Блок уроков в 6 классе
по теме:
СТРОЕНИЕ СЕМЯН ПОКРЫТОМЕМЕННЫХ (ЦВЕТКОВЫХ) РАСТЕНИЙ Цель: Расширить знания учащихся о значении семян в жизни растений, выяснить преимущество семян перед спорами, рассмотрев особенности строения семян двудольных и однодольных растений
Задачи урока
Обобщение и уточнение информации по теме
Выделение наиболее значимой информации из представленной на схеме
Обращение к учебнику, как к справочнику
Умозаключение по предложенной информации
Уточнение понятий
Исследование лабораторным способом
Конспект урока ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
Проверочная работа.
(1 ученик работает у доски. После окончания работы учитель берёт 3 работы из класса, остальные обмениваются работами и проверяют друг у друга). Проверка:
6 «+» - 5
5 первых «+» - 4,5
4 «+» - 4
3 «+» - 3
2 «+» и менее - 2
Демонстрация цветных фотографий цветковых растений. Постановка проблемного вопроса, цель урока.
Основная часть. Новый материал.
Учитель по мере рассмотрения строения семени заполняет схему на доске, ученики – в тетради.
Демонстрация семени фасоли и зерновки пшеницы (на каждой парте лежат в ванночках)
3. Заключение.
| На прошлом уроке мы с вами познакомились с голосеменными растениями. Мы выяснили, что эти растения имеют главное преимущество перед изученными ранее растениями – семенное размножение.
Мы познакомились с представителями наиболее многочисленного отдела голосеменных – с хвойными.
Внимательно прослушайте утверждение, поставив напротив номера вопроса, если согласны – «+», если нет – «-».
Голосеменные относят к высшим споровым растениям. (-)
Цветок – орган семенного размножения голосеменных. (-)
Хвоя – видоизменённые листья (+)
Хвоинки у сосны располагаются по одной на сильно укороченных побегах (-)
Отдел хвойные включает около 550 видов. Среди них: ель, сосна, пихта, кипарис, можжевельник. (+)
Какие органы имеют хвойные растения?
(Корень, стебель, листья – хвоинки, шишки)
Где образуются и созревают семена?
(Семена лежат открыто на поверхности чешуй шишек) Сегодня мы с вами начинаем изучать самую многочисленную группу растений – покрытосеменные. Эти растения иногда называют цветковыми, почему?
Действительно, они имеют орган семенного размножения – цветок. После отцветания цветка образуется плод, внутри которого находятся семена. Они хорошо защищены стенками плода (покрыты).
Жизнь цветкового растения начинается с семени.
Мы говорили, что семена – важнейшее достижение высших растений. Оно является одним из факторов, определивших господство семенных растений в современной флоре. Причина этого проста – семя способствует выживанию. Сегодня мы с вами, рассматривая строение семян, должны убедиться в этом. Запишите в тетрадь тему урока и домашнее задание - §18.
Запишите в тетрадь: Семя состоит из зародыша, запаса питательных веществ и защитной кожуры.
Функции семени:
Продолжение рода (размножение)
Защита зародыша от неблагоприятных условий.
Обеспечение возможности распространения.
Зачем нужен запас питательных веществ?
(Для развития зародыша)
Зачем нужна семенная кожура?
(Для защиты зародыша) Зародыш – зачаточное растеньице очень нежное и уязвимое. Быстрый рост его начинается при прорастании семени и силы ему даёт запас питательных веществ семени.
Зародыш у всех высших растений устроены по сходному принципу:
Зародыш = зародышевый стебелёк (ось) + зародышевые листочки (почечка) + семядоли. Семядоли служат источником энергии. С одной стороны они являются кладовой питательных веществ, с другой – фотосинтезирующим органом.
При прорастании в одних случаях они выносятся на поверхность и и фотосинтезируют (надземное прорастание), в других – остаются в земле (подземное прорастание). Семядоли обычно живут недолго. Посмотрите на рисунки №57, 58 на страницах 86 и 87 учебника, найдите семядоли в семени фасоли и пшеницы. Сколько их?
По количеству семядолей в семени все цветковые растения делят на однодольные и двудольные. Запишите в тетрадь: Растения, семена которых имеют 2 семядоли в семени называют ДВУДОЛЬНЫМИ.
Растения, семена которых имеют 1 семядолю – ОДНОДОЛЬНЫМИ. Запас питательных веществ представлен крахмалом или жиром. Эти вещества накапливаются в различных частях семени:
эндосперме
перисперме
семядолях
У злаков (однодольных растений) щиток, представляющий семядолю, прилегает к эндосперму, выполняя не запасающую, а поглощающую функцию для питания зародыша, расщепляя питательные вещества. Где находится запас питательных веществ в семени фасоли?
(В семядолях.)
Где находится запас питательных веществ в семени пшеницы?
( В эндосперме).
Защиту зародышу обеспечивает семенная кожура.
Ребята, что у меня в руках?
(Семя фасоли, зерновка пшеницы – плод) Семенная кожура в зерновке пшеницы срастается с околоплодником. Это придаёт особую защиту зародышу.
Семенная кожура не имеет устьиц, очень твёрдая, часто непроницаемая для воды. Но в семенной кожуре имеется отверстие – микропиле. Оно находится над рубчиком, оставшимся после отделения семени Почему семя способствует выживанию?
Семя – сложная структура, состоящая из зародыша, запаса питательных веществ, защищённых кожурой. Длительное время может оставаться в земле, пережидая неблагоприятные условия.
| Урок – лабораторная работа по теме:
«Строение семян двудольных и однодольных растений» Цель: Исследовательским путём выяснить преимущество семян перед спорами, в ходе лабораторной работы определить особенности строения семян двудольных и однодольных растений ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
Итогом прошлого урока стала схема, составленная в ходе совместной работы:
Сопоставьте полученные знания прошлого урока
Сравнение строения споры и семени
Характеристики
| спора
| семя
| 1. Чем представлены
|
|
| 2. Чем покрыты
|
|
| 3. Зародыш
|
|
| 4. Запас питательн. в-в
|
|
| 5. Развитие (прорастание)
|
|
| Вывод:
-
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.
ТЕМА: Строение семян.
Цель работы: изучить строение семян, выяснить особенности строения семян однодольных и двудольных растений. СЕМЯ ФАСОЛИ.
Как называется плод, в котором развилось семя фасоли?
Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.
РАЗМЕРЫ СЕМЯН.
-
Сухие
| Набухшие
| 1.
2.
3.
| 1.
2.
3.
| На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке.
На набухшем семени над рубчиком найдите маленькое отверстие – микропиле, через которое в семя проникают воздух и вода.
Снимите плотную блестящую семенную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, почечку.
Нарисуйте схему строения семени фасоли и подпишите названия его частей.
СЕМЯ ПШЕНИЦЫ.
Как называется плод, в котором развилось семя пшеницы? Какова его форма и окраска.
Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается
Рассмотрите в лупу, разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Какая часть семени занимает больший объём его? Изучите строение зародыша.
Зарисуйте зерновку пшеницы и обозначьте название её частей.
5.Заполните таблицу: Сравнительная характеристика семян фасоли и пшеницы. Название растения
| Чем покрыто семя
| Строение зародыша
| Двудольное/Однодольное растение
| Где находится запас питательных веществ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Сделать вывод, в чём различие строения семян фасоли и пшеницы. |