Скачать 82.5 Kb.
|
Голубые узоры (план-конспект открытого занятия по курсу "Изобразительное искусство") А.В. Нахрапова, МБОУ ДОД ГДДЮТ Место в учебном курсе: Программа «Рисуем вместе», III год обучения, Раздел 4. Цель: Формирование у обучающихся первоначальных представлений о народном промысле Гжель. Задачи:
Оборудование: примеры росписи Гжель; таблицы «Этапы выполнения элементов росписи»; посуда с росписью Гжель; шаблоны кувшинов и цветов для проведения игры «Украшайка»; аблица «Деревянная посуда»; пальчиковая кукла, оборудование для спектакля, акварель, кисть; бумага. Ход занятия
Конспект занятия
Мы за стол все дружно сели И на доску посмотрели. Мы сегодня опять Учиться будем рисовать. 2.– На прошлом занятии мы рассматривали вот такую красивую посуду. Как она называется? – Хохломская посуда! – Из чего она сделана? – Хохломская посуда сделана из дерева. – Какие три цвета использует мастер для украшения хохломской посуды? – В украшении хохломской посуды используется красный, чёрный и золотой цвет. – Давайте вспомним названия старинной деревянной посуды. Вот здесь на рисунке изображена древнерусская посуда. Попробуйте сосчитать количество предметов. Кто сосчитает – поднимает руку. Давайте посчитаем посуду вместе и вспомним её названия: утица, братина, солоницы, чарка, чаша. 3. – Посмотрите на этот кувшин. Как вы думаете, он тоже сделан из дерева? – Нет он вылеплен из глины. – Какую ещё посуду можно слепить из глины? – Чашки, блюдца, вазы. – Что общего во всей посуде, которую вы видите на доске? – Вся роспись выполнена только белой и синей красками. 4.– Оказывается, эта чудесная посуда из старинной деревни Гжель. 300 лет назад её жители придумали украшать свою глиняную посуду затейливыми узорами только синего цвета. До сих пор в деревне Гжель делают и украшают так посуду, которую и называют Гжель по названию деревни. Я расскажу вам сказочную историю, которая произошла в деревне Гжель. Жил-был в деревне Гжель Дед Иван, который умел делать глиняную посуду, белую как снег. Всем нравилась его посуда, и только сам Дед Иван смотрел на неё и качал головою и говорил: – Чего-то не хватает. – Чего не хватает этой посуде, ребята? – Узоров! – Да чем же я узоры рисовать буду? – воскликнул Дед Иван. – Красок-то у меня нет. Где ж краски-то взять? Посмотрел Дед Иван вокруг, видит – весь мир цветной, столько разных цветов и красок вокруг. – Попрошу- ка я краски у Природы – Матушки, – решил Дед Иван. Взял Дед Иван специальную дощечку для смешивания красок. – Как называется такая дощечка, ребята? – Палитра. Смотрит Дед Иван – а на небе Солнышко сияет. Попросил Дед Иван краску у Солнышка. – Ребята, какую краску у Солнышка попросил Дед Иван? – Жёлтую! Увидел Дед Иван земляничку и попросил краску у землянички. – Какую, ребята? – Красную! – А, какую краску подарила Деду Ивану травка? – Зелёную! – Ребята, а кто же подарил Деду Ивану оранжевый цвет? А фиолетовый? Не хватало только синего цвета. Увидел тут Дед Иван тучку вдали и просит: – Дождик, дождик, дай мне синюю краску! – Хорошо, – сказал дождик и полил как из ведра и все остальные краски смыл, осталась одна только дождикова краска – синяя. Расстроился Дед Иван, да делать нечего. Пришёл домой. Дай, думает, попробую синей краской свою посуду украсить. И такие красивые у него узоры получились, что с тех пор в деревне Гжель все остальные мастера стали украшать свою белую посуду только синим цветом и прозвали такую посуду «Гжель». – Как вы думаете, почему только синий и белый цвет выбрали для своей работы гжельские мастера? – Какое время года напоминает вам эта посуда? – Будто цветы на снегу, будто морозные узоры на окнах – такими кажутся росписи на посуде Гжель. – А роспись хохломской посуды что напоминает? – Золотую Осень, осенние яркие листочки и ягоды, горячие краски осени и солнце. Посуда будто горит в руках. – Что же изображали мастера Гжели на своей посуде? – Цветы и травы. Посмотрите, как много самых разных цветов в этой росписи. Давайте поиграем: будем по очереди называть синие и голубые цветы, а кто назовёт больше всех, получит приз. – Незабудки, васильки, колокольчики, голубые розы, астры, лютики, анютины глазки. – Кто сможет ладошками показать цветок? – Да у нас целая поляна цветов! Пальчиковая гимнастика «Цветы» Наши синие цветы Раскрывают лепестки, Ветерок чуть дышит Лепестки колышет. Наши синие цветы Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. – Что ещё изображено кроме цветов? – Листочки и травинки. Тоненькие травинки, тоненькие закругляющиеся веточки называются оживкой. – Как вы думаете, почему? – Они как будто действительно оживляют кувшин своей быстрой игрой, будто их тронули ветерком. – Ещё что изображали мастера на посуде Гжель? – Красивые орнаменты: волнистые линии, сеточку. – А вот эти два кувшина вам нравятся? Чего им не хватает? – Им не хватает росписи. – Давайте разделимся на две группы и каждая группа попробует украсить свой кувшин. Участник каждой группы по очереди подходит к кувшину, выбирает элемент украшения и прикрепляет его к кувшину. А в конце посмотрим, у какой группы кувшин получился наиболее выразительным. (Проведение игры «Украшайка» и анализ её результатов). – Давайте приглядимся к цветам Гжели. Посмотрите, здесь не однотонный синий цвет, а ещё и светло синий, и тёмно синий, почти чёрный. Один синий цвет, а какое богатство оттенков! С одной стороны цветочек тёмно синий, почти чёрный, потом немного светлее и с другой стороны как будто его солнышко осветило – он стал светло-светло голубым. Посмотрите, как можно нарисовать такой цветок. (Показ педагога на доске). – Сначала я рисую круглую серединку цветка. Затем набираю на кисть как можно больше синей краски и рисую лепестки. Линия получается очень тёмная, почти тёмная. А теперь я смываю кисть и чистой водой наполняю каждый лепесток. Краска от краешка лепестка красиво растекается и становится нежно-голубой. 5. – Дед Иван не успел украсить росписью вот эти кувшины. Давайте ему поможем. – Какой росписью мы сегодня будем украшать кувшины? – Росписью «Гжель». (Дети расписывают посуду под мелодии русских народных песен). 6. – Какая замечательная посуда у нас получилась! – Как называется роспись, с которой мы познакомились? – В чём её особенность? 7. – Давайте выложим наши кувшины её на скатерть и полюбуемся ими. – Какой из всех этих кувшинов вам особенно понравился? Почему? – Какой напиток приятно пить из такого кувшина? – Для чего ещё может служить кувшин с такой росписью? |
План-конспект открытого занятия Тема: «Как вести себя на улице» План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие» | Конспект открытого урока по литературному чтению Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство | ||
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный... План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | Рабочая программа педагога уховой Елены Валентиновны и Титовой Алевтины... Министерством образования и науки РФ /М.: Просвещение, 2008г., авторской программы по изобразительному искусству В. С. Кузина, «Изобразительное... | ||
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Музыкальная азбука»... План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана... Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерных программ Министерства образования России,... | ||
Конспект открытого показа непосредственной образовательной деятельности... Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство | Конспект открытого занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности «Новогодняя сказка» План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» | ||
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана... Рабочая программа нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога | Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана... Рабочая программа нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога | ||
Рабочая программа по учебному курсу изобразительное искусство 5-7 класс Изо, примерной программе о среднего (полного)общего образования по изо, авторской программе «Изобразительное искусство и художественный... | Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана... Рабочая программа нормативно управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога | ||
Конспект открытого занятия в старшей группе «А» План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада | Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс Предмет «Изобразительное искусство» в гбоу цо «1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова изучается по программе «Изобразительное искусство... | ||
План-конспект занятия художественно-творческой деятельности в средней группе План- конспект открытого урока в 6 классе средней школы с углублённым изучением немецкого языка по теме «Der Frühling. Der Umweltschutz»... | Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» 2012/2013... Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов... |