Скачать 46.72 Kb.
|
Конспект открытого урока Тема: «Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь» Цели: 1) повторить и углубить понятие «чужая речь»; 2) познакомить со способами передачи чужой речи, структурой предложения с чужой речью (части: передающая чужую речь и комментирующая); 3) заменять прямую речь косвенной; 4) развивать навыки правильной постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью; 5) воспитывать патриотизм, гражданственность, культуру речи через литературные и музыкальные источники. Ход урока I. Организационный момент. (Звучит песня «Священная война») II. Актуализация знаний. Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! С 23 апреля в нашей стране стартовала акция «Георгиевская лента». Ребята, кто знает, что это за акция? (Справка: Седьмой год подряд тысячи волонтеров будут раздавать ленточки черно-оранжевого цвета в память о подвиге дедов и прадедов, сокрушивших нацистов в годы Великой Отечественной войны. Девиз акции - "Я помню, я горжусь"). Эпиграфом к нашему уроку служат слова Р.Рождественского, которые очень актуальны в преддверии Дня Победы. Слайд 1: на слайде цитата Р.Рождественского Помните! Через века, через года,— помните! О тех, кто уже не придет никогда,— помните! Р. Рождественский III. Определение темы и целей урока. Учитель: Ребята, О чем мы с вами будем говорить на уроке? Ответы учеников. Учитель: Как вы думаете, почему я записала эпиграф дважды? Есть ли отличия в оформлении эпиграфа? Так о чем же мы будем говорить? Ответы учеников. Слайд 2. Учитель: Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о чужой речи, о способах ее передачи. Какие цели мы поставим на уроке? Чему мы должны будем научиться? Ответы учеников. Слайд 3. Учитель: К сегодняшнему уроку вы должны были приготовить цитаты о Великой Отечественной войне, надеюсь, что все справились с этим заданием. К ним мы вернемся чуть позже. IV. Изучение нового материала. 1. Опрос: 1) Какие способы передачи чужой речи вам известны? 2) Что такое прямая речь? 3) Что такое косвенная речь? 2. Чтение теоретического материала учебника (с.191, 192, 194) Откройте учебники на странице 191 и прочитайте теоретический материал. Как теоретический материал, указанный в учебнике, можно применить, проанализировав с точки зрения расстановки знаков препинания цитату Роберта Рождественского. Слайд 4. 3. Работа в группах. Учитель: А сейчас, ребята, давайте попробуем самостоятельно изобразить схематическое оформление прямой и косвенной речи. (3-5 мин.) Молодцы 3 группа. Представитель приглашается к доске. Ученик выходит к доске и показывает свою схему, комментирует ее. Учитель: А теперь по этой схеме, составьте предложения с прямой и косвенной речью, используя словарные слова, но прежде скажите, все ли слова вам понятны? 4. Словарная работа. Слайд 5. Что такое патриотизм, самоотверженность? Прочтите, пожалуйста, значение этих слов в «Толковом словаре Ожегова» (Составление предложений 3 мин.) 5. Отработка навыков постановки знаков препинания. Учитель: А сейчас давайте обратимся к вашему домашнему заданию. Запишите, пожалуйста, цитаты, выписанные вами, используя предложения с прямой речью. Ученики читают выписанные цитаты. Лучшие записываются на доске и в тетрадях. С косвенной речью. Справились с заданием, молодцы! V. Здоровьесберегающий элемент Учитель: Теперь вашему вниманию предлагаю послушать стихотворение К. Симонова «Жди меня» в актерском исполнении. Представьте ту картину, которую нарисовал нам автор. Для этого закройте глаза и устно нарисуйте картину. Что вы увидели перед глазами? Какие чувства вы испытывали при прослушивании стихотворения? О чем говорится в стихотворении? Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 строчку стихотворения «Жди меня, и я вернусь», перестройте эту строчку так, чтобы получились предложения с прямой и косвенной речью. VI. Закрепление изученного материала. Слайд 6. Задание 1: Подбери и запиши к заданным схемам соответствующие предложения. Расставь знаки препинания. 1.”П,-а,-п”. 1. Древние говорили Надо, чтобы родина была 2. А: “П”. для нас дороже нас самих. 3.“П,”-а. 2. Ей, России говорил Коненков обязан я всем 4.“П!-а.-П”. лучшим во мне. 3. Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха гласит народная мудрость. 4. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с «жизнью любимой берёзки» восклицает литературовед Ю.Селезнёв Нельзя любить «весь мир», не имея Родины. Слайд 7. Задание 2: Перестрой предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Запиши их. 1. «Любовь к родине начинается с семьи», - отмечал Ф.Бэкон. (Ф.Бэкон отмечал, что любовь к родине начинается с семьи.) 2. Пословица гласит: «Можно покинуть дом, но не родину». (Пословица гласит, что можно покинуть дом, но не родину.) 3. «Можно не любить и родного брата, - утверждал В.Г. Белинский, - если он дурной человек, но нельзя не любить Отечества, какое бы оно ни было». (В.Г. Белинский утверждал, что можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить Отечества, какое бы оно ни было.) Слайд 8. Задание 3: Тест 1. Прямая речь – это дословная передача чужих мыслей. 2. После слов автора при прямой речи ставится тире. 3. Прямая речь может находиться только после слов автора. 4. В предложениях с косвенной речью используются союзы как, что, будто. 5. Косвенная речь передает все грамматические особенности речи говорящего. 6. Предложения с косвенной речью – это сложноподчиненные предложения. 7. В предложениях с чужой речью есть три части. Ключ к тесту: слайд 9. 1001010 VII. Итоги урока Опрос: 1.Итак, ребята, что мы узнали сегодня на уроке? 2. Что такое прямая речь? 3. Как оформляется прямая речь на письме? 4. Что такое косвенная речь? 5. Чем косвенная речь отличается от прямой речи? 6. Как вы оцениваете наш сегодняшний урок? И в заключение прошу всех встать и минутой молчания почтить память тех, кто отвоевал для нас право жить, кто не жалел жизни во имя нашего с вами будущего. Минута молчания. VIII. Домашнее задание: §66, 67, упр. 403. Слайд 10. Благодарю за сотрудничество. Все свободны. Слайд 11. |