Скачать 61.26 Kb.
|
Урок русской литературы в 10 классе Тема урока: По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель (1828-1910). Цель: познакомить с биографией и мировоззрением писателя Задачи:
Ход урока. Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. Л.Н. Толстой. Вступительное слово учителя. Лев Николаевич Толстой – писатель огромного дарования и трудолюбия, автор известных всему миру гениальных произведений. Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе. Беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость – на эти недостатки указывает сам Толстой). Вот портрет писателя. Вы видите прежде всего глаза: небольшие, круглые – и в этом их особенность, совершенно плоские и одноцветные, но всегда сияющие; точно на сильный источник света смотришь: видишь сплошное сияние и различить не можешь, откуда и как оно происходит… Остальное – и широкий нос, и высокий лоб, и густые брови, и даже всё тело – кажется пристроенным к этим глазам. Сначала – глаза, а затем уже прочее…(слайд) Ни одному из великих писателей судьба не подарила такой долгой жизни (1828-1910) Ни одному из великих писателей судьба не подарила такой долгой жизни (1828-1910) Показ «круга общения и исторических событий» писателя. Вопросы к учащимся: 1.Сведетелем каких исторических событий был писатель? 2. На какие годы падает расцвет его творчества? 3.С кем из выдающихся людей Толстой общался? Вывод- обобщение учащихся Рассказы учащихся о жизни Льва Толстого, богатой событиями. 1.Детство, отрочество и юность писателя. 2.Толстой на Кавказе. Начало литературной деятельности. 3.Педагогическая деятельность Толстого. Рассказ учителя. Литературная деятельность Толстого до и после идейного перелома. Религиозно - эстетические взгляды писателя. Религиозно эстетические взгляды писателя опираются на учение об истинной жизни. В чём ёе смысл? В духовной любви к ближнему, как к самому себе. Пути человека к истинной жизни конкретизируются в учении о нравственном самосовершенствовании человека, которое в себя включает 5 заповедей Христа: - заповедь о непротивлении злу насилием. - не прелюбодействуй, соблюдай чистоту семейной жизни - не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды - не клянись и не присягай ни в чём и никому - помни, что все люди – братья – и учись во врагах доброе видеть (слайды 5штук) Литературное наследие Толстого – это 90 томов Юбилейного издания сочинений! Литература для него была делом, в которое он вкладывал всю душу. В книгах гениальный Толстой выражал мысли и чувства русского народа, показывал всю силу и величие народного духа. Народного патриотизма и народной любви к родине. Лучшие произведения Толстого.
Показ иллюстраций к данным произведениям или обложек книг (слайд) Работа с дневниковыми записями писателя. Напечатанные материалы с заданием и текстами записей на каждом столе. Учитель: Весной 1847 года Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе… Толстой записывал наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений, словечки, подхваченные в гуще людей… Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти. Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого.
Заочная экскурсия в Ясную Поляну. 1.Слово учителя. Представим себе, что один из нашего класса побывал в доме Толстого в Ясной Поляне. Совершим же вместе с ним заочную экскурсию по памятным местам, связанным с именем писателя. 2.Рассказ ученицы. (слайды о Яснополянском музее). Наши первые впечатления о поездке в Ясную Поляну связаны с рассказом экскурсовода о том, как в годы Отечественной войны люди спасали Дом Толстого от пожара, от грабежа фашистов. И вот мы идём по земле, припорошенной первым снегом, где ходил Лев Николаевич, где даже воздух кажется каким – то особенным – яснополянским… Итак мы входим в дом. Очень тихо входим. Уже в передней – шкафы с книгами. Это часть огромной библиотеки, принадлежавшей трём поколениям Толстых: деду со стороны матери – князю Волконскому, отцу Льва Николаевича и самому Толстому. Самая большая комната в доме – зала. Поражает отсутствие каких - либо предметов роскоши. Из зала мы переходим в гостиную, где жила Т.А.Ергольская, вырастившая Толстого, его братьев и сестру. После смерти Ергольской здесь была комната Софьи Андреевны, которая одновременно служила и столовой. По соседству с гостиной – кабинет писптеля, занимающих центральное место в музее. В эту его своеобразную крепость во время работы никто не входил. Софья Андреевна строго охраняла покой мужа и в неурочные часы никого к нему не допускала. Вся обстановка кабинета, как и многочисленные «мелочи», сохранялись во всей полноте. Кажется, только Толстой только-только покинул эту комнату… В последние годы жизни писателя соседняя с кабинетом комната была его спальней. Простая железная кровать, тумбочка, фаянсовый умывальник, два кресла с решетчатыми спинками, бюро. На стенах портреты отца, жены, дочерей Маши и Тани. Живо представляешь себе, как в 12 часу ночи Лев Николаевич входит в спальню, зажигает свечу, берёт записную книжку, вечное перо и делает очередную запись. За стеной кабинета, с северной стороны, расположены две смежные комнаты: ремингтонная (или «секретарская») и библиотечная. Их Толстой шутя называл канцелярией. Здесь переписывались черновики рукописей, размножались запрещённые цензурой статьи, писались ответы на письма. Черновики для удобства автора (из-за плохого подчерка) переписывались домашними: например, «Война и мир» была переписана четыре раза, «Анна Каренина» - семь раз, «Кавказский пленник – 100 раз» (!) Покидая дом, мы спускаемся на первый этаж и проходим в комнату под сводами, хорошо известную по картине Репина. Именно здесь созрел план и написано начало великого романа «Война и мир», что, естественно, вызывает особый интерес посетителей. И, наконец, поелейнее помещение – комната для приезжающих. Здесь гостили обычно друзья семьи Льва Николаевича, в том числе: И,С,Тургенев, А,А,Фет, А,П,Чехов, И,Е,Репин, В,Г,Короленко и многие другие. Домашние ещё называли эту комнату, обставленную, в основном, книжными шкафами, нижней библиотекой или комнатой с бюстом. В нижней библиотеке Толстым написана (в 1873-1877) «Анна Каренина». Здесь же писатель не раз пережил и творческое озарение, и мучительные поиски правды жизни. Здесь же был установлен и привезённый 9 ноября 1910 года гроб с его телом… Мы уходим из Ясной Поляны. Из дома Толстого в глубоком раздумье и волнении. Ведь вопросы, всю жизнь волновавшие великого писателя. Ничуть не утратили своей актуальности. Они как бы напрямую обращены к нам: «как сохранить доброту и любовь?» ответить на них сегодня не легче, не проще… Блиц-викторина. Цель её – за минимум времени получить максимум информации. 1.Сколько лет прожил Толстой? 2. Сколько лет писался роман-эпопея «Война и мир»? 3. Сколько раз переписывали домашние «Кавказский пленник»? 4. Как звали жену Толстого? 5. Где Толстой открывает школу для крестьянских детей? 6. С кем Толстой отправился на Кавказ? 7. Назвать литературное наследие Толстого. (90 томов Юбилейного издания сочинений) 8. С кем из выдающихся людей Толстой общался? 9. В обороне какого города принимает участие? 10. В каком населённом пункте умер великий писатель? Домашнее задание: Написать мини – сочинение «Моя встреча с Львом Толстым». |