Скачать 150.47 Kb.
|
Речная средняя школа Адамовского районаОренбургской области Учитель ОБЖ Зеленкова В.Д. Международное гуманитарное правоПлан-конспект 2-часового открытого урока в 9 классеЦели урока:
Главные вопросы урока:
Планируемые результаты обучения:
Методы организации познавательной деятельности учащихся
Учебно-методическое сопровождение урока:
8. Комплект контрольных тестов для учащихся Примечание: В целях популяризации знаний по МГП и экономии времени на проверку промежуточного тестирования к проведению урока были привлечены учащиеся 11 класса. Кроме оценок за тестирование были предусмотрены поощрительные жетоны за ответы на устные вопросы и работу в группах. Набравшие более 8 жетонов получают «Отлично», 6 –8 жетонов – «Хорошо». Организация работы на уроке1 этап – Организационный: Гимнастика – настройка на урок; знакомство с темой и целями урока; знакомство с присутствующими на уроке помощниками; система оценки результатов. 2 этап – Вводный: Учащимся предлагается прослушать сообщения старшеклассников и сделать в тетради краткие записи.
Озвучиваются статистические данные : За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира. В наполеоновских войнах 1805 – 1815 годов число убитых составило около миллиона человек Первая мировая война повлекла за собой 10 миллионов смертей в пропорции 20 участников военных действий на 1 гражданское лицо, не считая 21 миллиона погибших от эпидемий. Во второй мировой войне было убито по разным данным от 40 до 62 миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц. В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на 1 военнослужащего
В 1859 году писатель Анри Дюнан проезжал по залитой кровью и пылавшей пожарами Ломбардии. Он прибыл в Сольферино, где весь день шла кровавая битва, и с ужасом увидел, что тысячи раненых солдат были брошены на произвол судьбы. Оставленные без ухода, они были обречены на верную смерть. Под впечатлением этой страшной картины и родилась идея создать Красный Крест. Используя подручные средства, Дюнан организовал помощь раненым. Он также решил сообщить всему миру об увиденном и опубликовал книгу «Воспоминание о Сольферино» – книгу, которая потрясла Европу и явилась прообразом журналистских репортажей нашего времени. В этой книге Дюнан предложил для восполнения недостатков армейских санитарных служб подготовить еще в мирное время добровольцев для оказания первой помощи и обеспечить им нейтральный статус даже на поле боя.
Четверо женевцев – Гюстав Муанье, генерал Гийом-Анри Гюфур, врачи Луи Аппиа и Теодор Монуар – присоединились к Анри Дюнану и основали вместе с ним Международный комитет помощи раненым, который впоследствии стал Международным Комитетом Красного Креста (МККК). Благодаря энтузиазму и настойчивости им удалось убедить швейцарское правительство созвать в 1864 году международную конференцию, в которой приняли участие 12 государств Важным результатом этой конференции явилось подписание Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время войны. Первая Женевская конвенция, подписанная в 1864 году, положила начало Международному Гуманитарному Праву.
Международные конференции по усовершенствованию и дополнению положений впоследствии проводились в 1899, 1906 и в 1907 годах в Гааге. В 1929 году все конвенции были вновь подтверждены и получили дальнейшее развитие. В 1949 году на дипломатической конференции были приняты 4 Женевские конвенции, которые остаются в силе до настоящего времени.Женевские конвенции представляют собой юридический документ поистине исторического значения, который уже более 50 лет обеспечивает защиту бесчисленным жертвам вооруженных конфликтов. Конференции, касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов, запрещения или ограничения применения различных видов оружия, защиты культурных ценностей проводятся регулярно по мере появления новых видов оружия и новых способов ведения войны. К январю 1998 года участниками Женевских конвенций стали 188 государств, то есть практически все государства мира. Серьезные нарушения международного гуманитарного права квалифицируются как военные преступления. Лица, совершившие военные преступления, привлекаются к уголовной ответственности и несут наказаниена основании законодательства той страны, где произошло нарушение МГП.
Война является одной из наиболее распространенных форм регулирования отношений между государствами. Во все времена вооруженные конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжелым человеческим и материальным потерям. Почти всегда война – это трагедия. Осознавая это человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооруженными конфликтами. Ведь цель войны состоимт в выведении непрятеля из строя, а не в том, чтобы заставить его страдать сверх того, что необходимо для достижения данной цели. 3 этап – Словарная работа. Учитель предлагает учащимся ознакомиться с основными терминами, которые им встретятся в дальнейшей работе. Учащиеся получают распечатку с основными понятиями МГП. Термины предлагается не заучивать наизусть, а понять их и сделать в тетради краткие записи. Основные понятия. Международное гуманитарное право (право войны, право вооруженного конфликта) – отрасль международного публичного права, нормы которого напрвлены на защиту лиц, не принимающих участие или прекративших принимать участие в военных действиях, и на ограничение средств и методов ведения войны. Вооруженный международный конфликт – война между двумя или большим числом государств Немеждународный вооруженный конфликт – вооруженное столкновение в пределах одного государства. Комбатанты (от фр.combattant –воин, боец) – лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон в международном вооруженном конфликте. Военнопленные – комбататнты, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта. Гражданские лица – лица, не входящие в состав вооруженных сил и не принимающие участия в военных действиях. Жертвы войны – раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население побежденной стороны. Военный объект – объект, который в силу своего характера, назначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия и разрушение которого дает явное военное преимущество. Гражданский объект – всякий объект, не являющийся военным. Конвенция – международное соглашение, договор по конкретному вопросу, имеющий обязательную силу для тех государств, которые присоединились к нему. Гуманный – проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности, человечный, человеколюбивый. 4 этап – Работа в малых группах по изучению текстов Женевской конвенции 1949 года (извлечения) и Дополнительного протокола 1977 года (извлечения). Учащимся предлагается просмотреть свои записи и по возможности пополнить их новыми положениями из предлагаемых документов. Документы к занятиюЖеневская конвенция от 12 августа 1949г. и Дополнительный протокол 1977 года о защите гражданского населения, находящегося во власти противника, в том числе на оккупированной территории.
Женевская конвенция от 12 августа 1949г. о защите военнопленных
Женевская конвенция от 12 августа 1949г. о защите раненых и больных из состава действующей армии
Всеобщая декларация прав человека Принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948г. Статья 2 Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, неазвисимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. Этап 5 – Систематизация изученного материала. Учащимся предлагается ответить на два вопроса и сделать выводы.
Учащимся предлагается ряд понятий, из которого предлагается выделить только те, которые имеют непосредственное отношение к международному гуманитарному праву. Работа выполняется на отдельных листочках и проверяется старшеклассниками. За работу выставляется оценка. Контрольный понятийный ряд. Проанализируй предложенные термины и понятия и выбери только те, которые имеют непосредственное отношение к международному гуманитарному праву. 1.Право 2. Правомерная военная цель 3. Завещание 4. Гарантийный срок 5. Основные принципы международного гуманитарного права 6. Аренда 7. Вооруженный конфликт 8. Налоговая система 9. Комбатанты 10. Приватизация жилья 11. Гражданские лица 12. Военные объекты 13. Правила страхования 14. Обязательное страхование 15. Серьёзные нарушения международного гуманитарного права 16. Сделка 17. Уважение чести и достоинства 18. Гуманное отношение 19. Религиозные убеждения гражданского населения 20. Нападение Ключ: 2, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 18 Этап 6 – Международное гуманитарное право по отношению к правилам ведения военных действий
Мы познакомились с вами, как в соответствии с МГП воюющие стороны должны обращаться с жертвами военных действий. Теперь речь пойдет о правилах, которые устанавливают ограничения на ведение военных действий. Их цель – предотвратить или по крайней мере ослабить, насколько позволяет жестокая реальность войны, ее смертоносное, разрушительное действие. Международное право, относящееся к ограничению методов ведения войны, возникло на Гаагских конференциях в 1899 и 1907 годах, поэтому сегодня его называют Гагским правом или «правом ведения войны». После Второй мировой войны методы ведения войны изменились. Однако, это совсем не значит, что разрешается использовать любые средства для борьбы с противником. Поэтому в Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям включены не только положения о защите гражданского населения, но и правовые нормы с указанием принципов, которые следует соблюдать в ходе боевых действий. МГП запрещает или ограничивает использование отдельных видов оружия либо оружия в целом, когда оно без пользы увеличивает страдания людей, выведенных из строя.
Запрещено использовать оружие массового поражения - химическое и бактериологическое. Применение химического оружия во время Первой мировой войны вызвало неимоверные страдания. Женевским протоколом 1925г. был положен запрет на применение отравляющих газов и бактериологического оружия. Весьма примечательно, что это запрещение во время Второй мировой войны не нарушила ни одна страна. Конвенция от 10 апреля 1972г. о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсического оружия и об их уничтожении представляет собой всеобъемлющее и эффективное запрещение столь бесчеловечного оружия. Запрещено использовать яды, отравляющие оружие
Запрещено исрользовать разрывные пули и снаряды весом менее 400 граммов, которые легко разрываются или сплющиваются в теле человека. Запрещено использовать оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей. Запрещено использовать мины-ловушки: взрывные устройства в виде кажущегося безвредным переносного предмета, который специально предназначен и сконструирован для помещения в него взрывчатки или для взрыва при прикосновении.
Запрещено использовать лазерное оружие, способное благодаря концентрации света вызывать у людей временную или постоянную слепоту. Поскольку оно беззвучное, его пучок невидим и имеет широкий диапазон длины волны, защититься от лазерного оружия при помощи специальных очков невозможно
Обратите внимание, что среди запрещенных видов оружия до сих пор не упоминалось ядерное оружие. В настоящее время не существует специального запрещения на производство, накопление и применение ядерного оружия. Имеется только ряд договоров, регулирующих некоторые аспекты деятельности, связанные с ядерным оружием. Например, договор о нераспространении ядерного оружия от 1968г., договор о запрещении размещать ядерное оружие в космическом пространстве от 1967г.
Не все государства связаны одними и теми же договорами. Некоторые державы приняли на себя обязательства по определенным договорам, но с правом с правом собственного толкования их положений. Поэтому вопрос применения тех или иных правил, касающихся использования конкретных видов оружия, определяется в каждой конкретной ситуации вооруженного конфликта. Международное гуманитарное право запрещает и ограничивает методы ведения боя, способствующие увеличению жертв. Запрещенными являются следующие методы. Вероломство – нападение, например, под прикрытием белого флага (флага парламентера, используемого для переговороы и капитуляции), или же симулирование ранения с целью уничтожения противника, который пытается оказать помощь «потерпевшему». Однако МГП не запрещает обычные военные хитрости: маскировку, ложные операции и дезинформацию, расчитанную на введение противника в заблуждение. Отдание приказа «Не оставлять никого в живых». Запрещается угрожать этим приказом противнику или вести военные действия на такой основе Запрещается нападение на вышедших из строя лиц, которых необходимо щадить. Уничтожение солдата, который явно сложил оружие, - настоящее убийство. Запрещается использовать во время военных действий признанных отличительных эмблем не по назначению, особенно Красного креста и Красного полумесяца. Запрещается нападать на гражданские объекты, необороняемые местности, организации гражданской обороны, установки и сооружения, содержащие опасные силы, то есть те, разрушение которых неминуемо будет иметь катастрофические последствия для гражданского населения. Запрещается нападать также на объекты, представляющие культурную ценность, и места отправления культа. Учащимся задается вопрос, какие объекты из предложенных категорий они могут назвать. Этап 7 – Работа с изобразительным рядом. Учащимся предлагается рассмотреть Таблицу международных отличительных знаков МГП, помещенную на доске, прослушать комментарии к таблице и зарисовать знаки в тетрадь. Задается вопрос, насколько хорошо должен быть виден отличительный знак.
Отличительный знак должен быть настолько большим и хорошо видимым, насколько возможно в боевой обстановке: с большего числа направлений, с большего расстояния, в условиях ограниченной видимости знак должен быть светящимся или хорошо освещен. Для расширения возможности распознаваниямогут быть использованны световые, радио- и электронные сигналы. Задаются вопросы:
Этап 8 - Систематизация изученного материала на основе работы с фотоматериалами Работа ведется в группах по 4 человека. Каждой группе выдается коплект отличительных знаков и подборка фотодокументов, сделанных в разные годы, с изображениями военных и гражданских лиц, а также объектов. Подборка состоит из 18 фотографий с подписями:
Учащимся предлагается разложить принятые международным сообществом знаки рядом с фотографиями, где изображены лица и объекты, которые в соответствии с современными нормами МГП могут подлежать защите в условиях вооруженного конфликта. Из всего комплекта предлагается использовать не более 8 знаков. Контроль осуществляют учитель и помощники 11-классники, за каждый правильный ответ группа получает Ключ: Красный крест или полумесяц – 7, 11, 12 Бело-голубой щит – 3, 14 Три оранжевых круга – 15, 16 Синий треугольник – 13 Учитель комментирует результаты, дает правильные ответы. Этап 9 – Контрольный. Каждой паре учащихся выдается контрольный текст. Необходимо прокомментировать возникшую ситуацию с позиции МГП по принципу разрешенные -запрещенные действия. Боевая ситуация Прокомментируй возникшую ситуацию с позиции МГП по принципу разрешенные -запрещенные действия. … Иван отстреливался до последнего патрона. Но наступающих было слишком много, чтобы сдержать их натиск. Неужели плен? Или подпустить их ближе к себе, а потом подорвать их вместе с собой? А если… отползти к развалинам одиноко стоящего дома, притвориться тяжело раненым, переждать пока скроются первые атакующие, а потом стоном привлечь к себе внимание тех, кто пойдет следом за ними. Вдруг на стон обратит внимание какой-нибудь молодой вражеский солдатик, может быть даже захочет помочь. И как только он наклонится, заколоть его остро отточеным ножом, переодеться в его форму, забрать автомат и вперед – на первую линию огня, а там через нее к своим… Этап 10 – Итоговый. Подводятся итоги урока, сообщаются результаты тестирования и оценки по поощрительным жетонам. Урок можно закончить высказыванием Д.Робертса «Благородно – сражаться и, если нужно, умереть за свое Отечество. Не менее благородно и честно – проявить гуманность и сострадание к поверженному противнику или к застигнутому сражением гражданскому лицу. Право войны показывает, как это должно быть сделано. Список литературы
|
План конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе... План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол" | Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
План-конспект открытого урока по физической культуре План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол" | Конспект урока математики 2, 3 классы План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
План урока Методы обучения План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» | Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме:... План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | Конспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети» Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока | ||
План-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого... На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития... | Конспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства» План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория | ||
Конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные... План-конспект открытого урока 18. 04. 2013 в 6 классе «Г» на тему: «Возвратные местоимения в английском языке» | Разработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | ||
Конспект открытого занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности «Новогодняя сказка» План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» | Конспект открытого урока в 3 классе "Рождество"(учебник Биболетовой М. З.) План конспект Мбоу «Степноозерская основная общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района рт» по теме «Christmas» | ||
Урок английского языка во 2 классе по теме «Профессии» План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория | План-конспект занятия художественно-творческой деятельности в средней группе План- конспект открытого урока в 6 классе средней школы с углублённым изучением немецкого языка по теме «Der Frühling. Der Umweltschutz»... |