Скачать 107.26 Kb.
|
План-конспект урока по ОБЖ -10 класс Тема: «Психолого-социальные конфликты в школе, на улице, дома» Наша цель: Познакомиться с понятием «конфликт», классификацией конфликтов, причинами их возникновения и методами управления конфликтом. Слово учителя: Введение. Конфликты в ХХ в. стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства, – все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в нынешнем столетии до 300 млн. человеческих жизней. Медленное и неудержимое совершенствование и распространение оружия массового поражения, испытание ядерного оружия свидетельствуют о возрастании опасности войны с применением этого оружия. Внутриполитическая борьба – один из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности, согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека. Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. Давайте разберемся в значении слова « Конфликт», и предоставим слово нашему лингвисту. (опережающее дом. задание)
II. Переходим к работе со схемой. Исторический опыт и социальная практика позволяют определить четыре источника конфликтов, достаточно распространенных во всех человеческих сообществах. Это богатство, власть, престиж и достоинство, т. е. те ценности и интересы, которые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конфликтах. В массовом сознании и в практических жизненных отношениях богатство - это не просто некоторая сумма денежных средств или имущества, а возможность расширения пределов своей деятельности и влияния. Вторым источником конфликтов является борьба за власть. Третий источник - престиж. Реальным воплощением престижа являются известность и популярность личности, ее репутация и авторитет, сила влияния на принятие решений. Четвертый источник конфликтов - человеческое достоинство. Речь идет о таких ценностях, как уважение и самоуважение, компетентность, профессионализм, представительность, признание, нравственные качества личности. К основным типам конфликтов можно отнести следующие:
Самый значимый из этих типов социальный. 1.Социальный конфликт - это столкновение интересов различных общественных групп. В качестве основания классификации мы берем их причины. В исследованиях социальных конфликтов можно выделить следующие основные сферы:
Межличностные конфликты в процессе совместной деятельности Фактором, предохраняющим (или, наоборот, подталкивающим) человека к конфликту с окружающими, становится его самооценка (или оценка своей деятельности, статуса, престижа, социальной значимости). Трудовые конфликты. Возникают при неудовлетворенности человека в таких социальных потребностях, как жилье, содержание труда, заработная плата; бытовые и санитарно-гигиенические условия на производстве, возможности отдыха. В личностных и межгрупповых отношениях имеет место социальная напряженность, которая представляет собой противоположность интересов. Межнациональные конфликты. Вызваны причинами, связанными с социально-экономическим развитием, уровнем жизни в разных регионах, политической обстановкой в них. Социально-психологическую напряженность культивируют и низкая культура межнационального общения, и нарушение прав личности, дискриминирующее национальное меньшинство, и протекционизм. Социальные конфликты в разных общественных структурах. Они могут проявляться как межнациональные, социально трудовые и политические конфликты и чаще всего вызываются последствиями экономических и политических реформ. Существует еще масса примеров конфликтов между различными слоями общества. Самый древний социальный конфликт - отцы и дети. Конфликт столиц и провинций Автомобилисты и пешеходы, Проблема наркомании. Конфликтная ситуация между больными и существующей системой. В настоящее время наше общество можно разделить еще на два конфликтующих слоя. На тех, кто хочет зарабатывать и уже научился работать и на тех, кто привык «паразитировать на завоеваниях социализма». 2. Типы конфликтов по отношению к субъектам. Существуют четыре основных типа конфликтов:
Внутриличностный конфликт. Выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. “Мир рушится окончательно для человека тогда, когда рушится внутренний мир, когда человек начинает плохо относиться к внутреннему “Я”, когда он находится в плену устойчиво заниженной самооценки”. Межличностный конфликт. Межличностный конфликт может проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями. Конфликт между личностью и группой. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются ее участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой. Межгрупповой конфликт Причиной может послужить дефицит ресурсов: материалов, информации, и т. д. Межгрупповые конфликты возникают и между неформальными группами.. 3.По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Деструктивный конфликт возникает в двух случаях:
4.Конфликты бывают открытыми (лежат на поверхности, видны невооруженным взглядом) и скрытыми (скрыты от глаз наблюдателя, распознаются по косвенным признакам). 5.По характеру объективности либо субъективности причин конфликта можно подразделить соответственно на объективные и субъективные. 6.Конфликты различаются и по сфере их разрешения – деловой или личностно-эмоциональной. 7. Конфликты разных психологических типов. Деловой спор. В ситуации этого типа между участниками возникают разногласия по какому-то определенному вопросу, конкретному, взаимодействие участников основано на взаимной заинтересованности. Формализация отношений. Для конфликтных ситуаций, развивающихся по этой схеме, характерно увеличение зоны разногласия. Психологический антагонизм. Участники ситуации подчас затрудняются четко определить, в чем именно состоит их разногласия. Психологически участники откровенно не приемлют друг друга. Сейчас в Российской Федерации мы фиксируем в основном три типа конфликтов этнополитического характера. Во первых, это конституционные конфликты. Три республики приняли Конституции, которые противоречат прошлой и теперешней Конституциям РФ: Саха (Якутия), Тува, Татарстан. Первое противоречие заключается в том, что в Конституциях говорится о главенстве законов республик над федеральными, второе связано с контролем за использованием природных ресурсов, третье с непосредственным выходом на международную арену. Второй тип конфликтов, которые и в перспективе будут иметь остроту, это территориальные конфликты. Спорных зон сейчас на территории России 180. Вокруг некоторых из них уже идут локальные военные действия. Третий тип конфликтов, весьма вероятных в ближайшем будущем, межгрупповые конфликты. Напряжение существует в отношениях чеченцев и казаков, ингушей и осетин, кабардинцев и балкарцев, в молодежных группах в Якутии, Туве и др Существуют еще и этнические проблемы в России, которые не связаны с этносами, имеющими республики. Это этнодисперсные группы, но с миллионным населением: 4 млн. украинцев, 1.5 млн. белорусов и другие народы, основной материковый этнос которых находится в новых государствах на территории бывшего СССР или за его пределами. Некоторые претендуют на свою государственность (ногайцы, лезгины и др.), хотят автономии. III.Формула конфликта. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому либо поводу, либо несовпадающие интересы, желания, влечения оппонентов. Чтобы конфликт начал разрастаться, необходим инцидент (повод), когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны: Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент Инцидент приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего разрешения. Большое значение для конфликта имеет фактор времени, так как конфликт чреват разрастанием. В процессе развития конфликта выделяют следующие этапы (стадии):
IV. Управление конфликтом. Конфликты нельзя устранить, но ими можно управлять таким образом, чтобы максимально увеличить общую выгоду для конфликтующих сторон. Существует несколько эффективных способов. Рассмотрим четыре варианта управления конфликтной ситуацией:
Стратегия предотвращения конфликта.
Стратегия подавления конфликта. Применяется по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам: Стратегия отсрочки. Это временные меры, помогающие лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения: Выбор того или иного варианта управления определяется стилем поведения в конфликтной ситуации. Томас Килменн указывает, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте:
V. Поведение при конфликте. Предоставим слово психологу (опережающее дом. задание)
VI. Заключительное слово учителя. Изменить отношение к конфликтам практически означает изменить взгляд на жизнь. Столкнувшись со сложной ситуацией, мы иногда проявляем себя не с лучшей стороны - начинаем лелеять свои трудности вместо того, чтобы попытаться с ними справиться. Несмотря на то, что взаимоотношению с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы. В трудных ситуациях не всегда нужно искать безупречное решение. Такой поиск не только может поставить нас в безвыходное положение, но и сам по себе может оказаться нецелесообразным. Нам нужно искать работающее решение, которое "изменит конкретную ситуацию, поведение и мышление". Ребята, на этом теоретический блок закончен, но, прочтите внимательно тему урока, и обратите внимание, «конфликты» возникающие где? мы должны проанализировать на уроке. Практический блок Подготовительный этап Подумайте, пожалуйста, ситуации, которые возникают с Вами дома, в школе, на улице. К каким типам конфликтов вы можете отнести их отнести? ( используйте пожалуйста схему)
Работа в группах Конфликтная ситуация => пути ее решения 1группа – задание …… (используется отрывки из киножурнала «Ералаш») 2 группа – задание …… (приложение 1 ) Смоделируйте ситуацию конфликта 1 группа – задание …… 2 группа – задание …… (приложение 2 ) Тесты: самоконтроль – взаимоконтроль. Домашнее задание: по группам – сильным слабым |