Скачать 0.56 Mb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СЕВЕРО - ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГБОУВПО СОГМА Минздрава России) ___________________________________________________________________________ Кафедра гуманитарных, социальных и экономических дисциплин УТВЕРЖДАЮ проректор по научной работе д.м.н., проф. ________Л.В. Бибаева «____»__________ 2013г. рабочая программа по дисциплине «Педагогика высшей школы» для аспирантов очной формы ГБОУВПО СОГМА 2013-2014гг. по специальности: « 14.01.04 - Внутренние болезни » Всего учебных часов 36, в зачетных единицах – 1 Всего аудиторных занятий 36 часов Из них: Лекции 18 Лабораторные занятия 16 Практические (семинарские занятия) Всего часов на самостоятельную работу Курсовой проект (работа) (семестр) Экзамен (семестр) Зачет (семестр) 2 г. Владикавказ 2013г. Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО от _______ года по специальности (направлению) «Педагогика высшей школы» и учебного плана ГОУ ВПО СОГМА Минздрава России Составители рабочей программы: доцент каф. гуман., соц. и эк. дисциплин, к.м.н. ______________ А.С. Татров Рабочая программа утверждена на заседании кафедры гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Протокол № ___ от ___ сентября 2013г. Зав. каф. гуман., соц. и эк. дисциплин, д.м.н. «____» ________ 2013г. ________ З.Р. Аликова (подпись) (ФИО) Зав. аспирантурой «____» ________ 2013г. ________ Л.А.Гиреева (подпись) (ФИО) Начальник управления Научными исследованиями «____» ________ 2013г. ________ А.К.Митциев (подпись) (ФИО) «Педагогика высшей школы»
осознание наиболее сложных проблем педагогики как помощь в освоении программы-минимума и дополнительной программы (по выбору аспиранта) 2013г.
Вводный курс для самостоятельного освоения программы-минимума и дополнительных дисциплин по выбору аспиранта. К освоению программы допускаются: аспиранты высших учебных заведений, а также аспиранты, осваивающие основную образовательную программу послевузовского профессионального образования в научных учреждениях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов; основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности; правовые и нормативные основы функционирования системы образования; иметь представление о механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования; Уметь использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области; ее взаимосвязей с другими науками; излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами; использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов; Владеть методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы; основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач фотозадач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач); методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями; основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах; методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей; методами эмоциональной саморегуляции; деловым профессионально-ориентированным иностранным языком. Подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и научно-исследовательской деятельности, включает:
В работе приводится краткий конспект основных лекций по педагогике и психологии высшей школы; литература по курсу: «Педагогика высшей школы» и темы рефератов. Изучаемые в рамках курса области знаний включают: общепрофессиональные дисциплины: психология человека; педагогика; история, философия и методология соответствующей области науки; информационные технологии в науке и образовании; специальные дисциплины: дополнительные психолого-педагогические дисциплины по психологии и педагогике высшей школы; технологии профессионально - ориентированного обучения; организационные основы системы образования; современные главы дисциплин научной отрасли; тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения; общие принципы педагогических практик (лекции, семинары, практикумы и практики, клинические занятия, курации). В заключение курса обучающимся выполняется итоговая аттестационная работа в виде образовательного проекта.
6.Учебно методическое и информационное обеспечение дисциплины «Педагогика высшей школы». А) Основная литература:
Б) Дополнительная литература
В) Базы данных, информационно справочные и поисковые системы, интернет ресурсы http://www.psychology.ru/ http://www.tatrov.ru/ Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины. Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), ПК-8шт., 2 учебных аудитории, оснащенные посадочными местами, столами, доской, мелом. Образовательные технологии. В учебном процессе используются такие интерактивные формы занятий как: деловые игры, дискуссии, решение психолого-педагогических задач с помощью метода мозгового штурма, разбор конкретных ситуаций, составление интеллект карт, тестирование личности on-line на сайте sogma.ru, создание индивидуальных портфолио на сайте sogma.ru. Составление и представление образовательных проектов, интеллект карт и презентаций в MS Power Point©, XMind©, FreeMind©, MindJet©, защита проектов. Программа составлена в соответствии с программой-минимумом «Педагогика высшей школы» и планом подготовки аспиранта. Рекомендации по написанию и оформлению выпускной (аттестационной) работы Выпускная (аттестационная) работа завершает подготовку по образовательной программе "Педагогика высшей школы". Аттестационная работа должна свидетельствовать о готовности слушателя к разработке и применению современных образовательных технологий (в частности, к применению компьютерной техники и информационных технологий в учебном процессе). Отправной точкой для выполнения выпускной (аттестационной) работы могут выступить: • реальная необходимость в разработке учебных планов специальностей на основе новых стандартов, учебных планов новых специализаций или дополнительных образовательных программ; • реальная необходимость в разработке какого либо учебного курса, преобразовании уже существующих материалов и разработке новых с использованием современных технологий; • неудовлетворенность начинающего преподавателя высшей школы тем, как учили его самого в пору студенчества, и как следствие - разработка некоторого альтернативного курса, снимающего прежние проблемы (в последствии эта разработка может лечь в основу реальных курсов); • стремление проанализировать типичные проблемы и затруднения, возникающие в повседневной педагогической работе, поиск общих способов их решения. В качестве содержания выпускной (аттестационной) работы могут выступить: • разработка учебного плана по специальности или по специализации; • методическая разработка учебного курса (программа, разработка различных форм занятий, самостоятельной работы студентов, методов оценки и контроля); • психолого-педагогическое исследование проблем высшего образования, анализ психологических и дидактических основ учебного процесса в вузе. Структурные элементы аттестационной работы является: 1. Титульный лист 2. Оглавление. 3. Введение. 4. Главы основной части. 5. Заключение. 6. Список использованной литературы 7. Электронная версия работы и презентация в виде слайдов. Приложения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, в частности, то, какое значение имеет выполняемая работа для учебного заведения, факультета, для самого слушателя. Здесь же формулируются цели работы, задачи, которые необходимо решить в ходе ее выполнения. При проведении психолого-педагогического исследования формулируется объект и предмет исследования, гипотеза, обосновывается выбор методов. Содержание глав основной части зависит от жанра выполняемой работы. При разработке учебного курса обосновывается выбор содержания курса и методов обучения, указывается место этого курса в образовательной программе, анализируется практика преподавания подобных курсов. При проведении психолого-педагогического исследования рассматривается современной состояние проблемы, описывается проведенное исследования, анализируются результаты, формулируются выводы. В заключении подводятся итоги работы, кратко формулируются ее результаты, практические рекомендации. Здесь также могут быть намечены пути продолжения исследований и разработок. Правила оформления аттестационной работы 1. Аттестационная работа печатается на одной стороне стандартного листа белой бумаги 210х297 (А4). 2. Текст печатается через полтора интервала из расчета 59-60 символов в строке (14 шрифтом в текстовом редакторе Microsoft Word). Страницы должны иметь поля: левое - 30 мм., правое - 10 мм., верхнее - 15 мм., и нижнее - 20 мм. 3. Все страницы работы, включая приложения и иллюстрации, нумеруются арабскими цифрами, которые помещаются в середине верхнего поля. Первой страницей является титульный лист. На титульном листе номер страницы не ставится. (Для редактора Word - страницы размечаются в верхнем колонтитуле). 4. Список литературы составляют по алфавиту. Для книг указываются автор, название книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Для статей - автор, название статьи, название журнала, год, номер выпуска, страницы, на которых помещена статья. 5. Электронная версия работы и презентация в виде слайдов записываются на диск и вкладываются в работу. Распределение видов учебных занятий и часов, зачетных единиц по семестрам
Лекционный курс
Практические (семинарские) занятия
5.Содержание и объем самостоятельной работы аспиранта.
Примерная тематика рефератов по курсу: «Педагогика и психология высшей школы» 1. Комплекс профессиональных способностей вузовского преподавателя. 2. Гуманизация учебно-воспитательного процесса высшей школы. 3. Цели и задачи высшей школы в современных условиях. 4. Высшая школа в условиях меняющегося общества. 5. Применение методов математической статистики для обработки результатов педагогических исследований. 6. Университеты в системе высшего образования. 7. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования. 8. Правовые условия функционирования ВУЗа. 9. Мотивы и стимулы в непрерывном образовании. 10. Мировоззренческие представления и идеалы студентов. 11. Социальный портрет современного студента. 12. Неформальное общение студенческой молодежи. 13. Адаптация студента и его жизнедеятельность в ВУЗе. 14. Закономерности и принципы обучения в ВУЗе и их характеристика. 15. Содержание образования в историческом аспекте. 16. Вузовская лекция: требования к ней. 17. Система практической подготовки студента в ВУЗе. 18. Самостоятельная работа студента в ВУЗе. 19. Проблемное обучение в высшей школе. 20. Дидактические функции средств обучения в ВУЗе. 21. Информационные технологии обучения. 22. Контроль знаний студентов в учебном процессе ВУЗа. 23. Самоконтроль студентов в учебном процессе ВУЗа. 24. Высшая школа- продвижение к науке. 25. Профессиональная и педагогическая культура преподавателя ВУЗа.Содержание Введение Раздел 1. Предмет курса педагогика и психология высшего образования 1.1. О предмете педагогики. 1.2. О предмете психологии высшего образования. Раздел 2. Современное состояние высшего образования 2.1. Первые высшие учебные заведения в России 2.2. Педагогическая практика и педагогические идеи в системе образования в России XVIII—XIX вв. 2.3. Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации Раздел 3. Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе 3.1 Общие понятия о деятельности 3.2 Психологическая структура деятельности Раздел 4. Психология личности и проблема воспитания в высшей школе 4.1 Что такое личность? 4.2 Личность как психологическая категория. Раздел 5. Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе 5.1 Цели и содержание обучения 5.2 Организационные формы обучения в ВУЗе Раздел 6. Анализ профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа 6.1 Проблема педагогического мастерства 6.2 Структура педагогических способностей 6.3 Установки преподавателя и стили педагогического общения 6.4 Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы Литература по курсу: «Педагогика и психология высшей школы» Темы рефератов Введение Основные задачи курса «Педагогика и психология высшего образования» Учебный курс «Психология и педагогика», связан с развитием гуманитарного мышления студентов и аспирантов, формированием у них психолого-педагогических знаний и умений, необходимых как для профессиональной, так и преподавательской деятельности. Основные цели и задачи курса, достижение которых можно рассматривать в качестве программы- максимум: 1. Содействовать формированию психолого-педагогического мышления, что в частности предполагает: а) усвоение идеи уникальности и неповторимости каждого человека, его психологического склада и, как следствие, идеи недопустимости для педагога чисто рецептурных действий; б) отношение к личности как высшей ценности, исключающее манипулирование человеком и использование его как средства достижения других целей; в) формирование представлений об активном, творческом характере человеческой психики. Следствием этого является признание невозможности прямого вмешательства в психику или непосредственного изменения ее атрибутов и составляющих. Любые навыки, знания и умения, черты личности, интересы и идеалы могут быть сформированы или изменены в результате деятельности, инициированной самим студентами. Внешние воздействия могут лишь стимулировать или тормозить эти процессы, но никак не подменять их. Всякое внешнее, прямое вмешательство в психику в обход собственной активности личности может оказаться губительным для психики или даже жизни человека; г) признание отношений человека с другими людьми в качестве главной движущей силы и одновременно источника новообразований индивидуальной психики; д) принятие идеи единства органической и духовной жизни человека, его ведущей роли в развитии человека. 2. Познакомить с современными трактовками предмета педагогика и психология высшей школы. Изложить основные тенденции развития высшей школы на современном этапе. 3. Дать представления об истории и современном состоянии высшего образования в России. 4. Способствовать глубокому усвоению норм профессиональной этики педагога, пониманию его ответственности перед студентами, стремлению к установлению с ними отношений партнерства и сотрудничества. 5. Дать информацию об особенностях профессионального труда преподавателя вуза. |