Организационная информация
Автор урока\мероприятия: Комкова И.Н., учитель
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 42»
Предмет\автор учебника: обучение грамоте, учебник «Букварь» под редакцией Горецкого В.Г., Кирюшина В.А.
Класс: 1 класс
Тема урока: «Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д
Классификация урока: тип урока «Урок открытия нового знания». Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:
учащиеся знают гласные буквы и звуки, частично согласные;
знают в чем отличие звуков от букв;
умеют производить звуко-буквенный анализ слова с изученными буквами;
умеют читать схемы предложений;
Краткая характеристика класса: традиционный класс.
Цели урока:
Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
Развивающая: учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь.
Воспитательная: воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда.
Здоровьесберегающая: создание благоприятных условий на уроке для учащихся
Формирование УУД.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint 2007, учебник «Букварь» Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., рабочая тетрадь.
Планируемые результаты –
Предметные умения: Сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует; освоить способы определения мягкости и твёрдости согласного звука; сформировать умения различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.
Универсальные учебные действия: Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке. Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия. Познавательные универсальные учебные действия: использовать таблицы, модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям. Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».
Этап урока
| Содержание
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формирование
УУД
| I.Организационный момент
| – Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы- старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
| Приветствует учащихся, настраивает их на работу.
| Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
| Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
| II. Актуализация опорных знаний.
| - На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).
- Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).
- Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).
| Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала, осознание необходимости получения новых знаний
| Учащиеся вспоминают ранее изученные буквы и звуки. Характеризуют их.
| Познавательные УУД
| II. Работа над новым материалом.
III. Физминутка под музыку.
| - О какой букве идёт речь в загадке?
Буква - домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
(Буква Д)
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
(Знакомство с буквой Д)
- Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой Д, научиться читать слоги и слова с буквой Д)
-Кто выйдет и покажет на плакате букву Д?
(Работа на интерактивной доске)
Слайд 1.
- Рассмотрите рисунок, найдите слова, при произношении которых вы слышите звук [д].
Слайд 2.
(Дети выходят к интерактивной доске, указывают на слово, открывается название слова с буквой Д).
- Прочитайте все открывшиеся слова. (Читают дети, умеющие читать)
(Динозавр, дети, девочка Даша, Дима, дыня, далматинец, дятел, дерево, дорога, дом, дверь, дождь.)
-Какой первый звук вы слышите при произношении всех слов? (Звук [д]).
- Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д’].
Слайд 3.
- Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звук? (Согласный; при произнесении этого звука воздух встречает преграду.)
- Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? (Звуки произносятся твердо и мягко.)
- Что еще устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук.)
- Узнаем, какие это звуки. Кладем пальчики на горлышко: если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.
- Какой же это звук? (Звонкий.)
Слайд 4.
Чтение слогов с буквой Д.
Слайд 5.
Чтение предложения читающими детьми.
Слайд 6.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
| Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний
Развитие фонематического слуха
Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать букву и звук
Показ рифмованных движений для снятия переутомления
| Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель урока
Учащиеся находят слова, при произношении которых есть звук д
Учащиеся дают характеристику звука Д
Читают слоги, слова и предложения с буквой Д
Повтор рифмованных движений для снятия переутомления за учителем или учениками
| Познавательные УУД.
Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Познавательные УУД.
Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.
Коммуникативные УУД.
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
| IV. Закрепление.
V. Итог урока.
Рефлексия деятельности
| 1.Работа по учебнику с.98-99.
- Итак, с какой буквой мы сегодня знакомились? Послушайте загадки и отгадайте их..
Загадки.
Вот какой забавный случай
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый.
На полу не видно луж,
Все ребята любят… (душ).
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
– Выполните звукобуквенный анализ слов «душ», «дятел».
(Работа в парах)
– Рассмотрите схемы слов.
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. Каким может быть звук [д])? (Твёрдым и мягким)
2. Дифференцированная работа.
Задание для читающих детей: прочитать рассказ с. 100 Я.Пинясов «Хитрый огурчик».
Задание для нечитающих детей: с. 98 чтение слогов, слов.
3.Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».
1) Отработка зрительного образа буквы Д, д.
– Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква Д, д.
2) Сравнение буквенного состава слов.
– Найдите буквы, которыми различаются слова в парах.
– Впишите эти буквы в пустые клеточки и прочитайте получившиеся по вертикали слова. (Кедры, город.)
– Сравните эти слова по количеству звуков; по количеству слогов; по месту ударения.
-Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришёл к нам в гости.
Днём спит, ночью летает,
Прохожих пугает. (Сова.)
Слайд 8
- Сегодня к нам в гости пришла мудрая Сова и принесла интересное задание. Мудрая Сова прочитает вам стихотворение, а вы должны внимательно послушать и запомнить слова, в которых встречается звук [д], [д’].
Мы букву Д легко найдём и в слове день и в слове дом
А если днём ты в лес придёшь - на дубе дятла ты найдёшь.
Дятел дерево долбит – день деньской кору дробит
Дятел жил в дупле пустом – дуб долбил как долотом.
Доктор Дятел дуб долбил – двадцать да жука добыл.
Жук – ужасный короед – всем в лесу наносит вред.
Дятел – мастер добрых дел – древний дуб – помолодел.
Дятел, дятел - мой приятель, дуб долбит, как долотом
Помоги мне, дядя Дятел для скворцов построить дом.
Г. Сапгир
(Дети называют слова, в которых встретился звук [д]).
Учитель:
Слов на Д ты встретишь много,
Слов на Д полно вокруг:
Дом, долина, день, дорога,
Доброта, доверье, друг.
4. Работа с загадками, в которых встречается буква и звук [д]).
Слайд 9-13.
– Что нового и интересного узнали на уроке?
-Что можете сказать про букву и звук [д])?
Слайд14-15.
– Назовите слова с новой буквой.
– В каких словах слышится звук [д], а в каких [д’]? От чего это зависит?
Мы с вами хорошо потрудились, сегодня.
-Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?
– Какие задания вы выполнили с удовольствием?
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности? Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы… Спасибо за урок.
|
Учитель наблюдает за работой в группах, в конфликтных ситуациях приходит на помощь
Развитие фонематического слуха.
Оценивает усвоение учащимися новой темы.
Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.
Учитель помогает ребятам оценить свою работу на уроке.
|
Учащиеся учатся работать в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Читают рассказ Закрашивают те части рисунка, в которые вписана буква Д.
Анализируют слова.
Вписывают буквы в пустые клеточки и прочитают получившиеся по вертикали слова
Учащиеся извлекают необходимую информацию из стихотворения
Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности
Оценка своей деятельности на уроке.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
| Познавательные УУД
Познавательные УУД.
Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель. где выделены существенные признаки объекта. Познавательные УУД.
Смысловое чтение.
Познавательные УУД
Познавательные УУД.
Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. Познавательные УУД Регулятивные УУД.
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Личностные УУД
смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.
- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
|
Дополнительная информация
Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:
учащиеся знают гласные буквы и звуки, частично согласные;
знают в чем отличие звуков от букв;
умеют производить звуко-буквенный анализ слова с изученными буквами;
умеют читать схемы предложений;
Усвоение новой темы базируется именно на этом материале, изученном ранее.
Тип урока: «Урок изучения нового материала».
Структура урока:
Организационный этап.
Этап всесторонней проверки знаний учащихся.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Этап усвоения новых знаний.
Этап закрепления новых знаний.
Подведение итогов.
Этапы урока соответствуют его логической структуре. Каждый этап тесно связан с предыдущим и сам являлся базой, продолжением последующего.
При реализации цели и задач урока использовались технологии:
Здоровьесберегающие;
ИКТ;
Технология сотрудничества;
Развивающего обучения.
Методы обучения:
По источникам знаний: наглядно-иллюстративный, практический.
По степени взаимодействия учащихся: изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа.
По характеру познавательной деятельности учащихся и учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Фронтальная;
Коллективная;
Работа в парах;
Индивидуальная.
Благодаря разумному сочетанию используемых технологий, методов обучения и форм организации познавательной деятельности, урок представляет собой целостную систему. |