполагание и мотивация.

  3. Актуализация ранее полученных знаний.

  4. Разъяснение нового учебного материала.

  5. Первичное закрепление.

  6. Обобщение изученного.

  7. Подведение итогов.

  8. Домашнее задание.


Ход урока
На доске написан эпиграф: «Военному делу учиться - вперед пригодится».

На листе ватмана красочно оформлен маршрут движения «воинского эшелона» с обозначением станций. Столы в классе расставлены так, чтобы получилась имитация вагона.
Организационный момент

Построение. Доклад дежурного о готовности класса к уроку.

Преподаватель ОБЖ объявляет тему и цели урока, знакомит учащихся с правилами игры и маршрутом движения «воинского эшелона». Маршрут начинается с «призывного пункта».
Призывной пункт

Преподаватель ОБЖ. Не за горами тот день, когда для многих их вас новая, взрослая жизнь начнется со сложного испытания - службы в Вооруженных силах. Это важнейший вид деятельности, подчиненный особым, строгим законам. В ней для новобранцев все незнакомо, непонятно. Сможете ли вы безболезненно влиться в воинский коллектив и выдержать трудности военной службы, особенно на первых порах, - зависит от вас самих.

Совершим небольшой экскурс в историю.

Солдат (нем. - Soldat, итал. - soldato, - нанимать, платить жалованье) - слово чужеземное. На Руси защитников Отечества издревле именовали - ратник, витязь, воитель, боец, ратоборец, служилый, воин.

В «Военном журнале» в 1812 г. были опубликованы размышления о солдате. Они заслуживают вдумчивого осмысления.

Звучит магнитофонная запись:

«...Солдат правилом, или лучше сказать законом, поставляет: почитать и безмолвно повиноваться повелениям своих начальников, от генерала до унтер-офицера. Он со вступлением в службу изучается ружейным приемам, разным оборотам и движениям в строю, стрелять из ружья в цель, поражать неприятеля штыком. Он должен уметь рыть рвы, делать земляные насыпи, резать и класть дерн. Все сии упражнения свойственны и необходимы для солдата во всякое время, а особенно в военное. Солдат научается вкоренять в сердце своем твердость, храбрость, трудолюбие. Солдат, как обличенный в воинское звание, никогда не должен роптать на свою участь. При точном исполнении долга он не забывает и общих для всех людей правил: ...любит Отечество, в котором произошел на свет, взрос и воспитан; наблюдает ко всем вежливость, которая приобретает взаимное от других внимание; отвращается от пьянства, как порока самого скаредного, влекущего за собой бедность, болезни и безвременную смерть; сохраняет около себя во всем чистоту и опрятность, в особенности же оружейные вещи бережет во всегдашней исправности. Такой солдат, который, исполняя долг по своему званию, сохранит и гражданские добродетели, конечно, не останется без воздаяния, потому что добродетель никогда не померцает».
Преподаватель ОБЖ. Это простая и вместе с тем яркая характеристика воина русской армии с давних пор и поныне. Затем под тихо звучащую запись песни «С чего начинается Родина?» преподаватель ОБЖ вручает каждому студенту карточку-повестку с текстом:

«Теперь ты солдат Российской армии, избранный своей страной для ее защиты.

Шагай, как солдат! Думай, как солдат! Действуй, как солдат! Будь солдатом! Сначала это будет нелегко. Ты можешь столкнуться с тем, чего не понимаешь.

Не беда. Все хорошие солдаты овладевали знаниями, которые ты начинаешь изучать.

Помни: ты служишь под стягом Великой Победы великого народа, его доблестной армии.

Выполняй свой долг честно и верь: ты сможешь пре­одолеть все трудности и стать настоящим защитником Отечества!»

А теперь - по вагонам!

(Студенты занимают свои места за столами, расставленными так, чтобы получилась имитация вагона.)

Преподаватель ОБЖ.

Мы провели анкетирование в учебных группах. Они отвечали на вопрос: «Какое чувство вы испытываете при мысли о предстоящей службе в армии?».

Большинство согласились с тем, что служить в армии надо, кто-то должен защищать Родину. Но только 30% опрошенных выразили желание стать в армейский строй. У остальных перспектива службы в армии вызывает тревожные чувства. Причем никто вразумительно не смог объяснить их мотивы.

Чтобы помочь вам определить свое отношение к призыву в армию, мы пригласили в «воинский эшелон» студента нашего училища, отслужившего в сухопутных войсках. Предоставляю ему слово.

Студент честно признался, что тоже испытывал страх перед призывом, однако такой «дедовщины», о которой пишут СМИ, он на службе не встречал. Главное - новобранец должен быть физически подготовленным и уверенным в себе. Он считает, что именно военная служба научила его преодолевать трудности и сформировала характер. Кроме того, в армии он получил специальность.

Он заверил студентов, что многие их страхи не обоснованны. Голода в армии нет, новобранцев не избивают. Он объяснил, что служба в современной армии - не глупое времяпрепровождение, подсказал, над чем надо работать допризывникам, чтобы потом легче переносить трудности армейского труда. Заверил студентов, что во время службы в армии юноша не теряет свои индивидуальные качества, а развивает, совершенствует их и после службы возвращается домой зрелым, уверенным в себе.

В беседе со студентами отслужившие в армии ребята выразили важную мысль: «Запомните - боятся армии только слабаки. Если вы пройдете военную службу, вам уже ничего не будет страшно, и вы никогда не станете жалкими неудачниками».
Преподаватель ОБЖ. А что думают о предстоящей военной службе наши студенты?

На этот вопрос многие ответили так: «Об армии и службе мы знаем понаслышке, в основном из СМИ и от знакомых. Одни утверждают: хочешь стать мужчиной — отслужи положенное. Другие говорят: нечего там делать, лишь «золотые» годы терять даром. Лично я считаю -в армии отслужить надо. Обязательно! Там действительно можно стать настоящим мужчиной. Именно в армии можно сформировать стойкий характер. Думаю, бывший солдат не потеряется в современной жизни».
Отвечая на вопрос об истоках «дедовщины», группа юношей написала:

«Мы попытались проанализировать прочитанное и услышанное о «дедовщине» и выяснить, в чем ее истоки. Вот к каким выводам мы пришли. У нас много знакомых. Одни любыми способами стараются уклониться от призыва, других родители «пристраивают» служить ближе к дому, чтобы опекать любимое чадо... В армию идут дети из неблагополучных семей, те самые, обделенные вниманием и дома, и в школе. Многие из них озлоблены, духовно бедны и зачастую одиноки. Есть и такие, кто старается любыми способами вырваться в лидеры, повелевать, подчинять других своей воле. Вот они-то и отыгрываются на новобранцах, стараясь компенсировать свою ущербность. Лично мы службы не страшимся. Хотя, если честно, мечтаем продолжить учебу в вузах. Но если не получится, в военкомат пойдем и «отмазок» искать не станем. Только есть сомнение: подготовлены ли мы к службе? Допризывная подготовка ограничена уроками ОБЖ. Но это лишь крошечная часть того, с чем придется столкнуться в армии. Поэтому мы решили получить допризывную подготовку в РОСТО».

На вопрос о том, нужно ли готовиться к армейской жизни, все опрошенные ответили: «Обязательно! И чем раньше, тем лучше. Главное, подготовить себя физически».

Все, что мы сегодня услышали, подтверждает: служба в армии - долг и обязанность каждого российского юноши.

До прибытия «воинского эшелона» на станцию «Дружба и войсковое товарищество» осталось пять минут. За это время проведем разминку.
Викторина «Игра слов»

  1. Название какого воинского подразделения состоит из крика большой птицы и названия кавказского или среднеазиатского селения? (Караул)

  2. В название какого вооруженного отряда входят отдельная партия в некоторых играх и про­тяжный крик животного? (Конвой)

  3. Название какой группы воинов состоит из положения в шахматной игре и приспособления для управления судном, самолетом или автомобилем? (Патруль)

  4. Название какого подразделения обозначает действие ударного механизма? (Взвод)

  5. Какая кличка служебной собаки состоит из названия воинской части и марки самолета? (Полкан)

  6. У каких видов вооружений одинаковые «метательные» окончания названий? (Пулемет, гранатомет, миномет, огнемет)

  7. В название какого оружия входит название движителя судна или самолета? (Винтовка)

  8. В название какой команды входит имя числительное? (Стой!)


Станция «Дружба и войсковое товарищество»

Преподаватель ОБЖ. Вам предстоит изучить следующие учебные вопросы (перечислены на плакате, висящем на доске):

  1. Войсковое товарищество - боевая традиция армии и флота.

  2. Крепче войсковое товарищество - выше боевая готовность.

  3. Пути укрепления войскового товарищества.

Учеба на станции начинается с «занятия по общественно-государственной подготовке», которое проведет «рядовой» один из обучающихся.

«РЯДОВОЙ» Огромную роль в укреплении морально-психологического климата в воинском коллективе и в решении стоящих перед ним задач играют дружба и товарищество. Это одна из главных боевых традиций, которая складывалась и развивалась на протяжении всей истории Российской армии. Товарищество - древний вид взаимоотношений людей. Кодекс товарищества предполагает полное доверие и открытость людей по отношению друг к другу. Вспомним слова героя повести Н.В. Гоголя Тараса Бульбы: «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек. Бывали в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей».

В «Слове о полку Игореве» есть свидетельства того, как высоко ценили древнерусские воины дружбу и товарищество. На Руси издревле придерживаются правила: «Нет службы без дружбы».

Четко сформулировал основной принцип войскового товарищества великий русский полководец А.В. Суворов в «Науке побеждать»: «Сам погибай, а товарища выручай». Солдатам русской армии по душе пришлось это правило. На поле брани они выручали друг друга, вместе добивались победы. Традиция войскового товарищества получила развитие в годы Великой Отечественной войны. Тысячу раз правы фронтовики, утверждая, что с другом жить и воевать легче.

Демонстрируются фрагменты из художественного фильма «Два бойца».
Преподаватель ОБЖ. Сущность дружбы и войскового товарищества метко выразил наш народ в пословицах и поговорках. Вспомним их в конкурсе «Попади в десятку».

Задание: закончите 10 пословиц и поговорок о дружбе и товариществе.

Нет друга, так ищи, а нашел... (береги).

Сам погибай, а товарища ... (выручай).

Бой красен мужеством, а товарищ... (дружбою).

Дружба дружбой, а служба ... (службой).

Дружба крепка не лестью, а правдой и... (честью).

Дружба да братство сильнее любого ... (богатства).

Чем крепче дружба, тем легче... (служба).

Дружба службе... (помогает).

Не имей сто рублей, а имей сто ... (друзей).

Десятый «выстрел» учащиеся должны произвести самостоятельно - назвать поговорку о дружбе и товариществе.
Задание: на тетрадном листе напишите названия 10 воинских ритуалов.

«Попавший в десятку», зачитывает текст, остальные проверяют свои записи.

Преподаватель ОБЖ. Какой смысл вы вкладываете в понятие «войсковое товарищество»?

2-3 студента отвечают.

Преподаватель ОБЖ обобщает их ответы и продолжает: «Как можно укрепить войсковое товарищество?»

Вспомним древнюю легенду. Скифский царь Скилур перед смертью созвал своих многочисленных сыновей и приказал каждому из них дать стрелу из колчана. Собрал эти стрелы, связал их вместе, вручил сильнейшему богатырю и приказал: «Ломай!» Богатырь, как ни старался, не смог переломить связку. Затем царь приказал рассыпать стрелы и дать ребенку. Тот переломал их одну за другой без особого труда. Этим мудрым приемом Скилур завещал сыновьям держаться вместе, чтобы их никто и ничто не могло сломить.

В этом древнем сказании заключена жизненная мудрость.



Задание: закончите фразу: «Войсковое товарищество - это ... (устойчивые взаимоотношения воинов, общие служебные интересы, взаимное доверие, взаимопомощь, привязанность друг к другу).

Учащиеся предлагают варианты ответа.
Преподаватель ОБЖ комментирует их ответы: «Воину необходимо умение жить в коллективе. Иногда приходится чем-то жертвовать, сдерживать свои эмоции».

Задание: расположите в порядке значимости для укрепления товарищества следующие нравственные качества: совесть, честность, дисциплинированность, аккуратность, вежливость, гордость, трудолюбие, доброта, честь, внешняя привлекательность, скромность, самолюбие, коммуникабельность. (Слова высвечиваются на экране.)

Студент, вызванный к доске, записывает ответы и дает оценку правильности выполнения задания.
Преподаватель ОБЖ. Человек обретает силу только в коллективе, будь он студенческим или воинским. Важное направление развития войскового товарищества - поддержание в коллективе хороших межличностных взаимоотношений при выполнении различных задач, в повседневном общении, быту и на отдыхе. Прислушаемся к мнению подполковника запаса СИ. Зязина, воевавшего в 1980-х гг. в Афганистане (магнитофонная запись): «...В Афганистане я понял смысл поговорки: «Жизнь прожить - не поле перейти». Жизнь - это испытание на человечность, порядочность и честность. Для вас за школьной партой многое воспринимается иначе. Когда-то и я не все понимал во взаимоотношениях людей. Теперь смысл слов «товарищество», «взаимовыручка» для меня приобрели другое звучание. От этого зависит жизнь каждого из нас...»

Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским планкам, но и по жизненной позиции. Это надежные люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Мы часто слышим их песни, привезенные с той войны. В них нет места тщеславию. Они поют о Родине и долге, дружбе и войсковом товариществе (магнитофонная запись песни Михаила Муромова «Боевым награждается орденом»).

А что думает об этом выпускник нашего училища после службы в армии?

СОЛДАТ. У каждого из нас есть свой долг — перед страной, родителями, товарищами, перед собственной совестью. А если сердце человека не согрела любовь к ближнему, к родному краю, если сердце не знает святого слова «Отчизна»?..

Если совесть «заплыла жиром», а на ближних наплевать... Как быть тогда?

Давайте положим на «одну чашу весов» идеал, к которому веками стремился наш народ, а на другую — лень, равнодушие, сытость, современный эгоизм. Что перетянет?..

Есть над чем подумать...

Преподаватель ОБЖ. Сформулируем вывод.

Дополните следующие фразы (тексты выведены на экран):

Древний, традиционный вид взаимоотношений в коллективе, предполагающий активную поддержку и взаимопомощь людей в преодолении трудностей, называется ... (товариществом).

Вид личных взаимоотношений людей, предполагающий психологическое единство, духовную совместимость и потребность в постоянном общении, - это... (дружба).

Кодексом войскового товарищества являются ...(воинские у ставы).

Нарушениями принципов войскового товарищества являются:

-... отношения (неуставные);

- ... сослуживца (унижение чести и достоинства);

-... над военнослужащим его сослуживцев (издевательства).
Станция «Воинская дисциплина»

Преподаватель ОБЖ. Войсковое товарищество, дружба военнослужащих и постоянная боеготовность связаны между собой воинской дисциплиной.

Тягостная неприятность, с которой сталкивается новобранец после поступления на военную службу, - ограничения его личной свободы, обусловленные нормами воинской жизни, установленными законами России (в том числе Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ). Они обязывают жить по распо­рядку, предусмотренному уставом. Часто жизнь идет не так, как хотелось бы. Однако надо помнить, что это необходимость, вызванная интересами защиты нашей Родины.

Служба требует строгой пунктуальности. Человек, который организует свою жизнь по определенному плану, делает повиновение нормой поведения, вырабатывает чувство уверенности. Солдат чувствует себя спокойно и уверенно, потому что сознает: все его товарищи заодно с ним и не просто находятся рядом, а готовы в любую минуту прийти к нему на выручку. Его уверенность усилена коллективом. Плохо дисциплинированному подразделению свойственны слабости, присущие толпе, готовой при опасности обратиться в паническое бегство. А дисциплинированный воинский коллектив нельзя испугать внезапной опасностью.

В чем сущность и функции воинской дисциплины?

Дисциплинарный устав Вооруженных сил РФ,

утвержденный Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495, определяет (текст выводится на экран, учащиеся по очереди зачитывают по одному абзацу):

«1. Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных сил Российской Федерации (далее -общевоинские уставы) и приказами командиров (начальников)».

Это значит, что отправная точка в понимании дисциплины - правила поведения военнослужащих. Причем они не исключают, а напротив, требуют разумной инициативы. Уместно вспомнить общеизвестную ненависть великого полководца А.В. Суворова к «немогузнайству». Великий полководец объединял в собирательный тип «немогузнайки» все качества, не совместимые с требованиями к солдатам и офицерам - бестолковость, безынициативность, боязнь ответственности, равнодушие, казенное отношение к делу. Эти пороки он решительно преследовал. В «Науке побеждать» писал: «Проклятая немогузнайка... от немогузнайки много, много беды. За немогузнайку офицеру арест... Ученье - свет, не ученье -тьма, дело мастера боится... За ученого трех неучей дают».

Известен диалог Суворова с солдатом:

  • Знаешь ли ты, сколько звезд на небе? - спросил полководец.

  • Знаю! - бодро ответил солдат. - Сколько же?

  • Сто пятнадцать тысяч четыреста семьдесят две.

  • Врешь!

- Извольте перечесть сами. Русский солдат не врет! Суворов снял шляпу и низко поклонился солдату...

В другом случае, солдат на вопрос Суворова, сколько верст от земли до неба, не задумываясь, ответил: «Три суворовских перехода».

Великий полководец считал, что такие ответы -свидетельства напористости воинского духа, уверенности воинов в своих силах. Впрочем, был единственный случай, когда «немогузнайка» доставил Суворову удовольствие. Он как-то спросил у офицера, что такое «ретирада»1. Офицер брякнул, что не знает, однако, видя, что Суворов недоволен ответом, нашелся: «В нашем полку это слово не известно!» «Хороший полк, очень хороший полк», -заявил Суворов.

Ныне можно услышать, что современный солдат более образован, чем его предшественники, поэтому будто бы не нуждается в строгой дисциплине. Это крайне опасное заблуждение. Ни одна

армия не может быть боеспособной без дисциплины. Она составляет основу морального состояния войск.
В чем же состоит психология дисциплины? На чем она основана и какими методами насаждается?

Обратимся к Дисциплинарному уставу Вооруженных сил РФ (выводится на экран):

«2. Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Российской Федерации. Она строится на правовой основе, уважении чести и достоинства военнослужащих.

Основным методом воспитания у военнослужащих дисциплинированности является убеждение. Однако это не исключает возможности применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга».
К чему обязывают солдата правила поведения?

«3. Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

♦ быть верным военной присяге (обязательству), строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации и требования общевоинских уставов; выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь государственное и военное имущество;

  • беспрекословно выполнять поставленные задачи в любых условиях, в том числе с риском для жизни, стойко переносить трудности военной службы;

  • быть бдительным, строго хранить государственную тайну;

  • поддерживать определенные общевоинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

  • оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинско­го приветствия и воинской вежливости;

  • вести себя с достоинством в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать за­щите чести и достоинства граждан;

  • соблюдать нормы международного гуманитарного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации».


Чем обеспечивается выполнение этих требований?

«4. Воинская дисциплина достигается:

  • воспитанием у военнослужащих морально-психологических, боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам);

  • знанием и соблюдением военнослужащими законов Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации, требований общевоинских уставов и норм международного гуманитарного права;

  • личной ответственностью каждого военно­служащего за исполнение обязанностей военной службы;

  • поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка всеми военнослужащими;

  • четкой организацией боевой подготовки и полным охватом ею личного состава;

  • повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным приме­нением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;

  • созданием в воинской части (подразделении) необходимых условий военной службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов военной службы».

Таким образом, под дисциплиной понимается не только подчинение правилам, соблюдение установленного порядка поведения, но и систематическое обучение военному делу, развитие способностей воинов.

В жизни и деятельности Вооруженных сил и каждого воина воинская дисциплина выполняет важные функции (выводятся на экран). Она обеспечивает:

  • уважение личности, достоинства, социальную и правовую защищенность военнослужащего;

  • здоровый психологический климат в воинском коллективе, в котором каждый чувствует себя комфортно и может полностью сосредоточиться на выполнении воинского долга;

  • высокую боеспособность каждого воина и воинского коллектива;

  • возможность эффективно использовать силы и материальные ресурсы для решения задач в мирное время и в бою.

Преподаватель ОБЖ. Чтобы достичь высокой боевой мощи, армия должна быть высоко дисциплинированной. А это качество складывается из дисциплины отдельных солдат. Она достигается мерами убеждения, воспитания, а когда они недостаточны - и мерами принуждения, начиная с дисциплинарных и заканчивая уголовной ответственностью за преступления против военной службы.

Важное средство воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины - опора на положительное. Для этого Дисциплинарный устав Вооруженных сил РФ предусматривает:

«20. К солдатам, матросам, сержантам и старшинам применяются следующие поощрения:

а) снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания;

б) объявление благодарности;

в) сообщение на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего об образцовом выполнении им воинского долга и о полученных поощрениях;

г) награждение грамотой, ценным подарком или деньгами;

д) награждение личной фотографией военнослужащего, снятого при развернутом Боевом Знамени воинской части;

е) присвоение воинского звания ефрейтора(старшего матроса);

ж) досрочное присвоение сержантам (старшинам) очередного воинского звания, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

з) присвоение сержантам (старшинам) очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, до старшего сержанта (главного старшины) включительно;

и) награждение нагрудным знаком отличника;

к) занесение в Книгу почета воинской части (корабля) фамилий отличившихся солдат, матросов, сержантов и старшин.

К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, применяются все виды поощрений, указанные в настоящей статье, за исключением предусмотренного пунктом «в».

Одно из важных направлений укрепления дисциплины - борьба с «дедовщиной» во всех ее проявлениях.
В чем суть «дедовщины» и как противостоять ей?

Студенты по предложению преподавателя первыми высказывают свои мнения.

Затем преподаватель предлагает отслужившему в армии студенту училища прокомментировать высказывания учащихся и привести примеры из солдатской жизни.
Преподаватель ОБЖ. Подведем итоги обсуждения столь важного вопроса.

Главное, что необходимо запомнить: «дедовщина» - это «антидисциплина» - нарушения законов и воинских уставов. Она наносит вред тем глав­ным задачам, которые должна выполнять наша армия, - защите России, сплоченности и боеспособности воинского товарищества, направлена, прежде всего, против личного достоинства военнослужащего.

В «мягких» формах «дедовщина» - дисциплинарные нарушения, а в грубых - преступления, за которые виновных привлекают к уголовной ответственности.

«Деды» распоясываются и до поры остаются безнаказанными из-за круговой поруки, ошибочных представлений окружающих их солдат об этических нормах взаимоотношений, нежелания прослыть доносчиком. Но именно нерешительность окружающих потворствует казарменному хулигану и приносит горькие плоды - увечья, иногда даже смерть жертвы «дедовщины». А виновные попадают на скамью подсудимых и по приговору суда - в места лишения свободы. Спасти возможную жертву от беззакония, а самих «дедов» от тюрьмы способны принципиальность и решительность окружающих. И это не благие пожелания, а безусловные требования законов России и уставов Вооруженных сил РФ - основополагающих законов армейской и флотской жизни.

Дисциплинарный устав Вооруженных сил РФ (статья 3) обязывает каждого военнослужащего строго соблюдать Конституцию, законы России и требования общевоинских уставов, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков. Поэтому каждый военнослужащий должен непримиримо относиться к «дедовщине», для ее пресечения и искоренения использовать все законные возможности, в том числе обращения к командирам и начальникам, в военную прокуратуру и военный суд.

Каждый, кто призван в ряды Вооруженных сил РФ, должен быть морально готов решительно защитить себя и окружающих от незаконных посягательств казарменных хулиганов и помнить: в борьбе с «дедовщиной» на вашей стороне Закон.

Выступая против «дедовщины», вы защищаете дружбу и войсковое товарищество, боевую готовность и боеспособность воинского коллектива. Чем крепче будет воинское товарищество и выше чувство личного достоинства солдат, тем труднее «дедам» укореняться в коллективе.
Какой вывод напрашивается?

Студенты отвечают: « необходимо воспитывать твердый характер, чтобы не попасть в армии под дурное влияние».

Преподаватель ОБЖ. Защитник России должен обладать не только соответствующими физическими данными, но и развитыми моральными качествами, свойственными человеку чести. В их числе - верность долгу, надежность, честность, дисциплинированность и чувство собственного достоинства. Все эти качества во все времена были присущи российскому воинству. Поэтому в конце маршрута «воинского эшелона» вспомним легендарных героев нашего Отечества.

Внимание на экран.

Демонстрируются портреты Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Ивана Сусанина, матроса Кошки, Дениса Давыдова, сменяемые синхронно дикторскому тексту на фоне музыкального сопровождения: «С незапамятных времен иноземцы мечтали завладеть несметными богатствами нашей земли, а народ сделать своими рабами. Но на их пути всегда вставали наши мужественные и доблестные предки. И худо приходилось лютому ворогу от защитников земли Русской. Недаром народ наш так любит и чтит заступников своих, былинных и сегодняшних».

Илья Муромец: «А и сильные, могучие богатыри на славной Руси. Не скакать врагам по нашей земле. Не топтать их коням землю Русскую! Не затмить им солнце красное! Век стоит Русь - не шатается! И века простоит - не шелохнется!»

Алеша Попович: «Братия! Не посрамим землю Русскую! Не пожалеем живота своего ради вольной жизни! Не поимеем сраму перед предками!»

Добрыня Никитич: «Нас сызмала учили беречь отчизну в лихую годину. Встанем за землю и народ всем миром! Чтоб не летала над нами туча черная, не ползла по земле саранча поганая!»

Иван Сусанин: «Куда ты завел нас?» -лях старый вскричал. «Туда, куда надо! Убейте! Замучьте! Моя здесь могила. Предателя мнили во мне вы найти... Их нет и не будет на Русской земле! В ней каждый с младенчества Родину любит и душу изменой свою не погубит!»

Денис Давыдов: «Непрошеных гостей мы били и бить будем. Не дадим покою ни днем, ни ночью. Бить будем с фронта и тыла, чтобы хорошо запомнили, как с мечом к нам являться!»

Матрос Кошка: «Пусть каждый в бою проявит свое мастерство и отвагу, и врагу от этого туго станет. Запомнит ворог русское оружие и другим передаст, чтоб к нам не совались!»

Массовый героизм проявили советские люди в годы Великой Отечественной войны. 11695 нашим соотечественникам было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Всенародный подвиг сделал героями и целые города. А спасителем человечества от гитлеровского фашизма стал весь наш народ.

Всегда помните, какую эстафету чести, доблести и славы предстоит принять тем, кого наша Родина призовет в строй своих вооруженных защитников!

Преподаватель подводит итоги урока-игры.

Домашнее задание: написать короткое эссе на тему «Честь имею».
Список литературы

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М., 1998.

  2. Диагностика успешного учителя. - М.: Педагогический поиск, 2001.

  3. КоуплендН. Психология и солдат / Н. Коупленд. - М.: Воениздат, 1991.

  4. Репкин В.В. Учитель в системе развивающегося образования / В.В. Репкин. - М., 2001.

  5. Хуторской АВ. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2001.

  6. Шиянов ЕЛ Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - М.: Издательский Центр «Академия», 2000.

  7. Щуркова Н.К Культура современного урока / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2000.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская iconПлан-конспект открытого занятия Тема: «Как вести себя на улице»
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие»
План-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская iconКонспект открытого занятия по нравственно- патриотическому воспитанию
Информационный учебный материал по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»
План-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская iconКонспект занятия по внеурочной деятельности «Музыкальная азбука»...
План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе
План-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская iconКонспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный...
План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе
План-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская iconКонспект открытого занятия по рисованию пластилином и природным материалом...
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
План-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская iconПлан-конспект открытого занятия по курсу "Изобразительное искусство"
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
План-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская iconМетодическая разработка для проведения занятий по дисциплине «Безопасность...
Цели занятия: дать представление о научных основах по обеспечению пожарной и взрывной безопасности, изучить пожарно-техническую и...
План-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская iconКонспект открытого занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности «Новогодняя сказка»
План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок»
План-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"...
План-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская iconКонспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки»
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М
План-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская iconКонспект открытого урока по английскому языку в 3 классе по теме «Наши животные и еда»
...
План-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская iconКонспект открытого занятия в старшей группе «А»
План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада
План-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
«Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
План-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская iconПлан-конспект занятия художественно-творческой деятельности в средней группе
План- конспект открытого урока в 6 классе средней школы с углублённым изучением немецкого языка по теме «Der Frühling. Der Umweltschutz»...
План-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление...
...
План-конспект открытого занятия по дисциплине безопасность жизнедеятельности тема: Воинская iconЛекционные занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»...
Специальность 270116 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск